Интерактивное кино как вид современного искусства на примере «Detroit: Become Human».
Привет. Давно меня тут не было. Пару месяцев назад автор сего поста решился наконец на осуществление давней мечты: продал почку и купил большой телевизор, а также консоль Playstation 4 Pro. В июле месяце, как многие из вас знают, по подписке PS+ раздавался эксклюзив «Detroit: Become Human». На днях я завершил первое прохождение и поделюсь с вами некоторыми мыслями на счет данного проекта и такого направления в игровой индустрии, как «интерактивное кино». Пока впечатления и эмоции еще свежи и кипят в моей голове, спешу озвучить их для тебя, мой предполагаемый читатель. Естественно, игра уже давно вышла и разобрана по полочками знатоками и любителями, наверняка и здесь у нас есть на нее обзоры. Поэтому я не собираюсь повторять уже много раз сказанное до меня, гуманитарии мы и не умеем пояснять за этот ваш геймплей окаянный. Нам все психология, философия и культура покоя не дает.
Собственно говоря, как раз таки геймплея в игре и по-минимуму. Нужно просто иногда передвигать своего персонажа в пространстве и своевременно прожимать кнопки, чтобы ваш андройд не пал жертвой враждебного окружения. Для представителей племени криворуков, вроде меня, удобно и комфортно. Это отличительная черта всех игр, созданных по принципу «интерактивного кино». Здесь не нужны прокачка навыков, карта местности, арсенал оружия или система боевых приемов. Я, например, люблю такие онлайн-проекты, как «Elder Scrolls Online» и «Destiny 2». Но сколько бы не играл в подобное, скилл мой, мягко говоря, оставляет желать лучшего (Кстати, играет кто-нибудь на ПК? Ищу компанию). Для интерактивного кино же скилл не нужен. Отсюда и более низкий порог вхождения в игру, так как не требуется большого опыта и усилий для прохождения.
Казалось, бы все просто. Но нет. Мы играем в «Detroit: Become Human», а «Detroit: Become Human» играет с нами. Это не геймплей. Это уникальный эмоциональный опыт, чувства и переживания. Игра вынуждает нас сформулировать свою позицию и придерживаться ее. Исходя из этого, мы стремимся получить определенную концовку, которая будет для нас «хорошей». А сделать это с первого раза, без помощи гугла и ютуба, будет очень непросто. Придется быть очень внимательными к мелочам, сюжету, окружению, диалогам, другим персонажам. И все равно нет гарантии, что вы получите с первого раза именно то, что хотите. Отсюда и следующая особенность «Detroit Become Human» и жанра в целом: поразительная реиграбельность, изобилующая огромных количеством развилок. Это уже не старые, добрые и горячо любимые игры от Bioware (планирую отдельную статью на тему выбора и принятия решений в «Dragon Age» и «Mass Effect»). Здесь можно потерять главных героев задолго до возможного финала.
Играбельных персонажей трое, и все они андроиды: Кэра, Маркус и Коннор. Второстепенные персонажи не менее интересны, и многие из них стали признанными любимцами игрового сообщества. Присутствуют приятные бонусы, когда узнаешь в персонажах именитых и полюбившихся актеров (Лэнс Хенриксен в роли Карла). Сам факт того, кто из героев вам ближе, может многое сказать о вас самих. Кэра просто пытается выжить и спасти ребенка, это история «маленького» человека (андроида), оказавшегося в гуще больших событий. Я не любитель играть за женских персонажей, да и материнский инстинкт как основной мотив поступков персонажа мне чужд, но процесс игры за Кэру был мне интересен и помог посмотреть на многие вещи со стороны, лучше понять себя. Маркус — лидер и революционер. он может стать новым Робеспьером или Махатма Ганди, избрать путь насилия или мирного протеста, победить или проиграть. Если тебе не хватает справедливости, а бороться за нее в реальности боязно, перед тобой раскрывается прекрасная возможность сублимации. В игре как раз подробно раскрыта тема несанкционированных митингов и борьбы меньшинств за свои права. Мой же самый любимый персонаж — Коннор.
Он словно олицетворяет название хорошего советского фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Андроид-детектив, разыскивающий своих собратьев-девиантов, он может помочь делу борьбы или подавить восстание, остаться машиной или превратиться в самостоятельную личность.
По поводу моральных выборов игры все не так просто. Например, самый печальный из возможных финал — восстание подавлено, герои погибли, андроиды уничтожены.
Но насколько этот финал должен быть плох для игрока-человека? Ведь он не андроид. Задумайтесь. А вы бы не испугались, если бы машины потребовали равных с вами прав? Вы смогли бы им сочувствовать, сопереживать? Смогли бы почувствовать к ним эмпатию? И здесь игра использует «эффект Аватара» (имеется в виду известный фильм Джеймса Кэмерона про синих гуманоидов, ведущих борьбу за свободу против людей-колонизаторов). Люди здесь показаны не с лучшей стороны, а само понятие «человечность» становится универсальным и монополия человека на нее аннулируется. Игрок настолько погружается в историю мира и персонажей, что в какой-то момент происходит невероятное — он преодолевает законы эволюции и начинает сочувствовать другому виду (Расе? Нации?), причем, в данном случае, даже не биологическому. Начать сочувствовать андроидам довольно легко, ведь в мире Детройта они показаны человечными, как внутренне, так и внешне. Иногда даже человечнее самих людей. Вспоминается первый «Бегущий по лезвию» и знаменитый монолог покинувшего нас Рутгера Хауэра, воплотившего идею о ницшеанском сверхчеловеке. Недаром многие геймеры бьются за свой персональный счастливый финал истории. И огромный плюс «Detroit Become Human» заключается в том, что у каждого такой финал может быть свой. Понятие «счастье» универсально, но в тоже время может иметь много оттенков.
Или взять, к примеру, историю Кэры и Алисы. Все очень трогательно и мило, но программой Алисы заложена потребность в родителях и заботе, а программой Кэры — потребность заботиться. По сути, они просто отыгрывают свои роли матери и дочери. Кто-то из вас скажет, что чувства победили программу. А кто-то не согласится. Или человечность андроидов, которые иногда даже слишком похожи на людей в их худших проявлениях. Если избрать путь мирного протеста, в этом легко убедиться. Маркус будет постоянно сталкиваться с требованиями отомстить за своих. Когда в одной из сцен он доверит соратникам выбор, отомстить или нет полицейским, открывшим огонь по безоружным андроидам, месть не заставит себя ждать. Вообще, оставаться мирным на фоне происходящего, очень сложно. Играя по велению собственной души, я понял, что предпочитаю разрушение и силовой путь. Правильно ли это? Стоит задуматься. Этим и хороша как данная игра, так и жанр в целом. Игрок не остается равнодушным, он превращается из зрителя в участника и получает уникальный эмоциональный опыт. Под фразой «уникальный эмоциональный опыт» подразумевается не просто мое желание петь дифирамбы игре, а подлинная оригинальность. Ты злишься, радуешься, расстраиваешься, ненавидишь. И эмоционально взрослеешь, проживая сразу несколько жизней помимо своей собственной. Игра помогает тебе преодолеть величайший бич нашего времени — стагнацию, равнодушие, безразличие, инфантилизм и желание идти более простым путем. И это прекрасно. Это именно то, за что я люблю видеоигры. Надеюсь, что и ты тоже, мой друг. Если в твоем ближайшем окружении есть человек, который до сих пор полагает, что игры — это вредный продукт загнивающего Запада и пустая трата времени, то «Detroit: Become Human» — отличный вариант, чтобы попытаться показать ошибочность подобного мнения. Игра также подойдет людям, которые имеют минимальный игровой опыт или не имеют его вообще, но хотят начать. Минимум геймплея и отлично проработанная история в данном случае будут подходящим сочетанием.
Если же ты любишь поразмышлять на досуге об искусственном интеллекте, то Детройт 2038 года ждет тебя. Каким оно будет, это наше будущее? И наступит ли оно вообще? Здесь технологии сочетаются с разрухой и безработицей, а США и Россия делят Арктику. Андроиды служат в армии, летают в космос и проводят сложные операции. Люди же боятся их, ненавидят или воспринимают как вещи. Тема искусственного разума давно укоренилась в массовой культуре. В «Mass Effect» это основной конфликт, двигающий сюжет. Есть и много других историй. Терминатор (совсем мрачно). Бегущий по лезвию (атмосферно и печально). Мир Дикого Запада (запутанно, но интересно). Если другой разум не спешит к нам в гости из космоса, то, возможно, мы создадим его сами? Но что последует за этим созданием? Партнерство или война? Творения обратятся против своих создателей или будут мирно сосуществовать с ними? Насколько вообще понятие «мораль» может быть применимо к машине, созданной человеком? Так или иначе, «Detroit: Become Human» помогает игроку задуматься над этими вопросами.
Стоит отметить и саундтрек, особенно главную музыкальную тему Коннора «First Mission», которая придает процессу игры немалое напряжение и атмосферу действия. Когда композитор Нима Фахрара рассказывает, как все это создавалось с помощью старых синтезаторов, расстроенной электроскрипки и «гитары Коннора», сделанной специально на заказ, то понимаешь, что люди, работавшие над игрой, вложили в нее свою душу. Коммерческие проекты и киберспорт — это тоже хорошо, если это востребовано, но если рассматривать видеоигры как один из видов современного искусства, то хотелось бы получать от них и пищу для души. «Detroit: Become Human» справляется с этой задачей. У каждого выбора есть свои последствия. Как в игре, так и в реальной жизни.
P/S — Поосторожнее со своими выборами в этой игре, дружище. Если ты отпустишь Хлою, то она больше не вернется. Точнее, так было раньше. Сейчас разработчики пошли навстречу стенаниям игроков и ты можешь получить новую Хлою без регистрации и смс.
Лучшие комментарии
Что я имею Вам сказать. Лет 5-7 назад я, будучи еще более глупым, чем являюсь сейчас, вступил бы с Вами в бессмысленный и нелепый спор. Сейчас же я сразу признаю: вы абсолютно и во-всем правы. Я повержен на лопатки. Без всякого сарказма или глумления искренне прошу Вас простить мне мою инфантильность (какой бы смысл Вы не вкладывали в данное понятие) и бестолковость. Разумеется, после Вашего строгого, но справедливого замечания, я как можно быстрее удалю как все свои посты (благо, их все равно немного и ценности от них никакой), так и сам аккаунт на данном портале. Прошу лишь Вас войти в мое положение и предоставить мне небольшую отсрочку, так как я совершенно случайно наткнулся здесь на замечательную статью о романе Филиппа К. Дика и хотел бы ознакомиться с ней поподробнее, прежде чем избавлю Вас от своего нелепого присутствия.
Также хотелось бы отметить, что Вам, как признанному специалисту в области фантастики, биологии и культуры не имеет смысла оказывать мне столь большое внимание, так как я являюсь законченным и неисправимым дегенератом. Грех мой крайне серьезен — я люблю видеоигры. Понимаю, что это недопустимо. И как только я не пытался преодолеть эту мерзкую и пагубную привычку, но ничего не могу с собой поделать. Тут все как с сексом в Средневековье — если я получаю удовольствие, значит, я делаю что-то неправильно. Всегда все заканчивается одинаково печально: я сажусь, играю, и мне хорошо. Мне нравятся многие мерзкие и отвратительные игры. «Detroit: Become Human» — злополучная игра про андроидов, которая по определению не может понравиться ни одному нормальному человеку. Этим признанием я подпишу себе приговор, но мне нравится «Dragon Age: Inquisition». Я покупал ее в лицензии и проходил два раза. Также, как и первые две части. Прекрасно осознаю, что это даже страшнее, чем публичный каминг-аут. Готов понести наказание как в этом мире, так и в загробном. Не исключаю даже преступной возможности, что мне может понравиться «Mass Effect: Andromeda». пока что не играл в нее. Все это говорит о том, что я человек никчемный и пропащий, а Вам даже не стоит марать свой талант и безупречную репутацию о мой жалкий и невнятный лепет. Ваша статья о «Море» являет собой вершину изысканного и утонченного интеллекта. Желаю Вам успехов во всех Ваших начинаниях. Обо мне же можете не вспоминать и не беспокоиться, я постараюсь раствориться в той бессмысленной пустоте, из которой столь нагло и глупо выполз.
Просто смешно читать как в тексте выдаются за сильные стороны те вещи, которые не выдерживают никакой критики и при том не приводятся какие-либо поинты в защиту иной точки зрения.
Что цена вашему мнению, если вместо того, чтобы подкрепить его аргументами, вы лишь агритесь в комментариях и переходите на личности?
Твой блог, либо твои дифирамбы в комментах:)
Ну, если честно, сюжетных дыр в этой игре, действительно, до и более. Безусловно есть прекрасно по драматургии и режиссуре моменты, временами есть шикарнейшая вариантивность, но всё убивает топорностью сюжета, который мог бы создать нелинейный шедевр и с помощью осознающих себя андроидов показать, рассмотреть и исследовать пусть не огромное, но немалое количестве человеческих проблем, но всё тонет под воззванием: рабство — это плохо, надо бороться за швабоду.
И я даже не хочу говорить о том, о чём говорят иные хейтеры, мол, андроиды — это не люди, а с***ая бытовая техника и можно делать с ним чо хошь. Нет, я принимаю возможность осознания себя по-настоящему продвинутым искусственным интеллектом. И мне интересна эта тема, если она хороша проработана, но тут… Во всём сюжете буквально по пальцам пересчитать сцен, в которых игрок может почувствовать андроидов андроидами. Во всех остальных идут жирнющие отсылки на историческую борьбу чернокожих за права.
Вообще, сочетание слов в виде названия этой игры и термина искусство допускается только юным «феминисткам» до 14 лет. Ну, либо самому Дэвиду Кейджу с его несоразмерным ЧСВ, для которого (цитата) только он дошел до поднятия таких тем в видеоиграх, и плевать что игровая индустрия уже лет 20 как эти темы раскрывает и делают это люди гораздо более талантливые.
Именно. Уже покадрово разобрали все эти ужасные сюжетные дыры и главной целью игры — глупой попыткой хайпануть на социальной повестке инклюзивности, наложив вот такой болт на все особенности хорошего художественного произведения, в частности контекста научной фантастики.
Человеку, сознательного возраста, со стандартным багажом знаний, помогает задуматься только лишь над вопросом: «что вообще за бред?». Поэтому все дискуссии об игре и ограничиваются в пределах ненависти/обожания к игре. С одной стороны люди, знакомые с десятком другим худож. произведений не могут серьезно воспринимать этот глупейший сюжет с кучей дыр, а с другой маловозрастные фанаты и прочие любители остросоциальных тем.
Пост читается так, будто автору занесли чемоданы, и он всеми правдами и неправдами пытается обойти проблемы игры, пытается выдать недостатки за плюсы. Смотрите, какие серьезные темы поднимает игра и плевать что делает она это из рук вон плохо, ведь мы про это умолчим.
Причем тут законы эволюции вообще?
В этом нет абсолютно никакого смысла. Андроиды в игре ничем не отличаются от людей. У них нет иного внешнего вида, который мог бы отталкивать, язык людской, мысли человеческие. Поэтому и не работает вся эта демагогия. Все лишь вопит о дешевой попытке показать прогрессивную социальную повестку, замаскировать расовые меньшинства под андроидов, без учета особенностей последних.
Кошмар, какой инфантильный текст.
Речь здесь о вашей позиции. Вы пишите «Вроде взрослый человек, но вместо нормального обсуждения игры и выражения своего мнения, устраиваете словесный онанизм в комментариях». Но вы и не обсуждать пришли. Вы четко и ясно озвучили сразу, что игра — ужасна, и других вариантов нет. Вы поделили человечество на «людей, знакомых с десятком другим худож. произведений» (им игра не нравится, как вы полагаете), а с другой маловозрастные фанаты и прочие любители остросоциальных тем (это люди второго порядка, им игра нравится). Все по классике — есть ваше мнение и есть мнение неправильное. Причем я даже не защищаю игру, я в адвокаты не нанимался, у нее есть свои недостатки.Смысл моего незамысловатого поста в том, что:
1. Игра дает эмоциональный опыт.
2. Это интересно.
Эмоции же могут быть разными, и не всегда положительными. Неоднократно я переигрывал те или иные сюжетные ситуации, сердито и возмущенно матерясь. Но вспоминать это потом было забавно.
«Уже покадрово разобрали все эти ужасные сюжетные дыры». У вас нет аргументов, вы просто прибегаете к грубой и дешевой манипуляции. Мол, уже все разумные люди во всем убедились и все знают. Кто эти люди? Фамилии, имена, явки, пароли? Ссылки, графики, диаграммы, цитаты? Вы просто давите на оппонента несуществующими авторитетами, категорично заявляя о своей правоте. Тут же упоминаете, что я вроде бы взрослый человек. Но тогда поведется ли взрослый человек на столь грубые манипуляции? А потом удивляетесь отсутствию дискуссии. По поводу перехода на личности — веду себя максимально корректно, просто трудно сохранить серьезность при вашем подходе к диалогу.
Я не хочу вас ни в чем переубеждать. Да и вы диалога не хотите. Вы хотите победы в несуществующем споре. Вот я вам и подыгрываю. Сдаюсь. Вы победили.
Вот только весь этот эмоциональный опыт работает исключительно в определенных случаях: а) при полном отключении критического мышления б)отсутствии определенного уровня знаний, в ином случае воспринимать бредовость сценария серьезно просто невозможно. Попросту ломается приостановка неверия.
Вообще-то комментарии был пример про андроидов. Ответили ли вы что-нибудь на этот момент в контексте игры? Нет, лишь перешли на личности, как раз таки манипулируя и уводя диалог в другую сторону.
Если этого мало, вот вам еще навскидку:
раз
два
Делю людей в первую очередь не я, а ее создатели, ибо у каждого продукта есть целевая аудитория. Но я говорю не о людях, а о причинах, по которым зависит восприятие данной игры. Наличие тех или иных знаний это объективный критерий, влияющий на восприятие информации.