25 августа 2021 25.08.21 9 4297

Расследование: аукционные дома искусственно повышают стоимость раритетных видеоигр, чтобы получать с этого прибыль

За последние месяцы аукционы по видеоиграм чудовищно разрослись: если в феврале 2019-го рекордом считались $100 500 за антикварную копию Super Mario Bros., то в августе 2021-го верхняя планка поднялась до $2 000 000. Видеоблогер Карл Джобст (Karl Jobst) провёл собственное расследование: он считает, что стоимость раритетов искусственно завышается компаниями и людьми, которые организуют эти аукционы.

Среди главных действующих лиц:

  • Wata Games — организация, которая проводит оценку игрового антиквариата и выставляет рейтинг качества.
  • Heritage Auctions — компания и площадка, где проходили аукционы с немыслимыми рекордами для видеоигр.

По версии Джобста, история закрутилась как раз в районе 2019-го. Super Mario Bros. за $100 500 купили вместе три человека — сооснователь Heritage Auctions Джим Халперин (Jim Halperin), хозяин игрового магазина Just Press Play Зак Гиг (Zac Gieg) и игровой коллекционер Рич Лечче (Rich Lecce).

Далее, говорит Джобст, Heritage Auctions и Wata выпустили пресс-релиз, где заявили, что аукционы по видеоиграм только растут и останавливаться не собираются. То есть получается, что Халперин сам приобрёл раритет и сам же при помощи своей компании раздул значимость покупки.

 

Полная версия материала Джобста.

Обе компании получают прямую выгоду от повышения денежных оборотов аукционов:

  • Когда Wata проводит оценку качества, она берёт себе определённый процент от рыночной стоимости товара. Например, если товар оценивается в $10 000, то Wata получает $400. Если стоимость составляет $1 000 000, то Wata получает уже $20 000. (Видимо, процент меняется в зависимости от суммы.)
  • Когда товар продают на аукционе через Heritage Auctions, аукционный дом получает комиссию от достигнутой стоимости — 20 % у покупателя и 5 % у продавца. Например, если аукцион достиг $1 000 000, то Heritage Auctions заработает ($200 000 + $50 000) = $250 000.

Как утверждает Джобст, раритеты с огромными ценами почти никогда не попадают к настоящим коллекционерам: их покупают группы инвесторов, которые гоняются за лёгкими и быстрыми деньгами. На этом специализируются целые компании: они предлагают приобретать долю в аукционе очередной редкой вещи, а затем получать прибыль, когда эту же вещь перепродают по повышенной стоимости.

Джобст приводит следующий пример: в 2020-м компания с долевым участием Rally купила копию Super Mario Bros. за $140 000, а уже в августе 2021-го продала эту же копию за $2 000 000. То есть всего за год Rally и её инвесторы умножили свои вложения более чем в 10 раз!

Я не слышал ни об одном настоящем коллекционере, который купил бы одну из этих дорогих игр. Это чистейшая спекуляция ради прибыли.
Карл Джобст
 

Отрывок из популярного шоу Pawn Stars, который посвящён работе крупного ломбарда в Лас-Вегасе. Здесь глава Wata Дениз Кан (Deniz Kahn) просит $1 000 000 за редкую копию Super Mario Bros. Считается, что такими заявлениями Wata преднамеренно раздувала стоимость игрового антиквариата.

Wata активно способствует повышению стоимостей. Как предполагает Джобст, руководящую должность в Wata занимает Джефф Мейер (Jeff Meyer). Он обходными путями выставил через Wata рейтинг своей коллекции видеоигр да ещё и дал ей особое название, что только повысило аукционную цену. Затем Мейер сразу же продал игры через различные организации, включая Heritage Auctions.

Доход от трюка превысил $540 000. При этом в публичных комментариях представители Wata утверждали, что сотрудникам компании запрещено иметь или продавать игры, которые прошли оценку у Wata. Кроме того, причастность Мейера к Wata стараются не раскрывать, рассказывает Джобст.

Расследованию Джобста вторит другой журналист — Сэт Абрамсон (Seth Abramson). По его словам, оценочные компании и аукционные дома прячут от лишних глаз тот факт, что хорошо сохранившихся игр для NES на самом деле не так уж и мало. Как подозревает Абрамсон, заинтересованные инвесторы оценили и выкупили свыше 750 копий Super Mario Bros. 3, а теперь медленно вбрасывают их на аукционы, чтобы поддерживать иллюзию редкости. Wata им помогает — она стала оценивать видеоигры в 2018-м и быстро заняла лидирующую роль в этой сфере.

Итак, Джобст и Абрамсон уверены, что рынок раздувают искусственно, прикрываясь исторической ценностью игр на аукционах. Heritage Auctions дала официальный комментарий VGC: компания отрицает свою причастность к нелегальным или неэтичным практикам и говорит, что в материале Джобста есть ряд искажённых фактов.

Heritage Auctions жалеет, что у неё не было возможности дать ответ до публикации ролика, потому что в нём содержится ряд искажённых фактов и неверных выводов.

Heritage категорически отрицает любые обвинения в том, что её сотрудники участвуют в подставных торгах, «манипуляции рынком» или других схожих нелегальных или неэтичных практиках. Heritage гордится своей прозрачностью и тем, что компанию создали коллекционеры для коллекционеров. При этом мы приветствуем возможность обсудить игровой рынок и хотим пригласить мистера Джобста в наш головной штаб в Далласе, чтобы познакомить его с нашими процессами и устроить беседу с руководством.
Представитель Heritage Auctions

Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Это чистейшая спекуляция ради прибыли.

Ну кто бы мог подумать...

«Так кто же вы, коллекционер или мошенник? Берите выше, я — волшебник!».

Все гениально и красиво. Вопрос один, кому достанется по шапке?)

Так очевидно же, вы что доспехи бога не смотрели?

Понятное дело, что это очевидно так, но с другой стороны сложно оценить что-то чего остался один экземпляр в мире в таком состоянии. Вот когда хочешь, например, продать машину, то заходишь на площадку с авто и смотришь по какой цене вообще продают по рынку в зависимости от конкретной модели, пробега, комплектации и т.д. В общем, учитываешь много параметров, сужая коридор цены, чтобы максимально адекватно оценить свой авто. И когда есть от чего отталкиваться, то всё просто. А вот когда как здесь вариантов для сравнения нет, то цену можно указывать любую космическую, ибо у потенциального приобретателя нет вариантов в конкретно таком состоянии купить именно редкий экземпляр у кого-то другого.

А ты попробуй продать такую даже «копию» хоть за половину ими вырученную стоимость. Тут магия продажи, «отмывания» (термин по вкусу) меня лично поражает. 

Не верю, это просто компания, основанная фанатами игр Нинтендо.

просит $1 000 000 за редкую копию Super Mario Bros.

Эта копия напрашивается, чтобы дети поиграли ей в футбик на камеру. Возможно ролик собрал бы немало просмотров. Ещё классно было бы увидеть реакцию владельца в этот момент, который очевидно согласия не давал бы.) 

Ну, вот этого я не понимаю. Кусок кода, который в ром-формате валяется на торрентах бесплантно, и сделать из него картридж лишь вопрос умения — и он стоит два ляма баксов???

Всё, что не делается в этом мире, делается только ради прибыли.

Читай также