
Неплохая игра за неприглядным фасадом
Моё знакомство с серией Need for Speed началось в 2006-м году, когда родители купили мне первый компьютер, и добрый дядя из магазина вместе с пиратской Windows XP закачал туда Underground и Underground 2. Это были в принципе мои первые видеоигры, и поэтому, можно сказать, что к этой серии у меня всегда была особая привязанность. С тех пор я играл во все части за авторством EA Black Box вплоть до Undercover, и в некоторые части вышедшие позже. И поэтому я очень переживал за будущее NFS, после неудачного релиза The Run, закрытия Black Box и передачи серии в руки авторов Burnout – Criterion Games. Начиная с Hot Pursuit 2010, меня не покидало ощущение, что серия сворачивает куда-то не туда и теряет свою идентичность. Больше не было сюжета и прокачки авто, а ощущения от вождения стали совсем другими. И несмотря на то, что Hot Pursuit мне понравилась, с моей фанатской точки зрения это был большой шаг назад.
Прокачка заставляла тебя более пристально всматриваться в особенности автомобиля, который ты водишь, и расставлять приоритеты в условиях ограниченности денег. Теряешь скорость при прохождении поворотов? Прокачивай ускорение, подвеску и тормоза. Обгоняют на прямых? Возможно стоит повысить максимальную скорость. Визуальная прокачка, как правило, выполнялась только если оставались лишние деньги – технические характеристики намного важнее.
Сюжет же придавал всему происходящему какой-то интересный контекст, но не перетягивал на себя внимание. Я убеждён, что в NFS нет места серьёзным драмам, а история должна быть написана так, чтобы понравиться твоему внутреннему 12-ти летнему подростку. В центре должна быть какая-то странная причина, по которой ты обязан победить всех самых крутых гонщиков в этом городе: идеально, если кто-то забрал у тебя тачку, или разбил её и теперь нужно отомстить. Окружать эту историю должны слегка гротескные персонажи, которые выглядят и ведут себя круто. Совсем идеально, если сопровождать тебя по сюжету будет какая-то красивая девушка. И ещё на фоне должна быть какая-то тусовка уличных гонщиков-контркультурщиков, в которую ты пытаешься влиться. И этого вполне достаточно.
Ещё важна музыка, которая играет на фоне. И здесь я возьму смелось сказать, что качество её подбора оставалось очень высоким вплоть до Heat. Немного менялись жанровые предпочтения, чтобы соответствовать духу времени, но как правило всегда были треки которые очень радовали при езде на 300 км/ч по хайвею. Из последнего, я довольно часто переслушиваю плейлист из NFS 2015, в котором много забойной электронщины.
Итак, в этом достаточно продолжительном вступлении я описал, какой для меня является идеальная Need for Speed. Теперь попробуем разобраться, какой же получилась Unbound.
С момента перезапуска в 2015-м, серия встала на путь экспериментов в попытках объединить наследие игр Black Box, а также удачные находки Criterion и Ghost Games. Вернуть прокачку автомобилей, вернуть сюжет, но добавить больше аркадности в вождение и в целом в игровой процесс, а также найти способ выгодно выделиться на фоне крайне успешной Forza Horizon от Playground Games. Задача, прямо скажем, очень непростая. В случае с Unbound эксперимент пошёл в направлении заигрываний с Hip-hop культурой. В качестве приглашённой звезды здесь A$AP Rocky, в саундтреке много рэп-исполнителей, персонажи выглядят в соответствии с тусовкой, а визуальные эффекты в интерфейсе похожи на граффити.
На последнем остановлюсь отдельно. Ещё в трейлерах были показаны «аниме-эффекты» от дыма под колёсами, столкновений, использования нитро, прыжков и подобных вещей. Я достаточно настороженно на это смотрел, и не был уверен что это будет выглядеть уместно. Но сейчас пройдя игру я убеждён, что это была удачная находка, которая даёт тебе больше информации о происходящем на трассе. Если противник въехал в столб где-то впереди, благодаря появившемуся значку ты увидишь это заранее. Когда противник использует нитро, ты тоже это увидишь. Когда машина теряет сцепление с трассой, я увижу это сразу. И так далее. Наверное, разработчикам не стоило делать эффекты такими вычурными, но задумка и правда отличная, и я надеюсь в последующих играх они это улучшат.
Теперь поговорим немного об игровом процессе. Вся игра разбита на дни, у дня есть утренняя и вечерняя части, и эти части называются игровыми сессиями. В каждый день и в каждое время суток набор активностей немного отличается. Сюжет развивается на протяжении четырёх недель, в конце каждой из которых ты должен пройти квалификацию для финальной гонки. В течение каждой недели нужно прокачать себе минимум одну машину указанного класса, для квалификации. Деньги зарабатываются в гонках и побочных активностях представленных на карте, но если тебя арестовывают, ты теряешь все деньги заработанные за текущую сессию. Чем больше гонок ты проходишь в течение дня, тем больше интерес со стороны полиции, поэтому нужно думать, готов ли ты рискнуть и заработать ещё, или же сохранишь деньги, но закончишь сессию. Этот геймплейный цикл для меня был очень увлекательным, примерно до момента получения машины класса A+, после чего полиция перестала представлять всякую угрозу и я просто начал проходить все гонки на карте. Сами гонки в меру сложные, особенно если ты ещё не прокачал машину до нужного уровня. И довольно часто ты приходишь к финишу на 3 или 4 позиции, и это нормально. Сами виды гонок вполне классические: спринт, круг, дрифт и особые ивенты от A$AP Rocky, в которых нужно набирать очки стиля вождения. В мультиплеере вроде бы есть ещё драг-рейсинг, но я играл только в сингл. Ещё в описании заезда делают акцент на характере трассы: она может быть с акцентом на прямых, крутых поворотах или езде по городским улицам. Трассы не очень разнообразные, поскольку карта небольшая (по моим ощущениям, примерно как Рокпорт из Most Wanted), и ты запоминаешь большинство её характерных элементов. И знание трассы действительно важно, поскольку количество рестартов заезда ограничено в течение одного игрового дня, и лучше допускать в заездах как можно меньше ошибок. В целом, весь геймплейный цикл получился увлекательный: ограничения по дням и риск потерять всё при задержании здорово держат в напряжении, и за общее время прохождения в 30 часов всё это не успевает надоесть.
Теперь поговорим про автомобили. Их выбор значительно уступает конкуренту в лице Forza Horizon. Но это не важно, потому что у игрока всё равно не будет возможности попробовать большую часть этого автопарка за одно прохождение. Это так же можно считать проблемой, поскольку это не даёт пространства для экспериментов в рамках одного прохождения. Как правило, ты в начале игровой недели выбираешь одну машину, а затем прокачиваешь её от базы до нужного уровня в требуемом классе. Но это здорово сближает тебя с машиной, примерно как это было во времена Underground 2 и Most Wanted. Прокачка не столь глубокая, как в Forza Horizon, но будем честны, там далеко не всем нравится возиться с тонкой настройкой всего, и большинство просто устанавливает готовый билд, который кто-то сделал и выложил в общий доступ. В Unbound же прокачка близка к корням, и интуитивно понятна, если ты хоть примерно представляешь устройство авто. И особое удовольствие - пытаться максимально уложиться в ограничения заданного класса, но при этом поставить комплектующие, которые соответствуют твоему стилю игры. Мне действительно нравилось с этим возиться. В идеале, наверное, можно даже собирать отдельные билды авто под каждый тип гонок, но я предпочитал всё проходить на одном, просто регулируя характер взаимодействия с трассой через ползунок в настройках. В целом, Unbound вернула мне те же ощущения от взаимодействия с машиной, которые я испытывал много лет назад. Но хотелось бы, чтобы игра давала более предсказуемые последствия в том, какое авто каким образом может быть прокачено, до момента его покупки. Я обжёгся на этом в гонках для S+ класса, было прям трудно.
Далее скажу пару слов про сюжет. Ощущения от него такие, будто его написал 12-ти летний подросток, и в целом это плюс. Но его сильно портят плоские персонажи, которые просто всю игру кривляются и к которым ты ничего не чувствуешь. И что самое любопытное, центральная тема общего стиля игры – hip-hop культура, там не затрагивается вообще никаким образом, за исключением музыки играющей на фоне в катсценах. Герои, по обсуждаемым в разговорах темам, скорее похожи на типичных зумеров. Это неплохо само по себе, но хочется, чтобы вернулась гротескность образов и нарочито наигранная крутость. Хотя бы как в NFS 2015. Ещё где-то фоном на радио идут разговоры про выборы мэра, и про то как один из кандидатов обещает навести порядок и разобраться с уличными гонщиками. Я ожидал, что ближе к концу будет какой-то эпичный замес, как это было в Most Wanted 2005, но в итоге это ни во что не вылилось. В общем, идти в Unbound за сюжетом точно не стоит, и высока вероятность, что он будет больше раздражать. Но ради геймплея потерпеть можно.
Поговорим немного про общее настроение игры и в особенности про саундтрек. Unbound как-бы говорит тебе – ты должен всем показать свою крутость и быть на стиле, и это проявляется во всём. Есть тип гонок, где ты должен прыгать, сбивать бочки с краской и дрифтить, чтобы набирать очки стиля (мне, кстати, понравилось). Кроме того, «стильное» вождение даёт тебе взрывное нитро, которое даёт неплохой однократный буст к скорости. Таким образом, драфтинг, дрифтинг, прыжки, чистое прохождение поворотов, столкновения с копами – всё это позволяет быстрее набирать скорость. И это тоже очень классное гейм-дизайнерское решение, которое подчёркивает основную тему. На саундтреке же играет в основном рэп и немного электронной музыки. Он тоже подходит к общему стилю, но лично мне не очень нравится. Тем не менее, я убеждён, что выбрав такой визуальный стиль, настроение и саундтрек, Electronic Arts и Criterion совершили ужасную ошибку. У хип-хопа очень много поклонников, но далеко не всей целевой аудитория аркадных гоночных игр эта тема интересна. Проходя Unbound, я чувствовал что разработчики явно старались сделать много фан-сервисных штук, но каждый раз они попадали мимо меня. И уж тем более, я не стал любить хип-хоп после прохождения этой игры.
Как итог, Unbound - это одна из лучших игр в серии Need for Speed, которая спряталась за весьма неприглядным для широкой аудитории фасадом. Я получил удовольствие от её прохождения, мне понравилось как ощущается вождение авто, прокачка, общее ощущение риска во время игровых сессий. Я не полюбил хип-хоп, но сохранил надежду на то, что NFS ещё рано хоронить. Хотя скорее всего, я просто очень наивен. Мне понравился монолог A$AP Rocky, который он проговаривает на фоне финальных титров. Там было много пустой болтовни на тему того, как близка культура уличных гонок к хип-хоп культуре, и как тяжело ему было достичь того, чего он достиг. Но ближе к концу монолога он сказал, что когда что-то делаешь, важно гореть этим и выкладываться полностью, даже если это кажется бессмысленным. Есть GTA, есть Gran Turismo, которые намного популярнее Need for Speed сейчас, но несмотря на это, Electronic Arts всё равно продолжает пытаться сказать что-то новое в серии, и есть люди, которые готовы вкладывать свои силы и время в то, чтобы попытаться эти идеи реализовать. И мне кажется, в том что Need for Speed продолжает пытаться все эти годы, есть что-то жизнеутверждающее.
Лучшие комментарии