Исследование: 87 % классических игр находятся под угрозой исчезновения
Специалисты организаций Video Game History Foundation и Software Preservation Network, которые занимаются сохранением видеоигровой истории, опубликовали результаты исследования коммерческой доступности классических игр. Выводы у экспертов получились далеко не радужные.
«Представьте, что сейчас вам пришлось бы искать подержанную VHS-кассету и проигрыватель, чтобы посмотреть „Титаник“», — посетовали эксперты. Но именно такая ситуация сложилась в индустрии видеоигр. По данным архивистов, почти 87 % игр, выпущенных в США до 2010-го, уже невозможно раздобыть в магазинах. Эту цифру можно приравнять к доле доступных немых фильмов — 86 % подобных картин нельзя посмотреть на современных площадках.
Чтобы сыграть в какой-нибудь старенький проект, пользователям приходится хранить коллекции винтажных игр и консолей, ездить в специальную библиотеку за тридевять земель или же прибегать к пиратству. Современный геймер не в силах прикоснуться к большинству культовых игр прошлого из-за технических, лицензионных и других проблем.
В рамках исследования команда рассмотрела более 4 тысяч классических игр. Как выяснили архивисты, коммерческая доступность старых тайтлов крайне низкая на всех платформах и во всех временных отрезках, освещённых в материале. Вот несколько примеров:
- За период с 1960-го по 2009 год самый высокий процент коммерческой доступности не превысил и 20 %. Больше всего сохранённых тайтлов пришлось на промежуток 1990–1994 годов.
- Лишь 4,5 % проектов для компьютера Commodore 64 всё ещё доступны на современных цифровых площадках. Как пишут авторы, отрезок до 1985 года — крайне важное время на заре индустрии. Проекты этой эпохи имеют большую историческую ценность. Компании же этого не видят, а также не могут продать такие тайтлы, поэтому не заинтересованы в портировании.
- В семействе устройств Gameboy ситуация чуть получше — 5,8 %. Эксперты отметили, что в прошлом эта доля была выше, но снизилась после закрытия электронного магазина для Wii U и 3DS.
- Лучше всего дела обстоят у игр с PS2 — на текущий момент можно сыграть в 12 % классических проектов.
У каждого должна быть возможность свободно изучать и играть в классические игры, точно так же, как люди вольны читать классическую литературу, слушать классическую музыку и смотреть классические фильмы. Однако устаревшее законодательство в области авторского права мешает структурам вроде нашей заниматься своей работой.
Сейчас библиотекам и организациям разрешено хранить цифровой контент, но воспроизводить его легально получится только на старых устройствах, которых на месте может и не оказаться. Сотрудники VGHF и SPN надеются, что в будущем электронным архивам позволят делиться классическими играми со всеми желающими. Пока что против этой идеи выступает Ассоциация развлекательного программного обеспечения (ESA). По её мнению, это решение негативно скажется на процветающем ретросегменте.
Лучшие комментарии
Казалось бы, при чём тут пиратство и его польза в сохранении цифрового наследия — Да Nintendo?
Тут даже первая ссылка под новостью тематическая.
Перестали продавать игру — выкладывайте в открытый доступ!
Даже Deadpool уже недоступен в цифре, купить можно только бу диск с нормально такой наценкой. Тут бы законопроект разработать вроде общественного достояния.
Нахождение рома на торрентах нельзя расценивать как что-то надёжное. В любой момент на раздаче может никого остаться.
Создателей той же «Пиратской бухту», помнится, сажали, а сайт закрывали.
Плюс на некоторых непопулярных, пусть и значимых, раздачах попросту может не оказаться сидов.
Так что торренты — не панацея, сегодня они есть, завтра — нет.
Малопопулярные торренты очень часто перестают раздавать в принципе, что в данной ситуации обозначает реальное исчезновение игры из интернета
Это везде так. Выкинуть списанную вещь на помойку это пожалуйста, но если попытается ее вынести и тебя с ней поймают, то все попытка хищения и твой дом тюрьма.
Ты рассуждаешь с точки зрения среднестатистического пользователя стран СНГ. А если рассуждать с точки зрения закона, то ты не можешь пользоваться продукцией, которую официально не купил. То есть действует максима «если вещь нельзя купить и правообладатель не выложил её в открытый доступ, её нет».
Ну так потому и приведена цитата «Представьте, что сейчас вам пришлось бы искать подержанную VHS-кассету и проигрыватель, чтобы посмотреть „Титаник“», ибо если единственный вариант легально посмотреть/поиграть это найти где-то на вторичном рынке оригиналы то считай что его нету (ибо в какой-то момент оно со вторички может вообще пропасть, или ввиду раритета/редкости продаваться за безумные деньги). Ну и ни один из вариантов не подразумевает официальную покупку от издателя напрямую. В этом собственно и суть проблемы же — легально достать сложно или почти невозможно, вот и всё.
Ну так если разобраться в вопросе, то вполне себе есть — на вторичке особо редкие экземпляры может и не найдешь вообще (или оборудование в рабочем виде), а пиратство нелегально — так что вариантов нету и игра «исчезла». Ну и если что в США/Европе, в зависимости от страны/штата, за пиратство реально могут притянуть к ответственности в виде штрафа или срока. Это собственно и равно угроза исчезновения для цифрового контента, когда нету способа его раздобыть рационального, нет?
Так опровергни это исследование
Может ли быть совпадением, что диаграмма по результатам исследования старых игр один-в-один похожа на Пакмена?
Так речь идёт о легальной доступности. Чтобы издатель не вообразил из себя Nintendo и не начал исками грозить за твоё не вредящие никому по факту хобби.
Это прекрасное авторское право
На минуточку, Коммодор — это один из основных производителей ПК своего времени. И 64, и уж тем более Амига, требуют сохранения своего наследия, т. к. на них зарождались культовые серии и игры, которые потом портировались на приставки (знаю как минимум про Кэннон Фоддер и его сиквел до сих пор эксклюзив Амиги)
Ничего нет надежного! Вон говорят даже юристы могут заставить прям удалить из интернета фотки и все, пиши-пропало! Так и с играми, удалить нинтендо заставит и больше марева не увидим.
Ну в том же рутрекере долгое время висела табличка о наборе в какую-то группу хранителей, которые, судя по всему, этим и занимаются. Другое дело что малоизвестной продукции намного больше, чем может полурандомный чел на своём компухтере раздавать
Ну тогда да, действительно, если оно существует где-либо как-либо то оно не под угрозой исчезновения, о чём это я.
Наверное все те разновидности животных что числятся под угрозой исчезновения в красной книге тоже на самом деле не под угрозой существования, они же существуют!
Это ведь очевидно и очень понятно, что угроза исчезновения на самом деле не угроза исчезновения ведь всё ещё существуют экземпляры в мире какие либо.
А по поводу «нельзя в одной, доступно в другой» как бы тебе уже сказали про «пользователя страны СНГ», ну и исследование, очевидно, проводили не в нём. Пиратство не рациональная альтернатива если ради сохранения игр нужно нарушать закон.
Ну и да, мерседес тот исчез по факту, почему нет? Не выпускается и нельзя купить — значит все те экземпляры что были раскуплены со временем все больше и больше будут деградировать и разваливаться, пока не перестанут выпускать детали, и уже будет почти невозможно нормально его отремонтировать. То есть получается он «под угрозой исчезновения» тоже.
У меня тоже был, пока в один прекрасный момент его содержимое не превратилось в кашу, без особых на то причин. Не самое надёжное хранилище.