14 августа 2019 14.08.19 5 1323

Внешность главное. Первая итальянская приставка.

+11

Выпущенная в продажу в 1972 году игровая приставка Magnavox Odyssey дала старт рынку домашних игровых приставок. Odyssey продавалась не только в США но и экспортировалась в другие страны. Само собой на открывшемся недавно рынке сбыта производитель не мог долго оставаться монополистом и не породить в изобретательных головах мыслей о том, чтобы сделать свою приставку с бл…со стильным дизайном и возможностью более тонкой настройки игры в «Понг».

В результате таких мыслей 1974 году Итальянская фирма Zanussi решила перенять эстафету в пределах итальянского рынка и выпустила игровую приставку Ping-O-Tronic. Что самое любопытное Zanussi на тот момент вовсе не была производителем бытовой техники, а была производителем мебели. Возможно это повлияло на удачный дизайн приставки, она была выполнена в духе страны производителя. Выглядела достаточно стильно в своем гладком ярко оранжевом корпусе и отлично вписалась бы в интерьер дома в каком нибудь футуристическом стиле. Есть некоторое сходство с итальянским автопромом. Кроме того корпус был эргономичным и позволял убирать джойстики в специальный слот в корпусе самой приставки. Сами контроллеры были в довольно непривычном для нынешнего глаза стиле.

На самом деле необходимо сделать одно важное уточнение, говоря о Ping-O-Tronic мы говорим о целом модельном ряде приставок объединенных одним названием и одним дизайном, поскольку на протяжении всего срока продаж приставка подвергалась усовершенствованиям и на рынке появлялась улучшенная Ping-O-Tronic маркировавшаяся следующим порядковым номером. Маркировка шла от PP-1(самая первая модель) до РР-10(последняя). Кроме того приставки начиная с PP-1 по РР-3 выпускались под брендом Zanussi, модели РР-4 и РР-5 для повышения узнаваемости новой торговой марки принадлежавшей Zanussi стали выпускать под брендом Seleco(права на который принадлежали Zanussi), в дальнейшем же судя по всему решив, сделать из названия приставки отдельный бренд, она стала выпускаться вовсе без указания бренда, просто «Ping-O-Tronic».
В связи с этим довольно сложно сравнивать финансовый успех Ping-O-Tronic и Magnavox Odyssey, поскольку Magnavox учитывает только продажи конкретной модели (все последующие получили иные названия), а Ping-O-Tronic считают продажи всего модельного ряда. Тем не менее приставка продалась тиражом около одного миллиона копий и была финансово успешна.

Ложкой дегтя в продажах для Zanussi стала необходимость приобретения лицензии на игру «Понг». Тут выстроилась небольшая цепочка правообладателей лицензий. Основной лицензией на игру «Понг» обладала компания Sanders Associates, та самая которая работала на оборонку и была работодателем изобретателя первой игровой приставки Ральфа Баера. После заключения контракта с Magnavox, Sanders заключили с ними сублицензионное соглашение которое обязывало Magnavox не просто приобрести лицензию, но и защищать права лицензиата в случае их нарушения. В связи с чем в 1974 году прокатилась волна исков против компаний так или иначе использовавших «Понг». Иски были выиграны и на фоне этого Zanussi была вынуждена также заключить сублицензионное соглашение с Sanders Associates по которому отчисляла им 5,5% от всех продаж.

Приставка вышла на рынок по цене в 28 800 итальянских лир, что с учетом курса инфляции при перерасчете на доллар на данный момент равняется 237 долларам США или 15 500 российским рублям. Как видим она существенно выигрывала в цене у импортируемой из США Magnavox Odyssey. Внутри у приставки было более 50 транзисторов и 20 диодов. Основой было три микросхемы 7400 типа. В дальнейшем схема приставки была несколько раз изменена и усовершенствована. Кроме того данная приставка в отличие от предшественницы(аналога) умела воспроизводить звук. Звук не передавался на телевизор, а динамик был встроен в корпус самой приставки.

У итальянцев был совершенно иной подход к игровой приставке. Они не планировали зарабатывать на дополнительных играх или оборудовании выпускаемом к приставке, а доход получали только от продаж непосредственно самой консоли. При этом приставка полностью отбрасывала концепцию предложенную Magnavox с дополнением цифровых развлечений правилами и дополнениями в физическом выражении, в связи с чем они сконцентрировались на улучшении цифровой части игры. В итоге приставка имела внутри себя по сути всего одну игру но гораздо более вариативную в сравнении с тем что предлагал Magnavox.

Большинство источников указывает на то, что в приставке было три игры, но это скорее отголоски маркетинговой компании, поскольку это была одна игра которую удавалось менять при помощи настроек.
Приставка позволяла произвольно изменять длину плоскостей для отбивания мяча, скорость мяча и смещать сетку относительно центра экрана. А сам экран можно было расположить как вертикально так и горизонтально. В связи с этим игру можно было настроить следующим образом:
Вариант №1
Классический понг, который менял сложность делая плоскость отбивания управляемую игроком больше или меньше. Играть можно было вдвоем. (слева не мяч, как можно подумать, а уменьшенная до минимума отбивная платформа)

Вариант №2
Если увеличить одну из плоскостей до максимальной длины и сместить сетку к краю, игра превращалась в подобие сквоша и играть можно было одному.

Вариант №3
Был демонстрационной версией, но на тот момент не имевшей аналогов. Для того чтобы показать понг в Magnavox продавцу необходимо было включить приставку и продемонстрировать покупателю игровой процесс, кроме того нужен был второй игрок. А вот Ping-O-Tronic если увеличить размер обеих плоскостей до максимума не позволяла «Мячу» вылететь за пределы поля, что позволяло оставлять демонстрационные экземпляры включенными в витринах магазинов.

По настоящему новая игра в этой приставке появилась начиная с версии РР-5. Производитель сделал свой аналог светового ружья. При подключении ружья в появившийся слот, приставка меняла режим, замыкая игровое поле и увеличивая размер мяча, превращая его в мишень. Скорость мяча можно было увеличить тем самым увеличив сложность.

Приставка просуществовала на рынке в разных своих вариациях практически 9 лет, аж до 1983 года. Правда настоящим успехом для компании стала их следующая приставка Play-O-Tronic. О ней позже.

Так производство игровых приставок вышло за пределы США и начало покорять Европпу.


Лучшие комментарии

Ну почему же, мне нравится прогресс. Просто интерактивные развлечения 70х-90х годов это принципиально другое времяпровождение. Ну и на мой взгляд в те годы, основой в разработке игр было изобретение новых механик, в то время как сейчас это комплексное творчество в котором новизна механик хоть и играет важную роль, но не является ведущей.

В общем просто стало интересно рассмотреть развитие… не столько геймдева, сколько особенностей рынка сбыта и технологий начиная с первой приставки. Рад, если это интересно не только мне)
Я не всерьёз. Просто в рамках современных реалий такие артефакты минувших лет выглядят дико и нелепо. Зачастую даже для тех, кто это время застал.
Эх, и играли же раньше люди в нормальные игры, а не это вот всё, что сейчас. Последним действительно хорошим произведением пожалуй стал знаменитый Tetris, а потом игропром окончательно свернул не туда. :'(
Особенно по цене в 200 долларов=))

Согласен. Я сейчас даже не до конца понимаю как меня могли в свое время увлечь на 10-15 часов денди и сега с их вполне разнообразными играми, что уж говорить о понге=)
Читай также