Как известно из интернета, средний мужчина довольно часто в своих мыслях обращается к Римской империи. Феномен довольно загадочный, зачастую даже для самих мужчин. Я вот например, не то чтобы часто в своей рутине прерываюсь чтоб поразмышлять о величии Рима, но ладно, интернет мемы говорят что думать о ней надо, значит надо. Но если вдруг у вас никак не получается настроиться на нужный поток мыслей о древней республике или империи (смотря какой период вас больше привлекает), то Imperator: Rome вам в этом определенно поможет.
Можно на самом деле просто сказать, что это еще одна раскраска от Paradox, и это будет вполне исчерпывающе, но мы же здесь за деталями. Для начала немного бэкграунда - для меня это вторая глобальная стратегия от парадоксов, первой были вторые крестоносцы. И надо сказать, между этими двумя играми отличий наберется порядочно. Если крестоносцы это больше стратегическая РПГ, то Рим это именно про закрашивание карты в цвета своего государства. Здесь почти нет возни с конкретными персонажами, а подконтрольные территории не зависят от того, кем вы в данный момент играете. Нет, сами персонажи тут все еще остались, но в процессе игры редко думаешь как подружиться с конкретным сенатором или правителем, не размышляешь на ком жениться, кого отравить и т.д. Тут все это происходит почти автоматически, на фоне. Гораздо важнее тут глобальная политика - какой строй выбрать, какие города как развивать, кого поставить на какую должность чтоб не началось восстание, с кем воевать, а кого ублажать до того момента, пока они не согласятся стать частью империи. В общем да, тут все сводится конкретно к покрасу, все остальные занятия - лишь небольшие вехи на пути к карте одного цвета.
Однако, не нужно думать, что тут все элементарно. Постоянно приходится лавировать между внешней и внутренней политикой - повоевал, выросла агрессивная экспансия и усталость от войны, упала стабильность. Забылся и продолжил воевать и вот ты уже ходишь и гасишь восстания по всей империи. Даже за довольно простой в освоении Рим постоянно приходится держать баланс между быстрой экспансией, развитием уже завоеванного, довольствием населения и верностью провинций и персонажей. А если взять какое-то северное племя, то там еще добавляется факт твоей незначительности, медленное развитие и не слишком удобный племенной строй, который ограничивает тебя сильнее, чем сенат в просвещенной республике. В целом, параметров, на которые стоит обращать внимание тут довольно много, так что расслабиться выходит редко.
Опытные парадоксоведы конечно отметят, что в сравнении с другими покрасными стратегиями тут все довольно сильно упрощено, и правда, тут и территории поменьше чем в Европе, контроль армий значительно более простой чем в хойке, а внутренняя политика и экономика уступает Виктории. Про крестоносцев и говорить нечего, рпг пласт тут почти полностью отсутствует. Однако делает ли это Императора скучным? Отнюдь. Свои 50 часов я наиграл запоем, отчаянно пытаясь выполнить достижение, выдаваемое за контроль над побережьем всего Средиземноморья за Рим (и так кстати и не достиг успеха). А вне этих часов я постоянно находил себя думающим о том, как лучше продвинуться в экспансии, куда пойти - на запад или на восток (а может и на севр), кому лучше объявить войну, а кого я не потяну как соперника. При этом я отлично понимаю, что глубина Императора сильно уступает другим стратегиям от парадоксов, но она именно такая, чтоб сидеть долгими вечерами и покорять соседние народы было интересно. Я бы даже сказал, что Император именно из-за меньшей комплексности очень хорошо подходит новичкам жанра.
Однако, даже я замечаю, что игру забросили значительно раньше чем следовало бы. Временной период охватывает всего лет 300, обрываясь на воцарении Римской империи в реальности (имперский строй в игре можно объявить, но есть ощущение, что изначально планировалось добавить еще столько же). Дополнения лишь немного развивают Карфаген и наследников империи Александра Македонского. В общем, потенциал эпохи раскрыт не полностью, можно было бы добавить то же ранее христианство, поподробнее развить цивилизации востока и еще наверное много чего. Хотя опять же в плюс для новичков, благодаря этому на игру не придется тратить огромные суммы кровно заработанных.
Так или иначе, я думаю, что Император - еще один отличный представитель семейства параходных игр, хотя и очевидно не лучший. Но если он и не лучший механически, то определенно лучший для начала погружения в миры стратегий-раскрасок. Тут довольно просто освоиться (относительно коллег по жанру), довольно просто начать получать удовольствие. Вполне себе можно посвятить игре 50-100 часов, а там можно и двинуться дальше по эпохам. Так рано или поздно и до хойки доберусь.