Секс, насилие и инопланетяне были и остаются главной визитной карточкой Duke Nukem. Похожей дорожкой пошла и Serious Sam, скрестив стёб и насилие. Тут, конечно, нужно знать меру, чтобы на выходе не получился Serious Sam 2 (хотя в целом, вторая часть мне понравилась) или наоборот не выветрился весь стёб, как это произошло уже в третьей части Serious Sam. Однако Duke Nukem пошла по другому пути, просто перестав развиваться, а точнее, остановилась на той первой и единственной Duke Nukem, которую застали ещё те игроки, которые знают что такое Sega. Для меня Duke Nukem прежде всего является символом, а не олдскульной игрой. Эта игра стала самой первой компьютерной игрой, которую я увидел (если не считать игры для российского компьютера «Поиск» (первый и единственный действительно российский компьютер), которые распространялись в 90-ые на пятидюймовых дискетах). Именно в том момент я понял, что игровая приставка – для детей, а взрослые играют в компьютерные игры (с этим убеждением я остаюсь и поныне, ибо во многие жанры ПК игр (к примеру, стратегии) играть на приставках проблематично). Duke Nukem объективно обходил по всем показателем и приставку Sega (тем более Dendy) и даже Nintendo. Поэтому лично для меня Duke Nukem является «лучшей» в этом жанре просто по факту первого знакомства с миром ПК игр.
Мне кажется, Duke Nukem погубил собственный успех, в том смысле, что разработчики отказались развивать франшизу, как это сделали другие классические игры (Doom, Serious Sam, GTA), боясь создать вторую часть в разы слабее первой. Этого не побоялись ребята из Rockstar и Software, благодаря чему эти франшизы являются самыми знаменитыми в индустрии компьютерных игр. Но Duke Nukem остановился. Почему, ведь с такой блестящей концепцией можно было сделать ничуть не хуже боевик чем Doom? Вот возьмём врагов. Просто представьте, насколько круто они бы смотрелись в оболочке нынешнего Doom, что-то типа Duke Nukem Eternal. Если посмотреть на главные элементы Duke Nukem – вооружение и противники – то окажется что и первый элемент и второй проработаны очень качественно. Каждое оружие в Duke Nukem уникально и неповторимо и то же самое касается и врагов. В отличие от многих других шутеров, разработчики Duke Nukem не гнались за количеством, но потратили больше всего сил на создание уникальных противников. Какого противника не возьми, а он не только выглядит уникально и эстетически совершенно, но и представляет совершенно особую и уникальную вражескую единицу. Я не могу сказать, что для каждого противника нужен свой тип оружия, но ко многим противникам применима разная тактика поведения. Duke Nukem, это не про то, что нужно просто бежать и стрелять во всё что движется. В этой игре стоит обращать внимание на то, кто тебе противостоит в данный момент и, исходя из этого факта, а иногда и из окружения, принимать решение в выборе подходящего оружия. И вот поэтому мне и удивительно, что эта серия застопорилась (да, я знаю про существование Duke Nukem Forever, но эта игра «не взлетела»). Мне кажется франшиза не нашла своего разработчика который смог бы грамотно реализовать концепцию.
Вот что такое Doom? Борьба главного героя с полчищами демонов вторгшихся на Землю. Интересная концепция и отличная реализация, с особым уклоном в сторону противников и оружия, которым располагает главный герой, плюс что-то там по мелочам и всё это в графической оболочке последнего поколения. Serious Sam? То же самое, но с упором в юмор (несерьёзность). Относительно успешно вышло, хотя и не дотягивает до уровня Doom. Duke Nukem? То же самое, т.е. и тут мы противостоим инопланетянам, вторгшимся на Землю. Уклон? В сторону секса, чёрного юмора, врагов и оружия (плюс, разные дополнительные аксессуары). Идеальная концепция, которую не рискнули развить. Единственный ответ, почему это не было сделано, я вижу только в том, что не нашлось разработчиков, которые решись бы взяться за проект. Плюс ещё один фактор, который может кому-то показаться натянутым. Duke Nukem, это, прежде всего, секс и насилие. Но в современном мире сексуализация женщин, которая присутствует в Duke Nukem, не поощряется. Женщина может быть машиной для убийства, но отношение как к кукле для секса, в сегодняшнем мире, не поощряется. Так вот, представьте, что вам нужно перенести тему секса на новый движок, да так, чтобы никого не оскорбить. Насколько это реально? Большой вопрос. Поэтому лично я считаю, что имея такой великолепный образец франшизы, который не только имеет уникальных противников, уникального героя, уникальное оружие, но и потенциал для развития, франшиза погибла из-за отсутствия людей, которые могли, как в том советском анекдоте, пройти между струйками.
Оружие. Противники. Главный герой. Что ещё? Локации. Можно ли сказать, что локации в Duke Nukem уникальны? Я думаю да, они уникальные, если мы берём только локации «город» или более конкретно, американские города. У всех остальных легендарных франшиз совершенно другие локации, хотя все они не являются «визитной карточкой», за исключением Serious Sam с его песками Египта. Для меня Duke Nukem это, прежде всего, Hollywood. Впрочем, локации – главная слабость всех шутеров мною перечисленных. Разработчики решили не привязывать крепко-накрепко какие-то узнаваемые локации. Что касается непосредственно созданных локаций для Duke Nukem 3D, то они в разы лучше, чем в Blood: Fresh Supply, которые ближе к концу превращаются в серые полигоны. Однако в локациях Duke Nukem 3D довольно легко потеряться. Пару раз мне приходилось смотреть видеоролики с YouTube, чтобы понять, куда идти дальше. Тем не менее, многие локации обладают хорошей детализированностью и широкой палитрой, что большая редкость для таких игр (нет ухода в сплошные серые цвета). В общем, я бы хотел увидеть больше локаций городского типа (дополнительные локации Франция и Россия мне совершенно не понравились из-за обилия деталей).
Итоговый результат я уже написал где-то в середине своей рецензии, поэтому коротко скажу, что с моей точки зрения, цензура/боязнь рисковать и отсутствие грамотного разработчика не позволили вывести франшизу на совершенно новый уровень. Игра просто застряла в своих дополнениях, коих даже для стимовской версии (Duke Nukem 3D: 20th Anniversary World Tour) очень много. Игре следовало бы ограничиться лишь тремя эпизодами (L.A. Meltdown, Lunar Apocalypse, Shrapnel City) и двигаться дальше. Но они решили зацепиться за ускользающую технологию и стали создавать всё новые и новые эпизоды, всё новые и новые локации и даже врагов к ним. Это было ошибкой, фатальной ошибкой. Точно такая же фатальная ошибка как у игры Turok: Dinosaur Hunter, которая так же застряла в 90-ых.