Многие уже давно свыклись с мыслью, что в России хорошие игры не делают (видимо, по аналогии с кино и другими медиа-продуктами). Если мы принимаем этот факт за данность, то без преувеличений постулирую: создатели Pathologic 2 – последняя надежда российского игропрома.
До знакомства с данным, не побоюсь этого слова, произведением, о его разработчиках, а именно о Ice-Pick Lodge, и их играх я лично ничего толком и не знал. Как, возможно, и многие, кто привык следить в основном за «громкими» проектами и новинками.
Сама игра является, по сути, ремейком их же оригинала 2005 года под названием «Мор. Утопия», на английском Pathologic.
Вообще, когда после Layers of Fear 2, выбирая игру для обзора, я прочитал в описании фразу «авторский сюжетный арт-триллер», меня, конечно, только так передёрнуло, потому что мутной хрени я в «Слоях Страха» достаточно нахлебался. Однако, выяснив, что разработчик отечественный, я не смог сдержать своё любопытство. И, как оказалось, не зря.
Начало игры
Сразу со старта, ещё на загрузочном экране, нас предупреждают, мол: «Возможно, вы не сразу поймёте, что происходит. Но скоро картинка начнёт складываться». И это, чёрт возьми, заботливо со стороны разработчиков и приятно, особенно после злосчастной Layers of Fear 2. И да, я не случайно снова её вспоминаю, ибо оказываемся мы в каком-то театре и нам также говорят: «играй свою роль».
Правда, тут по крайней мере дают взглянуть режиссёру в его хитрое хлебало.
Театр же оказывается не так прост: повсюду койки с больными, а за сценой сложены трупы. Поговорив с парой подозрительных личностей, выходим из театра(тире)больницы и топаем по улицам города, который явно переживает не лучшие времена: на улицах хаос, солдаты огнемётами жгут людей и повсюду облака чёрной пыли.
Доходим до, судя по всему, власть имущих лиц: «инквизитора» и «полководца», которые сообщают, что всё потрачено, ты всех подвёл, лекарство от царящей в городе чумы к сроку не подогнал и теперь город разбомбят.
Снова появляется хитрожопый режиссёр и предлагает начать всё с начала. Мол, начать историю с начала (хотя мы вроде и не успели НАЧАТЬ ИСТОРИЮ).
В настоящем же начале нам дают краткое пояснение о том, кто мы, а также куда вообще и почему едем.
! А дальше следите за происходящим!
Оказываемся в грузовом вагоне поезда, с ящиков выпадает гроб, из которого вылезает мужик и начинает с нами болтать. Поезд сходит с рельс, выходим, на путях стоит огромный бык, вокруг горят костры, рядом говорящие чучела с птичьими клювами, идём в облако пепла. Мы снова в поезде с мужиком, тот предлагает сыграть в кости на судьбу. Оказываемся в доме с больными чумой, набираем женщине воды. Опять просыпаемся в поезде, болтаем. Перемещаемся на полянку с какими-то степными пацанами и непонятными чудиками, дерёмся с агрессивным монголом, а затем меняемся с ним СЕРДЦАМИ. Поезд приехал, мужик прощается, выходим, оказываемся в доме отца, открываем одну из дверей и опять выходим из поезда. Нападают бандиты и они довольно легко отлетают от рук главного героя. Игра начинается.
А знаете, что на самом деле произошло? Нас успели обучить практически всем механикам игры: диалогам, сбору и использованию предметов, ключевым характеристикам персонажа, дракам, торговле, да ещё дали вводную информацию о сюжете и начали интенсивно погружать в мрачноватую и загадочную атмосферу.
И вот с этого самого момента игра практически полностью перестанет диктовать что делать и куда идти и оставляет полную свободу действий и передвижения.
Сеттинг
Городок, в котором происходит история не маленький и поделён на районы, в каждом из которых у тебя будет шкала репутации, изменяющаяся в зависимости от определённых действий.
При её уровне от «Вам тут не рады» и ниже жители и магазины в районе откажутся с тобой общаться или торговать, а при уровне «Здесь вас ненавидят» прохожие мужики и днём и ночью будут просто сходу нападать и бить лицо вплоть до летального исхода.
Слить же репутацию будет крайне легко, особенно в самом начале игры, когда, не зная города, ты можешь простыми разговорами с населением навести на себя подозрения и неожиданно обнаружить, что всюду отношение скатилось до минимальных значений. Только на кладбище не будет проблем: ведь «здесь вас всегда ждут».
Жить в злополучном городе будет много кто: горожане-работяги, племенные жители степей, странные существа одонги, полуголые женщины, дети-беспризорники, образовавшие свои собственные независимые сообщества, три главных семьи, держащие власть в городе, а также множество сюжетных персонажей со своей историей и взаимоотношениями.
Именно на конфликте между различными группами и личностями и крутится важная часть сюжета, а так как тут напрочь отсутствует разделение на белое и чёрное и каждый имеет хорошо обоснованные мотивы, частенько выбирать кого поддержать будет нелегко.
Геймплей
Свобода действий в Pathologic 2 нешуточная, я бы сказал, взрослая. За всю игру тебя практически не будут принуждать к каким-либо поступкам вообще. В предисловии дают понять, что предстоит прожить в городе 12 дней, но ты, грубо говоря, можешь на всё это время просто запереться в каком-нибудь доме или убежать в поля (у которых, кстати, я границ так и не нашёл). Время будет идти вперёд, без привязки к каким-либо триггерам и сюжетным кат-сценам, а события в городе будут развиваться независимо от твоего участия. Другое дело, что просидеть столько времени, ни во что не ввязываясь, и при этом выжить, вряд ли получится.
Кстати о выживании. Я ещё не упомянул, что Pathologic 2 – это сюрвайвл? И да, сюрвайвл тоже, в свою очередь, совсем не шуточный, я бы даже сказал, что один из самых сложных, если не самый, в какой я когда-либо играл. Если вы, к примеру, заглянете на страничку игры в steam, то обнаружите, что практически каждый из негативных (и многие из позитивных) отзывов будут ссылаться именно на неадекватную сложность.
Сейчас под давлением общественности в игру вроде добавили возможность снизить тяжесть, но вот в оригинальной сложности она однозначно не для казуалов. Велком всем любителям неосвещённых душонок и всяких там секир.
Нет, я вот прямо серьёзно сейчас. Рано или поздно наступает такое истощение ресурсов, что вообще не верится, что получится выкрутиться. Судя по сообщениям от комьюнити, многие так и бросили игру из-за этого, даже несмотря на то, что она им нравилась: они просто не смогли пройти.
На этом следует сделать акцент: игра не даст расслабится вообще, от слова совсем. Как бы вы не старались, Мор насильно заставляет отказаться от привычек спокойной игры и возможности обеспечения персонажа всем необходимым. Абсолютно выводит из зоны комфорта и заставляет реально прочувствовать тяжелое положение героя, когда спать приходится где попало, ничего не успеваешь сделать, а также не знаешь будет ли еда хотя бы на вторую половину дня.
Просто невероятный, чудовищный и неутолимый голод будет подгонять вперёд, а время с каждым днём лететь всё быстрее, даже во время грёбанного перекладывания предметов идти вперёд, лишая всякой возможности успеть все дела, которые будут беспрестанно возникать.
Сохраняться Мор также тебе не позволит: лишь в определённых местах в городе будут стоять часы, только посредством которых это будет возможно.
Вариативность
А вот желание сохраняться появится наверняка: успеть везде и всюду совершенно нереально. И герою, готовому в любой момент умереть то от голода, то от усталости, то от ран, то от инфекции, в условиях жесткой неполноты информации предстоит постоянно делать выбор, от которого зависит судьба как персонажей, так и самого города в целом.
И да, выбор будет означать, опять же, настоящую «взрослую» вариативность. Не притворную иллюзию выбора, так любимую современными разработчиками, в стиле, например, игр от покойной Telltale Games.
Нет, в зависимости от твоих действий (или бездействия) практические любые персонажи могут погибнуть или же выжить, а количество вариантов прохождения будет стремится к бесконечности: ибо Мор – это как жизнь – кидают на произвол судьбы, а дальше СТРАДАЙ и сам как-нибудь крутитись, никто за ручку вести не будет.
Как я уже упоминал, город будет жить (или умирать) и без тебя. Путей и дел всегда будет больше, чем твоих возможностей, поэтому Pathologic 2 нисколько не стесняясь, прямо со старта намекает на свою реиграбельность. Насчёт количества концовок точно не стану утверждать, но могу определённо сказать, что она тут не одна.
Сюжет
Очень коротко о сюжете: он отличный. Мир, сеттинг и, в особенности, атмосфера – бесподобны. В витиеватых диалогах с персонажами и их замысловатых фразах чувствуется как будто бы писательский почерк и всё в совокупности лично мне повеяло духом произведений Достоевского с примесью мистического фентези.
Присутствует безумное количество символизма и таинственных деталей, которые как бы слегка намекают на секреты города: будь то районы, с названиями типа «почка», «утроба», «сердечник», «хребетовка» и т.д., странное деление персонажей в журнале по категориям «кровь», «кости», «нервы» или «голос чумы», который можно по факту услышать.
Детективное расследование всех историй получается увлекательным и затягивает своей загадочностью и атмосферностью, а происходящее на протяжении большей части игры можно описать примерно как «ни шиша не понятно, но очень интересно».
И самое главное: на большинство вопросов вы действительно сможете найти ответ! Если будете стараться, конечно.
Короче, всем любителям глубоко продуманных миров и крутых сюжетов – горячо рекомендую.
Некоторые минусы
Конечно, игра не идеальна. Во-первых – это всё же долгостройная индюшатина от российских разработчиков, средства на производство которой собирали всем миром. Отсюда и ряд минусов, свойственных бюджетным проектам: то кусочки интерфейса выскочат, нарушая атмосферность, то проход через дверь вызовет мелькание текстур.
А тут персонажи в баре как истуканы выстроились в строй, ожидая пока главный герой подойдёт с ними поговорить:
Обучения режиму скрытности либо тупо не было, либо оно промелькнуло незаметно, так что я каким-то образом умудрился пройти всю игру вообще без него, а о его существовании узнал только благодаря скриншоту на загрузочном экране ближе к концу игры.
Также, судя по отзывам, страдает оптимизация и многие испытывают серьёзные проблемы с производительностью в игре, графика в которой для 2019 года, честно говоря, немного устарела. Ну а про неистовый голод и сложность уже упомянул выше – лично же меня хардкорность привела в какой-то мазохистский восторг и заставила по-настоящему прочувствовать всю тяжесть, которая ложится на плечи несчастного провинциального врача в условиях изолированного чумного города.
Заключение
Итак, что же мы имеем в итоге?
Pathologic 2 намного глубже, чем кажется на первый взгляд и является крайне многосторонним произведением, подобные которому невероятно редко выходят в наши дни.
Это и:
-Первый полноценный симулятор выживания в городе, который я вообще видел.
-Симулятор врача, ищущего лекарство от чумы, а также вырезающего почки и продающего человеческую кровь, дабы накупить себе пирогов.
-Симулятор девяностых, когда в любой момент вас может пырнуть ножом гопник и на улицах нон-стоп происходит п*зд*ц.
-Симулятор жрущего в три горла бомжа, собирающего пустые бутылки по мусоркам.
-Симулятор няньки с кучей детей-бепризорников-суицидников-шизофреников с полным отсутствием инстинкта самосохранения.
А ещё тут есть сиськи.
И, в конце концов, в какой ещё игре можно на орешки выменять у детей грёбанный МОРФИЙ??
Один из немногих случаев, когда стимовские теги: «атмосфера», «глубокий сюжет» и «выживание» — реально на все 100% описывают саму игру.
У Pathologic 2 есть то, чего нету во многих современных играх — в неё вам понадобится действительно играть! Не вяло нажимать несколько кнопок и наблюдать за развитием кинца на экране, а именно вдумчиво играть и самостоятельно во всём разбираться.
Желаю студии Ice-Pick Lodge взять кассу с данным продуктом и на вырученные средства продолжать пилить для нас подобную годноту.
А я с вами прощаюсь, играйте в отечественные игры и до нового обзора?
Лучшие комментарии
На самом деле попытка усидеть на двух стульях не самая удачная:
По превью можно подумать, что обзор — очередной представитель постмодернистского контента с юмором про говно, половые органы, мамок и все такое, но на деле оказывается что шутки более-менее в рамках приличия.
Для более серьезного восприятия мешает слишком тупой юмор, половина мемов ну совсем не в тему.
Если в целом, то контент не так плох и вполне мог бы уйти в плюсы, а не минуса, если бы не ситуация с комментариями и, вероятно, неудачным превью.
Как раз на оценку контента (например, даже просто ощущения от превью) как вы, например, выразили в комментарии ниже, я и рассчитывал, так как довольно много труда вкладываю в ролики и хотелось услышать большее широкий спектр мнений по поводу итогового контента. Опять же, дабы сделать его качественнее.
Спасибо за классную статью. Вчера взял в стиме по скидке 1 и 2 части!
В данном случае произошло нарушение не столь гласных правил — твинководства. Даже если верить словам автора, что это не он, а его зрители, решили поддержать, то со стороны коммьюнити блогов это все равно выглядит нелицеприятно. Публикуясь здесь, нужно рассчитывать получить отклик от местной аудитории, а не приводить своих подписчиков — пользователей-однодневок.
Начитался. Все решено буду стримить.
Привет с пикабу и позитива, неженька.
И смотреть твое видео, нет желание, так как это накручивает тебе просмотров.И поэтому не будет тебе, кроме той что я уже давал по началу.
И снова ты вместо того, чтоб признать свои ошибки и опустить голову, строишь из себя жертву-тьфу, противно.