Скорее всего, Вы когда-то задумывались: а почему же всё таки WASD? В интернете есть множество информации по этому поводу, а поэтому чтобы сделать интересные материал я перерыл несколько сайтов (и заметил много копипасты, кстати), а потом и вовсе решил сделать единую статью, где всё понятно описывается. В данной статье также речь пойдёт и о геймпадах.
Для тех, кто больше любит видео формат (а вдруг):
Девяностые были суровым временем для геймеров, в особенности для наших, которые кроме всего прочего переживали тяжёлый кризис. Я это время не застал, однако его отголоски встречались и в моём детстве. Разработчики и издатели сражались за рынок, ведь все уже пережили кризис 83-его года, а поэтому единой системы по созданию игр не было, и управления соответственно тоже.
Самые первые печатные машинки были сделаны по алфавиту, т.е. вместо QWERTY было ABCD и так далее. Но как оказалось в результате использования, данное расположение оказалось невероятно неудобным, т.к. рычажки, расположенные в машинке, очень часто задевали друг друга. Экспериментируя, создатели печатных машинок довели до ума эту систему, расположив буквы в четыре ряда, начиная с QWERTY.Ремингтон-1 стала первой машиной с такой раскладкой, к которой люди позже и привыкли. Правда, это не значит, что она таковой и оставалась. Сейчас мы можем увидеть наверняка не самое удобное, однако очень комфортное решение. Для нас (лично для меня), клавиатурой можно пользоваться, хоть не глядя, но как я считаю — это ещё не идеал.
Отец всех отцов
Тем временем стрелочки уже стали классикой для игроков, но конкурировали с мышкой. Особенно это сказывалось на играх от первого лица, первой из которых стала примитивная, однако важная для индустрии«Maze Wars» 73-го года.id Software, организованная в 1991-ом году выходцами из Softdisk, стала известна благодаря шутерам и платформерам, однако сейчас они работают в основном над первыми. «Wolfenstein 3D» и «Doom» стали невероятными хитами и использовали стрелочную схему, а разработчики — мастерами шутеров. И как можно понять, именно их игра переломной в нашей сегодняшней теме. Правда, сами id Software непосредственного участия в этом не принимали.
Первая часть эпопеи «Quake», вышедшая в 1996-ом году, представила миру умопомрачительный для тех времён шутер с неплохой (также для тех вермён) графикой. Правда, любят её не за это, а за мультиплеер. На аренах происходило полнейшее месилово, и не зря
«Дрожь» считают началом киберспорта. В нулевых мне удалось поиграть на своём тогда новом компьютере (а сейчас — неизменяемом с 2006-го, и невероятно слабом, как я осознал) в третью часть, что правда не понимал, что нужно делать и кто все эти существа. Да что уж там — я понял, что это была легендарная «Quake III Arena» лишь в прошлом году. Поняв, что это — настоящий онлайн успех, Ромеро и Кармак, одни из главных лиц в id Software, начали проводить онлайн соревнования.
Начало легенды
1997-ой год, 21 июня, Атланта, E3, турнир Red Annihilation.
Деннис Фонг, по кличке «ThresH», в лёгкую уделывает Тома Кизми, по кличке «Entropy», на карте «Castle of Damned». Счёт: 13: −1.
Скорее всего, кроме мастерства на руку Фонгу сыграла и его раскладка, довольно уникальная на тот момент. Заключалась она в объединении клавиатурных кнопок W, A, S и D, а также мышки. Такие клавиши также использовались однажды в 81-ом году, в 2D игре «Castle Wolfenstein» и её продолжении, которые, как иронично, позже перешла под крыло id Software. Тогда же Деннис уехал на Ferrari Джона Кармака. Соперник Фонга утверждал, что «TresH» был невероятно быстр, и разворачивался на 180 градусов так маневренно, как никто не мог. До этого мышка не использовалась в играх по типу Doom или Wolfenstein, т.к. не нужно было смотреть по оси Y, т.е. вверх и вниз. Однако здесь использование мышки стало основной причиной победы. Множество игроков спрашивало у чемпиона, какая же у него была раскладка. Позже Деннис выпустил «Библию Quake», которая являлась мануалом к игре и описывала раскладку. Сам Фонг играл со своим братом в Doom, однако постоянно проигрывал, и именно раскладка смогла изменить его навыки. До этого он также экспериментировал с ESDF или ZXC + мышь. Тогда также существовала и A Shift Z X раскладка, где A — вперёд, а Z — назад. System Shock 2, вышедшая двумя годами позже, использовала схему WADX, но S использовала как приседание.
Но стоит отметить, что такой выбор не удивителен, ибо клавиатуру можно интуитивно поделить на «лево» и «право», а поэтому дальше латинских T, G и B мы бы вряд ли зашли.
Молодой Деннис Фонг на матче
А вот и Doom
Тем не менее, вернёмся ненадолго к «Quake». Движок игры хорошо поддавался модификации, и отлично показала это явление игра«Half Life» 1998-го года. Valve значительно улучшила графику и выпустила ещё один хит. С раскладкой WASD. Что правда, дядюшка Гэйб заявлял, что ему намного удобнее играть на ESDF, т.к. позволяет находится в зоне клавиш для печатания букв. Разработчики«Half Life» даже не помнят, как и зачем добавляли WASD-раскладку, однако считают, что взяли её у своего «родителя» — «Quake».
Half Life
Гейб играет, скорее всего — на ESDF
Кстати, во второй части игры Ромеро и Кармака была добавлена раскладка Фонга, как одна из возможных стандартных, а в третьей она уже и стояла по-умолчанию. Сам Деннис считает, что он сам не стал популяризатором этой раскладки. Также стоит упомянуть игру также 98-го года, Starsiege: Tribes, которая снова таки использовала ЦФЫВ. Менее известные компании попросту начали пользоваться схемой более опытных и популярных конкурентов в индустрии, а поэтому с начала нулевых появлялась всё больше и больше игр с такой схемой.
Окончательным решением в утверждении WASD стала World of Warcraft, которая покорила умы геймеров и использовала эту же раскладку.
Вот так мы и пришли к тому, что сейчас есть. Однако существует множество других, странных для меня и возможно для Вас раскладок, но для кого-то — невероятно удобных. Насколько я знаю, левши иногда используют схему, как и у Гейба — ESDF. Однако в некоторых играх, к примеру — играх Bethesda, клавиша E используется для действия, т.е. подбора предмета, и никак не переназначается, как в случае Fallout 4, из-за чего играть становится невозможно.
А что же наш герой Деннис? За 100 тыс. долларов он со своим братом открыл GX Media, холдинг, который владел несколькими прибыльными делами, а сейчас Фонг держит под своим контролем Plays.tv — сетью для записи игр. 42-летний чуть ли не первый киберспортсмен в мире также продолжает заниматься геймингом и ведёт свой Твитер, также вёл Инстаграм,* поигрывает в новинки, по типу того же Apex Legends, а также завёл семью. В общем, живёт на полную.
Теперь поговорим о несколько ином — геймпадах. Данный раздел скорее личный для меня, и дискуссионный, если можно так сказать. Также в видео этой информации нету, однако вместо этого есть небольшая история. Основная, информативная часть прошла, так что если Вам вдруг не нравится такое, то можете спокойно закрывать вкладку (только оценить в зависимости от ощущений не забудьте, пожалуйста).
Получилось так, что их я предпочитаю больше, чем клавиатура, ибо управление намного интуитивнее и в игре разбираешься довольно быстро (правда, если это шутер, то пару раз можешь себя подорвать на гранате, но это уже вина моих кривых рук). И произошла такая смена относительно недавно — год или чуть больше назад. Вроде бы как со Sleeping Dogs. Сейчас я также играю на клавиатуре, но не так часто: к примеру, New Vegas на своём контроллере я так и не осилил, хотя тот же Skyrim — спокойно прошёл с дополнениями. Перед следующим разделом речь о пойдёт о несколько личном, поэтому его читать необязательно.
Изначально я играл на Gembird'овском геймпаде, который был аналогом Dualshock. Играл я правда на нём редко, да и далеко не всё запускалось из-за специфики. К примеру, в Saints Row IV камера попросту ломалась и невозможно было дальше играть. Как и во всех Saints Row. Для этого требовалась специальная прога, эмулирующая геймпад Xbox360. Хотя в третьей это не сработало, насколько я помню. В Hitman: Absolution приходилось скачивать совершенно непонятную сборку для того же эмулятора, ибо стартовая не работала, у южноамериканского блогера, которая на моё удивление сработала. В целом, на том геймпаде я не так много игр прошёл. И когда мне не поддалась Saints Row 2 и Saboteur (как оказалось, для «Святых» требовалась отдельная модификация), то я решил купить оригинальный геймпад от Xbox360. Не помню, сколько я за него отдал, но спустя месяца два начал жалеть, ведь он перестал работать из-за проблем с USB. Правда наиграл я в него достаточно времени. Сдавал пару раз в ремонт, однако и первый, и второй он долго не работал. После этого купил EOX (вроде бы так), который также напоминает раскладку XBox360. Работает он отлично, да и выглядит неплохо, однако в последнее время подводит USB у самого компьютера, а не у геймпада, как в прошлом случае. Свой второй, Xbox-овский, я отдал другу программисту, и он его спокойно починил и играет в третьего «Ведьмака». Т.е., проблема была не в геймпаде, а в мастере. Первый, Gembird, я фактически уничтожил: отрезал кабель и покрасил, для «коллекции», но сейчас понимаю, что ОЧЕНЬ ЗРЯ. Ещё я имеется OTG-кабель (на прошлом геймпаде не работал), с помощью которого я играю на телефоне в путешествиях, правда и кабель я купил такой себе. И вот думаю наконец-то попробовать поменять компьютер, ибо он стоит у меня с 2006-го года. За это время у него перестали работать: DVD-разъём, один USB разъём перестал работать, а второй держится на соплях, бесперебойник без передней панели, один динамик отходит и проблемы с микрофоном. Короче говоря, Франкештейн от мира компьютеров.
В 2010-ом году Тэйю Гото, главный дизайнер консолей Sony, всё же рассказал о значении кнопок на геймпаде DualShock (и Sixaxis, соответственно). Кроме этого, я также ПОПЫТАЮСЬ описать и другие контроллеры.
Playstation
* Верхний зелёные треугольник означает «точку зрения или направление». Используется как «использование» чего-либо. В недавнем Sekiro, треугольник используется для смены режима протеза, а в GTA V (и подобных open-world проектах) — для того, чтобы сесть, или же наоборот — вылезти из машины.
* Левый розовый квадрат означает «лист». В Sekiro используется для «действия», а в GTA V — для прыжка или движения вверх/вниз (за себя и за Сашку!), или же смены оружия в транспорте.
* Правый синий крестик, как утверждает Гото, означает «отрицательный ответ», однако только в Японии. Во всём остальном мире он наоборот означает «положительный ответ». Т.е., используется часто в диалогах. В Sekiro — прыжок, в GTA V — бег или же быстрый ответ на вопрос, а в машине — тормоз, тот же ответ на звонок, а если вы летите на военном авиатранспорте — то выстрел из его орудий.
* Нижний красный круг, как можно понять по предыдущему пункту, в Японии означает «положительный ответ», ну а во всем мире соответственно наоборот. В Sekiro круг обозначает рывок, а в GTA V — перезарядка оружия, удар или же завершение телефонного разговора (или же сразу отбить вызов), а в машине — как смена камеры.
Xbox
На геймпадах Logitec функции похожи, и сравним мы на тех же играх.
* Нижняя зелёная кнопка A, скорее всего, основана он старой схемы, где были лишь кнопки A и B. И скорее всего, это значит «Action» и «Beat». В Sekiro исполняет функцию крестика, как и в GTA V.
* Правая красная кнопка B используется для отмены действия, или удара. В Shadow Die Twice и GTA V исполняет функции круга.
* Левая синяя кнопка X. Я не знаю, почему именно эта буква, но исполняет функции квадрата в Sekiro и GTA V.
* Верхняя оранжевая кнопка Y — использование, т.е. также, как и треугольник. Возможно, кнопка Y названа так в честь слова «using», где заменила букву U, но я не уверен.
Nintendo
Контроллеры Nintendo по праву можно считать одними из первых создателей современных контроллеров, перехватив инициативу Atari, совместно с Sega. Цветовая схема, да и сам вид контроллеров и кнопок часто менялся, начиная от SNES, которая и представлена на картинке, и заканчивая современным Switch и 3DS, у которых сами кнопки перестали быть цветными. Схему мы разберём на примере других двоих игр, подобных к предыдущим.
* Верхняя кнопка X используется в tLoZ: BotW для прыжка, а в L.A. Noire — для того, чтобы забраться в машину.
* Левая кнопка Y используется в tLoZ: BotW для атаки, а в L.A. Noire — для начала разговора, уклонения в драке или для режима «Плохого копа» во время допроса.
* Правая кнопка A используется в tLoZ: BotW для того, чтобы взять предмет или действия, а в L.A. Noire — для того же, или удара/взятия оружия, или применения режима «Хороший коп».
* Нижняя кнопка B используется в tLoZ: BotW для бега, а в L.A. Noire — для отмены чего-либо.
— Как мы увидели, схемы Xbox и PS полностью идентичны в плане размещения, т.к. и там, и там верхняя кнопка отвечает за одни и те же действия в игре на разных портах. Правильнее было бы сравнить одну или две игры, что есть на всех троих консолях, но я немного дебич и не додумался до этого сразу.
* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Лучшие комментарии