1 сентября 2019 1.09.19 2 9062

God of War 2018. Путь из греков в варяги или вымысел в мифах.

+7

Серия игр о брутальном спартанце по имени Кратос живет в сердцах фанатов аж с 2005 года. Трансформация древнегреческих мифов, и без того жестоких и ужасных, в увлекательный слэшер, наполненный изощренными способами мордобития разбавленными головоломками и кинематографичными кат-сценами, оказалась весьма успешным предприятием. Серия имела основную сюжетную линию из трех частей, а также обзавелась достаточным количеством ответвлений в виде приквелов и промежуточных филлеров. И как же замечательно, что после неоднозначной Ascension (Восхождение) создатели не стали пытаться высасывать из пальца сюжет и продолжать качать бабло из застоявшейся франшизы, а посмотрели на нее по-новому.

Действие игры 2018 года было перенесено из греческой мифологии в скандинавскую и это решение вдохнуло в серию новую жизнь. Стоит отметить также, что все это происходит на волне интереса к скандинавским мифам и культуре в массмедиа — это и сериалы (“Викинги” и “Последнее королевство”, можно еще приписать “Американские боги”), и мультфильмы (“Как приручить дракона”), и фильмы (“Тор”). Переработан и сам персонаж Кратоса. Он получил свое развитие, а не застопорился в одном амплуа, разгневанного мужлана, мстящего всем вокруг.

Все это хорошо, но поразмышлять я хотела бы над другим. Все игры, которые так или иначе связаны с историческими событиями или мифологией, как в данном случае, должны пробуждать в людях интерес к исследованию и поиску истины. И в данном блоге я провела это исследование за вас. Давайте же погрузимся в сказочный мир скандинавской мифологии и узнаем какие мифы были взяты за основу сюжета игры God of War 2018, как они были переработаны и изменены, а также предположим, чего мы можем ожидать в продолжении, основываясь именно на мифологии, а не опираясь на пасхалки разработчиков.

Остается только предупредить, что в данном анализе будет множество СПОЙЛЕРОВ, поэтому тем, кто еще не играл в данный алмаз игровой индустрии, хочется сказать: “А чего еще не играем-то? У игры рейтинг 94 из 100 на Metacritic! Бегом играть!” В общем, я предупредила.

Пространство и время: создание девяти миров. Мировое дерево Иггдрасиль. Первые расы и рождение человека.

Игра God of War сразу бросает непосвященного игрока в пучину событий, происходящих в мифическом пространстве скандинавской мифологии. По ходу развития сюжета нам будет продемонстрировано шесть миров из девяти: Митгард, Альвхейм, Мусспельхейм, Нифельхейм, Хельхейм и Йотунхейм. Давайте же познакомимся с появлением этих миров поподробнее.

В песни “Прорицание вёльвы” Один спускается в преисподнюю Хель, где поднимает из могилы прорицательницу (вёльву), дабы узнать у нее о начале и грядущих судьбах мира. Вообще, как мы убедимся еще не раз, у этого бога пунктик на поиск высшей истины. Так вот, вёльва ему и отвечает:

В начале времен не было в мире

Ни песка, ни моря, ни волн холодных

(Был лишь великан Имир).

Земли еще не было. И небосвода,

Бездна зияла, трава не росла.

Имя этой зияющей бездны — Нифльхейм (мир тьмы). Этот мир был создан в начале времен. В его середине бурлит поток, называемый Кипящий котел, и в этом потоке берут начало десять рек. И одна река течет у самых врат преисподней. Имя ей Хель. Но еще раньше где-то на юге существовала страна огня Мусспельхейм. И на столкновении двух этих миров и зародилась первая жизнь. Ядовитые потоки, несущие воды из мировой бездны, оледенели на холоде, из них росой выступил яд, который превратился в иней и заполнин бездну на севере. Но с юга, куда долетали искры из Мусспельхейма, шли дожди и дули ветры. Иней стал таять и из стекающих капель потока Эливагар (Бурные волны) возник великан Имир. Его другое имя — Аургельмир (Шумящий в потоке).

Имир был двуполым существом. Он вспотел во сне и у него подмышками появились другие великаны мужского и женского полов. А его ноги зачали друг от друга шестиглавого сына. От всех этих детей пошло племя инеистых великанов — хримтурсов, турсов или йотунов. Это злобные первобытные существа, с чудовищным обликом.

Но Имиру нужно было чем-то питаться, и вместе с ним из инея возникла чудесная корова Аудумла, из вымени которой текли четыре молочных реки. Имир питался из этих молочных рек. Сама же корова лизала соленые камни, покрытые инеем. К исходу дня на камне появились волосы, на другой день — голова, а затем и весь человек. И в отличии от великанов он был хорош собой. Его прозвали Бури (Родитель). У него появился сын по имени Бор (Рожденный). Он взял себе в жены великаншу по имени Бестла, которая родила ему трех сыновей — Одина, Вили и Ве. Они и стали первыми богами и правителями на небе и на земле.

Для того, чтобы сотворить землю, братья убили великана Имира и бросили его тело в бездну. Из его жил вытекло столько крови, что в ней утонули почти все йотуны, кроме Бергельмира (Ревущий как медведь) и его семьи. Им удалось спастись в ковчеге. Тело Имира стало разлагаться и дало жизнь многочисленным существам скандинавской мифологии. В прорицании вёльва говорит, что первые карлики были созданы богами из костей и крови Имира. А размножились они путем создания себе подобных человечков из глины. Одни из них живут в земле, другие в камнях. В другой интерпретации карликов сделали боги из червей, которые размножились в разлагающемся теле великана. Все части тела Имира пошли в дело: из его крови был сделан Мировой океан, из костей — горы, из зубов — валуны, из мозга — облака, из черепа — небосвод. Для поддержания небосвода землю загнули с четырех сторон и на каждый изгиб посадили по карлику.

Интересно, что в самой игре есть область с телом почившего великана. Имя ему Тамур. И тут можно увидеть отсылки сразу к нескольким мифам. Один из них — это как раз-таки сотворение мира из тела великана Имира. Ведь тело Тамура также превратилось в некий ландшафтный дизайн. Но не стоит забывать также и о том, что его называют каменщиком, погибшим от руки Тора. Также упоминается о том, что он хотел построить стену вокруг Йотунхейма. А это уже отсылает нас к мифу о постройке стен Асгарда. Ведь именно боги хотели защитить свой мир от набегов йотунов. К ним явился некий великан-каменщик, который взялся воздвигнуть крепость за три полугодия. За свою работу в качестве оплаты он потребовал в жены богиню Фрейю, да солнце и месяц в придачу. Естественно, боги не могли допустить такой дорогой оплаты и на совете решили сократить срок выполнения работы до одного полугодия, и если великан не справится, то и вовсе не получит никакой оплаты. И работать он должен без помощников. Великан согласился, но потребовал для себя коня Свадильфари. Локи уговорил богов принять это условие. Великан взялся за работу. Он работал днем, а ночью конь возил огромные глыбы. Работа спорилась. До конца срока оставалось всего три дня, а великану нужно было построить только одни ворота. Тут и наступила очередь Локи отвечать за свои советы. Дабы помешать каменщику он обратился в кобылицу. Конь Свадильфари бросился за ней, а разгневанный строитель, увидев, что его обманули, обнаружил свой нрав горного великана. Боги, увидев, что он первым собирается нарушить договор, призвали Тора. Тор своим молотом размозжил великану череп и отправил его в преисподнюю Нифльхейм. Но самое главное в этом мифе то, что от коня Свадильфари, кобылица, в которую обратился Локи, принесла чудесного восьминого коня Одина Слейпнира.

Далее необходимо было создать время. Время сопряжено с движением светил. Для сотворения светил богами были взяты искры, долетающие из Мусспельхейма. Таким образом были созданы и Луна, и Солнце, и звезды. Хотя в других источниках описывается несколько иное происхождение светил. Но во всех этих интерпретациях говорится о том, что боги упорядочили движение светил по небу, тем самым и сотворив смену дня и ночи, времен года и само время как таковое.

Боги в начале времен оградили как-бы внутреннее, срединное пространство земли для защиты от великанов — Митгард. Все что находилось за крепостью называлось Утгард, в том числе и Йотунхейм с Мусспельхеймом.

Далее поговорим о сотворении человека. Три первых бога, с которыми мы уже знакомы — Один, Вили и Ве — шли по берегу моря и увидели два дерева. Из этих деревьев они сделали мужчину (Аск — Ясень) и женщину (Эмбля — Ива). Боги поселили их в стенах Митгарда и от них пошел людской род.

Далее боги построили для себя город и назвали его Асгард. Он был возведен на небе и соединен с землей мостом — Биврёстом (Трясущаяся дорога), который люди зовут радугой. Таким образом мы получаем некое подобие троецарствия, схожего со многими известными нам мифологиями: небесный Асгард (мир богов), земной Митгард (мир людей) и подземные Нифльхейм и Хельхейм (мир преисподнии). Однако же, разобраться в географии скандинавских мифов не так уж и просто. Например, в рассказах Высокого (другое имя Одина) говорится о том, что боги каждый день съезжаются в некое святилище на суд по Мосту Асов, т.е. Биврёсту. Оно построено в центре Асгарда. Т.е. Асгард находится одновременно и на небе, и на земле. То же касается и времени. В мифах могут встречаться уже умершие герои. Таким образом можно предположить, что в мифологическом времени нет ни начала, ни конца.

Еще большие загадки вызывает Мировое дерево — ясень Иггдрасиль. Это самое прекрасное и огромное дерево. Его корни простираются над всеми девятью мирами и как-бы объединяет их. Под корнем, простирающимся в страну инеистых великанов, течет источник изначальной мудрости и обладает им мудрейший из йотунов Мимир. О нем дальше еще пойдет речь, ведь он один из главных персонажей в игре. У корня на небе протекал источник Урд (Судьба, Рок). У этого источника обитают три девы судьбы или норны — Урд, Верданди (Становление) и Скульд (Долг, Обязанность). Таким образом, очень сложно представить это дерево в привычном понимании, произрастающего из земли. Его корни простираются во все стороны света, на небо и в преисподнюю. Судьбы всех существ решаются у мирового дерева и воплощения всех миров сходятся у его ствола и корней. В его ветвях и у его корней обитает множество живых существ, которые воплощают в себе все сферы мироздания и их взаимосвязь. Отсылки к этой психоделии можно встретить в игре в храме Тюра и его перевернутой комнате.

Также в этом храме находится некая проекция Мирового дерева. Эта проекция с помощью ключа Биврёста, в который был преобразован радужный мост, используется для путешествия между мирами. И тут следует обратить внимание на то, почему этот храм принадлежит именно Тюру. Ведь в классическом понимании именно Один является богом Мирового дерева, а не Тюр. Возможно, разработчики отсылают нас к верованиям соседей скандинавов саксам. Ведь у них долгое время шло почитание бога неба и войны Тиваца (Тюр у скандинавов). Поклонение происходило через столп, именуемый Ирмином, находящийся в священной роще Ирминсул. Название этой колонны родственно одному из имен Мирового змея Йормунганд (великий посох или столп). Мировой змей был связан с мировым деревом, и даже был одной из его ипостасей. Ведь мировой змей, как мировое дерево опоясывает весь мир. И мировой змей стал враждебным миру чудовищем лишь тогда, когда в скандинавской мифологии возобладали пророчества о конце света. Тогда же Один и занял место Тюра и стал во главе пантеона скандинавских богов.

Также некая отсылка к тому, что у скандинавов все не так как у других людей, находится внутри самого храма, когда Кратос с сыном пытаются открыть дорогу в Йотунхейм с помощью уже упомянутой ранее перевернутой комнаты. Они едут на лифте, стены которого украшены гобеленами с сюжетами о приключениях Тюра. И там говорится, что Тюр странствовал по всему миру и везде он был почитаем людьми. Если посмотреть на параллели с другими мифологиями, то Тюр соотносится больше всего с Зевсом или Юпитером, а они как раз и возглавляли свои пантеоны и почитались больше всего. Возможно, в следующих частях разработчики более подробно расскажут нам как же произошел этот переворот.

Брок и Синдри. Создание легендарного Мьёлльнира.

Одним из первых персонажей, который открыто называет свое имя является Брок. Это гном (или карл), который является кузнецом. У него в лавке и будет осуществляться прокачка оружия и брони. Из разговора с ним мы узнаем о том, что у него есть брат, с которым Брок находится в ссоре. В процессе прохождения мы познакомимся и с ним. Его зовут Синдри (Эйтри). И нам даже представится случай помирить братьев.

Карлы в мифах славились своим мастерством. Сыновья гнома Ивальди создали для богов три чудесных подарка. Это золотые волосы для асиньи Сив жены Тора (кстати, лишил ее природных волос Локи), волшебный корабль Скидбладнир для Фрейра (этот корабль мог складываться и помещался в кошель, а также ему всегда дул попутный ветер), а также копье Гунгнир (это копье разило, не зная преград) для Одина.

Провокатор Локи поспорил с другими карлами, что те не смогут изготовить подобных сокровищ. Эти карлы нам уже известны — Брок и Синдри. Под заклад Локи поставил собственную голову. И естественно, что он не мог позволить гномам выиграть в споре. Поэтому, как только те принялись за работу, он обратился мухой и стал жалить Брока, который занимался тем, что раздувал кузнечные меха. Сначала братья положили в горн свиную кожу. Локи жалил Брока в руку. Карл стерпел и из горна был получен вепрь с золотой щетиной. Затем Синдри положил в горн золото. Локи стал жалить Брока в шею. Но и теперь карл не отпустил мехов. Из горна извлекли золотое кольцо Драупнир. В третий раз братья положили в горн железо. Локи стал жалить Брока прямо в веко, да так, что глаза стала заливать кровь. Карл не стерпел и отогнал муху, и в этот момент меха успели опасть. Братья успели сделать молот, но все же в нем был изъян. Его рукоятка получилась слишком короткой. Несмотря на это, Брок отправился в Асгард получить от богов заклад.

В качестве судей выступали три высших бога — Один, Тор и Фрейр. Перед ними Локи выложил изделия сыновей Ивальди, а Брок свои. Локи одарил сокровищами Сив, Одина и Фрейра. Теперь настал черед Брока продемонстрировать свое искусство. Он отдал Одину кольцо Драупнир. Волшебные свойства этого кольца заключались в том, что каждые девять ночей с него капало еще восемь таких же колец. Фрейр получил вепря с золотой щетиной. Он мог мчаться по воде и по суше быстрее любого коня, а его щетина освещала путь во мраке. Тор же получил свой молот Мьёлльнир (Молния). Он всегда поражал цель, как бы далеко она не была, а затем возвращался к своему хозяину. Также молот мог менять свои размеры и умещаться за пазухой у Тора. Однако короткая рукоять никуда не делась.

И все же, суд асов признал молот самым ценным сокровищем, ибо он дает защиту от великанов. Локи собирался улизнуть с помощью своих волшебных башмаков, но его поймал Тор. Пришло время отдавать заклад. Когда Брок уже собирался отрубить Локи голову, тот выкрутился и заявил, что братьям принадлежит только голова, но не шея. Карл решил проучить языкастого аса и зашил ему ремешком рот. Однако, ненадолго. Локи с мясом вырвал этот ремешок.

Возвращаясь к игре, мы узнаем, что братья выковали еще одно сокровище — топор Левиафан для матери Атрея Фэй. Этот топор обладает сходными с молотом свойствами. Он всегда возвращается к хозяину, а также обладает стихийным уроном, но уже от холода. И рукоять у него хорошая и длинная.

Локи — породитель чудовищ.

В этом разделе я хотела бы углубиться в сущность аса Локи и его значение для мира скандинавских богов. Это нам понадобиться в дальнейшем. Оттолкнусь я от встречи Кратоса и его сына с Мировым змеем. О нем уже упоминалось ранее. Атрей говорит отцу о том, что его мать называла змея хорошим. Он последний из рода великанов-йотунов, оставшихся в Митгарде. А также он ненавидит Тора и даже откусывает его статую. А что же там было на самом деле?

Дело в том, что Локи был связан как с миром асов, так и с миром йотунов. Конечно, не только он не гнушался связями с девами-великаншами, но он выбрал себе не кого-нибудь, а страшную ведьму по имени Ангрбода (Сулящая горе). Венцом их союза стали три чудовища-великана — Мировой змей Йормунганд, волк Фенрир и великанша Хель. Судьба этих детей была незавидной.

Все дело в Одине и его желании засунуть нос в будущее. Я уже упоминала о том, что он поднял из могилы вёльву, дабы выведать ее пророчества. Вёльва предрекла плодам любви Локи и Ангрбоды активное участие в наступлении конца света. Мировой змей будет бесконечно сражаться с Тором. В итоге они оба погибнут — Йормунганд поразит Тора ядом, а Тор сломит змея своим молотом. Волк Фенрир откусит голову самому одноглазому старикашке. А вот Хель в последней битве поднимет мертвецов из могилы и поведет их штурмом на Асрагд на корабле из ногтей мертвецов Нагльфаре. Тут стоит вспомнить, что в самом начале путешествия Кратос с сыном замечают, что появилось очень много живых мертвецов.

Естественно Один не мог допустить такого развития событий. Детишек привели к нему на расправу. Он выбросил змея в море и тот вырос до таких размеров, что обернулся вокруг земли и стал кусать себя за хвост. Хель Один отправил в Нифельхейм, где она стала хозяйкой загробного мира. Стоит также упомянуть, что цвет ее кожи был иссиня-черным, а само ее имя первоначально могло означать могилу. Единственным, кто избежал расправы на некоторое время, был волк Фенрир. Волки были символом боевой дружины, их называли псами Одина. Два волка восседали у ног Одина и были ему чудесными помощниками. Их имена Гери (Жадный) и Фреки (Прожорливый). Фенрира же мог кормить только отважный Тюр. Боги с ужасом наблюдали, как волк изо дня в день увеличивается в размерах. И они решили сковать его волшебной цепью. Боги попробовали одурачить Фенрира и предложили ему одеть цепь, чтобы тот проверил свои силы. Волк согласился на игру. Он порвал две цепи. Третью цепь боги доверили сковать черным альвам. Те заключили в нее шесть сутей: шум кошачьих шагов, женскую бороду, корни гор, жилы медведя, рыбье дыханье и птичью слюну. Короче полную Абракадабру. Боги заманили волка на остров Амсвартнир. Фенрир заподозрил неладное, но не хотел, чтобы его обвинили в трусости. Он потребовал, чтобы в залог его свободы Тюр положил в его пасть свою руку. Волк стал рвать путы, но они становились только крепче. Таким образом Фенрир оказался связанным, а Тюр лишился своей руки. Далее боги вставили меч в страшную пасть Фенрира. Рукоять меча упиралась в язык, а острие в нёбо. А концы пут боги привязали к глыбам и закопали их глубоко под землю. В мифах не говорится о том каким образом боги доставили связанного волка в Вальхаллу и привязали его к восточной стене. Он висит там печально и напоминает Одину о его скорой или не очень участи.

Таким образом, мы видим, что и великаны здесь не очень-то хорошие, раз уж из-за них настанет гибель богов и всего мира. Но и сами боги оказываются теми еще засранцами. По сути, эти великаны еще ничего не совершили, так же, как и первый великан Имир, а уже получили на пряники, заранее так сказать. И если гибель Имира была необходима для создания мира в качестве некой космической жертвы, то злоключения детей Локи вообще ничем не объяснимы кроме как попыткой оттянуть неизбежное. Вообще во всей скандинавской мифологии нет ничего такого, что могло бы показаться для современного читателя классическим воплощением добра и зла. Разработчики же GOW явно пытаются наполнить этими смыслами свою игру.

Война ванов и асов. Мимир — не человек, но голова. Неизвестный Квасир и мед поэзии. Прометей и его клоны. Тайна одноглазого Джо.

В путешествии Кратосу с сыном встречается вплетенный в дерево узник — Мимир. И вот количество переделанных с его персоной мифов поражает воображение. Я насчитала три, кто больше пишите.

Во-первых, он представляется человеком, мудрейшим из живущих. Но мы то с вами уже знаем, что он был из рода йотунов и ему принадлежал источник изначальной мудрости. Тут, пожалуй, я сразу и затрону миф о том, как не кто иной как Один лишился своего глаза. Дело в том, что Одину всегда не хватало мудрости и знаний. Он помешан на этом. И вёльву он из могилы доставал, и копьем себя к Мировому дереву пришпиливал — все ради приобретения экспы. И вот его взор устремился к источнику мудрости. Он захотел из него напиться. Тогда Мимир в качестве оплаты попросил того отдать свой глаз. Ведь глаза Одина обладают особым свойством — всеведением. Один согласился на такой обмен и таким образом лишился глаза. Эпизод с очами Мимира также обыгрывается в игре. Только там он получил эти глаза от великанов, а один глаз выбил ему сам Один, дабы ограничить Мимира в перемещении.

Во-вторых, мы видим Мимира заточенным в ствол дерева. Он жалуется на то, что Один пытает его каждый день и пытки его не поддаются человеческому воображению. Сразу же возникает параллель с несчастным Прометеем. Но и в скандинавской мифологии есть подобный персонаж. И это не кто иной, как невезучий Локи. Дело в том, что он провокатор похлеще Одина и всегда стоил козни против богов. Но несмотря на это, ему какое-то время удавалось выйти сухим из воды, да еще и достать богам какое-нибудь новое сокровище. Вспомним хотя бы как он обрил жену Тора Сив, но в итоге раздобыл ей золотые волосы. Но однажды его сущность перешла все границы. Он прибыл на пир, который проводил Эгир (единственный великан, с которым у богов были дружественные отношения). Все боги, кроме Тора собрались у котла и стали хвалить слуг Эгира Фимафенга (Ловкий добытчик) и Эльдира (Повар). Локи не мог стерпеть этой елейной атмосферы и убил Фимафенга, осквернив тем самым священный пир. Асы прогнали его, но он ушел ненадолго. Вернувшись, он использовал клятву, которую дал ему Один: “Я не стану пить пива, пока не нальют моему названному брату”. Таким образом Локи устроился с кубком и поднял тост во славу всех асов, кроме Браги (покровителя скальдов). Тот хотел откупиться различными ценностями, но в ответ получил только оскорбления. И так пошло по кругу. Каждый, кто пытался усмирить Локи, получал “ушат помоев” в адрес своей персоны. Досталось даже Одину. Все бы так и продолжалось, ведь никто не стал бы нарушать закон и сражаться с Локи при помощи оружия, кроме Тора. Но тут наконец-то появился и сам Тор и пригрозил злословцу своим молотом.

Локи попытался скрыться от богов в некой горе. В его жилище было четыре входа, чтобы было видно во все стороны света. Днем он превращался в лосося и прятался в водопаде Франангр. Но его мучали навязчивые мысли о мести богов и о том, что они отыщут его в любом обличии. Он стал думать, как богам удастся его поймать и придумал рыболовную сеть, которую сплел из льняных нитей. И тут он увидел приближающихся асов. Локи швырнул сеть в огонь, а сам скрылся в водопаде. Но боги нашли остатки сети в пепле очага и сплели такую же. Они выловили Локи и приволокли его в пещеру. Туда же они привели двух его сыновей — Вали и Нарви. Вали боги превратили в волка, и тот задрал собственного брата. Асы просверлили три каменных плиты и кишками сына привязали Локи, после чего эти путы стали железными. Далее над ним повесели ядовитую змею так, чтобы ее яд капал на лицо Локи. Его жена Сигюн пытается облегчить его страдания. Она держит чашу, в которую собирается змеиный яд. Но когда она уходит, чтобы опустошить ее, яд попадает на Локи, и он начинает корчится и рваться так, что дрожит сама земля. Это и называется землетрясением. Кто хочет познакомится с еще одним клоном Прометея может почитать про грузинского богатыря Амирани.

А теперь перейдем к отрезанию голов. По игре Мимир просит освободить его из заточения путем обезглавливания. А голову оживляет некая ведьма, с которой Мимир оказывается знаком. Он же и называет ее имя — Фрейя. Та явно на него обижена, так как при оживлении тут же плюет ему в единственную часть тела. Мимир же позже объясняет, что именно он послужил браку Фрейи с Одином, чем она, собственно говоря, и не довольна. Ведь Фрейя первая из ванов, а Один ас. Их брак был условием для заключения перемирия между враждующими богами. Давай те же разбираться в той каше, которую тут намешали сценаристы.

Асы — это высшие боги, небесные боги, воплощение стихий. Например, Тор — это бог грома и молний. Все эти товарищи обитают на небе в Асгарде. Ваны — боги низшего порядка. С ними связаны земля и плодородие. Они олицетворяют собой два враждующих племени. Однажды к асам явилась зловредная колдунья Гулльвейг. Боги пытались пронзить ее копьем и сжечь в чертоге Одина, но она все возрождалась. Асы связали появление пришелицы с кознями ванов и Один начал войну метнув копье в их войско. Результатом сражения стало разрушение стен Асгарда. Но боги заключили мир, скрепив его своеобразным ритуалом.

Все боги (и ваны, и асы) по очереди подходили к большой чаше и плевали в нее. Поскольку слюна является естественным ферментом для сбраживания напитков, можно предположить, что таким образом боги подготавливали напиток для пира, который должен был закрепить мир. Но что самое интересное, боги сотворили из слюны человека и дали ему имя Квасир, что созвучно с русским словом квас. Квасир и стал мудрейшим из живущих, и не было вопроса, на который он не смог бы ответить. Он остался у асов в качестве заложника мира.

Далее богам предстояло обменяться заложниками. От асов к ванам перешли Хёнир, который должен был стать вождем у ванов, а также Мимир в роле его советника. А к асам перешли Ньёрд и Фрейр. За братом и отцом последовала и Фрейя. Хёнир не мог справиться со своими обязанностями без участия Мимира. Когда Мимир отлучался, Хёнир не мог принять решения и говорил: “Думайте сами, решайте сами...” Ваны поняли, что их одурачили, и что Хёнир оказался никчемным вождем. Но гнев их пал на Мимира. Они и укоротили великана до плеч, и голову несчастного отправили к асам. Один и оживил говорящую голову и стал проводить с ней беседы о судьбах грядущего у камина за чашечкой горячего шоколада.

Семейство Ньёрда ожидало возвеличивание. Они сами стали асами. А вот с Квасиром, как и с Мимиром, тоже приключилась беда. Он много странствовал и учил людей мудрости. Но два вредных карлика Фьялар и Галар заманили его в гости. Там они убили несчастного, а его кровь смешали с медом и получили напиток “мед поэзии”, ибо каждый, кто его пробовал, становился скальдом или ученым. Таким образом мы обнаруживаем отсылку и к элементу прокачки Кратоса, а именно к Рогу Крови Меда.

Тайна и сила божественного имени.

Прежде чем перейти к основному сюжету игры, стоит упомянуть о таком немаловажном факторе в скандинавской мифологии как сила божественного имени. Ведь этот фактор очень тонко используется в повествовании GOW.

Дело в том, что в своих странствиях боги никогда не назывались настоящим именем. Это не просто игра — имя имело магический смысл. Тот, кто знал настоящие имя бога или человека, обретал над ним особую власть. Один превзошел всех по количеству, принадлежащих ему псевдонимов. Самый длинный список его имен содержится в “Речах Гримнира” и составляет 54 имени.

Вернемся же к игре. Обратим внимание на то, что ни один из встреченных богов не называет своего имени самостоятельно. Бальдр именуется чужаком, пока мы не догадываемся по его способности (неуязвимость), что это он. Фрейю называет по имени Мимир. Сыновья же Тора Магни и Моди являют себя в подслушанном Кратосом разговоре с Мимиром.

Сам Кратос не выдает своего имени. Все обращаются к нему местоимениями или просто “мужик”, пока опять-таки не догадываются о его происхождении. Единственный полубог, имя которого используется — это Атрей, сын Кратоса. И то Кратос чаще зовет его мальчиком. И эта, казалось бы, оплошность, находит оправдание в самом конце игры, когда нам предстает истинное имя Атрея.

И, как мне кажется, все эти манипуляции с именами были вдохновлены именно традициями Скандинавии о силе и значении имени. Конечно, все это наполняет сюжет интересными загадками и возможностью игрока поиграть еще и в следователя, но все же в этом заключен и некий более глубокий смысл.

Бальдр, мать его и невезенье с омелой.

А сейчас вас ожидают жесткие спойлеры основного сюжета. Я предупредила. Итак, тут сценаристы взяли за основу миф про смерть Бальдра и видоизменили его. Давайте начнем с самого начала и узнаем кто же такой Бальдр. Бальдр — это ас второго поколения, сын асиньи Фригг и верховного бога Одина. Фригг была богиней законного брака, помощницей в родах, обладала даром предвиденья. Она всегда соревновалась с мужем в своем могуществе и одна из интереснейших повестей об их противоборстве содержится в введении к “Речам Гримнира” и повествует о том, как Один с женой выбрали себе для покровительства разных сыновей некоего конунга (Гейррёда и Агнара) и это противостояние закончилось плачевно для обоих сыновей. Более всего эта парочка походит на Зевса с Герой. Мы строим друг против друга козни, но мы все равно вместе. Настоящая идиллия.

Возвращаясь к игре, Кратос с сыном узнают в чужаке Бальдра, а также Мимир говорит им, что ведьма — это Фрейя. Но про их родственную связь выясняется только ближе к концу игры, когда Кратос во второй раз оказывается в Хельхейме и вместе с Атреем подглядывает виденья прошлого, которые одолевают там Бальдра. И вот у меня возникает вопрос, где же объясняется, что Фригг и Фрея — это одно лицо. Дело в том, что Атрей сам говорит о том, что мама рассказывала ему о Бальдре и он является сыном Фригг и Одина. Также у жилища Фрейи можно обнаружить камень с упоминанием Бальдра, как самого светлого из богов, сына Фригг и Одина. Я просмотрела геймплей еще раз, но так и не обнаружила объяснения этому.

По мифам Фригг и Фрея — это разные персоны. Фригг — асинья, Фрея — ван, которая стала асиньей при обмене заложниками, о котором я уже упоминала. Фрея — богиня любви и плодородия. Все ее атрибуты присутствуют и в игре. Она сведуща в колдовском деле, у нее есть кабан с золотой щетиной, она может обращаться в птицу. Вот только отношения с Одином по мифам у нее были достаточно хорошими. Дело в том, что у нее был собственный чертог в Асгарде, подобный Вальхалле Одина. Он назывался Фолькванг (Поле битвы). Она делила с Одином павших воинов, а также забирала к себе в чертог девушек, которые умерли, не успев выйти замуж. Поскольку девушек было принято хоронить в подвенечном платье, можно предположить, что Фрейя покровительствовала любви и на том свете. И мужем ее был некий Од. По одним мифам он является одним из асов, а по другим именуется просто человеком.

По своим функциям пары Фрейи и Ода и Одина и Фригг достаточно схожи. Таким образом разработчики перемешали их и оставили интригу о происхождении Бальдра до конца. Также добавили еще трагичный сюжет о браке не по любви, а ради заключения мира между асами и ванами. А еще они сделали из Бальдра следопыта Одина, хотя по мифам Бальдр отличался своей непорочностью, ибо он не был замешан ни в каких интригах Одина.

Далее перед Кратосом предстает вопрос, как убить того, кто неуязвим к физическим и магическим атакам. Возвращаясь к мифам, следует вспомнить сначала о смерти коня Бальдра. Конь Бальдра споткнулся и сломал ногу, а по старым поверьям, смерть коня предвещала скорую смерть его наездника. Также мы помним о том, как Один поднял Вёльву из могилы. Она в своих пророчествах ознаменовала начало Рагнарёка смертью Бальдра. Потому боги стали усиленно пытаться вылечить коня Бальдра. Но его выздоровление не помогло избежать ему своей участи.

В его смерти играет ключевую роль не кто иной, как Локи. А начинается все со снов, которые видит Бальдр. Ему сниться, что он умрет. Фригг не может допустить смерти сына и берет клятву со всего на свете (камень, металл и т.д.), что те не причинят вреда ее сыну. Не взяла она клятву только с побега омелы, так как тот был еще очень мал. После этого боги стали забавляться с Бальдром на поле священного тинга. Они стали бросать в него оружие и камни, Бальдр же оставался невредимым.

Зловредному Локи не понравилась эта затея. Он обратился в женщину и отправился к Фригг. В разговоре Фригг выболтала ему секрет про омелу. Локи тут же метнулся за побегом и обратно. Но и тут он не стал марать собственные руки, а обратился к слепцу Хёду. Тот стоял в стороне и не принимал участия в забаве. Локи предложил ему уважить Бальдра. Он вложил побег в руку Хёда и направил бросок. Прут пронзил Бальдра, и он пал мертвым. Поскольку он был убит ненастоящим оружием, его ждала преисподняя Хель.

По сюжету игры ответ об уязвимости Бальдра приходит сам собой. Сначала гномы дают Атрею стрелы из омелы. У мальчика рвется колчан, и Кратос чинит его при помощи стрелы. Затем Фрейя отнимает стрелы и дает взамен свои. Но не замечает, обломок стрелы в колчане. Он и сослужит роковую роль в финальной битве и лишит Бальдра своих способностей. Также сценаристы видоизменили роль наложенного заклинания неуязвимости, нагнав драматизму и создав тем самым конфликт между матерью и сыном. Этот конфликт они связали и с событиями предыдущих частей GOW, где Кратос убивает отца.

Происхождение Локи. Рагнарёк и новый мир.

Теперь познакомимся поближе с происхождением Локи. Его отцом по мифам был великан Фарбаути. Его способности связаны с огнем, а точнее с лесными пожарами. Кратос же в свою очередь является богом войны. Он занял место Ареса на Олимпе. Но его оружием являются клинки Хаоса, которые пышут огнем. Матерью Локи была великанша Лаувей (Лиственный остров). В игре область, в которой проживает Кратос с семейством называется Диколесье и как остров окружено волшебными деревьями.

Как же Локи попадает к асам? А все просто. По мифам его батя — неумелый рыбак. Он выходит в море и переворачивается в лодке, а так как плавать его никто не обучал, то он тонет в пучине морской. Мать относит Локи к асам в Асгард, а сама от горя кончает жизнь самоубийством и бросается со скалы к любимому. В игре болтливый сын Тора Моди обмолвится о том, что Атрей станет его братом после того, как он избавится от Кратоса. Тем самым можно предположить, что он зачем-то нужен Одину.

Нам уже известно, что смерть Бальдра предвещает начало Рагнарёка, но для особо недогадливых после концовки на самой высокой вершине во всех мирах по возвращении в кузнечную мастерскую, которая находится в храме Тюра, Брок говорит, что чует приближение непрекращающейся зимы Фимбулвинтер, которая также предшествует Рагнарёку.

Что же такое Рагнарёк? Это судьба или гибель богов. Это время наступит тогда, когда будут нарушены все родовые нормы. В прорицании вёльвы говорится

Братья начнут биться друг с другом,

Родичи близкие в распрях погибнут;

Тягостно в мире, великий блуд,

Век мечей и секир, треснут мечи,

Век бурь и волков до гибели мира;

Щадить человек человека не станет.

Возвращаясь к игре, нужно обратить внимание на то, что, убивая Бальдра, Кратос говорит о том, что он прекращает этот порочный цикл. Т.е. он вмешивается в конфликт между Фрейей и Бальдром. Это несомненно будет иметь куда большие последствия, нежели просто ненависть Фрейи.

Мы уже знаем, что Локи и его сын-волк по имени Фенрир будут заключены до наступления Рагнарёка, а вот когда они освободятся, тогда и начнется сама битва. И вообще гибель богов в двух словах можно описать как кровавую сечу, сопровождающуюся потопами, пожарами и прочими стихийными бедствиями, в которой почти никто не выживет. Но по окончании этого сурового времени из моря появится новая земля и все снова начнет цвести и колосится. Но Фенрира нет еще и в помине, а Локи еще не подрос и не набрался сил. А это значит, что простора для фантазии сценаристов еще очень много.

И, кстати, если наличие Мирового змея в игре сценаристы объясняют тем, что Тор отбросил его во времени во время Рагнарёка, то наличие Мьёльнира у Тора не объясняется ничем. Как мы помним из мифов, это Локи послужил его созданию. В общем однозначным остается только одно, по игре Один пытается не допустить гибели богов. Он уничтожает великанов. Он отправляет самого неуязвимого бога на поиски Локи. Локи ему зачем-то нужен. Зачем? Об этом можно только догадываться, так как не известно, какой миф за основу взяли сценаристы. Но что-то мне подсказывает, в частности намеки Моди, что Атрею предстоит искуситься дарами богов. Также на фресках в Йотунхейме Кратос замечает сцену, в которой четко прослеживается сюжет, в котором он погибает, а Атрей приходит в ярость и из него что-то вылетает, напоминающее не то змея, не то духа. Что также намекает нам на дальнейшее развитие сюжета.

А теперь немного порассуждаем о смерти в скандинавской мифологии. Там есть подобие рая и ада со своеобразными нюансами. Рай находится в Асгарде. Это и есть чертоги богов, в частности чертог Одина Вальхалла. Там он собирает воинов, павших в бою. В Хельхейм — царство мертвых — попадают люди, которые умерли каким-то иным способом. Отсюда можно предположить, что убитые Кратосом Магни и Моди могут как ни в чем не бывало появиться в следующих частях, ведь они погибли в сражениях и от оружия. С Бальдром ситуация немного иная, ему свернули шею и скорее всего он отправился в Хельхейм. Зная, сколько раз Кратос побывал в греческом загробном мире, не удивлюсь, если он и из скандинавского выйдет целехоньким.

Подводя итог всему вышесказанному, можно предположить, что нас ждет еще много всего увлекательного, ведь по сути нам только немного приоткрыли дверь в удивительный мир скандинавской мифологии, мы еще не побывали в трех мирах, совершенно точно нам будет дано какое-то развитие конфликта в Альвхейме, в котором пришлось учавствовать (тут я уже вообще теряюсь в догадках, поскольку в мифах ничего подобного не нашла), и т.д. и т.п… Надеюсь, вам было интересно углубляться вместе со мной в эти мифы.

P.S. Для написания статьи использовалась книга Владимира Петрухина “Мифы древней Скандинавии”.


God of War (2018)

Платформы
PC | PS4 | PS5
Жанры
Дата выхода
20 апреля 2018
2.4K
4.5
3 063 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Предлагаю к ознаКомлению!

Славный материал, но есть недочёты. Брок(или Синдри) поясняет, что именно они сделали мьелнир, а Мимир во время одного из своих рассказов говорит, что Фрейю называют (называли) Фригг из-за её ссоры с Одином

Читай также