Итак, зайду с козырей. С серией Я знаком лишь по Страшно, Вырубай! Я честно хотел влиться в серию после первого же видео, но все как-то думал "не осилю" или "ну следующая игра точно не оправдает ожидания". И вот, после видео о третьей части, а я обожаю Звонок и Кошмар на Улице Вязов, предо мной встал выбор: пройти какую-то из частей на пс3, несмотря на то, что я практически целиком знаю лор и сюжет ИЛИ пройти новоиспеченный ремастер четвёртой части, о которой я ничего не знаю, так в разработке ещё и Суда51 принимал активное участие. Я выбрал второе и... Честно говоря, пожалел.
Ну, начнем с геймплея. Он вполне сносный, хотя управление определенно часто подводит, да и общие впечатления от геймплея были словно я играю в игру 2005го года. Как-то все неудобно, архаично, да и сами бои порой кривые, ибо героини иногда почему-то убирают камеру в самый последний момент вражеской атаки и вместе своеобразной "контратаки" я просто огребал. Причём это не единожды случалось, однажды такое было раз 6 на одном и том же призраке. Однако, за всю игру я ни разу не увидел экран GAME OVER, так что сама по себе игра не сложная, достаточно привыкнуть к управлению. Однако, в игре просто тонна бэктрекинга. Хоть Гальперов это и говорил не раз, но я даже представить себе не мог НАСКОЛЬКО его много. Я человек, которому было весело заниматься бэктрекингом как во всех классических Резидент Ивил(ну хотя в ремейке первой игры бегать от и до дома Лизы Тревор было ужасно), так и в ДМС, и в МГС, и многих других играх. В последней трети игры это уже не так заметно, ибо порой целые главы проходят в абсолютно новых локациях, но вот вторая треть сильно душила. Если что, игра у меня длилась часов 10-15, точно не скажу, ибо оставлял игру АФК иногда и надолго, однако, если бы скорость бега героев была хотя бы как в Резидент Ивил 2 Ремейк, то я уверен, что игра длилась бы часов 8 максимум, как старые-добрые Резиденты, но, увы, нет. Чтоб вы понимали, у Вии релиза есть фанатский мод, который ускоряет ходьбу в 2 раза. Это прям отдельный мод, насколько я знаю. Что касается битв в целом, ну, они неплохие, но первая половина игры прям очень скупа на интересных призраков. Почти все призраки в первой половине игры это максимально блёклые люди с абсолютно одинаковым ИИ и анимациями (ну хотя тут может только я не заметил разницы). Зато с середины игры вы будете чаще встречать призраков с по-настоящему интересным дизайном, а иногда и уникальным поведением.
Теперь о хоррор-элементах. Ну, атмосфера у игры довольно гнетущая, саунд дизайн тоже очень даже хороший. Единственная моя претензия это обилие всяких скримеров. Игра буквально в 9/10 случаев использует максимально дешёвые пугалки. Например, есть катсцена, где героиня медленно открывает шкаф и игра крупным планом показывает как игрушка РЕЗКО и с очень громким звуком падает на полке. Игра была настолько громкой, что я ее в микшере тише сделал и это при том, что во внутриигровых настройках ползунок уже примерно на 30% был, но это скорее всего лично мои проблемы. Ещё игра любит отнимать у игрока управление, чтобы показать в катсцене появление призрака, что меня очень бесило, ведь куда лучше начать бой резко, а не 5 секунд показывать мне призрака, не давая возможности даже отойти от него, и это при том, что призраки после катсцен сразу вас не атакуют, а просто исчезают на пару секунд. Есть в игре и хорошие пугалки, в том числе крайне неожиданные старты битв, но их мало и преимущественно они в последней трети игры. Дизайн призраков, как я уже говорил, настолько блеклый, что персонажи вообще не запоминаются за редким исключением, но это верно лишь для первой половины игры. Это все ещё не уровень первой части, но некоторые очень хорошо запоминаются. Однако, что иронично, большая часть записок принадлежит как раз блеклым призракам, которых я начал путать уже к середине игры, но поверьте, если вы хотите понять сюжет, вам буквально ПРИДЁТСЯ сверять имена призраков с записками и вы проведёте незабываемую половину игру(утрирую), рассматривая список сфотографированных призраков.
А теперь сюжет... Видите мою оценку игре? Если бы сюжет был хотя бы на уровне Сайлент Хилл 4, я бы поставил 4 звезды. Да что уж там, я и на сюжеты уровня Хоумкаминг не сильно жалуюсь. Скажем так, у меня с играми Суды отношения hit or miss. До сих пор, из всех игр Суды мне очень понравились только первый No More Heroes, Killer7 и Killer is Dead. Во всё остальное я либо не играл(преимущественно новеллы), либо сильно разочарован(например сиквелы НМХ). Я с опаской относился к сюжету Фатал Фрейм 4, всё гадал где же Суда приложил руку и хорошо ли он повлиял на сюжет. Что ж... Помимо того факта, что большую часть сюжета и лора подают либо через записки, либо через описание призраков(я только рад такому подходу), сюжет ещё и довольно примитивен в рамках серии. Я вижу, что многие хвалят сюжет этой игры, но я абсолютно не понимаю за что. Видите ли, у игры есть хорошие "плот твисты" и даже общая история в целом хорошо раскрывается к последней трети. Однако, по моему личному и сугубо субъективному мнению, объективно большую часть сюжета вываливают ещё в первой половине, если не трети, игры, а дальше история просто обрастает разнообразными деталями. Звучит как глупая претензия, знаю, но учитывая, что 10-15 часов вы занимаетесь бэктрекингом по одним и тем же локациям, бьете преимущественно одних и тех же призраков, то слушать одни и те же сюжетные факты, просто с разных перспектив, КРАЙНЕ НЕ ВЕСЕЛО. Да, я в целом получал удовольствие, изучая личные истории пациентов и мед. персонала местной больницы. Вот только сюжет эти личные истории особо не двигали, максимум лишний раз подтверждали, что серийный убийца, о мой бог, оказывается людей убивал. Тем не менее, я шёл вперёд по этой игре, я собирал сюжет и лор по крупицам информации в записках и описаниях призраков, я старался привыкнуть к управлению, я даже думал было, что поставлю игре 5 звёзд, когда под конец игра стала очень красиво двигать сюжет, использовать прекрасную музыку, и многое другое. Вот, последние глав 5 были просто великолепны, я иду к финальному боссу, ИИИИИ... И он умирает даже быстрее, чем предыдущий призрак, с которым я дрался раз 6 за последний час... Ну ладно, играю на нормальной сложности, наверняка на сложностях повыше этот бой чего-то да стоит, плевать! И вот, финальная катсцена, кульминация, ИИИИИИ... О БОЖЕ МОЙ, БЛ*****************************ТЬ, КАКОГО Х**?! Ииииименно такая реакция у меня была на концовку. Вы думаете меня разочаровала плохая концовка? Не-а, в игре две концовки и на нормальной сложности вам дают вполне себе неплохую. Да, не идеальную, но в целом хорошая концовка. Меня просто убила режиссура этой катсцены. Серьёзно. Это просто худшая концовка в жанре хорроров, которую я когда-либо видел. Я словно открыл НЛО концовку в Сайлент Хилл, но нет, это реально единственно возможная концовка на нормальной сложности. Окей, казалось бы, одна максимально тупая и кринжовая катсцена не испортит сюжет, верно? А он изначально и не был сильно хорошим по моему мнению.
Вот и получается, что деревянному сурвайвл хоррору с крайне средним сюжетом и абсолютно слитым настроением концовки, тем более в рамках этой серии, я не могу поставить больше трёх звёзд. Если что, оригинальный релиз на Вии был настолько забагованным, что Нинтендо отказалось выпускать игру на западе, пока её не починят, вот только лишних денег разработчикам никто так и не дал. Поэтому, почитав описание некоторых самых известных проблем Вии версии, я могу с гордостью заявить, что ремастер годный. Игру реально починили, модельки красивые, интерфейс изменили в лучшую сторону(хотя теперь он менее мрачный), ну и наконец-то порт на станционарнве платформы. Вот только в своей основе это та же архаичная кривая игра, с тем же разочаровывающим сюжетом. Ну и текстуры окружения разрабы не перерисовали, они выглядят словно я играю в инди с ретро-стилистикой, а вы будете на них смотреть ОЧЕНЬ близко и ОЧЕНЬ часто. Они не мыльные, нет, они именно низкого разрешения, из-за чего лесенка цветов очень заметна.
Напоследок, хочу сказать, что мне не терпится услышать мнение Гальперова насчёт этой игры и я только сильнее захотел поиграть в первые 3 игры. Обзор закончен.
P.S. Если вам интересны конкретные претензии к концовке:
Во-первых, я сейчас заспойлерю все 4 игры и очень сильно. Во-вторых, я не играл в первые 3 игры, да, но в серии я в первую очередь заинтересовался из-за их сюжета. Тема с жертвоприношениями, крайне жестокими жертвоприношениями, мне очень понравилась при первом же видео и я хотел поиграть в остальные игры, но, как уже сказал, все время откладывал. Просто вспомните эти ужасающие сюжеты про бедных женщин, которым выкалывали глаза, связывали, прибивали гвоздями к полу и т.д. Вспомните сюжет второй игры, где близнецам приходилось убивать друг друга собственными руками ради сохранения покоя в деревне, а то и всем мире. Главной героине первой части приходится бросить брата умирать после всего через что она прошла, ибо другого выбора просто нет. А третья часть пусть и берет за канон хэппи-энд, но концовка в первое прохождение оставляет в живых только одну главную героиню, что тоже депрессивно. Вам буквально нужно постараться, чтобы спасти близких. А теперь о чем была четвертая часть? О болезни. О болезни, которую культисты пытались вылечить. Казалось бы, благая цель и кровавые средства, верно? Как прошлые игры, верно? А вот и нет, страдали лишь немногие, да и в конечном счёте оказывается, что ритуал этот не для спасения людей вовсе. Да, люди этого не понимали, но здесь дело не в том, что героям ПРИШЛОСЬ убивать или пытать, а в том, что кучка эгоистов захотела устроить ритуал по разным причинам. Да они даже не планировали, что кто-то умрёт, но кто-то умер. Здесь потерялась вот эта мрачная атмосфера жертвенности. Просто кучка культистов по глупости стёрла население целого острова. И что мне делать? Мне плакать? Мне бояться? Да я просто вижу их злодеями и не более. Клишированными, банальными и глупыми злодеями. Главные герои ещё лучше. Казалось бы, подруги детства, они наверняка друг за друга горой, считай семья, да? А вот и нет, сюжет раскрывает их как временных подруг. Одна даже обвиняет другую в том, что у них абьюзивные отношения были(не романтические). И что теперь мне делать? Смотреть на это как на "серую мораль"? Да это вообще ничего не изменило, кроме того факта, что это просто пример ненадёжной женской дружбы. Тем более, что они все дружили только потому что на одном этаже больницы лежали. Так что смерти этих девушек вызывают не скорбь по близкому, как было в прошлых частях, а банальное "о боже, мои знакомые погибли и я следующая!". Они не столько друг за друга переживают, сколько за свою шкуру боятся. А финальная катсцена вообще бред. Слащавый хэппи-энд под какой-то JPOP или что это? Я реально вспомнил концовку Персоны 3 и караоке из Якудзы, вот только там это уместно было, а ставить в некогда депрессивный и жестокий сурвайвл хоррор концовку с весёлыми песенками и спасением всего мира, просто потому что можно, ну это прям Б**************ТЬ. Так что, сюжет вызвал у меня массу негативных эмоций и я до самой финальной катсцены надеялся, что вот-вот будет какой-то реально грустный момент типа смерть ГГ ради спасения мира или реальное уничтожение мира, но нет, я получил слащавую концовку, в которой последний шаг к спасению мира вообще совершил призрак, а не ГГ. Вот просто по щелчку пальцев появился Чоширо и надел маску на Саяку.
UPD: Прошёл первую часть и сделал чуть-чуть более скромный отзыв. Первая часть отличная, пусть и немного устарела, а четвертую часть я теперь ненавижу ещё больше и сниму ей одну звезду, ибо это даже не вторая игра серии, а ЧЕТВЕРТАЯ и она никак не имеет права быть хуже первой. Да, снизил балл отталкиваясь от первой части, а не индустрии в целом, но все познается в сравнении и сравнивать Маску Затмения с мастодонтами жанра будет ой как нечестно. Первая часть хороший конкурент Резиденту и Сайлент Хиллу, если что. Тем не менее основной текст решил не менять.