Гуляя по русскоязычному ютубу, я с завидной регулярностью наталкиваюсь на полное отсутствие звукообработки. При чём, зачастую — на тех каналах, которые в целом генерируют лютейшую годноту.
Я сам — далеко не профессиональный звукач, но мне кажется, что хотя бы базовое владение такими вещами, как шумодав, компрессия и нормализация — способно радикально повысить качество аудио у тех, кто по какой-то причине этим ещё не пользуется.
Так что, в очередной раз узнав, что кто-то из чрезвычайно уважаемых мною контент-мейкеров этого не делает — я таки собрался с силами и выкатил сабж.
Это — пошаговая инструкция для тех, кто боится всяких эквалайзеров с dynamic processing'ами, и просто хочет кнопку «сделать красиво».
Разумеется, того же уровня, что в кинотеатрах, этим рецептом не достичь. Но уровня большинства российских радио — вполне.
В качестве памятки — вот последовательность действий:
1. Чистка:
1.1. Noise Reduction
1.2. De-Reverb
2. Улучшение
2.1. Multiband Compressor, пресет Broadcast
2.2. Parametric Equalizer, пресет Vocal Enhancer
2.3. Single-band Compressor — на каждый из треков и на микс вместе.
Часть благодарностей — Максу Кулакову (который, в частности, поделился пресетом De-Reverb) и потрясающему звукачу с англоязычного ютуба — Майку Расселу.
Я — собрал то, что методом тыка показало свою надёжность с плюс-минус любой записью.
Всем добра.
P.S.: Может, с этой подачи сам маэстро Кулаков таки раскочегарится запилить собственный гайд. Либо — коллективными усилиями других более прошаренных товарищей получится изобрести ещё более удачный рецепт.
Лучшие комментарии
По теме скажу что для ютуберов отличный гайд, но не хватает еще деэссера, что бы убирать всякие шипящие звуки, не у всех хороший прикус ну или микрофон. А еще многие ютуберы громкость вытягивают на входе сразу, из за чего звук адово клипует и искажается, а правильно писать гораздо тише, а потом именно этим методом вытягивать громкость как в этом гайде.
П.С. на счет денойзера. Если изначальный уровень шума высокий, то денойзер может сожрать полезные высокие частоты голоса, как итог получится звук как через вату. В таких случаях лучше научиться пользоваться гейтом.
Работать с любым мультимедийным софтом на русском языке — это высший сорт извращения. Лучше один раз просто запомнить, что как называется на английском, а потом уже по этому шпарить.
У меня самого мик уже давно так настроен, что даже если прям громко говорить — клиппинг происходит только совсем на пиках (как в видосе). И я просто не трогаю громкость.
А де-эссер мне юзать ни разу не понадобилось — так что и не советую то, что не пробовал.
Но тебе ничто не мешает уже самому записать видос-продолжение. ;) Так толпой и соберём цикл рецепт-видосов по звукообработке.
CiceroYiНе хватало краткого и понятного гайда. Лично я теряюсь от изобилия разных вариантов того, что можно делать в звуковом редакторе. Будто с каждым добавленным плагином, картина все больше превращается в хаос. Подкрутил ручку тут — нужно вернуть крутилку в исходное положение там.
Но это всё больше к музыке относится, с контентом в виде блогов/обзоров попроще.
Тем не менее, спасибо, может быть это первый шаг к просвещению)
1. Это очевидно мультитрековый аудиоредактор. А есть ли в нём режим, аналогичный Аудишеновскому Waveform? С отображением и редактированием спектра, удалением и «за'silence'иванием» мусора на месте, и т.п.?
2. Я чот не нашёл инфу о том, в чём именно заключается условно-бесплатность? Он там триальный с лимитом по времени? Или в бесплатной версии нет каких-то крутых фич?
Хотя я тоже не то чтобы шибко профи.
По моим впечатлениям, audacity и даже sound forge — для совсем уж баловства.
P.S. Плюсы Audition неоспоримы (правда это 15К в год как-никак).
Лет через семь, да ещё и в какой-либо иной реальности.
(: