Пустота
A plague tale: requiem с первого взгляда просто сиквел сделанный по учебнику, буквально все тоже, что было в первой части, но красивее, масштабнее и с работой над ошибками. Примерно такая мысль посещала меня первые три главы. Вроде бы также мы сражаемся с чумой, также ищем лекарство для Гуго, даже напарник тот же, Лука. Также в антураже средневековой Франции (правда на этот раз более южных широт), также прячемся за ящиками и в траве, также двигаем светлые идеи хаотичного насилия в массы средневековых граждан. Конечно же все такая же прекрасная музыка Оливье Де Ривье, делавшая еще первую игру незабываемым опытом. Но. К концу третьей главы я начал чувствовать, что все же что-то не также. Нет, понятное дело, технологии выкрутили как надо, лица красивые, крыс тысячи на одном экране, локации красочнее и больше, это все само собой. Что-то не так на другом уровне.
На самом деле немножко я все же лукавлю, помимо вот этого самого метафизического "что-то не так", можно найти и другие улучшения, которые важнее простого технологического буста. Самое главное для меня среди них - намного более интересный и разнообразный геймплей. Если в Innosence нам предлагалось прятаться и бить из пращи по головам, иногда решая простые головоломки, то в Requiem, помимо возросшего числа красиво и качественно срежиссированных сцен, что на самом деле уже само по себе круто, на самом деле нам предлагают заниматься тем же самым, только теперь это все разнообразнее и интереснее. Пряток стало поменьше, но они стали напряженнее, солдатики теперь довольно зоркие и бдительные (хотя не всегда, иногда они могут позволить себе проморгать героиню буквально у себя под носом, да и спутников они по прежнему никак не видят, хотя это и не нужно). Кидаться камнями в стражу тоже стало веселее, помимо этапов со стелсом, есть и довольно нередкие и иногда весьма сложные эпизоды с боем, когда к каждому сопернику, защищенному хотя бы шлемом, нужно придумать подход. Ну и головоломки стали, хм, изобретательнее что-ли, хотя вообще правильнее было бы заметить, что вся игра - головоломка гораздо в большей степени чем экшен. Ну а крысы, крысы стали еще более пугающими, в основном из-за количества.
Ну да ладно, хватит наверное про очевидные улучшения, что же там с этим "что-то не так" то? Хороший вопрос, честно говоря я просидел над формулировкой этого чего-то достаточно долго, также долго как собственно я и осознавал это в процессе игры. Как я сказал, это ощущение закралось где то около третьей главы, но до конца я это понял только лишь главе к двенадцатой. Все дело в нарративе. По началу все идет как обычно, но потом ты все чаще замечаешь, что поступки Амиции через чур эмоциональны, часто неуравновешенны, навлекают на героев проблемы, которых явно можно было бы избежать. Это не вызывает какого-то отторжения или непринятия, но вот в этом промежутке, эти девять глав, ты как игрок все больше и больше разочаровываешься в главной героине, тебе все больше кажется, что ну вот зачем так поступать, если очевидно, что ни к чему хорошему это не приведет. А потом... Потом наступает 12 глава. Не буду приводить никаких спойлеров, но скажу лишь то, что в 12 главе лично я понял, что... хм... все не так. Все не так в моем восприятии. И то, что я считал за нелогичность, "мерисьюшность", черезмерную эмоциональность, все это выстраивается в такую стройную и красивую цепочку о переживаниях Амиции, о ее внутренних проблемах, о том, насколько тяжело ей приходится, что даже становится немного стыдно за свою черствость. Не поймите меня не правильно, в 12 главе хоть и есть сюжетный поворот, но он не настолько значимый, что бы сказать, что вот именно он для меня расставил все точки над "и". Я говорю о том, что к этому моменту арка Амиции из странного нагромождения неровных кирпичиков характера и поступков становится чем то прекрасным, настолько, что задевает за самые потаенные струны души. Все ее поступки теперь кажутся более чем логичными и обоснованными, но обоснованными не какими то простыми внешними факторами, а душевным состоянием самой девушки. После этого остаток игры пролетается на одном дыхании и выводит к шокирующему финалу, о котором ты догадывался, а если ты поциничнее и попрактичнее, то даже, наверное, просил еще с первой части игры. Да, я не ошибся, финал в совокупности с аркой Амиции, в совокупности с аркой предков Де Рунов, не смотря на всю свою предсказуемость и, возможно, ожидаемость, становится настолько шокирующим, бьющим прямо в лоб, проникающим глубоко в душу, что после того как все случится, ты сидишь, и ощущаешь лишь пустоту, ту самую пустоту, когда ты потерял что-то очень важное, потерял навсегда. Кто-то заметит, что подобные эмоции возникают после завершения любого качественного драматичного произведения, но лично для меня эта пустота была еще сильнее, чем обычно. Это нечто, что очень сложно передать словами, это то, ради чего стоит играть в подобные игры, смотреть трогательные фильмы, читать драматичные книги.
Лучшие комментарии
Тонко… Очень тонко… (
Честно, мне изначально ее поступки, которые она делала на эмоциях, не вызывали никакого диссонанса, так как даже событий первой части достаточно для того, чтобы сильно пошатнуть психику даже взрослого человека, не говоря уже о 16 летней девочки. Как я рассказывал эмоции своему другу, ты точно подметил, то, что казалось бы безрассудные поступки, в которых нет никакого смысла на первый взгляд, обретают этот смысл, когда понимаешь, что это обычный человек, который совершает ошибки постоянно. И если попробовать представить себя на ее месте, то мне кажется, что находясь в экстренной ситуации, на гране смерти, под таким психологическим давлением настоящего и прошлого, ты бы мог сотворить и не такое...
Для меня было полное разочарование то, что игра не взяла ни одной номинации на TGA, но в тоже время, радует, что была хотя бы номинирована. Как по мне, игра не заслуженно остается незамеченной, это первая серия игр, которая принесла мне столько искренних эмоций, я очень надеюсь на продолжение.
Помню, где-то видел отзыв к игре, где чувак сказал, что Амиция это тупая фемка, которая просто мочит всех по приколу направо и налево, но меня радует, что есть такие люди как ты, которые могут адекватно и с использованием мозга описать персонажа, меня прямо порадовал твой отзыв)
Спасибо, очень приятно читать такой фидбек)
На самом деле я даже не знаю, что они могли бы еще рассказать в этой вселенной, на данный момент дилогия выглядит настолько завершенной, насколько это возможно. Я буду рад ошибаться, но как будто бы что-то действительно стоящее в этой истории уже не получится добавить.
Только сейчас дошёл до этой серии прошёл залпом, и тоже какая то пустота после неё, хочется испытать те же эмоций, может вы знаете подобные игры с хорошим сюжетом, приключениями и и тд(всё что было в этой игре), на ум только пришли uncharted и the last of us, они максимально близки к этому но их я прошёл, вдруг вы знаете ещё какие нибудь подобные но незамеченные игры)
На самом деле тоже не так просто вспомнить аналогичные по опыту игры, однако, довольно близко в моем понимании стоит Hellblade, хотя должен предупредить, что это несколько более специфичный эмоциональный опыт, он мне кажется может не на каждого сработать, однако если сработает, то тоже даст сильные ощущения. Еще думаю можно посоветовать L.A. Noir, тут тоже со мной не все согласятся, однако мне игра запомнилась сильным сюжетом и не менее сильной детективной составляющей, в итоге там все что происходит складывается в довольно интересную и эмоциональную цепочку, которая тоже вполне может оставить в некой прострации после концовки. Ну и если хочется максимально близкого опыта именно с сюжетной точки зрения, то Brothers: A tale of two sons весьма похожа в плане истории и в итоге эмоции от концовки оставляет максимально близкие к чумной дилогии (хотя могу представить, что из-за более простого визуального стиля эмоции у некоторых могут смазаться). Это так если без особого копания в библиотеке, но прошу помнить, что рекомендации очень субъективные))