Risen хорохорится наследием знаменитой Gothic, но выглядит при этом как дальний родственник той прекрасной игры, оторваться от которой было практически невозможно. Как бастард, изо всех сил стремящийся походить на знаменитого предка, Risen усиленно корчит из себя четвертую "Готику", и да, местами ей это удается, но в большинстве случаев ей будет сложно убедить игрока в своем кровном родстве с одной из лучших RPG-серий последнего времени.
Начинается игра довольно бодро – шторм выбрасывает потерпевшего кораблекрушение героя на берег неизвестного острова. На персонаже жалкие лохмотья, а в бездонном инвентаре шаром покати. Ситуация заставляет его отыскать ближайший населенный пункт и расспросить местных где он вообще находится. Пройдя несколько метров с палкой наперевес, герой падает замертво, искусанный волками.
Кому нравится высокая сложность, придут от Risen в восторг – она действительно сложна. Особенно поначалу, когда от монстров приходится трусливо бегать, а о необязательных схватках даже речи не идет. Вокруг дорог пасется всевозможная живность, снимающая все HP с трех-четырех укусов, а зелья со здоровьем роскошь поценнее бутылки водки во времена Горбачевской борьбы с пьянством. Ситуацию усугубляет отсутствие нормальной брони и оружия, разжиться которыми будет очень непросто.
После трех перезагрузок аккуратно обходим голодных тварей и пробираемся вглубь острова, где находим двухэтажный дом с очень словоохотливым и дружелюбным обитателем внутри. Добрый самаритянин дарит нам ржавый меч и объясняет местные расклады.
На острове имеется две противоборствующих силы: Бандиты и Инквизиция. Первые думают лишь о том как набить свои карманы золотом, вторых заботит судьба мира, крайне темная после того как один великий маг прогнал из него деспотичных божеств, оставив людей на растерзание крайне неприятным соседям по планете.
К кому бы ни попал игрок, ему предстоит выполнить массу поручений, многие из которых сводятся к банальному "побей и забери" и рукоприкладству. Когда отобрать квестовый предмет силой не удается, его нужно будет купить, на что может уйти большая часть обещанного гонорара. Но без схваток в Risen обойтись все равно не получится.
Боевая система игры удивляет своей архаичностью. Одна кнопка – удар, вторая – блок. С магией ситуация получше – заклинаний хватает, но их сперва еще нужно выучить, на что уйдет немало времени. Есть и луки, но выбрав путь воина, без холодного оружия вам так или иначе не обойтись.
Сохраняться можно прямо во время битвы. Такая система превращает сражения с сильными врагами в многократный Save/Load, что попахивает читерством. В приступе погони за реализмом Piranha отказались от маркеров на карте, но сейвиться во время сражений она не запретила. Где логика, скажите нам на милость?
Знаковая особенность концепции Gothic "из грязи в князи", заставляет радоваться каждой новой способности, новой броне или заклинанию. Постепенно (и очень медленно) игрок эволюционирует в мире игры, становясь все более заметной фигурой, развивая все новые способности. Но на это становление потребуется много часов игрового времени, и не у всех хватит сил довести начатое до конца, особенно учитывая упомянутый уже примитивизм заданий и фанерность большинства NPC.
Похоронив Gothic 3 под ворохом багов, Piranha вынесла из этого хороший урок, постаравшись сделать Risen игрой, найти баг в которой та еще задача. Никаких убер-кабанов вы здесь не встретите - баланс работает как часы. Даже банальных технических проблем игра не испытывает.
В графическом плане Risen так же неоднозначна как и во всем остальном. Красивые джунгли постоянно пачкают неприятные постэффекты, но к этому можно привыкнуть, а вот к чему нельзя, так это к моделям персонажей, которые кажутся пришельцами из далекого прошлого. Но хуже всего выглядит анимация движений главного героя и особенно прыжок, физика которого не имеет ничего общего с ньютоновской.
Вывод: Risen можно сравнить с новым альбомом культовой рок-группы, который получился намного хуже предыдущих. Фанаты будут восторженно рукоплескать и вопить "вы не шарите!", будут искать мелкие достоинства, закрывая глаза на колоссальные ляпы. Но если такой альбом попадет в руки стороннему человеку, для которого название рок-группы Piranha ничего не говорит, тот послушает его, скажет: "ну есть пара хороших вещей", а потом извлечет диск из проигрывателя и оставит его пылиться на полке. Возможно, что даже навсегда...
19 мая 2023
Лучшие комментарии
Самый бредовый отзыв на Ризен из всех, что я читал. Особенно этот кринж: «Боевая система игры удивляет своей архаичностью. Одна кнопка – удар, вторая – блок.» А какая система считается «неархаичной»? В которой одна кнопка – удар, а вторая – сильный удар? Боёвка в Ризене вообще на голову выше, чем во всех РПГ, что вышли до него.
Есть всё: удары оружия об оружие противника, при прокачке постоянно появляются новые комбинации, парирование ударов, возможность взять более тяжёлое оружие в одну руку, тупого закликивания как в Готике 3 нет. Бесполезных перков типа мастер-мечник, от которого противник каждый раз падал, и приходилось ждать, пока он поднимется, потому что по лежачему нельзя наносить удары, тоже нет.
Сложность в игре адекватная. Вся монстра на старте специально чуть слабее, чем в остальных местах, и спокойно убивается прямыми руками, если научился использовать отскоки и прыжки вбок.
Квесты вовсе не сводятся к тому, чтобы побить и забрать. Многие квесты основаны на поиске информации и способе решения некоторой проблемы, как это было в Ночи Ворона. Как попасть к Дону Эстебану? Да хрен его знает, поговори со всеми, может кузнец подскажет. Сходи на переговоры с Инквизитором, скажи, что у нас есть то, что ему нужно, а что ему нужно — мы не знаем, так что узнай это. Свяжись с моими людьми в городе, узнай, как обстоят дела. Но что это за люди — тебе надо самому выяснить. А, как из города выбраться, когда попал туда? Как найти наводчика на обкраденные дома? Как найти золото Романова или Стальную Бороду? Как надавить на торговца, чтобы он заплатил? Может подкинуть голову его коровы ему в кровать? Как вызволить кладоискателя из-под ареста ордена? Всё это — побей и принеси? Чушь. И даже там, где надо что-то принести обычно квестовый предмет можно украсть. И в каждом квесте диалоги прописаны так же хорошо, как в Готике 1 и 2.