1 августа 2019 1.08.19 21 50K

Pathologic 2 – просто Чума! Обзор игры, обделённой должным вниманием

+2

Многие уже давно свыклись с мыслью, что в России хорошие игры не делают (видимо, по аналогии с кино и другими медиа-продуктами). Если мы принимаем этот факт за данность, то без преувеличений постулирую: создатели Pathologic 2 – последняя надежда российского игропрома.

 

До знакомства с данным, не побоюсь этого слова, произведением, о его разработчиках, а именно о Ice-Pick Lodge, и их играх я лично ничего толком и не знал. Как, возможно, и многие, кто привык следить в основном за «громкими» проектами и новинками.

Сама игра является, по сути, ремейком их же оригинала 2005 года под названием «Мор. Утопия», на английском Pathologic.

Вообще, когда после Layers of Fear 2, выбирая игру для обзора, я прочитал в описании фразу «авторский сюжетный арт-триллер», меня, конечно, только так передёрнуло, потому что мутной хрени я в «Слоях Страха» достаточно нахлебался. Однако, выяснив, что разработчик отечественный, я не смог сдержать своё любопытство. И, как оказалось, не зря.

Начало игры
Сразу со старта, ещё на загрузочном экране, нас предупреждают, мол: «Возможно, вы не сразу поймёте, что происходит. Но скоро картинка начнёт складываться». И это, чёрт возьми, заботливо со стороны разработчиков и приятно, особенно после злосчастной Layers of Fear 2. И да, я не случайно снова её вспоминаю, ибо оказываемся мы в каком-то театре и нам также говорят: «играй свою роль».

Правда, тут по крайней мере дают взглянуть режиссёру в его хитрое хлебало.
Театр же оказывается не так прост: повсюду койки с больными, а за сценой сложены трупы. Поговорив с парой подозрительных личностей, выходим из театра(тире)больницы и топаем по улицам города, который явно переживает не лучшие времена: на улицах хаос, солдаты огнемётами жгут людей и повсюду облака чёрной пыли.

Доходим до, судя по всему, власть имущих лиц: «инквизитора» и «полководца», которые сообщают, что всё потрачено, ты всех подвёл, лекарство от царящей в городе чумы к сроку не подогнал и теперь город разбомбят.

Снова появляется хитрожопый режиссёр и предлагает начать всё с начала. Мол, начать историю с начала (хотя мы вроде и не успели НАЧАТЬ ИСТОРИЮ).

В настоящем же начале нам дают краткое пояснение о том, кто мы, а также куда вообще и почему едем.

! А дальше следите за происходящим!
Оказываемся в грузовом вагоне поезда, с ящиков выпадает гроб, из которого вылезает мужик и начинает с нами болтать. Поезд сходит с рельс, выходим, на путях стоит огромный бык, вокруг горят костры, рядом говорящие чучела с птичьими клювами, идём в облако пепла. Мы снова в поезде с мужиком, тот предлагает сыграть в кости на судьбу. Оказываемся в доме с больными чумой, набираем женщине воды. Опять просыпаемся в поезде, болтаем. Перемещаемся на полянку с какими-то степными пацанами и непонятными чудиками, дерёмся с агрессивным монголом, а затем меняемся с ним СЕРДЦАМИ. Поезд приехал, мужик прощается, выходим, оказываемся в доме отца, открываем одну из дверей и опять выходим из поезда. Нападают бандиты и они довольно легко отлетают от рук главного героя. Игра начинается.

А знаете, что на самом деле произошло? Нас успели обучить практически всем механикам игры: диалогам, сбору и использованию предметов, ключевым характеристикам персонажа, дракам, торговле, да ещё дали вводную информацию о сюжете и начали интенсивно погружать в мрачноватую и загадочную атмосферу.

И вот с этого самого момента игра практически полностью перестанет диктовать что делать и куда идти и оставляет полную свободу действий и передвижения.

Сеттинг
Городок, в котором происходит история не маленький и поделён на районы, в каждом из которых у тебя будет шкала репутации, изменяющаяся в зависимости от определённых действий.

При её уровне от «Вам тут не рады» и ниже жители и магазины в районе откажутся с тобой общаться или торговать, а при уровне «Здесь вас ненавидят» прохожие мужики и днём и ночью будут просто сходу нападать и бить лицо вплоть до летального исхода.

Слить же репутацию будет крайне легко, особенно в самом начале игры, когда, не зная города, ты можешь простыми разговорами с населением навести на себя подозрения и неожиданно обнаружить, что всюду отношение скатилось до минимальных значений. Только на кладбище не будет проблем: ведь «здесь вас всегда ждут».

Жить в злополучном городе будет много кто: горожане-работяги, племенные жители степей, странные существа одонги, полуголые женщины, дети-беспризорники, образовавшие свои собственные независимые сообщества, три главных семьи, держащие власть в городе, а также множество сюжетных персонажей со своей историей и взаимоотношениями.

Именно на конфликте между различными группами и личностями и крутится важная часть сюжета, а так как тут напрочь отсутствует разделение на белое и чёрное и каждый имеет хорошо обоснованные мотивы, частенько выбирать кого поддержать будет нелегко.

Геймплей
Свобода действий в Pathologic 2 нешуточная, я бы сказал, взрослая. За всю игру тебя практически не будут принуждать к каким-либо поступкам вообще. В предисловии дают понять, что предстоит прожить в городе 12 дней, но ты, грубо говоря, можешь на всё это время просто запереться в каком-нибудь доме или убежать в поля (у которых, кстати, я границ так и не нашёл). Время будет идти вперёд, без привязки к каким-либо триггерам и сюжетным кат-сценам, а события в городе будут развиваться независимо от твоего участия. Другое дело, что просидеть столько времени, ни во что не ввязываясь, и при этом выжить, вряд ли получится.

Кстати о выживании. Я ещё не упомянул, что Pathologic 2 – это сюрвайвл? И да, сюрвайвл тоже, в свою очередь, совсем не шуточный, я бы даже сказал, что один из самых сложных, если не самый, в какой я когда-либо играл. Если вы, к примеру, заглянете на страничку игры в steam, то обнаружите, что практически каждый из негативных (и многие из позитивных) отзывов будут ссылаться именно на неадекватную сложность.

Сейчас под давлением общественности в игру вроде добавили возможность снизить тяжесть, но вот в оригинальной сложности она однозначно не для казуалов. Велком всем любителям неосвещённых душонок и всяких там секир.

Нет, я вот прямо серьёзно сейчас. Рано или поздно наступает такое истощение ресурсов, что вообще не верится, что получится выкрутиться. Судя по сообщениям от комьюнити, многие так и бросили игру из-за этого, даже несмотря на то, что она им нравилась: они просто не смогли пройти.

На этом следует сделать акцент: игра не даст расслабится вообще, от слова совсем. Как бы вы не старались, Мор насильно заставляет отказаться от привычек спокойной игры и возможности обеспечения персонажа всем необходимым. Абсолютно выводит из зоны комфорта и заставляет реально прочувствовать тяжелое положение героя, когда спать приходится где попало, ничего не успеваешь сделать, а также не знаешь будет ли еда хотя бы на вторую половину дня.

Просто невероятный, чудовищный и неутолимый голод будет подгонять вперёд, а время с каждым днём лететь всё быстрее, даже во время грёбанного перекладывания предметов идти вперёд, лишая всякой возможности успеть все дела, которые будут беспрестанно возникать.
Сохраняться Мор также тебе не позволит: лишь в определённых местах в городе будут стоять часы, только посредством которых это будет возможно.

Вариативность
А вот желание сохраняться появится наверняка: успеть везде и всюду совершенно нереально. И герою, готовому в любой момент умереть то от голода, то от усталости, то от ран, то от инфекции, в условиях жесткой неполноты информации предстоит постоянно делать выбор, от которого зависит судьба как персонажей, так и самого города в целом.

И да, выбор будет означать, опять же, настоящую «взрослую» вариативность. Не притворную иллюзию выбора, так любимую современными разработчиками, в стиле, например, игр от покойной Telltale Games.

Нет, в зависимости от твоих действий (или бездействия) практические любые персонажи могут погибнуть или же выжить, а количество вариантов прохождения будет стремится к бесконечности: ибо Мор – это как жизнь – кидают на произвол судьбы, а дальше СТРАДАЙ и сам как-нибудь крутитись, никто за ручку вести не будет.

Как я уже упоминал, город будет жить (или умирать) и без тебя. Путей и дел всегда будет больше, чем твоих возможностей, поэтому Pathologic 2 нисколько не стесняясь, прямо со старта намекает на свою реиграбельность. Насчёт количества концовок точно не стану утверждать, но могу определённо сказать, что она тут не одна.

Сюжет
Очень коротко о сюжете: он отличный. Мир, сеттинг и, в особенности, атмосфера – бесподобны. В витиеватых диалогах с персонажами и их замысловатых фразах чувствуется как будто бы писательский почерк и всё в совокупности лично мне повеяло духом произведений Достоевского с примесью мистического фентези.

Присутствует безумное количество символизма и таинственных деталей, которые как бы слегка намекают на секреты города: будь то районы, с названиями типа «почка», «утроба», «сердечник», «хребетовка» и т.д., странное деление персонажей в журнале по категориям «кровь», «кости», «нервы» или «голос чумы», который можно по факту услышать.

Детективное расследование всех историй получается увлекательным и затягивает своей загадочностью и атмосферностью, а происходящее на протяжении большей части игры можно описать примерно как «ни шиша не понятно, но очень интересно».

И самое главное: на большинство вопросов вы действительно сможете найти ответ! Если будете стараться, конечно.

Короче, всем любителям глубоко продуманных миров и крутых сюжетов – горячо рекомендую.

Некоторые минусы
Конечно, игра не идеальна. Во-первых – это всё же долгостройная индюшатина от российских разработчиков, средства на производство которой собирали всем миром. Отсюда и ряд минусов, свойственных бюджетным проектам: то кусочки интерфейса выскочат, нарушая атмосферность, то проход через дверь вызовет мелькание текстур.

А тут персонажи в баре как истуканы выстроились в строй, ожидая пока главный герой подойдёт с ними поговорить:

Обучения режиму скрытности либо тупо не было, либо оно промелькнуло незаметно, так что я каким-то образом умудрился пройти всю игру вообще без него, а о его существовании узнал только благодаря скриншоту на загрузочном экране ближе к концу игры.

Также, судя по отзывам, страдает оптимизация и многие испытывают серьёзные проблемы с производительностью в игре, графика в которой для 2019 года, честно говоря, немного устарела. Ну а про неистовый голод и сложность уже упомянул выше – лично же меня хардкорность привела в какой-то мазохистский восторг и заставила по-настоящему прочувствовать всю тяжесть, которая ложится на плечи несчастного провинциального врача в условиях изолированного чумного города.

Заключение
Итак, что же мы имеем в итоге?

Pathologic 2 намного глубже, чем кажется на первый взгляд и является крайне многосторонним произведением, подобные которому невероятно редко выходят в наши дни.

Это и:
-Первый полноценный симулятор выживания в городе, который я вообще видел.
-Симулятор врача, ищущего лекарство от чумы, а также вырезающего почки и продающего человеческую кровь, дабы накупить себе пирогов.
-Симулятор девяностых, когда в любой момент вас может пырнуть ножом гопник и на улицах нон-стоп происходит п*зд*ц.
-Симулятор жрущего в три горла бомжа, собирающего пустые бутылки по мусоркам.
-Симулятор няньки с кучей детей-бепризорников-суицидников-шизофреников с полным отсутствием инстинкта самосохранения.

А ещё тут есть сиськи.

И, в конце концов, в какой ещё игре можно на орешки выменять у детей грёбанный МОРФИЙ??

Один из немногих случаев, когда стимовские теги: «атмосфера», «глубокий сюжет» и «выживание» — реально на все 100% описывают саму игру.

У Pathologic 2 есть то, чего нету во многих современных играх — в неё вам понадобится действительно играть! Не вяло нажимать несколько кнопок и наблюдать за развитием кинца на экране, а именно вдумчиво играть и самостоятельно во всём разбираться.

Желаю студии Ice-Pick Lodge взять кассу с данным продуктом и на вырученные средства продолжать пилить для нас подобную годноту.

А я с вами прощаюсь, играйте в отечественные игры и до нового обзора?


1.1K
4.3
443 оценки
Моя оценка
1.2K
4.4
440 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

А минусят его за то, что в комментах только он и два твинка?
Да вот я решил спросить на всякий случай. Ситуация-то в целом неоднозначная. В кои-то веки новенький правила прочитал, это радует. Похвала самого себя в комментариях это идиотизм какой-то, и совсем не радует)
Еще можно за плохое чувство юмора
Лично у меня уже одно превью у видео отбило желание что-либо дальше читать или смотреть.
На самом деле попытка усидеть на двух стульях не самая удачная:
По превью можно подумать, что обзор — очередной представитель постмодернистского контента с юмором про говно, половые органы, мамок и все такое, но на деле оказывается что шутки более-менее в рамках приличия.
Для более серьезного восприятия мешает слишком тупой юмор, половина мемов ну совсем не в тему.
Если в целом, то контент не так плох и вполне мог бы уйти в плюсы, а не минуса, если бы не ситуация с комментариями и, вероятно, неудачным превью.
Благодарю за фидбек! Да, диссонанс может, безусловно, может возникать, буду над этим думать. Не хотелось бы вводить в заблуждение «обложкой». Над попытками «окультурить» постмодернистский юмор и сочетать информативное изложение и расхожие мемасы тоже следует поработать, вероятно… Ещё раз спасибо!
Но совсем заминусовывать то не надо. Человек старался
Вот и дал бы оценить свои старания другим. Тогда вероятно бы и в плюс вышел, а так лишь вызвал к себе негатив.

Спасибо за классную статью. Вчера взял в стиме по скидке 1 и 2 части!

А должны плюсовать. Умение читать правила сайта, да ещё и умение следовать им — редкие явления.
Да, выглядит нелицеприятно, согласен с Вами.

Как раз на оценку контента (например, даже просто ощущения от превью) как вы, например, выразили в комментарии ниже, я и рассчитывал, так как довольно много труда вкладываю в ролики и хотелось услышать большее широкий спектр мнений по поводу итогового контента. Опять же, дабы сделать его качественнее.
Рэп чумы ничего такой вышел) Годно
Минусили всегда то, что не нравится. Нельзя сводить оценки к тому, соответсвтует тема правилам или нет. Это уже формализм какой-то.
На самом деле обидно, ибо аккаунт был создан моей зрительницей со стримов (ещё с 2016 года) и, судя по всему, выражает она вполне своё мнение. Просто хотела поддержать канал. Впрочем, негатив мне понятен.
Недавно вот на пикабу создавал пост. Количество негатива и неприкрытой агрессии прямым текстом, например, в стиле: «тут таким как вы не рады» и «вали отсюда» просто зашкаливало. А на просьбу конструктивной критики самого обзора так ничего и не получил.
Правила — устоявшиеся нормы поведения в коммьюнити. Если человек приходит и игнорирует их, то тут уже без разницы какой контент, ибо это прямое неуважение к остальным участникам. Однако Вы совершенно правы, что следование этим правилам не должно восприниматься как заслуга автора, которую нужно поощрять — это должно быть нормой по определению — основой, позволяющей автору публиковать контент. Уже затем происходит оценка самого контента, который может быть скучным, неинтересным так или иначе вызывающим отрицательную реакцию со стороны аудитории.
В данном случае произошло нарушение не столь гласных правил — твинководства. Даже если верить словам автора, что это не он, а его зрители, решили поддержать, то со стороны коммьюнити блогов это все равно выглядит нелицеприятно. Публикуясь здесь, нужно рассчитывать получить отклик от местной аудитории, а не приводить своих подписчиков — пользователей-однодневок.
Весьма годно! Особенно зашла часть про «восторг для махохистов», ибо это возвращает в те времена, когда игры простыми и понятными не были. Всем районом разрабатывали и тестировали тактику прохождения для игрушек в 90-е.
Понравился критичный подход автора)
Читай также