Видеоигры всё больше проникают в современную поп-культуру и становятся её неотъемлемой частью. Обратный процесс тоже не редкость, и в качестве наглядного примера можно привести Life is Strange. История Макс Колфилд, которая вместе со своей подругой Хлоей расследует загадочное исчезновение Рэйчел Эмбер, не стесняясь цитирует фильмы, сериалы, комиксы, книги и видеоигры. Все эти отсылки и аллюзии, с одной стороны, наполняют мир адвенчуры деталями и создают ощущение, что её герои живут в нашей реальности, а с другой — делают Life is Strange ближе к игровой аудитории. И, что немаловажно, многие отсылки не случайны — они упоминаются к месту и порой придают особый оттенок событиям, происходящим вокруг главной героини.
Совы — не то, чем кажутся
Редкой мистической истории о маленьком американском городке, созданной после 1991-го года, удаётся избежать сравнения с «Твин Пиксом» (Twin Peaks), культовым телесериалом Дэвида Линча (David Lynch). Вот и Life is Strange не удалось. Аркадия Бэй, где происходит действие игры, как и Твин Пикс, типичный провинциальный город, в котором все друг друга, казалось бы, знают, но при этом у каждого всё равно есть свои тайны. Дух сериала витает и в закусочной «Два кита» (Two Whales Diner), напоминающей кафе Double R, куда частенько заглядывал агент Купер.
Другие отсылки уходят корнями в произведение Линча ещё глубже. Провести параллели можно между Рэйчел Эмбер и Лорой Палмер: обе девушки — всеобщие любимицы, которыми гордится школа, они умны, красивы, дружелюбны. Выяснение обстоятельств их исчезновения проходит красной нитью сквозь весь сюжет. Вот только расследованием в игре занимается не агент ФБР, а две совсем юные и неопытные в детективном плане подруги. Красные шторы, отделяющие ВИП-зону клуба «Циклон» на вечеринке «Конец света», напоминают такой же занавес в Чёрном Вигваме. А психоаналитика Нейтана Прескотта зовут доктор Джакоби, точно так же, как и проводившего долгие беседы с Лорой Палмер врача.
Кроме всего прочего, Хлоя водит пикап с номером TWN PKS, причём в случае с автомобилями авторы адвенчуры не стали ограничиваться одним лишь «Твин Пиксом». В номерах остальных машин в игре зашифрованы различные сериалы, часто имеющие прямое отношение к тому, что собой представляет владелец авто. Именно поэтому Хлое, которая расследует пропажу подруги, досталась история с похожим сюжетом.
Друг и помощник Макс по имени Уоррен — владелец автомобиля с номером THXFLS — «Секретные материалы» (The X-Files), отчим Хлои ведёт собственное расследование и ездит на машине TRDTCTV — «Настоящий детектив» (True Detective). Наркоторговец Фрэнк владеет фургоном BRKBD — «Во все тяжкие» (Breaking Bad), а в финале второго эпизода на автомобиле мистера Джефферсона можно разглядеть номер TPFTHLK, отсылающий нас к сериалу «Вершина озера» (Top of the Lake), который тоже связан с поисками пропавшей девушки.
У машин, чьи владельцы нам неизвестны, тоже интересные номера. Вот лишь некоторые из них: QNTMLP — «Квантовый скачок» (Quantum Leap), CRNVL — «Карнавал» (Carnivale), THWR — «Прослушка» (The Wire), TWLGHTZN — «Сумеречная зона» (The Twilight Zone).
Там, куда мы отправляемся, дороги не нужны
Игра, в которой главная героиня умеет снова и снова возвращаться к одним и тем же событиям, не могла не сослаться на фильмы, где герои тоже могут управлять временем. Всё началось с того, что Уоррен присылает на почту Макс список киношедевров, посвящённых путешествиям в разные эпохи. Сам он при этом называет себя Доктором, а в качестве аватара у него выбрана синяя полицейская будка — ТАРДИС, машина времени из сериала «Доктор Кто». «Хотела бы я соорудить себе DeLorean!» — вздыхает не знающая о талантах Макс Хлоя. Со способным переноситься в прошлое автомобилем из трилогии «Назад в будущее» девушка смогла бы многое изменить в своей жизни.
В дневнике Макс тоже можно встретить немало отсылок к кинематографу. «Все события в классе повторились так, как я видела их раньше. „День сурка“, не иначе». «Я посмотрела несколько серий „Доктора Кто“ и „Секретных материалов“, глянула „Стального алхимика“, затем „Быстрее, кошечка! Убей, убей!“ (фильм про очумелых „амазонок“), „Тэцуо“ (настоящее киберпанк-путешествие с крутыми спецэффектами) и „Скотта Пилигрима“ (уже в который раз)».
Макс не только перечисляет увиденное, но и вспоминает сериал «Звёздный путь» и задаётся тяжёлым вопросом выбора: «Помню, в знаменитом эпизоде оригинального Star Trek Кирку пришлось вернуться в прошлое и позволить своей любимой погибнуть, чтобы нацисты не победили в войне… Что это за выбор такой? Что бы произошло, если бы меня не было в том туалете и я не спасла Хлою?» Героиня игры понимает, что если судьба поставит её перед подобным выбором — спасти лучшую подругу или, скажем, город от цунами, — то принять решение ей будет очень нелегко.
Фильмы ужасов тоже не прошли мимо героев игры. «Пахнет „Ведьмой из Блэр“, у меня мурашки», — говорит Макс, заходя в заброшенный сарай. Всё в том же амбаре есть крюк, необходимый для поднятия стогов сена, и героиня сообщает, что уже видела подобный в фильме «Пятница, 13».
Узнав, что анонимные SMS с угрозами приходили от её одноклассника Нейтана, Макс подытоживает: «Так это был ты… Теперь я буду официально называть тебя Билли Лумис». Именно так звали замкнутого и молчаливого школьника из кинокартины «Крик», который скрывался за маской Призрачного Лица. Убийца в фильме преследовал героиню по имени Сидни Прескотт, и точно такую же фамилию носит и сам Нейтан.
Когда героини ночью пробираются в школьный бассейн, они несколько раз вспоминают «Челюсти». Осматривая игрушечную акулу, Макс говорит: «А я только начала думать, что в воде будет безопасно». А находясь в бассейне, Хлоя напевает главную музыкальную тему «Челюстей», поддразнивая Макс, которую по-прежнему бросает в дрожь от этой кинокартины.
Стоит ещё упомянуть, что сама Макс несколько раз называет себя безумной, ссылаясь на название фильма Mad Max. Также девушка говорит о себе: «Максгайвер возвращается», когда с помощью подручных средств находит способ открыть люк в заброшенном сарае. Так незатейливо героиня Life is Strange обыграла фамилию главного героя популярного американского телесериала «Секретный агент Макгайвер», который благодаря своей находчивости решал непростые проблемы.
А вот и Джонни!
В Life is Strange много «пасхалок» не только из фильмов и сериалов, но также и из литературных произведений. Какие-то книги просто вовлечены в повествование — например, ещё до начала игры Макс берёт у своей одногруппницы Кейт сборник рассказов Рэя Брэдбери (Ray Bradbury) «Октябрьская страна».
Чаще всего игра ссылается на книги Стивена Кинга (Stephen King) и фильмы, снятые по их мотивам. За примерами далеко ходить не надо: полное имя Кейт — Кейт Беверли Марш, и если вы читали «Оно», то наверняка помните, что одну из героинь там звали именно Беверли Марш. На стоянке Макс может найти спящую собаку и пошутить, что пёс «выглядит мирно, но стоит ему проснуться… Куджо!», подразумевая подхватившего бешенство сенбернара из романа Кинга.
«Мне хочется убить всех членов „Циклона“, прямо как в фильме „Кэрри“…» — размышляет Макс на вечеринке «Конец света». Довольные жизнью ученики вовсю развлекаются, забыв, как до этого издевались над одноклассницей, поэтому неудивительно, что Макс вспомнила фильм, снятый по мотивам произведения Стивена Кинга, — в нём школьники тоже травили девочку, не подозревая, что у неё есть сверхъестественные способности. В отличие от Макс, Кэрри Уайт не могла отматывать время, но зато умела передвигать предметы силой мысли, что и использовала, чтобы отомстить своим обидчикам.
Остановившись в женском общежитии перед дверью с номером 217, Макс заявляет: «Комната 217? Ни под каким предлогом я не соглашусь войти туда…» На доске у двери написано Redrum, что является анаграммой слова murder («убийство»). Всё это — отсылки к роману Кинга «Сияние», где была комната с таким же номером.
С большой силой приходит и большая ответственность
«Пасхалки» проскальзывают и в речи второстепенных героев игры. Так, наркоторговец Фрэнк называет уже поднадоевших ему Макс и Хлою братьями Харди, имея в виду персонажей серии американских детских детективов. (Мальчишки, кстати, дружат с другой литературной героиней по имени Нэнси Дрю, книги о которой были написаны теми же авторами.) Юные сыщики занимаются расследованием преступлений и вечно суют нос не в свои дела, поэтому неудивительно, что мужчина сравнил с ними Хлою и Макс. Во время одной из их предыдущих встреч тот же Фрэнк недружелюбно приветствовал девушек словами: «А вот и наши Тельма и Луиза», ссылаясь на героинь одноимённого фильма Ридли Скотта (Ridley Scott) о насыщенном событиями путешествии двух подруг по дорогам Америки. Согласитесь, для наркоторговца у Фрэнка довольно-таки образная речь.
Уоррену захотелось «почувствовать себя человеком после недели ультранасилия», ведь всего за несколько дней он успел пару раз подраться, защищая Макс. Правда, до Алекса из «Заводного апельсина» ему, к счастью, ещё очень далеко. К слову, о всё тех же стычках Уоррена — сам он метко назвал себя Халком. Ведь тихий школьник, увлекающийся наукой, действительно кинулся в драку в лучших традициях учёного Брюса Беннера, который, выпуская гнев, перевоплощался в свирепого зелёного монстра. Если остановить Уоррена и не дать ему избить Нейтана, то в SMS парень вспоминает Бэтмена и пишет: «Жаль, что мне не удалось побыть героем, в котором нуждается этот город».
Продолжая тему героев комиксов, Макс в разговоре с Брук перефразирует известную цитату из «Человека-паука»: «С большой силой приходит и большой трындец». В оригинальном комиксе к Питеру Паркеру приходила, конечно, «ответственность» и слова эти были произнесены рассказчиком, то есть Стэном Ли (Stan Lee), но в экранизации Сэма Рейми (Sam Raimi) фразу приписали дяде Бену, и она закрепилась уже за ним. Макс понимает, что время и все махинации с ним — вещь опасная, так что нужно относиться к нему серьёзно, и это очень хорошо характеризует её как ответственного и рассудительного персонажа.
Герои Life is Strange не только читают комиксы и смотрят фильмы, но и играют в видеоигры. Уоррен — заядлый пользователь World of Warcraft, а на страничке Даны в социальной сети упоминается Super Mario Bros. У Хлои на ключах висит брелок в виде робота-панды — отсылка к любимой игрушке Нилин из Remember Me, предыдущей игры Dontnod.
Сидя на качелях на заднем дворе дома Хлои, Макс вспоминает, как в детстве они вместе мечтали о будущем и её подруга говорила, что хотела бы быть такой, как Лара Крофт. Главная героиня серии приключенческих игр упомянута неслучайно, ведь у Tomb Raider и Life is Strange один издатель — Square Enix.
Это далеко не все отсылки, но даже их количество даёт представление о том, как масштабен и разнообразен культурный контекст игры. Life is Strange говорит с нами на одном языке, ведь все эти отсылки к кинематографу, литературе, комиксам близки и понятны современному человеку, а переплетаясь между собой, они делают игру ярким отражением нынешней поп-культуры.
Лучшие комментарии
Пишите новые :)
А когда успели удалиться все старые комментарии? Их здесь было около сотни, если не больше...
Кстати да, странно видеть известный пост 2015го года без комментариев.