Пока игроки всего мира заняты спорами об увлекательности симуляторов курьера и гений ли Кодзима, люди с более специфическими интересами, вроде меня, заняты изучением культурной ценности игры. Новая Death Stranding изобилует множеством отсылок, подтекстов и идей. Пусть о глубинном смысле рассуждает кто-нибудь более компетентный, а сегодня моей целью является рассказать о мифологических архетипах, которые я смогла приметить. В связи с этим предупреждаю, что в статье будут встречаться спойлеры, проявления СПГС и субъективное мнение. Желаю приятного чтения!
1. Мир Иной
Рассуждения о смерти, возможно, одно из тех явлений, что объединяет людей всех времен и народов. Человечество упорно не желает думать, что после какой-то точки наступает «геймовер» и потеря всего прогресса. В мифологии разных народов практически всегда присутствует некий незримый «иной мир», куда уходят почившие: Рай и Ад, Аид, Хельхейм, Вальхалла, Дуат и т.д. В одном ждут бесконечные героические битвы, в другом — изобилие развлечений, в третьем – умиротворенное ничего. Между ними можно найти множество различий, но объединяет одно – попасть туда можно только когда придет срок и невозможно вернуться прежним. Death Stranding же предлагает нам распространенный вариант загробного мира, где обитают отделившиеся от тела души и куда нет желающих попасть поскорее.
2. Ка и Ха
Египетское понимание души перекочевало в игру хоть и в оригинальном, но неполном виде. На самом деле все немного сложнее. Давайте разбираться.
Человеческую сущность составляет два компонента: Ка и Кхат (Ха – в игре). Ка – олицетворение жизненной силы, потусторонний двойник человека, бессмертная душа. Кхат – физическое тело, сосуд. Помимо них существуют также Ба, Аб, Кхаибит, Кху, Секхем, Рен, Саху и Ах.
Ба – душа сердца, что живет в небесах вместе с богами.
Кхаибит – тень, связанная с Ба.
Аб – сердце, источник добра и зла, сознание человека. Именно Аб оценивалось на суде Осириса, и результат определял, какая судьба ждет усопшего в Дуате.
Саху – духовное тело, иначе говоря – мумифицированные останки, в которых содержится Кху – тоже часть души.
Секхем – жизненная сила, отличная от Ка и Ба. Она же сила и магия богов.
Ах – сочетание Ка и Ба, чистый дух, который смог обрести покой.
Рен – имя. Знание своего имени и имен богов, духов и каждого винтика в табуретке во дворце Осириса давали дополнительное преимущество выживающему в ином мире. Иначе, зачем столько сложных слов в этом абзаце.
Как видите, к смерти в древнем Египте относились очень серьезно. Для них жизнь была не настоящим существованием, а репетицией к истинному бытию на той стороне. К сожалению, эта мысль отражения в игре не нашла. Загробный мир Кодзимы, в угоду современным представлениям, место недоброжелательное и жадное до новых жителей. Походу, ад все-таки резиновый.
3. Маски и амулеты
Ни одно религиозное течение не обходится без разнообразных предметов. С самых древних времен потусторонние явления получали свои знаки и символы. Поэтому кресты, иконы, статуэтки, амулеты, татуировки присущи практически любому верованию. Они не только являются отображением божественного в реальности, но и помогают единомышленникам узнать друг друга. Одним из самых популярных предметов во многих культурах является изображение человека или какой-либо его части.
Маски – многофункциональный предмет, использующийся издревле как в быту, так и для ритуалов и праздников. Основные функции маски – показать что-либо (к примеру, погребальные маски в том же Египте были призваны сохранить изображение лица усопшего для потомков) и сокрыть (защитить) лицо. Фраза «носить маску» часто обозначает «скрывать правду».
В игре можно увидеть две приметные маски – золотая маска Хиггса и черная маска Дайхардмена. Обе, так или иначе, повторяют форму черепа, что в свою очередь – распространенный символ опасности и смерти. Вот только отношение у этих персонажей к своим маскам совершенно противоположное, что заставляет задуматься о разности их предназначений…
Ловец снов – вещица, о существовании которой не знает только ленивый. Индейский амулет, своей формой напоминающий паутину, ловит в свои сети сны, проклятия, злых духов и прочие неприятности. Основа-круг означает бесконечность, а нити, украшенные перьями, выпускают хорошие сны из ловушки. По преданию, мастерить ловцы снов людей научила паучиха. Если вы арахнофоб – остерегайтесь.
4. Возвращенец с того света
В большинстве религий смерть — это навсегда. Вернуться с того света практически невозможно, разве что через реинкарнацию. Но если Вася Пупкин за свои заслуги переродился в подорожник – это все равно уже не Вася Пупкин. Однако во многих культурах существовали предания о тех, кто из загробного мира все-таки выбрался.
Самый яркий представитель этих везунчиков – древнегреческий поэт и музыкант Орфей, ради своей любимой жены Эвридики спустившийся во владения Аида. К сожалению, несмотря на то, что выдающийся музыкальный талант позволил ему развеселить местную элиту, вернуть супругу ему так и не удалось.
Еще один наглец, также из греческих мифов, — Сизиф, приговоренный вечность лезть с тяжестями на гору (хм, что-то знакомое, нет?). Мало кто знает, что это наказание он получил за попытку обмануть смерть. Когда бог Танатос пришел по его душу, он заманил его драгоценностями и запер. Когда же преступление было раскрыто, Сизиф не стал останавливаться, и убедил Аида отпустить страдальца обратно, так как «глупая» жена (по его же приказу) похоронила его без почестей. В третий раз облапошить Аида не удалось.
В фольклоре Европы и многих других стран также распространены истории о людях, обыгравших смерть в шахматы, карты или другую игру, чтобы отодвинуть свой срок. Еще одним способом избежать забвения была помощь небожителя – некоторые из них охотно могли вознести на небо понравившегося человечка. Похоже, и в этом вопросе без блата и хитрости не обойтись…
5. Проводник душ
Проводник душ (или психопомп) – крайне важный персонаж для многих культур. Чаще всего в его обязанности входят такие рутины как транспортировка души в подземный мир, подготовка мумий, исполнение приговора, хранение тайн и ритуалов и прочее. Роль проводника часто играют животные и духи, но нас интересуют два самых известных представителя.
Анубис – древнеегипетский бог с головой собаки, обеспечивающий пришедших на последний суд Ка защитой и поддержкой. Получить благосклонность этого бога стремились многие, ведь именно от него зависело, доберется ли душа до суда Осириса. Для этого было очень важно соблюдение похоронных ритуалов.
Схожие обязанности были у облаченного в рубище мрачного Харона – только на его лодке душа могла безопасно пересечь ядовитые воды реки Стикс. В ином случае душа была вынуждена искать переход самостоятельно или сгинуть. Правда, в отличие от Анубиса, Харон не был согласен обеспечивать трансфер всем подряд – плати за проезд или свободен. Именно для этого греки подкладывали покойникам под язык монетку.
Психопомпы – очень интересный архетип. Они являются посредниками между двумя мирами, тесно связаны с людьми и их душами, но при этом рьяно следят за соблюдением правил и не допускают исключений ни для кого и никогда. Иногда функции психопомпа берут на себя другие божества – Гермес, Танатос, Геката и др.
Отдельно стоит заметить, что большинство проводников душ обладают сложным характером, что неудивительно – с такой-то работенкой.
6. Мстительный призрак
Японская и не только мифология изобилует историями о призраках. Обманутые, преданные, потерявшие близких и неприкаянные шатаются они по миру, наводя ужас и преследуя своих обидчиков. Только после смерти из жертвы они могут превратиться в охотника и неутомимо стремятся отомстить кому-то конкретному или всем подряд. В Японии таких привидений называют Онрё. Питающийся своим гневом дух упокоится только тогда, когда справедливость будет восстановлена. Чаще всего Онрё становятся женщины, убитые своими мужьями или потерявшие детей.
Похожий сюжет встречается в легендах Мексики – Ла Ллорна или «плачущая женщина». Прекрасная девушка Мария выходит замуж за недостойного мужчину и, увидев его с другой, в припадке ревности топит в реке собственных детей. Осознав, что она наделала, она сама бросается в пучину и погибает. С тех пор ее неупокоенный дух бродит по берегу и плачет: «Где мои дети?!». Считается, что если Ла Ллорна встретит одинокого ребенка, то обязательно заберет его с собой.
7. Амэ-Онна
В японской мифологии существует образ духа дождя, называемый Амэ-онна или «женщина дождя». Изначально так называли одно из древних божеств, покровительствующих сельскому хозяйству и почитающееся у фермеров. Однако со временем все изменилось, и Амэ-Онна стала изображаться как неряшливая уродливая женщина, охотящаяся на новорожденных младенцев. В современной Японии «амэ-онна» (или «амэ-отоко», если это мужчина) называют несчастливого человека, которого вероятно сглазили, ибо его присутствие сопровождается нежелательными осадками и неприятностями. Амэ-Онна изображают женщиной, стоящей под дождем и слизывающую капли дождя со своих рук, с зонтом или мешком для несчастных жертв.
8. Бог смерти
Про проводников душ мы уже поговорили, но балом правят все-таки не они. Божества, ответственные за то, чтобы царство мертвых исправно работало целую вечность, есть практически в каждом пантеоне. Аид в Греции, Осирис в Египте, Хель в германо-скандинавской мифологии, Эрешкигаль в Древней Месопотамии, Седна у эскимосов, Эмма в Японии, Хине-нуи-те-по у маори и прочие. Очевидно, древние люди не испытывали иллюзий по поводу человеческой организованности даже в вопросах смерти. Чаще всего властители подземного мира вели замкнутый образ жизни, старались не влезать ни в какие конфликты и фанатично оберегали изолированность своих владений. К смертным они относились сдержанно, критически оценивали заслуги клиента в течение его жизни и выносили свой приговор. Кто-то ограничивался местным аналогом ада, а кто-то придумывал оригинальные и жестокие наказания тем, кто вел себя не очень хорошо. Для паинек же создавались более приятные условия в VIP – районе с поющими ангелами и бесплатным шведским столом.
Образ бога смерти должен был быть как можно более пугающим и отрешенным, чтобы создавать даже у последнего злодея иррациональный страх, что за его поступки ему придется когда-то поплатиться. И это неотвратимо.
Подземное царство – мистическое место со своими законами, которые распространяются даже на богов. Вспомните историю сына Одина — Бальдра, которому даже со своим божественным происхождением не удалось выбраться из владений Хель. Однако, несмотря на издержки профессии, боги смерти не всегда бывают кровожадными и во многих древних культах выступают покровителями как смерти, так и жизни.
Спасибо за прочтение! Если вы увидели какие-нибудь другие интересные отсылки или посмотрели на игру с нового угла – поделитесь в комментариях, мне будет интересно ;)
Лучшие комментарии