В очередном ностальгическом порыве я решил сверстать историю мобильных игр для своего канала, вспомнить gravity defied, Bounce, славное прошлое Java и зарождение Android. Погуглив, я понял, что эту тему уже многократно обсосали, причём плюс-минус в одинаковом ключе. Уж не знаю в чём причина такой схожести, но как итог — я решил дать крена в сторону игровых серий, отойдя от общего плато воспоминаний.
Текстовая версия этого потока ностальгических слюней:
Птички или что-то вроде пролога
Первой на мысль пришла, конечно же, Angry Birds, ставшая в своё время прорывом, захватившим телефоны. Помню на диске к Игромании был ролик с живыми актёрами, одетыми в костюмы птиц и свиней. Я тогда вообще не мог понять о чём речь, так как даже и думать не думал о смартфоне.
Кадр из того самого ролика
Шутка ли, девять лет прошло с релиза игры. Сейчас у серии целый вагон номерных частей, ответвлений и франшизных кобрендингов.
Начинать с такого винегрета я, конечно же, не стал, а решил разбить археологические палатки над некрополем Splinter Cell. Но, перед тем как мы приступим, небольшой факт о Rovio, создавших Angry Birds. Раз уж заикнулся о них, нужно бы рассказать хоть что-то, а то ведь ружьё может и не выстрелить.
Начинали разработчики вовсе не с красочной весёленькой игры про озлобленных птичек и охочих до яиц свиней. Удивительно, но студия, подарившая миру такую позитивную игру, начинала с около хоррорных проектов. Как вам такие названия (в моём кривом переводе): Самые темные страхи, Оплаченная смерть, КиберКровь и Дневники войны. Шатало разработчиков по жанрам и сеттингам похлеще пьяного Нико Беллика после обильных возлияний с кузеном. Но, к сожалению, найдя дойную корову, Rovio так и не нашла в себе смелости пробовать что-то новое.
Tom Clancy's Splinter Cell: Extended Ops
Extended Ops вышел в 2003 году. В нее и почти все последующие части я играл на невероятных размеров кирпиче nokia n70, причём сильно позже релиза, в 2005-6 годах. Любопытно что Extended Ops по сути дела дополнение к оригинальной игре. Но цимес в том, что отыскать первую игру на Java я не смог ни тогда, ни сейчас. Если у вас есть эта самая сакральная ссылка — обязательно напишите её в комментариях. Очень интересно поиграть.
Nokia N70. В руке школьника выглядела как настоящий колосс, весом с этого самого школьника.
Сюжет Extended Ops следует лекалам всей серии. Есть некое оружие массового поражения, есть клюквенные злодеи и есть Сэм Фишер, который прячется в тенях, а противники почему-то в упор не видят его светящиеся зелёным очки. Если копнуть сюжет чуть глубже, то в этот раз игра повествует о, божечки, продажных кремлёвских офицерах, задумавших с помощью особой вундервафли сотворить эпическое землятресение. В общем, как вы уже поняли, сюжет тут явно не главное.
Игрушка довольно коротенькая, всего шесть миссий, минимальный арсенал, отсутствие сюжетных событий. Сейчас может показаться странным как это могло поразить. Но знаете что? Могло и поражало. Пробираемся через уровень, вырубаем или убиваем охрану, перепрыгиваем мины, обходим турели и камеры. Карабкаемся, прячемся в тенях. По сути, так можно будет охарактеризовать все игры серии Splinter Cell. Но это самое начало.
Tom Clancy's Splinter Cell: Pandora Tomorrow
Именно Pandora Tomorrow стала моей любимой частью в серии, причём как на ПК, так и на мобильных.
В этот раз сюжет закидывает мастера утрированного стелса в Восточный Тимор, где индонезийские террористы во главе с неким Сухади Садано захватили посольство США. АНБ выпинывает Сэма на побережье возле какой-то деревушки с приказом проникнуть в посольство и разрулить ситуацию. Впоследствии шпионские игры ещё помотают его по миру, но спойлерить я не буду (а что, если вы не поиграли — поиграйте!) :)
Качественно игра шагнула вперёд, причём это касается не только картинки и анимации, но и геймплея. Повилась нормальная система «света и тени», позволяющих укрыватся от противников не только в каморках. Подвезли сюжет с диалогами и систему учёта очков, а не просто перечисление что вы убили\не убили столько-то болванчиков. А ещё тут круто бросать тушки врагов на мины дабы проделать себе путь дальше.
Да, всё забываю сказать. Многие сейчас не любят gameloft, некоторые даже называют его «лофтом с нетрадиционной сексуальной ориентацией». Так вот, все эти Java игры по Splinter Cell были сделанны именно геймлофтом, ныне наиболее известным своей гоночной серией asphalt и целым вагоном игр поменьше, от gangstar vegas до iron blade и modern combat.
Tom Clancy's Splinter Cell: Chaos Theory
С одной стороны, она лучше предшественников хотя бы тем, что в нёй расширили арсенал, запилили нормальное устранение вышестоящих противников и вменяемое обучение. Отдельно меня порадовала мини игра с дроном, предвосхитившим все эти современные квадрокоптеры. Но… разработчики решили сэкономить на картинке. Что цвета, что дизайн локаций, что анимация — на несколько голов ниже пандоры, где-то на уровне безногого хоббита. В прошлой части была то ли качественная имитация, то ли реализация технологии ротоскопирования, благодаря чему все анимации выглядели плавно. Теперь же оно стало каким-то рубленым «так себе».
По сюжету героя бросает в пучину противостояния США и Северной кореи, в которую оказываются ввязаны ещё и Япония и КНР. Очередной клубок заговоров, террористов и прочих обязательных элементов произведений Тома Клэнси.
В целом, я бы не рекомендовал теорию хаоса. Уж лучше поиграйте в Пандору.
Tom Clancy's Splinter Cell: Double Agent
При разработке Double Agent, кажется, потратили на анимации ещё меньше денег, чем в Chaos Theory. Зато качество постановки сцен выросло многократно. Тут вам и побег из тюрьмы, спринт под огнём пулемётов с вертолёта и даже подводная миссия. Поначалу вообще ощущение такое, что это скорее брутальный боевик, нежели старый добрый Splinter Cell, но позже понимаешь что авторы просто радикально разбавили стелс эпизодами с экшончиком. Не всем староверам по душе, но новой аудитории вроде зашло. Кроме того, в игре появилась продвинутая шкала уровней сложности, а также был сделан больший упор на сюжет и моральную дилемму главного героя (и это в простенькой мобильной Java игре, весящей меньше мегабайта!). Проходится с не меньшим удовольствием чем Пандора, хотя на мой взгляд и визуально слабее.
Tom Clancy's Splinter Cell: Conviction
Conviction стал последней игрой, вышедшей на Java, и первой — на Android. А ещё это по совместительству чертовски плохо сделанное нечто. На Java-версии анимация окончательно превратилась в рубленный стробоскоп времён самых первых марио, а картинка выглядела так, словно её рисовали школьники в свободное от учёбы время за три рубля в час. Android версия же поражала своей невероятной убогостью. В общем, кровь хлестала из моих глаз так сильно, что таким напором можно было б сбить с ног сумоиста. Кроме того, игра окончательно перестала прикидываться стелсом и предложила кроваво избивать людей, стрелять из автоматов и даже базуки. Про сюжет я, увы, ничего толком рассказать не могу, так как мне было больно на каком-то метафизическом уровне в это играть. Если вы крепче меня духом и готовы рассказать что там да как — добро пожаловать в комментарии.
Эпилог
Вот такой регресс случился с серией про Сэма Фишера, последняя игра которого так и не вышла на мобильных платформах. Пожалуй, юбисофт стоило бы найти себе нового исполнителя сразу после Chaos Theory, дабы серия не скатилось в поделие за три копейки. Впрочем, у юбиков всегда были проблемы с подрядчиками, одна эпопея с героями меча и магии чего стоит.
Лучшие комментарии