15 декабря 2019 15.12.19 5 3106

Mirror's Edge: Catalyst. Корпоративная постирония.

+6
Неизвестно когда, некто подозрительный сотворил неизвестно что, после чего — ВСЁ!!!

Краткое содержание местного ЛОРа.
Постиро́ния (пост-ирония, от лат. post ― после и ирония[1]) ― термин, используемый для обозначения такого состояния, когда искренность становится трудно отличить от иронии.

Педивикия.

Всех приветствую. Ну как вам подробный разбор CoD: MW 2019? Судя по оценкам — понравилось. К сожалению, такие шедевры идиотизма редкость. Сегодня у нас блюдо куда менее острое — а именно мы разберем историю мира игры Mirror's Edge: Catalyst. Вот так, внезапно и без объявления войны — ведь далеко не все игравшие в игру изучали всякие записки и файлы, где описывается история мира.

А еще меньше — лазило на тематические сайты. Ситуация в чем-то напоминает Killzone, историю мира которой я разбирал где-то тут неподалеку (поищите в блогах). Взаимоотношения Каскадии, ОмниСтат, Сабея и сам Город Зеркал это интересный бекграунд для не самой интересной игры. Тот самый случай, когда концепты и артбук куда интересней итогового продукта.

Шнуруйте ботинки, проверьте свой ПУЛЬС — сейчас диванный историк и политолог из Нижнего Интернета будет ругать ЛОР игры. И иногда хвалить. А еще — не к месту вставлять цитаты великих. Это ни в коем случае не обзор игры (было бы что там обозревать) — просто мы походим по Городу Зеркал. Посмотрим, кто его населят. Откуда он взялся, чем занимается… Ну и все в таком роде.

И даже предположим, как жил мир игры до её событий, и что его ожидает в перспективе.

ВВЕДЕНИЕ. Куда ж без него...

Mirror's Edge: Catalyst — это попытка перезапуска Mirror's Edge, которая в 2008 году неплохо выстрелила. Несмотря на скромные финансовые успехи, игра запомнилась — благодаря во-первых, невероятному ощущению бега, инерции и движения героини (Фейт), а во-вторых — за счет визуального стиля.

Минимализм окружения и яркие детали на интуитивном уровне помогали разгоняться и держать темп бега. Плюс можно было сэкономить на текстурках и подтянуть оптимизацию — для игры, завязанной на быстрое перемещение в пространстве, это критически важный момент (2008 год, на моем ноуте стоит 16 ГБ оперативы, что для тех времен было мягко говоре нехило). К сожалению, к бодрому бегу не смогли прикрутить такой же бодрый механизм взаимодействия с врагами. Мы могли набить им лица, схватить оружие — и если это был не пистолет, то игра превращалась в сверхунылый тир. С пистолетом тир был чуть веселей — можно было прыгать и скакать — но все равно игра была явно не про бои.

И это можно было бы простить, если в игре было нечто более важное, чем эти ваши паркуры. Но и тут вмешался рак, убивающий игры поныне… Сюжет Mirror's Edge не ругал только ленивый, наиболее полный разбор из тех что я видел — это видео Филинова и Русяева. Скажу лишь, что некая Рианна Пратчетт участвовала в создании этого шедевра графомании — и тут не подвела. Весь её «профессионализм» был явлен в полном объеме. Для создания еще большей путаницы Mirror's Edge: Catalyst оперирует старыми персонажами, упоминаниями мест, организаций и имен — да-да, примерно как новая CoD оперирует именами Закаева и Шепарда.

Окончательно все запутывает крайне странная хронология игровой вселенной, которая смутно дает нам понять даты и место действия. Вроде бы на момент игры прошло 50 лет с гражданской войны и основания Каскадии. И Десять лет — с момента Ноябрьских Бунтов.

И ГРЯНУЛ ГРОМ.

Судя по очертаниям материков, действие игры происходит в некотором параллельном мире. Ну или над географической картой солидно поработали ядерные взрывы и отряд стройбата, ибо я попытался натянуть очертания суши на глобус, но в этом не преуспел. В любом случае у нас тут и отсылки к Холодной Войне в Европе, и к азиатским противоречиям — которые изрядно портят жизнь нашим восточным соседям. Также я читал, что географическая карта основана на Южной Тасмании после подъема уровня моря на 60 метров.

Невнимательный игрок мог это пропустить, но Mirror's Edge: Catalyst — это в некотором роде постапокалипсис! Да-да, глядя на гигантские небоскребы и сверкающие зеркальные крыши, меньше всего думается о радиоактивных пустынях и рейдерах, однако человеческая цивилизация пережила коллапс, известный как Великая Регрессия. Это один большое затянувшийся ресурсный кризис, параллельно с войнами, голодом, болезнями и прочими милыми сердцу выживальщиков штуками.

Однако в противовес классическому сценарию люди не впали в варварство, и даже наоборот — заметно продвинулись в сфере высоких технологий, медицины и генной инженерии. Что логично, ибо как говорил великий древний мудрец:

Война — отец всего!

Гераклит.

Никуда не исчезла и политика, и институты государства: в условиях бесконечной опасности, скудности ресурсов, необходимости их грамотного распределения во избежание тотального коллапса «законы рынка» быстро уступили место плановой экономике. Так на обломках старого мира появился ОмниСтат. Да-да, именно так — слитно и двумя заглавными, OmniStat.

О том, как люди жили в этом мире ДО Регрессии, мы скажем чуть позже — на основе косвенных данных.

… Он был вдохновлен преданиями о древних утопических государствах, бесклассовых обществах, где каждый гражданин ценился одинаково и плоды труда делились между всеми…

Из описание устройства ОмниСтат.

Название государства само по себе намекает на то, что тут царит железная дисциплина, порядок и учет — что автоматически сделало ОмниСтат центром притяжения для слабых городов-полисов. Где дипломатией, где грубой силой, но ОмниСтат в итоге стал единой страной, под управлением правящей Партии. Это отсылает нас к Гражданской Войне в Китае — который во многом сформировался в единую страну лишь при заботливых массовых расстрелах, организуемых КПК и лично Мао Цзедуна.

Теперь пора сделать шаг назад — и посмотреть, как именно жили люди до Регрессии. Опять же — на основ косвенных данных. Насколько можно понять из куцых крох информации, города-полисы это было нормальным явлением в мире игры, еще до Регрессии.

Ибо хорошо управляемый город есть величайший оплот; в нём всё заключается, и пока он сохраняется, всё цело, а погибает он, [с ним вместе] и всё гибнет.

Демокрит.

Такая схема явно отсылает нас к Элладе: города-полисы были самостоятельными политическими единицами, появившимися из нескольких объединенных селений. Форма правления в каждом отдельном полисе могла быть разной: и монархия, и олигархия, и демократия. Собственно говоря, именно олигархия и являлась формой правления в большинстве из них. Я говорю так уверенно потому что не раз и не два нам будет сказано, что та или иная корпорация имеет историю, идущую еще со старых времен, до-омнистатовских.

Отвлечемся немного и хорошенько подумаем: насколько подобное реально? Как именно подобное общество доросло до современных технологий — вопрос действительно интересный. Дело в том, что взаимоотношения полисов Эллады были очень нестабильны — они вечно друг с другом воевали, предавали, сколачивали коалиции и шаткие альянсы. Кровь лилась рекой, кинжалы друг другу в спину втывались так, что Цезарю и не снилось, а яд и отрава лилась ведрами. Это очень интересно изучать — но выше условного Средневековья такая система развивается с большим-большим трудом. Рано или поздно находится кто-то особо зубастый, кто отвешивает всем тумаков и строит по линейке.

Кстати, в Assassin's Creed Odyssey («Изумительно»? Вы серьезно?) мы могли даже сами поучаствовать в войне Спарты и Афин.

Те, кто так не делает — существование прекращает, его проглатывают соседи. Но всегда есть исключение из правил: Италия. Более-менее в современном виде Италия сформировалась в 19 веке, а окончательно она закрепилась во многом благодаря деятельности Дуче. Правда, это было пожалуй единственное, в чем он преуспел… До этого там было много интриг, войн, кровавых вендетт и предательств между могущественными городами. Пиза против Милана, громкие дуэли, но я отвлекся.

Не хочу копать СЛИШКОМ глубоко, но мне кажется, что мир Mirror's Edge: Catalyst перед Великой Регрессией пришел к корпоративному неофеодализму. Это когда крупные корпорации и руководящие ими кланы отжираются до таких размеров, что им уже не особо нужно государство, и они его пилят на куски. В киберпанк-сеттингах такое встречается регулярно: можно вспомнить «Анклавы» Вадима Панова или «Муравейник» Уильяма Гибсона, где корпорации окончательно распоясались и нагнули государство.

Между прочим, вполне возможно это и есть одна из главных причин Великой Регрессии: ничто по своей убойности не сравниться с корпоративным монстром, который видит перед собой возможность увеличить прибыль. Он будет кромсать, резать, выжимать все соки и гнаться даже за призрачной тенью прибыли. Правда, ЕА? Не так ли, Дисней?

ВОССТАНИЕ КРЮГЕРА.

Крюгеры были очень влиятельной фигурой еще до Регрессии. Судя по всему, их компания специализировалась на охране и безопасности: то есть говоря современным нам языком, ЧВК. Плати — и они воюют за тебя.

ОмниСтат заключил с Крюгерами сделку: клану были выделены места в правящей Партии. Не стоит забывать, что далеко не все согласились войти в ОмниСтат на добровольной основе: кроме дипломатии, ОмниСтат использовал и силу, и корпоративная армия Крюгеров тут пришлась кстати.

Вот только руководство ОмниСтат проморгало один нюанс: солдаты Крюгеров так и остались солдатами Крюгеров. Я могу опять же слишком глубоко копать — но любой военный скажет, что роспуск и раздергивание подразделения это весьма существенный удар по боеготовности. То есть если у тебя есть отряд высокотехнологичного спецназа с какими-нибудь нанотанками — то лучше их держать одним ударным кулаком. Это эффективно: ребята уже сработались, отшлифовали действия, организовали тактическое слаживание. Однако в то же время кто знает, что там в голове у этих спецназовцев — так что за ними надо следить внимательно. ОмниСтат эту задачу провалил.

Так что через некоторое время Диттер Крюгер поднял то, что ныне известно как Восстание Крюгера. Это вылилось в кровопролитную Гражданскую Войну, которая бушевала не одно десятилетие — по результатам её еще называют Войной Триумвирата.

Идеология восстания была прямо противоположна идеологии ОмниСтат: частное предпринимательство и индивидуализм против коллективизма и единого руководства. И Крюгеры были не одиноки: они сколотили целую коалицию из единомышленников, и в ходе гражданской войны выгрызли из находящегося в кризисе ОмниСтат целый кусок, ныне называемый Каскадией. Кроме того, от ОмниСтат отвалилось еще одно государство — Сабей: во время Гражданской Войны оказалось немало любителей половить рыбку в мутной воде.

Про Сабей нам мало что известно: теократическое государство с мутной религиозно-политической идеологией, куда люди из Серых Земель бегут и не возвращаются. Разведка ничего не дает — агенты переходят на сторону Сабея — но и атак оттуда пока не было.

Натурально Терра Инкогнита.

Вроде бы планировалось DLC, связанное с этими загадочными типами. Но с учетом финансового успеха — верней, его отсутствия — об этом можно забыть.

ОмниСтат использовал воду — или её перекрытие — в целях склонения людей на свою сторону. Позже восставшие это припомнили — так как опреснительные установки, которые они захватили, были очень ценными и ОмниСтат не решился их атаковать. Это стало одним из факторов победы: ОмниСтат испугался, что при попытке отбить повстанцы подорвут установки.

Итак, новообразованная Каскадия захватила наиболее развитые и «жирные» территории, попутно отрезав ОмниСтат выход к морю и поставив в зависимость от воды. И казалось бы — все хорошо! Одержали победу в войне, благодаря наличию ресурсов отстроились… Но тут свое веское слово сказали законы рынка.

Во-первых, Диттер Крюгер погиб. Как и насколько самостоятельно — непонятно. Вполне допускаю, что его решили устранить как излишне деятельного политика его вчерашние союзники.

— Что может быть лучше героя?
— Мертвый герой…

Робокоп (2014)

Во-вторых, корпоративные семьи живо организовали Конгломерат. Помните фразу про «все животные равны, но некоторые ровнее»? Вот это вот оно и есть: корпоративные служащие стали иметь больше политических прав (Они же работают на благо страны и всего общества!). Ну а так как платили зарплату и давали работу им корпорации, то очень быстро именно корпорации и стали править Каскадией через Конгломерат.

Крюгера поддержало 12 семейных корпораций: об этих милых людях поговорим чуть позже. Пока что важно понять, что несмотря на вроде бы демократические лозунги Восстания, ЗАКОНОДАТЕЛЬНО демократические принципы так и не были зафиксированы. Так что ощущение неопределенности и боязнь завтрашнего дня — норма для жителей Каскадии.

КАСКАДИЯ. Прекрасный новый мир...

Каскад — это слово французско-итальянского происхождения, означает «водопад» или «падение». Также каскадом называют некую систему из повторяющихся элементов: «каскад гидроэлектростанций», например. Или «каскад фонтанов».

Каскадия в данном случае это страна, составленная из повторяющихся безликих корпораций, которые жестко контролируют своих подчиненных. Несмотря на то, что начиналось все под лозунгами индивидуализма и частной инициативы, на момент игры Каскадия это жестко регламентированное кастовое общество. То есть киберпанк-антиутопия в открытом мире с самобытным дизайном и фишками — как вообще можно запороть? Можно. Очень сильно как. Антиутопичность общества Каскадии — это антиутопичность подростковых романов, с их делением на фракции Дружелюбия и Бесстрашных.

Начнем с вершины пищевой пирамиды: Корпорации, они же Корпоративные дома, образующие Конгломерат.

Здешние ПеКа-бояре и приставок командиры. Производят ПО и «железо», сожрав всех остальных конкурентов. Тесно сотрудничают с «Крюгер Сек», однако боятся, что те их сами могут поглотить. Бояться совершенно закономерно — ибо Габриэль Крюгер не тот человек, который будет разводить политесы и играть по правилам.

Строители всего и вся. Город Зеркал — их детище.

Ответственные за Зрелища, прилагаемые к синтетическому хлебу. По совместительству — пропагандисты и манипуляторы массовым сознанием.

Электроэнергия и пресная вода. Большая часть пресной воды в Каскадии — это опресненная морская вода. При этом опреснители изрядно изношены, ровно как и источники электроэнергии, что грозит фатальными последствиями для всего населения страны.

Новички, производители товаров потребления — молодые и дерзкие. Другие корпоративные дома смотрят на них косо — ибо что могут производители зубочисток и канцелярии? И очень зря — у Ананси налажены контакты со здешним криминалом, так что сбрасывать их со счетов не стоит. С другой стороны контакты с криминальными воротилами иногда выходят боком — например, криминальный босс Доген в игре дает нам задание на диверсию, после которой Ананси придется раскошелиться на ремонт своего небоскреба.

Производство авто, инструментов, станков, приборов, роботов и так далее.

Перевозки, транспорт, почта — это все они.

Продукты питания. Казалось бы — есть хотят все и всегда, и эта компания должна пользоваться влиянием, однако Габриэль Крюгер заботливо присматривает за тем, чтоб Рапоса даже не думали пытаться использовать угрозу голодом как аргумент в политике.

Главные в этих ваших Интернетах. Отвечают за функционирование Сети.

Точно не совсем понял, но вроде бы это здешние Мичурины: заняты селекцией и генетическим улучшением растений, пытаются вывести новые сорта — очень актуальная проблема с учетом тяжелой экологической обстановки.

Одежда, косметика, и прочее. В кастовой системе внешний вид — это маркер, опознавательный знак и паспорт, по которому вас читают окружающие.

Если у меня немножко КЦ есть, я имею право носить жёлтые штаны, и передо мной пацак должен не один, а два раза приседать. Если у меня много КЦ есть, я имею право носить малиновые штаны, и передо мной и пацак должен два раза приседать, и чатланин «ку» делать, и эцилопп меня не имеет права бить по ночам… Никогда!..

Кин-Дза-Дза.
Мы не воруем у Крюгера!!!

Крюгеров бояться, ненавидят, другие корпоративные дома считают, что Габриэль Крюгер собрал в своих руках слишком много власти… Но никто не спешит эту власть у него отнимать. Во-первых — уж что-что, а отрывать конечности конкурентам Крюгер умеет. Не так эффектно, как его однофамилец с Улицы Вязов, но очень эффективно. Во-вторых, сама фигура Габриэля Крюгера заставляет несогласных с политикой Конгламерата выбрасывать из головы глупые мысли. Крюгер Сек — это жуткое пугало, которое позволяет канализировать накапливающуюся протестную энергию. Пока есть Крюгер — другие корпорации могут жить спокойно: люди ненавидят его и его подчиненных.

Во-первых, главный диктатор и пугало всея Каскадии похож на генерального директора EA Эндрю Уилсона, что уже намекает. Во-вторых, Крюгер — не такой уж и монстр: если посмотреть, то он наиболее адекватный персонаж всей игры. Его сын начал карьеру в компании отца с должности рядового полицейского, и был убит в ходя Ноябрьских Бунтов. Есть версия, что убила его Кейт Коннорс — тогда, будучи ребенком, она схватила с перепугу пистолет и застрелила сына Крюгера. Напрямую это не сказано, но мне так показалось исходя из мутных флешбеков. Возможно, именно потому сейчас все оружие в игре оснащено сканерами и работает только в руках владельца — отец сделал это в память о сыне?

Однако Крюгер не приказал открутить голову малолетке (а он мог!), а дал ей имя Изабелла и удочерил. Как уже было сказано, Крюгер заравнивает других корпоратов, дает по шапке особо буйным протестующим и ищет выход из сложившегося затяжного кризиса, когда корпорации заняты лишь подсчетом барышей, ресурсов мало, а ОмниСтат может начать наступление.

К сожалению, множество возможностей, связанных с этим персонажем было упущено...

Крюгер Сек — это полиция, производство оружия, и добыча полезных ископаемых. Надо же как-то использовать заключенных, которых сотрудники компании отлавливают?

Конгломерат — это что-то типа верховного совета, где Корпорации крутят интриги, друг друга подсиживают и вообще ведут полноценную политическую жизнь. Время от времени Габриэль Крюгер рявкает, бьет кулаком по столу — и хаос прерывается, все начинают «воевать в правильную сторону» и прекращают раздрай и шатание.

ПРОСТЫЕ ОВОЩИ ГРАЖДАНЕ.

Граждане Каскадии поделены на касты и группы вдоль и поперек. Первое разделение — это в принципе состоящий в касте человек, и отверженный (изгой). Первый имеет хоть какие-то права, в то время как второй считается «паразитом» (с перспективой выселения в Серые Земли).

Второе деление — это между городскими жителями и жителями серых земель. В серых землях расположены огромные плантации, где выращивают самые неприхотливые продукты питания. Например, грибы. С учетом того, что рядом расположены АЭС и химические заводы, выращиваемые там продукты в большинстве своем идут на корм низшим кастам.

Наконец, уже внутри каждой из каст есть своя иерархия.

Мы более-менее разобрались с Корпоративными домами, теперь обратим свой взгляд пониже…

«Исполнители».
Руководители отделов, корпоративные чиновники, особо полезные научные сотрудники. Но они все еще наемные сотрудники — и потому стараются выслужиться, желая быть принятыми в Корпоративный Дом.

Богатый «средний класс». Тут можно встретить музыкантов, художников, и прочих свободных личностей с художественными талантами. Их влияние заметно ниже, чем у Исполнителей, но они также пользуются всеми благами цивилизации.

«Менеджер среднего звена», «маленький человек», «шестеренка корпорации» — мелкие клерки и служащие, которые лишь чуть выше обычных рабочих.

loCaste

Работяги с заводов в Серых Землях с перспективой перевода в МидКасту — когда очередной мелкий клерк накосячит и будет разжалован в рабочие. Или когда какой-нибудь менеджер среднего звена спрыгнет с небоскреба, доведенный до ручки обожаемым руководством.

Добро пожаловать на дно.

Тут нас ждут корпоративные служащие с расторгнутыми контрактами, преступники, и прочие милые личности. Со временем они стали частью Каскадии — проституция, шпионаж, убийства, оружие и наркотики. Также в Серых Землях есть целые деревни, не подчиняющиеся Конгламерату: впрочем, тот и не особо стремиться их завоевать. Далеко, дорого — да и сами вымрут от химического загрязнения.

Те, кого все-таки отлавливают — отправляют на наиболее опасные шахты и заводы, где они медленно умирают.

Сюда же входят Бегущие — курьеры, которые доставляют посылки и информацию, которые необходимо скрыть от вездесущего Конгламерата, и Черный Ноябрь — террористическая группировка, не чурающаяся массовых убийств и взрывов.

Ноябрьские Бунты — это важное событие в истории Каскадии. Во-первых, именно тогда Кейт и Фейт (фантазия в выборе имен — 10 из 10) оказались разделены. Во-вторых, сын Крюгера погиб, и тот удочерил Кейт, дав её имя Изабелла. В-третьих, тогда Крюгер-старший перешел к раздаче свинцовых подарков протестующим. Бунты были спровоцированы социально-экономическим кризисом, так что и среди Корпоративных домов кое-кто получил от Габриэля крюгера пулю в голову, яд в любимый коктейль или дрона-камикадзе в окошко. Тем не менее, противостояние условных «улиц» и «корпоратов» обострилось, а свежесформированная группировка Черный Ноябрь перешла к террору и диверсиям.

ДИАГНОЗ ОБЩЕСТВУ.

На момент начала игры прошло уже пятьдесят лет с появления Каскадии. В итоге люди воспитаны Конгламератом, для Конгламерата, и не знают иного мира. И с уверенностью можно сказать, что мир игры — ну или как минимум Каскадия — обречена.

Постоянная грызня внутри страны, необузданное использование ресурсов, их истощение и прочие милые шалости рано или поздно (причем скорее рано) сначала приведут к бунтам, а потом — сведут изрядную часть населения в могилу. Несмотря на кажущееся благополучие, запасы урана для АЭС, например, уже истощены, а опреснительные установки — изношены.

Согласно ЛОРу игры, корпорации сократили научные исследования по соображениям «экономической эффективности» — привет нашим лесным пожарам! Или же — жителям города Минамата.

 

Кто-то пытается что-то делать, но что ОмниСтат, что Каскадия несмотря на кажущееся благополучие и высокие технологии близки к краху. Хотя те же Элизиум Лабс что-то пытаются сделать — химичат с генетикой, например.

Сама же игра Mirror's Edge Catalyst — это такая невероятная постирония, что даже как-то неловко. Игра, которая показывает всю гибельность корпоративного мира, которая из-за корпоративных хвостовихляний и желания срубить бабла так и не стала шедевром, оставив лишь кучу наметок и крючков. Тем самым являясь памятником корпоративной безликости и близорукости. Ей как никому другому подходит лаконичный и стерильный стиль: стиль корпоративного офиса.


Mirror's Edge

Платформы
PC | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
12 ноября 2008
2.8K
4.2
2 058 оценок
Моя оценка

Mirror's Edge Catalyst

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
9 июня 2016
1.2K
3.5
675 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

2014:

Украина использовала воду — или её перекрытие — в целях склонения людей на свою сторону. Позже пророссийские власти это припомнили — попытались кинуть жалобы в ЕСПЧ

Лор так-то не плох. На этой основе можно было бы написать приличный сюжет, например, про выживание в условиях агрессивного корпоративизма. Интересно, лором тоже Пратчетт занималась или кто-то более талантливый. В любом случае статья мне понравилась, только почему не освящена топ каста?
Что за фигня с датами? О_о Первый раз у меня блог уполз назад по времени и указал, что я его написал в ноябре.
Я коротенько написал про членов Корпоративных домов. Была на сайте ЕА, в разделе игры страничка про касты — и даже с иллюстрациями (например, там было изображение рабочих и фермеров Серых Земель+иллюстрации Серых земель), но эти умники его выпилили.
Читай также