Вместо отпуска
Ах, Тусент, сказочное царство. Вино льется рекой, повсюду странствующие рыцари, борющиеся со злом во всех его проявлениях, благородные дамы, поражающие красотой. А какие здесь пейзажи, ммм... Вообще, Кровь и вино очень хочется описывать исключительно в стиле буклетов турфирм - CD Project превзошли сами себя в левелдизайне, настолько сочных, красивых, богатых на детали локаций в играх я, наверное не встречал больше нигде. И вроде бы чисто технически ничего особенно не поменялось со времен оригинала и каменных сердец, но здесь разработчикам получилось вдохнуть душу нагромождения полигонов. Да, я и про оригинал говорил, что здесь хочется просто медленно ехать на лошадке и наслаждаться пейзажами, но тут хочется буквально остаться и прожить жизнь.
И я подозреваю, что во многом это потому, что в этот раз это не жесткое темное фентези, где люди мрут на каждом углу, а грязь и чернуха льется через край, а пряничная сказка, где добро вполне себе есть и даже нередко побеждает зло. Это на самом деле хоть и чужеродно для серии, но и тут, разработчики поработали на славу и отразили эту чужеродность нарративно, перевернув восприятие и сделав непривычный сеттинг неотъемлемой частью мира. Лучше всего перемену настроения видно в заказе "Боклерское сафари", когда вместо очередного истребления местной фауны вам нужно работать гидом по дикой природе для одного довольно приятного толстосума.
А еще здесь очень прочная связь с книжным наследием. Здесь и вернут одного из главных персонажей саги, и насыплют рядок второстепенных и квесты подвяжут к книжным событиям. Иной раз играешь и просто как ребенок радуешься от найденных отсылок.
Ну и конечно же, основная сюжетная линия - бриллиант, главное украшение игры. Это и запутанный детектив с вотэтоповоротами, и качественная семейная драма, и философское размышление о ценности жизни и бессмертии. Причем, сюжет пролетается буквально на одном дыхании, хотя коротким его не назовешь. А еще здесь есть сюжетная развилка, которой мне не хватало со времен второго ведьмака. Конечно происходит она уже под конец и отличающиеся куски сюжета каждый всего на всего часа на 3, но сам факт того, что от выбора игрока зависит то, увидит ли он целые куски игры, меня очень радует. Ну и стоит добавить, что в зависимости от этого самого выбора по разному раскрываются разные персонажи, все как в старых добрых убийцах королей. Для полного восприятия картины здесь буквально необходимо пройти все три концовки, тем более что и по настроению они отличаются кардинально - одна сюжетная ветка это все та же сказка, даже еще более сказочная местами, а вот другая... скажем так, иногда от чернухи в той ветке волосы начинали шевелиться сами по себе.
Конечно же есть и небольшие придирки вроде того, что это первая по-моему часть серии, где варианты выбора в диалогах довольно существенно отличались от того что скажет персонаж (хотя это конечно больше претензия к локализации) или, например, того, что теперь зачистка знаков вопросов стала полноценным квестом (даже несколькими) (хотя и требует зачистить только избранные эвенты). Но в противовес последнему, надо отметить, что лора в этих знаках вопросов накидывают будь здоров, в какой-то момент я поймал себя на мысли, что мне и правда интересно читать эти истории из жизни туссентских обывателей.
Ну и чтобы не заканчивать на нытье, отмечу, что это наверное первая ролевая игра, где мне хотелось заниматься своим домом, винодельней Корво-Бьянко. Хотелось сделать ремонт, расставить доспехи и мечи, повесить картины. Нет, это не то что бы заслуга интересности механики или красоты самого поместья, нет (хотя поместье вышло красивым), все это потому, что приключаясь в Туссенте, ты буквально ощущаешь, что Геральт как никто другой заслужил тихую и счастливую пенсию в залитых солнцем виноградниках. Я надеюсь, что это останется завершением его саги, ведь более удовлетворяющие концовки любимые персонажи получают крайне редко.
Лучшие комментарии