27 ноября 2019 27.11.19 2 98K

Обзор Age of Empires 2: Definitive Edition

+11

Насколько тяжело продать одну игру третий раз за 20 лет? В Microsoft решили это узнать и выпустили Age of Empires 2: Definitive Edition. Второе переиздание знаменитой стратегии. Чем она завлекает игроков, виновата ли во всём жадность издателя или игра действительно стоит своих денег? Разбираемся под катом в текстовом и видео формате.

 

Вместо предисловия

Age of Empires — культовая серия, которая возникла на рубеже веков. Её вторая часть продалась огромными тиражами и оказала влияние на всю индустрию. Клоны игры разной степени качества выходили в течение всех нулевых, поэтому если вы играли в стратегии реального времени хоть раз, то и об основах Эпохи Империй представление имеете.

Время действия второй части — средние века. Изначальным местом действия были Европа, Ближний Восток и Восточная Азия, но потом появились и другие регионы. Есть нации, каждая из которых имеет две уникальные технологии, одного или двух уникальных юнитов, а также экономические и военные бонусы. На все нации есть один общий пул зданий и технологий, но доступ к ним различается. Например, гунны не могут делать пороховых юнитов, а у индейцев нет конюшен.

Военная мощь вашего государства напрямую связана с его экономикой. В темных веках даже простые волки представляют угрозу, но, пройдя через феодальную и замковую эпохи к имперской, вы получаете доступ ко все большему числу технологий и юнитов. Основа армии состоит классической троицы — пехота, конница, стрелки, с некоторыми отклонениями. Ещё тут есть осадные орудия и монахи, которые стали визитной карточкой игры.Про геймплей оригинальной эпохи люди книги пишут и быстро его не разобрать, поэтому вернемся к её новой реинкарнации.

Типичное начало обычной игры.

Графика и оптимизация

В отличие от Definitive Edition первой Age of Empires, которая вышла год назад в 3D, вторая часть серии осталась верна корням. Допиливать лобзиком третье измерение никто не стал и в ней сохранилось 2D с изометрическим видом.Текстуры и анимации перерисовали, сгладили углы у моделек юнитов, а окружение насытили деталями. При этом новый внешний вид зданий и солдат отсылается к их старым прототипам, так что узнать их будет легко.

В игру добавили шейдеры воды, эффекты размытия и разное освещение в зависимости от типа карты, на которой вы играете. Картинку игры теперь можно приближать и отдалять колесиком мыши. Вот они — инновации, которые мы заслужили! Отдельно разработчики продвигали новую анимацию разрушения зданий. И действительно не залипнуть в то как замки рассыпаются в пыль под натиском ваших армий сложно.

Падение Чуда Света

Желающие сильней погрузиться в новый мир старой эпохи могут скачать бесплатный пак текстур высокого разрешения размером в 15 гигабайт. Только это имеет смысл если у вас 4к или UltraHD монитор. Ну и если в целом мощность железа позволяет такое делать. С оптимизацией игры вообще случилась забавная история. Стратегия спокойно идёт на слабом железе, но при этом безумно тормозит на хай-энд сборках ПК. Разработчики обещают скоро исправить эту проблему.

Неоднозначным оказалась и история с эксклюзивом Windows 10. С одной стороны заявлялось, что новая Эпоха пойдет только на последней версии системы от Microsoft, но по факту игру можно запустить и на обычной семерке и даже на линуксе. Хотя в обоих случаях приходится немного плясать с бубном и положительный результат не гарантирован.

Чем больше вы смотрите на Definitive Edition, тем больше новых деталей видите. Практически все элементы интерфейса остались прежними, но были переработаны. Например теперь кнопка бездействующих юнитов не просто переносит вас к ближайшему лентяю, но и показывает их общее количество. Улучшения и юниты, на которых не хватает ресурсов подсвечиваются красным. И ещё куча мелких правок, о которых никто не просил, но которые мы все заслужили.

Появились и новые функции, привычные для других стратегий, но ранее не замеченные во второй части. Список ваших боевых групп добавили внизу экрана а в левом верхнем углу теперь показываются все заказанные вами юниты и улучшения, а у мини-карты появилось два новых режима. Но главным новшеством стала возможность добавлять в очередь производства юнитов и технологии одновременно!

В геймплее тоже добавилась пара приятных мелочей. Например теперь можно настроить автозасев ферм и тогда вам не придется вручную приказывать сеять поля каждый раз как они иссякнут. А ещё здания, в которых делаются улучшения теперь окутывает магическое сияние, видное и вам, и противнику. Ну и еще автопуть переделали, но глобально он остался таким же.
Новые звуки и озвучка
Звуковое оформление игры тоже подверглось тотальной ревизии. Старыми остались только голоса крестьян и юнитов, когда они отзываются на ваши приказы. Ну и еще таунты не тронули, это такие голосовые сообщения, которые проигрываются для всех игроков, когда вы пишете определенную цифру в чат.

А вот все старые композиции саундтрека перезаписали с участием симфонического оркестра. У каждой нации появилась своя музыкальная тема, которая звучит при игре за нее и в кампаниях. Звуки окружения вроде криков орлов или звуков битвы тоже записали новые.

Заново переозвучили и одиночные кампании. Не знаю был ли в этом какой-либо смысл, по мне так и старая озвучка была сделана на достойном уровне. Увы, но русской озвучки не завезли ни для старых, ни для новых кампаний и похоже её мы уже не увидим.

Некоторые элементы интерфейса можно разглядеть тут, но в видео я их подробней показал.

О составе игры

Если вы следили за жизнью игры в последние годы, то знаете, что она получила три дополнения после выхода Age of Empires 2 HD в 2013 году. The Forgotten добавила в игру пять наций со всего света, в том числе и славян,The African Kingdoms логично приросла тремя африканскими королевствами и, внезапно, Португалией, а последней в 2017 году вышла Rise of The Rajas, где новой порцией контента стали стали нации юго-восточной азии.

Почти каждая новая нация, получала собственную кампанию на релизе DLC. В итоге суммарно к выходу Definitive Edition в игре было 22 кампании плюс две пачки одиночных миссий под названием Битвы завоевателей. Весь контент, который раньше приходилось докупать отдельно в виде дополнений в новой версии эпохи включен сразу в игру, а цена на неё в России составляет 450 рублей.

Исколесив весь мир, разработчики обратили внимание на Восточную Европу и Среднюю Азию. Именно нации из этих регионов легли в основу последней контентной добавки, которая по своему объему соответствует еще одному дополнению к эпохе, но также идет в комплекте с игрой бесплатно.

Разработчики добавили четыре нации — Болгар, Литовцев, Половцев и, внезапно, Татар. Сильной стороной всего квартета стали кони или конные лучники, что логично, если вспомнить историю. Все, кроме литовцев, получили собственные кампании. Забавно, что славяне, у которых своей кампании нет, регулярно мелькают на вторых ролях минимум в двух из них.

Битвы завоевателей на одной картинке

Кампании

Кампании строятся по классической схеме — нам рассказывают экспозицию вперемешку с исторической справкой после чего выкидывают на карту, где надо либо победить всех врагов, либо сначала отстроить базу а потом снова победить всех врагов. За 20 лет существования игры структура миссий практически не изменилась. Так вышло, что сначала я запустил первую миссию Чингисхана, а потом почти сразу кампанию половцев за Котяна, его правда так зовут, Сутоевича. Ииии…они практически одинаковые.

Конкретно в этом случае половецкая кампания даже проигрывает сравнение монгольской, где надо собирать племена и каждое из них давало уникальное задание, которые иногда можно было выполнить несколькими способами. Здесь же объединение племен сводится к скоростному забегу по флагам и паре ленивых квестов на уничтожение. Справедливости ради, такой ленивый гейм-дизайн скорее исключение, так как буквально в соседней кампании у нас забирают возможность строить крестьян — их нам иногда выдает союзник, как и армию. В итоге приходится защищать его, чтобы сохранить источник юнитов.

Проходить миссии тяжело из-за многократного численного превосходства ботов над игроком. Почти всегда вы воюете на три-четыре фронта, враг давит числом, но при этом беспросветно туп и готов часами ковырять домики или всей армией гоняться за одиноким скаутом.

Игра «Догони меня кирпич» на новый лад.

В среднем кампании вышли такими же как и предыдущие. В них встречаются самоповторы, но бывают и интересные идеи. Если вам нравилось проходить миссии за Жанну Дарк, Чингизхана или Эль Сида, то и кампании Тамерлана, Котяна Сутоевича и болгар придутся вам по душе. К тому же это отличный способ узнать новые нации получше.

Котян идёт бить татар

Баланс

Чтобы использовать их потенциал на полную, а кампании проходились легче советую изучить бонусы всех наций и новых юнитов. Здесь подробно разбирать их не буду, пройдусь только по основным их фишкам и новым игровым механикам.

Уникальный юнит татар — кэшик приносит в казну золото пока сражается с вражескими юнитами, а их конные лучники наносят на 50% больше урона по врагу, если находятся выше него. Литовские лейти бьют сквозь броню в ближнем бою. У болгар в замках можно строить конников. С одной стороны это обычная кавалерия, но если их убьют, то они возрождаются в качестве воинов пехоты. Получается два юнита по цене одного. Конный конник плюс пеший конник. Как бы криво это не звучало по-русски.

Ещё у болгар есть уникальное здание — Fortress или Крепость в русском переводе. Промежуточное звено между замком и башней. В ней тоже можно обучать конников, она слабее замка по урону и здоровью, но не сильно. Особенно за цену в половину стоимости замка.

Последняя новая нация — половцы сильней других ломает уклад Эпохи Империй. Их замковые юниты не слишком интересны, зато в конюшне они могут нанимать степных копейщиков — они почти как обычная лёгкая кавалерия, только бьют не вплотную а на расстоянии в один метр от себя. У такой способности есть свои преимущества, например бить крестьян сквозь стену.

Главной фишкой половцев стали ратуша и осадная мастерская, здания из замковой эпохи, которые половцы могут строить уже с феодальной эпохи. К счастью, в мастерской доступен только таран. Этот бонус, который настолько ломает привычную игру, что нацию авансом записали в имбу.

Сколько в этом эмоций, а сколько правды покажет время и мультиплеер. Вообще, новые нации получились сильными. Непонятно сделано ли это специально, чтобы привлечь к ним внимание на старте, или просто так сошлись звёзды. Мне кажется, что в нынешней форме они могут сломать баланс и в ближайшие пару месяцев выйдут патчи которые их ослабят.

Слева направо: башня, крепость и замок. Конники в центре.

Боты

К счастью, в одиночных кампаниях баланс не так важен, бОльшую роль он играет в стандартных битвах против ботов. Для многих возможность пострадать от компьютерных болванчиков едва ли не основной повод запускать игру. В оригинальной эпохе боты представали деревенскими дурачками и единственной причиной воспринимать их всерьез были ресурсы, которые выдавали вместе с другими преимуществами разработчики. Боты не учитывали особенностей наций и просто делали всех юнитов сразу и закидывали ими игрока.

В HD-переиздании появился новый искусственный интеллект, который освоил основы игры, стал действовать жестче, но по-прежнему не отличался умом. В Definitive Edition разработчики породили монстра. Я не знаю как они это сделали, но бот на запредельной сложности действует и развивается лучше большинства игроков в мультиплеере. Он подводит кабанов и оленей под ратушу, знает куда и сколько крестьян посылать, правильно реагирует на ваши действия: делает пик против коней, луков против пехоты и вообще скоро сегодня он захватывает ваших овечек, а завтра вашу планету!

При этом играет он по-честному. Боту приходится разведывать карту, добывать ресурсы из тех же источников, что и игроку. То есть развиваются машина и человек теперь одинаково, только ресурсы тратят по-разному. А, ну и еще бот всё так же ненавидит фермы и домики и готов вечность ковырять их пока вы занимаетесь более важными вещами.

Добавьте к этому больше полусотни шаблонов для генерации карт, разные игровые режимы и гибкую настройку многих параметров карты и вы получите бесконечный источник игрового опыта на любой вкус для игроков абсолютно разного уровня. От слабых ботов, до таких, что даже TheViper из команды Team Secret — сильнейший игрок в Эпоху Империй не способен одолеть больше трёх за раз.

Я так и не смог убить больше одного бота за раз...

Испытания

Чтобы играть против таких ботов игрокам придется расти в уровне игры. Пространство для такого роста дают испытания Сунь-Цзы — последняя контентная добавка синглплеера, о которой мы поговорим. Пусть вас не обманывает известное имя в названии отношение к истории они имеют условные, зато являются по сути продвинутым обучением.

Начинается всё с базового развития, а дальше предстоит научиться как игре на развитие, так и игре агрессивной. Оценить свой успех помогут медали, выдающиеся за каждое испытание. Если вы справляетесь с ними хотя бы на серебро, то этого уже достаточно, чтобы пробовать силы в мультиплеере.

Испытания играют еще одну важную роль в игре. Дело в том, что за 20 лет, которые существует Эпоха Империй 2 в ней сформировалось небольшое, но активное сообщество. Влиться в него новичку задача не из легких — требуется знать термины, разбираться в нациях и учить правильные алгоритмы развития. Испытания призваны снизить порог вхождения в мультиплеер новых игроков, что в будущем должно освежить всё коммьюнити.

Меню выбора испытания.

Мультиплеер

Вообще разработчики переработали мультиплеер едва ли не больше, чем все другие элементы игры вместе взятые. Главной проблемой всех прошедших 20 лет был устаревший сетевой код, который не в силах были исправить энтузиасты. В оригинальной Эпохе, как и в переиздании 2013 года игра хостилась на компьютере игрока и к нему подключались остальные. Это провоцировало лаги и излишние задержки. Пинг от 100 до 300 считался нормой. К тому же если проблемы с интернетом были у одного игрока, то страдали от них все.

Каждый раз, когда вы хотели поиграть приходилось вручную перебирать десятки комнат в поисках нужной или создавать свою и надеяться, что найдут вас. Найти игру, особенно если ты впервые прикасаешься к мультиплееру было тяжело. Вообще мультиплеер таил в себе проблемы, которые в игре 2019 года выпуска встречаться уже не должны, поэтому его обновления фанаты ждали в первую очередь.

Весь старый интерфейс умещается на одном скриншоте.

И его сделали. Сетевой код в Definitive Edition переписали запустили региональные сервера на которых теперь базируются игры. Теперь если у кого-то из игроков возникнут проблемы с соединением, то страдать от них будет только он. Правда, если ваш интернет упал, то переподключиться к игре всё также нельзя, что печально.

Добавился рейтинговый матчмэйкинг. В нём большинство настроек фиксированы — вы можете выбрать только размер сражающихся команд и нацию, за которую хотите играть, а алгоритм подберет соперника. Можно и по старинке создать комнату, настроить её под себя и ждать оппонентов, однако рейтинговой такая игра считаться не будет.

Расширились и социальные функции. Появились рейтинги самых сильных игроков, а а у каждого пользователя профиль, где отображается статистика побед и поражений. Добавили кланы.Любой может создать свою команду, пригласить друзей или сделать клан открытым для вступления всем желающим. Как и в HD-переиздании, есть поддержка мастерской Steam.

Новый матчмэйкинг. Вверху можно переключаться между разными окнами интерфейса.

Непосредственно в сам мультиплеер добавили новый режим — Война Империй. Его отличием от остальных является то, что игроки пропускают стартовое развитие. С первых минут у них есть много крестьян, определенный набор построек и можно сходу бросаться в бой. Такой режим подойдет новичкам, которым не хочется разбираться с особенностями стартового развития.

Неужели всё хорошо?

Получилось ли создать полноценную игровую платформу, которая способна объединить любителей Эпохи Империй? Я не могу в двух словах ответить на этот вопрос. Давайте лучше я дам вам задачку на воображение.

Представьте, что вы сидите в баре для карликов. На маленьком детском стульчике, высота потолка метра полтора, а вместо кружек пиво подают в игрушечном сервизе. Вроде бы это бар, вроде и пиво есть, и бармен, и музыка играет, и вон ребята за соседним столом что-то отмечают.Но расслабиться вы не можете, каждый раз когда забываете где находитесь то головой об косяк ударитесь, то стул сломаете, то об соседний стол запнетесь. В итоге ни пива, ни удовольствия.

Так же и в мультиплеере Эпохи Империй. Вроде бы он есть, вроде бы фишек новых много, только когда пытаешься ими воспользоваться, то словно бьёшься головой об ту самую балку. Настроек в матчмейкинге мало, даже цвет поменять нельзя, а соперника ищет по десять минут. Нельзя посмотреть профиль и рейтинг оппонента. В собственном профиле можно посмотреть четыре строчки статистики, да выбрать одну из предложенных аватарок, которые ещё и открывать за победы надо.

Кланы — это вообще какое-то недоразумение. Нельзя посмотреть профили игроков, которые с тобой в команде, на страницу чужой команды не зайти. Администратор клана способен только менять описание, выгонять и принимать новых игроков и всё. В итоге, кланы являют собой доску объявлений и бесконечный парад ссылок на дискорд-сервера и сайты, где общаться и искать команду в разы удобней.

Складывается впечатление, что сетевой интерфейс создавали в последний момент и просто не успели довести до ума, бросив где-то на середине. В сравнении с другими играми, он уже на старте выглядит устаревшим.

15 000 человек в сети и почему-то ноль комнат...

И ладно бы если проблема была в устаревшем интерфейсе. Все же это переиздание, а не полноценная игра. Так авторы не смогли сделать даже то, на что замахнулись.Ручной поиск комнат сломан и видит лишь пару игр в лучшем случае. На старте не работал режим наблюдателя, иногда возникают проблемы со связью и вас выкидывает в главное меню.

Еще одним минусом игры стала кривая локализация. Не мне тыкать локализаторов и издателя в проблему, но кто-то из них явно схалтурил. Во-первых, текст не влезает в собственные рамки, то вываливается из них, то просто обрезается на середине слова. Скорее всего студии локализации просто не сообщили какой максимальной длины конкретная фраза в конкретно этом месте должна быть после перевода и они переводили по смыслу, не оглядываясь на укладку.

Второй проблемой стал бардак в терминах. И тут винить некого, кроме локализаторов. Старому переводу игры уже 20 лет и за это время все уже привыкли к названиям юнитов, зданий и так далее, но авторам русского текста понадобилось менять хорошее на новое. Теперь вместо рыцарей латники, вместо мангудаев мангуды и скажите как можно было перевести английское Camel как Мехарист? Да, местами перевод стал корректней, но исправить старые ошибки не наплодив новых у них не вышло.

Причём, с проблемами локализации столкнулись не только в нашей стране. На форуме разработчиков висит пост, где просят сообщать об ошибках в испанском, французском, русском и других переводах, так что возможно пациента подлечат. К тому же с художественным текстами локализаторы справились хорошо.

Заключение
Так получилась ли игра в целом? С одной стороны, мы видим много нового, что оправдывает существование второго переиздания. Не сказать, что все эксперименты разработчиков эксперименты удались. Например, мнения по поводу графики разделились. Одни хвалят её красоту и атмосферность, а другие ругают за мыльность и ненужные спецэффекты, которые сбивают с толку. Благо, почти все детали графики можно менять в настройках.

С мультиплеером и локализацией тоже не всё гладко, однако это мелочи по сравнению с тем ужасом, который ждал игроков на старте HD-переиздания шесть лет назад. Все же три месяца закрытого бета-теста, а также постоянные консультации с сообществом сделали своё дело. Да, лобби убогие, практически без функций, да, баланс может сломаться в десятке разных мест, кампании однообразные, а рейтинговые игры невозможно найти…

Мыльцо во всей красе...

НО!
Проблемы можно исправить и они не перевешивают тот объём работы, который выполнили разработчики. Они смогли осовременить игру для всех её фанатов. И для ветеранов мультиплеера, и для любителей кампаний, и для поклонников игры с ботами. Конечно, всегда найдутся недовольные, которые скажут, что раньше было лучше и текстурки говно, и вообще подайте мне мой Пентиум третий и модем.

С главным Definitive Edition справляется великолепно — она переносит тебя на 20 лет назад, когда замки были больше, а деревья выши и темная часть карты таила в себе неизвестность и порождала дух исследования. Пока я делал этот обзор я запускал кампании, изучал новые нации и старых юнитов и под современной оберткой видел ту самую игру, что была раньше. А хорошо это или плохо — пусть каждый решает для себя сам…

P. S.
Спасибо за внимание! Если вы дочитали до конца, то вы истинный ценитель Age of Empires и заслуживаете особый позитиватор!

Жанна Д'Арк собственной персоной!


Age of Empires II: The Age of Kings

Платформы
PC | Mac | PS2 | XONE | XBOXSX | J2ME
Жанр
Дата выхода
30 сентября 1999
847
4.4
204 оценки
Моя оценка

Age of Empires II: Definitive Edition

Платформы
PC | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
14 ноября 2019
147
4.4
104 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Предлагаю к ознаКомлению!
Читай также