Ностальгия — одна из тех редких вещей, которая может быть одновременно сладкой и горестной, когда мы оказываемся с ней наедине. Многим из нас приятно думать о своих бесценных и давно ушедших годах, а видео и фотографии как нельзя лучше переносят нас туда, рассказывают о том, что когда-то случилось, но больше никогда не повторится. Книги, фильмы, мультфильмы, игры, сотворённые мастерами, тоже постепенно заняли своё место в нашей жизни и стали полноценным достоянием радостных воспоминаний.
Так, нежданно-негаданно, я решил вспомнить об этой игре: о войне в далёком прошлом, об Original War.
Появилась эта RTS в довольно удивительный на сюрпризы 2001 год. Как же можно забыть первый фильм той самой непревзойдённой трилогии «Властелин Колец», кино со столь завышенной планкой качества, что её не смогла переплюнуть ещё ни одна серия фильмов и даже новая трилогия о Хоббите? Или как насчёт Последней Фантазии: Духи внутри — настоящее компьютерное чудо с такой немыслимой для того времени графикой, что смотрится на ура даже сегодня! И в тот год я впервые познакомился с Original War, стратегией, которая переворачивает все мои представления об RTS по сей день.
Вообще, стоило бы отметить, насколько же был разнообразен этот жанр при своей неизменной формуле, лежащей в основе каждой из них. Ещё нигде я не видел так много вариаций геймплея и механик, дабы создатели могли выделиться на фоне конкурентов: KKND, Total Annihilation, Age of Empires, Dune 2000, StarCraft, WarCraft, Stronghold, Supreme Commander, The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth, Dark Colony, C&C, Generals, Red Alert, Warhammer 40000, World in Conflict, Spore, Star Wars: Empire at War… и многие им подобные. Каждая из них обладала своим уникальным характером, каждая предоставляла совершенно разные впечатления при относительно схожем геймплее — кто-то делал акцент на сюжете, кто-то на эпичности, кто-то на масштабах, а кто-то на скорости и реакции. Но вот стратегии, подобной Original War я ещё за эти годы ни разу не видел.
Конечно, я мог бы для начала обозвать её «Игрой о том, как американцы сражались против русских» и у вас тут же возникло бы недоумение. Но, как многие другие шедевры, Original War раскроется перед вами постепенно. Да, она по-прежнему останется стратегией о том, как Америка воевала против СССР, но это не наши знакомые по истории друзья, а страны альтернативного будущего с развитыми технологиями. Некоторые патриоты коих поочерёдно отправились в далёкое-предалёкое прошлое, когда динозавры считались вымершими, но человек в образе мохнатой обезьяны едва только поднялся на ноги. И в этой стратегии вам не дозволят бесконечно заказывать людей в казармах, потому что их отправили в прошлое не в таком уж большом количестве. А ещё все они смертны и у каждого из них есть своё лицо и имя…
Ну как, стало интересней и Original War больше не похожа на Red Alert?
Эта игра являлась детищем Altar Games, компании, родом из Чехии и поражала меня буквально с каждой минуты. Она приветствует вас атмосферным роликом, где некто — думаю какой-то геолог — находит в тёмной пещере древние рисунки, на одних из которых доисторические люди отбивались от большого саблезубого тигра. Затем, осмотрев несколько схожих рисунков, геолог высвечивает фонарём то рукотворное творение, где на мастодонта нападает пара боевых машин. Затем вы попадаете в меню и слышите незабываемую главную тему игры, сочетающую в себе три стиля трёх главных фракций Original War, после которой вы вольны отправиться навстречу двум увлекательнейшим историям.
По ходу прохождения кампаний вы заметите, как Original War поражает воображение количеством деталей. К примеру, люди — самый главный и важный ресурс игрока, подразделяются аж на целый ряд категорий:
1). Главные герои. У каждой истории есть свой протагонист и любая миссия закончится с его смертью. Джон Макмиллан со стороны Америки и Юрий Иванович «Бурлак» Горький от СССР. Солдат и механик; капиталист и коммунист; сторонник воров, позарившихся на залежи бесценных ископаемых в Сибири, и гордый защитник Родины. Несмотря на эти определения, ни в коем случае не подумайте, что я пишу о них, как о злодее и герое. Нет, каждая из этих историй хороша и каждый из протагонистов вам придётся по душе.
2). Важные сюжетные, неигровые персонажи. Это командиры противоборствующих сторон, каждый со своим скелетом в шкафу.
3). Второстепенные персонажи с уникальным лицом, именем и озвучкой. Если взять в пример Mass Effect, они аналог наших сопартийцев, которых легко потерять, но которые могут в дальнейшем раскрыться и поделиться своими мыслями, если вы будете их беречь. Их довольно много и у каждого из них есть свои реплики, но, как я упомянул, они могут умереть в первой же миссии при первой встрече. Их лица проработаны лучше всего и легко запоминаются.
4). Персонажи с уникальными лицами и именем, но без важных реплик и с меняющимся голосом. Да, последнее это странное последствие генератора рандома, который влияет в игре на некоторые вещи. У каждой фракции есть несколько мужских/женских шаблонов голосов.
5). Массовка. Персонажи, сделанные с помощью внутриигрового конструктора, которые различаются в каждой миссии при новом прохождении кампаний. По сути, именно из таких людей будет состоять ваша армия, если вы потеряете всех персонажей 3 и 4 категорий.
6). Обезьяны. Единственная альтернатива пополнения живой силы в вашей армии. Голоса одинаковые, но лица и имена генератор им тоже меняет.
Каждый из людей, в том числе и протагонисты, умеют работать по четырём главным специальностям: учёный/медик, инженер/строитель, механик, солдат. Плюс, у каждой фракции есть дополнительная военная профессия: снайпер (Америка), миномётчик (Арабы), гранатомётчик (СССР). Довольно занимательный факт, что медики могут лечит и раненых зверей. Достаточно сбить с мастодонта арабского наездника и подлечить зверя, как у вас в окрестностях базы начнёт бродить и шуметь волосатый предок наших слонов.
Благодаря разделению по специальностям, в игре у людей есть прокачка навыков, отчего важность в сохранении бойцов становится более ощутимей. На протяжении всей кампании и в зависимости от действий на базе и поле боя ваши специалисты растут в уровне и под конец игры становятся настоящими профессионалами: солдат 10 уровня может с лёгкостью уничтожить технику под управлением компьютера, и в то же время механик 10 уровня при наличии тяжёлого танка способен вынести целый отряд более неподготовленных противников.
Кстати, о машинах. Единственный вид транспорта в Original War – наземный, без самолётов и кораблей, что только могло бы усложнить и так непростой геймплей игры. Это довольно важная составляющая, которая может значительно усилить возможности людей-специалистов. К примеру, создание грузовика облегчит работу ваших инженеров, а также увеличит поставки материалов на склад, а кран позволит ускорить строительство зданий и их улучшение. Мощный же танк с высокотехнологичным орудием и тяжёлой бронёй превратит ваших механиков в грозную силу, перед которой не устоят даже профессиональные солдаты.
Каждая машина изготавливается на заводе при наличии ресурсов, механиков, соответствующих технологий и пристроек. Строительство каждого транспортного средства планируется в занимательном конструкторе (не визуальном), благодаря которому вы можете ставить разные типы шасси, орудий, двигателей и органов управления.
Как и во многом, разработчики подошли к технике с тем же тщательным вниманием. Первые электрические двигатели на солнечных батареях покупают своей доступностью, но быстро разряжаются и требуют перезарядки. ДВС – надёжная рабочая лошадка, которую следует периодически заправлять, иначе вашему механику придётся в неподходящей ситуации толкать её до ближайшего склада (никто, правда, не мешает вам сделать пару грузовиков и нагрузить их топливом для дозаправки техники прямо на фронте). Продвинутые сибиритовые двигатели появляются на поздних этапах кампаний, обеспечивая технике бесконечный запас топлива.
Всяческим оружием фракции так же не обделены и у каждой из них есть что-то особенное. В игре для ваших танков существует целый арсенал вооружений, многие типы из которых придётся изучать в лабораториях: пулемёты (лёгкие, средние, спаренные), Гатлинг; лёгкие, средние, тяжёлые пушки; ракетомёты, лазеры, огнемёты, замедлители времени, сибиритовые ракеты (местный аналог ядерного оружия). Все пушки обладают своими плюсами и недостатками, и для каждой есть определённые цели. Так же серьёзно различается шасси: проходимость, броня и универсальность полностью зависит от его типа. Следует помнить, что не каждый двигатель подойдёт для всех шасси. Здесь создатели проявили особую изобретательность и для Америки придумали интересный концепт шасси, представляющий собой особые колёса, которые способны трансформироваться в гусеницы. А русским они подарили «Бегемотов» — роботизированных громадин, которые можно строить только за пределами заводов.
Тип управления изначально предлагает варианты с обязательным наличием водителя (как ни крути, но даже на поздних этапах такие машины будут главенствовать над прочими), но со временем вы сможете производить технику на дистанционном ходу и даже с наличием ИИ.
Все миссии обеих кампаний довольно разнообразны и не всегда предлагают полное уничтожение базы, как это было в более знаменитых стратегиях тех лет. Например, одна из моих самых любимых миссий за Америку (предпоследняя в их кампании) может показаться на первый взгляд странной: вы играете за одного-единственного Джона Макмиллана и едете по дороге, как вдруг он слышит радиопередачу с помехами и выбирается из машины. У вас есть полное право игнорировать эту передачу и двинуться дальше, потратив на предпоследнюю миссию меньше минуты времени. Но, в то же время вы можете отправиться на поиски источника передачи и обнаружить заброшенную американскую базу. Ну, как сказать, заброшенную, на самом деле здесь вы найдёте подружку главного героя, Джоан Фергюсон в компании пары обезьян, которая всеми силами пытается отбиться от русских. Так, всего лишь с наличием двух человек вам предстоит восстановить работоспособность целой базы и разбить вражеские силы. Это удивительная в своей изобретательности миссия и я ни в коем случае не советую вам её пропускать. Так же, весьма занимает меня построение этой миссии в случае гибели девушки в ранних миссиях, чего я никогда не видел, ибо мне всегда было жалко терять своих однополчан. Скорее всего, Джону придётся руководить этой базой в полнейшем одиночестве…
Кроме того, миссии полны неожиданных поворотов. Некоторые из них могут показаться непроходимыми и потребуют от вас недюжинной смекалки и терпения, прежде чем вы найдёте брешь в обороне противника. Во многих из них классический “раш” самыми крутыми танками обернётся для вас полной катастрофой. И не забуду сказать, что в каждой миссии есть дополнительные задания, выполнение которых обеспечит вас некоторыми преимуществами в последующем прохождении. Особенно интересно будет здесь людям, предпочитающим в играх высокую сложность и желающим закончить их с идеальным результатом: при сложности “мастер-стратег” для получения всех четырёх медалей вам придётся выполнить не только все дополнительные задания, но ещё ни разу не загрузиться. Гибель людей в случае ошибки создаёт непростую дилемму: потерять из-за своей неосмотрительности под конец миссии пару любимых специалистов, чьи лица и имена вы запомнили наизусть, но зато получить все возможные медали, или же начать заново?
Я, подобно самой игре, настоятельно рекомендую вам начинать с американской кампании. Она куда более полно раскрывает главного героя и обстановку в столь незнакомом для него и нас мире. Дело в том, что Джон между некоторыми миссиями делится своим мнением, попутно зарисовывая важные для него события и людей в тетради. Русская же кампания подобными брифингами обделена, к сожалению, и больше о самих героях вы узнаёте в процессе миссий.
Иногда вам будет даваться право выбора, добавляя кампаниям нелинейность, вплоть до того, чтобы почти в конце обеих кампаний вступить в союз с учёными противоположной стороны, дабы узнать все секреты машины времени и её связи с сибиритом. Убить какого-то человека, взять его в плен, или отпустить, что может повлиять в будущем на некоторых других персонажей, как один из примеров. Я помню в одной из последних миссий за американцев, как вражеский командир первым обзавёлся сибиритовой бомбом и решил об этом уведомить меня. В ответ вы можете солгать, что у вас тоже есть такая бомба и получить немного времени, чтобы попытаться построить её на самом деле, или же напасть на вражеского командира исподтишка. Тот, конечно же, попробует разобраться в этой ситуации и отправит к вам разведчиков. И, узнав, что у вас нет этой ракеты, он с радостью запустит свою боеголовку прямо на вашу главную базу.
Мелкие детали кроются и в графическом исполнении. Визуальная составляющая просто великолепна. Яркая, насыщенная, но также и мягкая цветовая гамма особенно привлекательно смотрится после установки особого патча на высоких разрешениях. Одно лишь разрешение обеспечивает игре 18-летней давности иллюзию ремастера, столь качественно были сделаны модели ландшафта, зданий, людей и техники. Здесь также присутствует некоторая разрушаемость: взрывы сибиритовых бомб сжигают землю и деревья, а взрывная волна укладывает целые леса. Нехоженые места, заросшие травой, приминаются, если они становятся на пути ваших солдат и техники. Будучи нетронутыми, они постепенно зарастают, но в случае постоянного движения там образуются тропы и дороги.
Звуковая часть игры так же сделана на высоте. Музыкальные композиции у каждой из фракций отличаются кардинально: если американцам присущи более современные, электронные мотивы, то у русских особенно выделяется гармонь. Окружающие звуки, вроде пения птиц и журчания рек обволакивают, создают правильную атмосферу, которая в любой момент может прерваться работой громыхающих машин, залпами из тяжёлых пушек и взрывами ракет. Озвучка персонажей выполнена с должным качеством: у большинства персонажей есть собственные голоса и диалоги, при этом, многие из голосов подобраны в соответствии с расовой принадлежностью того или иного персонажа! И хотя русские здесь тоже разговаривают на английском, благодаря их знаменитому, в играх и кино, акценту вы всегда сможете отличить речь американцев и советов.
Как бы то ни было, это удивительная игра и необычная, поразительная в своих мелочах стратегия, с которой я рекомендую ознакомиться всем любителям этого жанра. Из недостатков Original War я бы назвал отсутствие третьей арабской кампании, которая могла бы лучше раскрыть эту неоднозначную фракцию, а также свободных миссий на различных картах против ИИ, что присутствовало изначально в StarCraft, WarCraft, Dune 2000, C&C и пр., которые обеспечили бы игре большую реиграбельность. Конечно, вы сможете повоевать с другими людьми в мультиплеере (если он сейчас работает), но всё равно скирмиш для такой игры пришёлся бы очень кстати, тем более, для любителей одиночных прохождений.
Полагаю, все эти минусы легко бы исправились в сиквеле, но, из-за полного невниманием со стороны игроков, Original War, очевидно, не принесла должной прибыли, а потому эта франшиза навсегда осталась в забытье. На фоне нынешних ремастеров знаменитых стратегий, это было бы идеальным возвращением и Original War, но, к сожалению, Altar Games, выпускавшая в эти годы ещё и серию UFO, оказалась в 2010 году закрыта, что поставило крест на дальнейшей судьбе этой игры.
Всем спасибо за внимание!
P.S. И, если вы захотите приобщиться к Original War, первым делом советую вам установить особый патч для хорошей работы на современных компьютерах и высокого разрешения:
original-war.net/files.php?id=159
Лучшие комментарии
Ребят, подскажите пожалуйста, — построил сторожевую башtyre с пулеметем или гатлингом, не суть важно, а она не работает. Над ней мигает красная иконка с изображением пушки. Все построил что можно, все улучшения прокачал, сажал внутрь солдата, инженера и механика, ничего не помогает. Что не так я делаю?
Ok, спасибо за совет!
А в Стимовской версии его нет?
Как бы не было прискорбно, но такова реальность игровой индустрии, — многие игры уходят либо в забытье, либо не получают достойного продолжения. Эта же игра ушла со сцены незаслуженно рано.
О, ничего себе, я думал, все забыли о блоге и об игре, едва он только вышел))) Привет! Тебе надо выбрать в башне из списка нужную пушку и нажать на кнопку модернизации/строительства, а затем у тебя заработает завод (там должен быть хотя бы один механик) и через некоторое время пушка появится на башне.
К сожалению, новую пушку на улучшенной башне поставить нельзя — либо строить новую башню, либо демонтировать эту. Единственное, что можно потом сделать с этой башней — это модернизировать её до автоматической.
Также инженер никак не может построить башню с уже готовым орудием: он строит только основу башни, а орудия устанавливаются на заводе при наличии пристроек (или можно использовать базовые пушки, вроде пулемётов без пристроек)