Ложный бог
С серией MGS я познакомился в возрасте лет 10 когда смотрел как играет мой знакомый. Тогда я мало что понимал, но через несколько лет я решил пройти MGS 1 сам и именно в тот момент я узнал что такое величие. Игра была идеальна во всем: сюжет, диалоги, режиссура катсцен, музыка, персонажи. Вся эта начинка была завернута в оболочку шпионского триллера с террористами, заговорами, предательством, высокими ставками где на кону стояла судьба человечества. Это было мощнейшее антивоенное высказывание и все это чудо вышло на консоли PS One.
Прошли годы, вышла спорная в кругах фанатов MGS 4: Guns of the Patriots и история, начатая в 1998 завершилась.
Параллельно с основной серией Хидео Коджима выпускал игры для портативок, где развивал историю Биг Босса, начатую в MGS 3. Ни Portable Ops, ни Peace Walker не дотягивали до основной серии и, что более важно, не привносили в общую историю практически ничего нового.
Но сегодня разговор пойдет о MGS V: Phantom Pain. И сразу важно уточнение: V - значит "Ви", а не 5, что уже нам говорит о том, что это не большая номерная часть серии, а такая же поделка для портативок выпущенная на старших консолях.
В сети принято считать Хидео Коджиму гением, однако человек, который был ответственным за столь потрясающий сюжет и персонажей - это Томокадзу Фукушима. Он покинул студию после MGS 3, а его пост занял Сюё Мурата. После этого было некому сдерживать странные порывы гения и мы получили сначала MGS 4, который не был окончательно испорчен благодаря мощной базе, что заложил Фукушима в прошлых частях, но в V дуэт оторвался на славу.
На смену комплексным локациям пришел худший открытый мир в игровой индустрии. Можно сколько угодно смеяться над играми от Ubisoft с их зачисткой аванпостов, но в этой игре и нет ничего кроме этих аванпостов. Мир абсолютно стерилен, он практически не реагирует на действия игрока. Всего у нас два региона: Афганистан и Африка. В каждом регионе всего по паре крупных баз и куча мелких аванпостов, где нам придется бесконечно долго...
Гриндить. Вот чем вы будете заниматься на протяжении 90% своего времени. В нашем распоряжении есть система Фултон, благодаря которой мы будем фултонить (простите за тавтологию) все, что плохо прибито к полу: людей, контейнеры, технику, пулеметы, зенитки и прочее. Каждая вылазка - это игра в пылесос, которая призвана подарить вам незабываемый игровой опыт. Люди нужны для того, чтобы вы могли прокачивать свою главную базу, получая от этого определенный плюшки: разработка нового оружия и гаджетов, улучшение разведки на местности, ускоренный запрос припасов на вылазке, боеспособность боевого и сторожевого отрядов и так далее.
Музыка. Она на самом деле не плохая, но и звёзд с неба как в MGS 1-3 не хватает. Из всего музыкального сопровождения можно выделить лишь Sins of the Father и Quiet' theme. Также известные композиции типа Take On Me группы A-Ha можно найти в мире игры на кассетах и прослушивать в плеере, но мы тут говорим об оригинальном саундтреке игры и он никакой.
Геймплей. А вот тут внезапно можно и найти плюсы. Главный герой управляется очень отзывчиво, умеет бегать, красться ползать, прятаться в коробке, стрелять и управлять наземным транспортом. Стрельба вполне неплохая, оружия огромное разнообразие, но на те же грабли в будущем гений наступит ещё раз. Что в MGS V, что в Death Stranding есть огнестрельное оружие. Но использовать его нет никакого смысла. В Death Stranding это объясняется законами мира игры, а в V это не целесообразно потому что хороший рекрут - это живой рекрут. Вся игра прекрасно проходится с транквилизаторными пистолетом и снайперской винтовкой. Вешаем глушители и очередной аванпост зачищен, а рекруты доставлены на главную базу. А чтобы скучно не было с собой можно взять...
Напарника. В игре появилась система напарников. Всего их 3 (4, если считать боевую машину D-Walker): конь, пёс и Молчунья.
Конь помогает преодолевать большие расстояния, хотя проще перевысадиться через вертолет и какать по команде (гениально, не правда ли?) чтобы проезжающий автомобиль ушел в неуправляемый занос. Угадайте, сколько раз вы будете это использовать? Пёс D-Dog может резать глотки врагам или атаковать их шокером, а также по запаху отмечать врагов и, наконец, Молчунья. Как по мне - самый полезный напарник. После нескольких вылазок и поднятия уровня связи с главным героем можно вооружить снайперской винтовкой с транквилизатором и глушителем дать команду прикрывать вас и оглянуться не успеете, как очередной аванпост спит сном младенца, а у нас новые рекруты. Вы же ещё не забыли чем мы тут занимаемся 90% времени? А что же остальные 10%? А это, внезапно...
Сюжет. Обычно в обзоре он стоит на первом месте, но я решил дерзнуть и взять пример с Коджимы и поставить его, как и наш любимый гений на последнее место. Если коротко (а длинно тут и не получится), то после событий пролога Ground Zeroes главный герой впадает в кому, а когда просыпается понимает, что все, что было нажито непосильным трудом в Peace Walker все погибло. Базы нет, подчинённый перебиты, Казухира Миллер (который в MGS 1 был известен как Макдонелл Бенедикт Миллер) попал в плен и только наш старый добрый Револьвер - Адам - Шалашаска - Оцелот остался в строю и присматривал за главным героем, пока тот лежал в коме. После этого начинается спасение Миллера и месть Шифру за базу и погибших товарищей. Сюжет поделён на три главы из которых до релиза доехали только полторы - одна полноценная (если такой сценарий вообще можно назвать полноценным) и половина (если не меньше от второй). Вторая глава - это те же миссии из первой главы, но с увеличенной сложностью. Третья глава свет так и не увидела из-за дрязг между Konami и гением. В центре сюжета месть и желание Миллера покарать Шифр. Главный герой здесь немногословен, практически безволен. Характер не стойкий нордический, а полное его - характера - отсутствие. Во многом похоже на любимый прием не лучших сценаристов, когда героя делают немым (или практически немым), чтобы мы сами могли себя с ним отождествлять. Не выходит. От ярости горящего Миллера очень быстро устаешь, а Оцелот где-то растерял свою невероятную харизму и тут даже не спасает Трой Бейкер. Вся эта невразумительная завязка развивается в историю о языке, принадлежности к языку, а не странам и идеологиям, голосовым паразитам как новому оружию, которое может уничтожать людей, говорящих на определенном языке. Диалоги в игре абсолютно неинтересны, поведение персонажей в большинстве случаев не логичны. Мы затронули всех, кроме главного героя. Он озвучен Кифером Сазерлендом. Девид Хейтер не был приглашен на главную роль и на это есть очень простая причина: ведь наш главный герой - это легендарный...
Медик. Да, тут вы не ослышались. Я ни разу не назвал главного героя ни Снейком, ни Биг Боссом. А все потому, что при атаке на базу в прологе Ground Zeroes при взрыве вертолета медик закрыл собой Биг Босса и оба отправились на Кипр спать в глубокой коме. Проснувшись, медик обнаруживает, что он и есть Биг Босс (спасибо пластической хирургии и вживлению личности), потерявший при взрыве руку и испытывающий фантомную боль пока я испытываю настоящую. Сам же Биг Босс представляется нам Исмаилом, нас называет Ахавом (Коджима прочитал Моби Дика и тут же сунул на него кучу аллюзий туда, куда не надо). В конце игры происходит ВотЭтоПоворот и мы понимаем почему Девида Хейтера не позвали на роль. Слишком характерный голос, который не замаскируешь как замаскировали настоящего Биг Босса бинтами на лице. Спасшись из госпиталя, на который нападает Шифр и уйдя от гигантского кита (да, все ещё аллюзии на Моби Дика) медика ненадолго вырубает, а Оцелот снабжает Биг Босса транспортом, одеждой и велит убираться подобру по здорову, а медик, который теперь зовёт себя Веном Снейк (V=Venom, отсюда и буква в названии игры) будет выступать в роли ничего не подозревающего живого щита, пока настоящий Биг Босс будет строить свой Занзибар Лэнд.
В заключении хочу сказать, что эта поделка - смачный плевок всем фанатам в лицо. История пуста, она не приносит ничего нового и лишь портит все, что создавалось с таким трудом Томокадзу Фукушимой как единственным человеком, способным сдержать весь тот ад, что творится в голове у Хидео Коджимы. В этой части деградировало все, что только могло деградировать. Стелс абсолютно уныл, а операторская работа отвратительна. Большинство катсцен мы наблюдаем с непонятных ракурсов с выкрученным зумом и фокусом на оружии, руках, ногах и посторонних объектах в кадре. Появляется ощущение, что в эти моменты за главным героем ходит невидимый оператор с любительской камерой в трясущихся после жесточайшего похмелья руках. А ведь гений умеет (и это не шутка) в режиссуру. Он может выдавать потрясающие трейлеры и невероятные по постановке катсцены. Первые интервью были в 11 году, анонс в 13, релиз в 15. Разработка началась раньше 11 года. Для игры создали свой собственный движок Fox Engine, потратили огромный бюджет чтобы что? Чтобы выпустить это? Неудивительно, что Konami больше не хочет иметь дело с гением. Может быть пора перестать верить в ложного бога?
Лучшие комментарии