Это. Мать его. Шедевр. Если вы любите хорроры — вам сюда. Если любите психологические хорроры — вам точно сюда. Такими словами я боюсь создать синдром завышенных ожиданий, но те, кому советовал игру, тоже остались в восторге. Поэтому постараюсь заинтриговать, но не раскрывать интригу.
Downfall Redux — это в первую очередь ремейк самой первой игры Рема Михальски (как его иногда называют, Кодзимы от мира 2Д-ужасов). Однако техническая реализация оригинала не устроила создателя, и он решил переработать её так, чтобы коленки задрожали у всех (а не только у людей с хорошей фантазией). Во вторую очередь это сиквел The Cat Lady, самой известной игры автора. И отовсюду он взял лучшее, скомпилировал, и вот продукт перед вами.
Сюжет опишу вкратце: история любви двух детей перерастает в несчастливый брак и они едут в отель «Оверлук»… ну или другой отель очень похожий на «Оверлук», чтобы наладить отношения. Там жена заявляет, что в ней живет монстр, исчезает, в ресторане сидят трупы в масках зверей, девочка просит взорвать её голову, голые жирные женщины… впрочем, для затравки хватит. На протяжении всей истории вы будете хвататься за голову в попытках понять, что происходит; кривить лицо от мерзотности некоторых моментов; возможно, плакать.
При этом, что самое приятное — игра нелинейна. В ней десятки маленьких выборов, причём не всегда они в диалогах и не всегда ведут к ощутимым последствиям. Не так давно записывал с братом подкаст и обратил внимание на крохотную деталь, которую легко упустить. Джо (главный герой) во сне обещает защищать некого персонажа, и тут же в помещение врывается маньяк. Я волен идти назад, но тот, кого Джо должен защищать, стоит на месте и закрывает лицо руками. Я ищу активные точки, чтобы что-то сделать, но их нет: маньяк убивает нашего друга, а затем и меня. Сон закончился, а неочевидный выбор был сделан, ведь можно было встать впереди и сразу принять удар на себя. Таких моментов здесь будет много: отчасти философских и метанарративных, когда ты говоришь какие-то вещи в начале игры, совершенно о них не думая, а они стреляют в концовке, вызывая катарсис и слёзы.
Про сюжет, пожалуй, всё. Геймплей здесь — классический point&click квест: ищем активные точки, используем предметы. Сложность задачек варьируется от очевидных до абсолютно не поддающихся логике нашего мира. Как вам, например, необходимость вытащить мозг свиньи и вставить его в голову мертвеца, чтобы можно было покрутить вентиль, который поможет взорвать туалет совсем на другом этаже через 20 минут прохождения? Скажем так, прохождение я использовал 3 раза, и не представляю, как люди додумываются до решения без него.
Атмосфера, как вы поняли, атас. Мрачный серый визуал, жуткая музыка, неожиданно трансформирующаяся в заунывно-динамичный рок, мерзкие существа и депрессивные диалоги вместе работают отлично. Постоянно присутствует ощущение некоего сна или лимба, а психоделичные переходы, когда через дверь номера отеля мы попадаем на бескрайнее поле, только дополняют этот опыт. Ну и разумеется, когда вы подойдете к разгадке, увидите финал, весь пазл сложится, и на душе у вас останется лишь пустота и мрак.
На мой взгляд, Downfall Redux — эталонный образец психологического хоррора, который мало кому удавалось переплюнуть (в игровой индустрии). Всем советую, а если есть что посоветовать, настолько же глубокое и атмосферное, прошу посоветовать мне. Пожалуйста и до скорых встреч!