ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР ПОСЛЕ КИБЕРПАНКА!
Шёл 2022 год. Прошло 2 года после попытки нескольких безумцев преподать миру урок, обернувшийся тем, что миллионы хайпо модифицированных людей захлестнула волна ненависти и разочарования.
С тех пор напряжённость между "жертвами хайпа" и CD Projekt Red только возрастала. Экстремисты используют свою токсичность и Reddit, чтобы быть услышанными. А продажа копий игры на PS4, в какой то момент, и вовсе была приостановлена. Совет директоров CD PR обсуждает радикальные меры, которые положат конец разделению комьюнити.
На фоне всего этого хаоса один человек - Адам Дженсен, новый-старый агент Eidos Montreal по продвижению киберпанка и серии Deus Ex - уже 6 лет(Mankind вышла 23 августа 16-го года) не подаёт признаков жизни.
...
Вот такое небольшое переосмысление вступительных слов Mankid Divided. Теперь к делу.
Прошёл игру 3 раза. Первый раз в момент выхода и это было худшее прохождение из всех 3-х.
Уже не помню в точности все ощущения после прохождения, помню только возгорание (аналогичное тому, которое испытал Дженсен на стуле у Коллера) на не пропускаемых финальных титрах.
Но виной тому наверняка было и зашкаливающее количество багов, и плохая оптимизация, и резкая, как серпом по тестикулам, концовка. Всё эти эмоции накапливались, накапливались и когда игры не отпускает тебя после прохождения, а заставляет тебя смотреть фоточки разработчиков...Чтож, в эти 10 минут у тебя есть о чём подумать, подвести итоги. Если бы писал обзор тогда, в 2016 году, он бы точно был отрицательным.
Второе прохождение было абсолютно иным, было оно уже спустя года 3 после релиза. Мне понравилось, в конце я всё равно почувствовал недодачу, но мне понравилось. Я смог увидеть положительные стороны игры, которые почему-то оказались для меня скрыты во время первого прохождения.
И вот, после Найт-Сити, я в поисках киберпанка вновь вернулся в Прагу, уже в 3 раз. И могу с уверенностью сказать, что Deus Ex Mankind Divided "уделывает" Cyberpunk 2077.
Мир, атмосфера и сюжет
Мне не "зашёл" цветастый, кричащий Найт-Сити. Не могу сказать, что он мне не понравился - внешне он выглядит красиво и проработанно, но ходить по Праге мне было приятнее, чем разъезжать по улицам Найт-Сити(не в последнюю очередь и из-за того, что в движении город Киберпанка выглядит...плохо и коряво). Это всё вкусовщина, да. Кому-то наоборот не понравится куда более строгая, выдержанная Прага. Но у Праги, на мой взгляд, есть одно объективное достоинство - в неё куда проще поверить.
Ох, это будет сложно объяснить. В Киберпунке я так и не поверил в реальность мира, в реальность его персонажей, не смог представить себя в Найт Сити. Всё окружение так и осталось декорацией, к которой я не проникся никакими эмоциями. Вызвано это частично тем, что CD PR пошли намного дальше в плане ...ммм... отличия мира Cyberpunk 2077 от наших с вами реалий. И им куда сложнее было заставить игроков проникнутся Найт-Сити, сопереживать ему и его жителям, чем если бы они решили остаться ближе к реальности. У них не было достоинств реализма, если можно так выразиться.
Абсолютно другое дело Прага из Mankind Divided. В неё веришь. И это самое большое достоинство игры. Дело здесь не только в близости к нашему миру. Разработчики проделали большую работу над сюжетом, лором и атмосферой игры. Ничего не взято с потолка. Поясню: все организации, все события, все персонажи - все они либо имеют аналоги в реальности, либо их происхождение детально расписано настолько дотошно, что ты веришь в их возможность появления и в нашем мире.
А поскольку ты веришь в окружающий тебя мир, то и история, которую тебе рассказывают разработчики, воспринимается куда как лучше.
История в Киберпанке...не знаю, она хорошая, интересная. Но из-за описанных выше факторов и других недостатков игры - воспринимается она хуже чем могла бы.
С другой стороны - Mankind Divided. Отлично написано, ты веришь в происходящее, замечательные доп.квесты и местами развилки в сюжете(то чего не было в Киберпунке). Тебя захватывает круговорот событий и ты радостный, с довольной лыбой на лице мчишься дальше и..........
сходишь с рельс, дальше их не положили. Катастрофа, Deus Ex в коме.
Но даже не смотря на неоднозначную концовку и не выстрелившие ружья, сюжет Mankind Divided мне, в итоге, понравился.
Геймплей
Тебя захватывает круговорот событий и ты радостный, с довольной лыбой на лице мчишься дальше и...
Ладно, здесь я слукавил. Тому, чтобы тебя захватил этот круговорот события и полностью отдался ему, погрузился в игру - мешает геймплей. Точнее, мешает его не идеальность. Он не плох, но ужасно не хватает отточенности, какой то синергии(чтобы это не значило) механик. В качестве положительного примера могу вспомнить Prey, там возможно тоже всё было не идеально, но на мой взгляд - лучше. Если когда-нибудь серия возродится, то переосмысление геймплейной стороны Deus Ex - то, чем они обязательно должны заняться. Посмотреть в сторону Prey и Dishonored и прокачать иммерсивность и стелс, и определённо сделать что-то с шутерной стороной игры, слишком уж она кривая в данный момент.
Но всё же, геймплей не так плох. Он не мешает восприятию игры и способен доставить удовольствие. Наткнулся тут недавно на обзор A Plague Tale: Innocence (лучший обзор из всех, что я читал), его автор утверждает, что примитивность стелса и отсутствие вариативности в действиях игрока - полностью сводит на нет все положительные стороны A Plague Tale. Всё это не про Mankind Divided, уж чего-чего, а вариативности здесь навалом. Но проходить игру советую на высоком уровне сложности(слишком уж болванчики слепые на среднем и низком), если у меня всё же получится убедить вас приобрести игру или дать её второй шанс.
Раз уж сравнивать, так всё. Что же там с геймплеем у Киберпанка?
Шутан в терминальной стадии. Не то чтобы это плохо, шутан ведь хороший, доставляет удовольствие. Но будем честны, с середины игры он начинал приедаться. А ничего другого, всвязи с изрядной порцией вырезанного контента, Киберпанк предложить не мог. Слэшер? Стелс? Да будет вам. Печально конечно, ведь если бы CD PR потратили все деньги и силы ни на Киану и рекламу, а также определились бы с концептом пораньше и не переделывали всё по 10 раз - могло бы получится очень круто. Но имеем то, что имеем. И никакими патчами этого не исправить.
Графон и музыка
Графика - распинаться не буду, не эксперт в этой области и пиксели не считаю. Но, казалось бы, 5 лет прошло с релиза Mankind Divided, а назвать графику устаревшей или хотя бы уступающей графону из Киберпанка - не могу. Прага выглядит отлично и с графоманской стороны вопроса (даже без всех этих ретрейсингов), и в плане дизайна. Даже не отлично, а восхитительно. Мельчайшие детали в окружении, которые рассказывают и дополняют историю(визитная карточка серии, как-никак). Особая атмосфера...даже не знаю как её описать. Если Найт Сити был кричащей антиутопией - как какое-нибудь настенное граффити, то здесь краски более приглушённые, спокойные - как в живописи, как в картинах Рембрандта(которого игра так любит "цитировать").
А дополняется всё это пиршество глаз восхитительным музыкальным сопровождением. Майкл Маккан не подвёл, просто так видимо "Бафты" не раздают. Часто слушаю композиции и в отрыве от игры, они того стоят.
Итог
"Имея не ценим, потерявши плачем" - вот что хочется сказать про Deus Ex Mankind Divided. Если когда-то вы прошли мимо игры или сознательно бросили её прохождение(будем честны, поводов к тому она давала порядочно) - попробуйте ещё раз. Может быть вы тоже увидите в ней то, что не смогли разглядеть на релизе. И вместе, вспоминая о ней мы не только подтолкнем разработку новой Deus Ex, но и дадим понять разрабам, что история Адама Дженсена достойна завершения, хоть он об этом и не просил.
Лучшие комментарии