Видеопродакшн DICE это одни из самых талантливых видеомейкеров всей игровой индустрии. Они используют каждую секунду экранного времени, передавая дух и, так сказать, посыл всех мультиплеерных Battlefield'ов лишь через визуальную информацию. А это очень трудная задача. Необходимо рассказать, о чём главная мысль сетевых баталий, без десятиминутной кат-сцены перед каждым боем или постоянным напоминанием во время матча “Смари, война, кстате, плоха!”. Очередным недавним шедевром постановщиков стал трейлер дополнения “Война на Тихом Океане”. Я практически покадрово собираюсь объяснить, насколько круты киношники под крылом DICE, снимающие для разработчиков практически всё ещё со времён Battlefield 1
Видео-версия статьи
Лично для меня, главный плюс всего, так сказать, редизайна франшизы, является некий антивоенный месседж. Конечно, он не достигается путём глубоких терзаний персонажей или комплексным проникновением в проблемы и причины войны. В конце концов, это всего лишь мультиплеер. И он старается донести собой лишь одну мысль — на войне ты погибнешь в любом случае. Апогеем этого тезиса являются прологи в начале первой и пятой части. В них у вас всегда один конец, а именно — смерть.
В прологе Battlefield V в каждой игровой секции управляемый вами герой гарантированно погибает
Кто-то скажет, что это примитивная мысль. Но, блин, это хотя бы какая-то мысль в эру безмозглых шутанчиков. Что более важно — она лаконичная и исчерпывающая, подчёркнутая не просто жирным пунктиром, а прямо таки долговечным маркером. Около 90% современных военных видеоигр это, даже ненамеренно, про-военные произведения, повествующие, как круто быть солдатом и отдавать долг родине. Я не хочу как какой-нибудь хиппи кричать, что война это плохо, а банально нахожу такую повестку крайне плоской, поскольку как явление война это как минимум неоднозначно. Но вместо обсуждения темы, подавляющее большинство просто позволяет вам почувствовать себя борцом со злодеями, хотя что такое зло и кто такие злодея и насколько вы герой — таких вопросов они не задают. И всё же у многих возникает вопрос — чего антивоенного можно найти в трёхминутном ролике, да и к тому же в этой феминистической халтурке. На него я и собираюсь ответить.
В начале трейлера, во время затишья перед бурей, нам двумя планами показывают двух главных героев — Жилбека, нашего гостя из Азии и Вадима, гордого члена росгвардии. Представляя нам их, монтажная склейка сравнивает ребят. Находясь по разные стороны конфликта, камера визуально ставит их на одно место. Такого нет, например, в военной пропаганде, где противник должен быть обезличен и демонизирован. Здесь же обратная ситуация — весь ролик как Жилбек, так и Вадим равны друг перед другом, а поочерёдность повествования с точки зрения обеих сторон создаёт ощущения некоего “перетягивания одеяла” в бою.
Если сначала японцы расстреливали американцев, то в следующей сцене происходит обратная ситуация и так вплоть до конца
Мы видим не SJW-ное равенство между двумя расами, как может подумать аудитория хейтеров, а равенство в получении одинаковой порции люлей. И самое крутое, что катарсис трейлера визуально передаёт главную мысль всей игры — по какую сторону баррикад не находись, вы оба погибнете и это неизбежно.
Вместо пафосной стойки, в конце оба протагониста оказываются лежать на пляже
Дальше мы наблюдаем высадку союзников, наблюдаемой через глаза Вадима. Очевидно сходство с высадкой в Нормандии. Данное событие каждый раз снимают одинаково — бойцы растеряны и не видят, что их ждёт за бронепластиной. И каждый раз это символизирует одну мысль — молодые солдаты не знают какой ужас их ждёт впереди
А сцену высадки не повторяет после Спилберга только ленивый
Очень важным мотивом Battlefield 5, являющимся прямым развитием от предыдущей части, является тема взаимопомощи. Ещё в первом задизлайканном анонсе действующие лица прикрывали, поднимали и всячески поддерживали друг друга. И крутизна данного аспекта заключается в том, что так же действовать игроков вынуждает геймдизайн игры, даже если вы заходите в матч как волк-одиночка. В ролике данная черта также сохраняется. На помощь герою приходит танк и огнемётчик именно после клика о помощи. А пилот истребителя чуть дальше, спасает своих напарников, жертвуя самолётом.
Причём, стоит подметить, насколько аккуратен монтаж DICE
В изображении войны DICE солдаты никогда не встречают опасность с напыщенной гордостью и геройством, а с логичным страхом умереть. Достаточно вспомнить мольбы в трейлере Naval Strike, испуганного бойца из анонса БФ1, а из недавнего — открывающий ролик карты метро. Классной вещью такой негативный к войне настрой является актуальным в современной игровой индустрии, где насилие — это что-то нормальное и абсолютно ежедневное. Всё таки, зритель или игрок всегда подчёрпывает что-то из произведения, даже того не осознавая. Причём чем младше человек, тем активнее его мозг перенимает увиденное. Настроение Battlefield V в такой ситуации является свежим глотком воздуха, предоставляя на какое-никакое размышление молодому игроку не нейтральные военные действия, где убивать круто, а завёрнутые в антивоенную обёртку брутальные сражения, где убивать — страшно и напряженно, а помогать друг другу — полезно и эффективно.
Этот парень точно не выглядит как убийца
Современные милитари-шутеры привыкли показывать игрока как некую машину для убийства, дабы вам захотелось зайти в мультиплеер и нагнуть там всех как следует. Это стандартная рекламная уловка. Однако даже столь гуманная в своих с намерениях Battlefield V не чурается этому приёму, даже не смотря на то, что серия не особо прибегала к нему в прошлой части. Но при том, каждый раз, когда герой от первого лица раздаёт люлей, в кадре умирает несколько союзников и такая деталь существенно влияет на восприятие экшна. А если в, опять же, той же Колде все герои это супернакаченные мужики, то у DICE бойцы подскальзываются, падают, толкаются и боятся.
Через такое человечное изображение бойцов, Battlefield V пронизан глубоким уважением к мужеству ветеранов войны, начиная от их человечного поведения во время экшена до вневременного шрифта Futura, появившегося и актуального в 30-40-х годах. Его геометрическая простота визуализирует отсутствие искажений и украшений — отсутствие пафоса. А его использование здесь делает из игры словно интерактивным памятник. Batltefield V это мультиплеер не про то, как круто и весело воевать, хоть и классический геймдизайн игры постоянно генерирует фантастический экшн, а про то, насколько это было сложно. Это крайне просто сделать в одиночной компании, подставляя вам множественные заскриптованные моменты, выверенные до каждой секунды. Но проблема в том, что современные игры даже там этого не делают. Вспомните хотя бы один гуманистический шутер за последние десять лет. На ум разве что приходит Red Orchestra 2, Spec Ops The Line и серия MGS. И в этом заключается проблема.
Благодаря такой аннотации перед боев понимаешь, что пришел не набивать фраги, а набивать морды вражеской гидре!
Дайсам, в свою очередь, удаётся создать гуманистический комментарий из сетевого матча, который не предполагает никакой истории. Данная атмосфера выстраивается именно через танцующие вокруг мультиплеера вещи — режиссура видеоматериалов и арт-дизайн игры, вплоть даже до шрифтов. Дайсам пришлось делать это на ходу после провальной маркетинговой кампании во времена анонса и как по мне, работа над ошибками проведена как никогда правильно.
Лучшие комментарии