3 октября
Настоящая боль
«Макс Пэйн» стал одним из моих первых шутеров, он же познакомил меня с безумцами из Remedy и привил привычку ждать каждого их нового творения. Игра даёт форму многим современным проектам и в плане геймплея, и даже в плане повествования, и это в наш-то век кинематографичности, а уж какой фурор был в 2001 году, прорыв. За исключением возможных проблем с поиском рабочей версии, сохранился Макс замечательно. Всем, кто не боится графики эпохи, когда вершиной был первый Half-Life, крайне рекомендую.
Сюжет. Нуарный криминальный триллер про копа под прикрытием, вставшего на путь мести. Просто и вроде бы типично, но дьявол в деталях. Во-первых, повествование полностью концентрируется на главном герое, делая акцент на его психологической составляющей, т.е. занимаясь раскрытием, революционным тогда и редко кем перебитым сейчас. Во-вторых, история потому и знакомая, что доносит известные печальные истины, о вреде наркотиков на поверхности и о том, как легко и эффективно любые управляющие структуры взрастают на почве преступности, хоть законные, хоть нет; одни ведут борьбу, другие ищут выгоду, а верхушка сей пирамиды снизу упирается в небеса. В наличии и неожиданные повороты, и безостановочное действие, бодро и всё по делуПерсонажи. Макс Пэйн выступает отличным примером использования шаблонов (в данном случае крутого ироничного себе на уме копа-одиночки) для основы более глубокого образа. Макс живёт в отвратительном мире, и, кажется, только постоянные шуточки и неизменная кривая ухмылка спасают его от более радикального избавления от проблем (ну вы поняли), растущих на нём прямо пропорционально его стремлению к покою и героизму. Противостоит он целой череде обаятельных злодеев, гротескных, но запоминающихся. Через Винни Гоньити, Джека Люпино, Владимира Лема и прочих нам раскрывают все слои преступного мира игры, все уровни глубины морального падения. Второстепенные положительные герои и вовсе появляются лишь в комиксах (медиа и флэшбеках), и, хоть не будучи особо многогранными, демонстрируют степень вынужденной, но выбранной оторванности протагониста от мира закона и порядкаПовествование. Ключевые сцены истории подаются в формате стильного комикса в лучших традициях Алана Мура и Фрэнка Миллера, где нуарная чернуха криминального мира то и дело выпячивает своё гротескное нутро через карикатурных персонажей с уморительной озвучкой, вычурный пафосный стиль нарратива, впоследствии ставший для Сэма Лэйка фирменным, откуда невозможно не запоминать цитаты одну круче другой, и, разумеется, эти рожи. Выражение лица главного героя придаёт происходящему ещё более сюрреалистичный оттенок, а уж какие гримасы он корчит в комиксах, обхохочешься. Уже заметны свои небольшие фишки студии в рассказе через окружение, постоянную игру слов и особенно в кошмары Макса, откуда уже начинают расти ноги «Алана Уэйка». По уровням разбросаны детали истории, которые герой комментирует, что оживляет обстановку и сплетает сюжет и геймплейБоевая система. Это линейный шутер, использовавший весь тогдашний потенциал жанра по-полной. Куча оружия для разных дистанций, в том числе гранаты – есть. Вертикальность, постоянная необходимость тактически оценивать ситуацию, двигаться, уклоняться, использовать укрытия и окружение и вовремя менять стволы – есть. Местные прыжки и перекаты делают Макса одним из самых подвижных героев шутеров вообще. BULLET-TIME и отслеживание пуль выглядят не менее эпично, чем в «Матрице», особенно когда удаётся сделать крутой прыжок (не в стену) и выбить из врага кинематографичную слоу-мо заставку его падения. Игра даёт прикурить даже многим современным стрелялкам, и это двадцать с лишним лет спустя. НехилоМножество уникальных ситуаций, регулярно вносящих разнообразие. Где-то появляются неожиданное взаимодействие с окружением (как во всё той же HL), платформинг, уникальные сражения, побегушки на время, нужда в подрубе критического мышления, да и частые смены локаций не позволяют заскучатьНевероятная атмосфера зимней ночи в Нью-Йорке, заснеженные улицы, неоновые вывески, обшарпанные индустриальные пейзажи. Для меня загадка, почему именно старые игры с их простенькой графикой и немногочисленными, повторяющимися деталями в окружении воспринимаются такими уютными. То ли раньше с ограниченными возможностями лучше старались, то ли красота в глазах играющегоШикарный атмосферный саундтрек, полностью поддерживающий настроение истории. Отличная озвучка; Джеймс МакКэффри, светлая память, создал неповторимый образ. Для тех, кому позарез нужен дубляж, советую версию Логрус (1С), тоже вполне себе подходящий голос, да и переведено так, что стильный текст разлетается на цитатыF5 и F9. Во многих играх той эпохи эти кнопки посоревнуются по частоте нажатия с кнопками мыши. Загрузка и сохранение здесь неотъемлемый элемент геймплея, поскольку, в отличие от Макса, противники уже после первой трети начинают впитывать абсурдное количество патронов (даже в голову, а уж «боссы» вообще явно из адамантия сделаны). Враги регулярно вылетают на тебя из-за углов и дверей и сразу лупят в упор, не успеваешь ничего сообразить. И очень часто перестрелки начинаются с заставок, где ты внезапно оказываешься в самом центре огня без возможности заранее оценить обстановку и, например, выбрать более удобное место для начала боя. И в таком случае, если не успеешь выбрать подходящее оружие или кончились патроны, спасти может только беспорядочная пальба с кувырками. А заставки-то здесь непропускаемые…
Лучшие комментарии