У Брюса Ли была замечательная поговорка — «Я не боюсь того, кто изучает десять тысяч различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар десять тысяч раз». FTL: Faster Than Light именно об этом — о ваших труде, смирении и воле, положенных на алтарь одной большой победы.
При первом взгляде на FTL: Faster Than Light кажется, что разговаривать особенно не о чем: графика эпохи SNES, анимация, которую ищешь с лупой, а общее количество экранов можно пересчитать по пальцам. Однако ж, зачем вообще тогда о ней говорить? Затем, чтобы вы воочию убедились, что для хорошей игры совсем не надо много денег.
Мат (часть)
Проявлять буддистское терпение и выдержку вам придется уже на входе. Местный, с позволения сказать, движок выдает картинку года, так, 1993-го (с поправкой на разрешение) при этом, умудряясь вводить вас в замешательство. При всей примитивности картинки, понять, что на ней изображено и зачем, непосвящённому человеку почти невозможно. Искушение скривить лицо и уйти прочь будет сильно как никогда. Но не поддавайтесь ему — игра сторицей отплатит вам за каждый грамм вашего терпения.
Первое, что здесь есть хорошего — проработка геймплея. У FTL: Faster Than Light есть одна очень редкая черта — в ней не существует мелочей. Даже самая, как кажется, ненужная деталь геймплея может сыграть за вас. Взять, к примеру, ваш корабль. Все его отсеки — это отдельные системы, по которым можно вести четко направленный огонь с конкретными результатами. Расстреляют вам генератор щитов — потом добьют за пару залпов. Расстреляют кабину пилота — сделают то же самое и даже исправные щиты вас не спасут. Расстреляют оружейную рубку — и корабль станет бесполезной кучей металла.
То же самое с деньгами. Не будете тренироваться на дронах — придется либо тратить деньги на апгрейды корабля, либо нанимать уже обученных людей (и то, и другое — непозволительно дорого). Зациклитесь на вооружении — останетесь без двигателей (помогают уворачиваться и сбегать с поля боя) и генератора щитов. Будете часто сбегать с поля боя — не получите денег на апгрейды. Будете тратиться на апгрейды — не сможете починить корабль. Всё то, что было расписано геймдиректором FTL: Faster Than Light на нескольких страницах диздока, вы должны помнить на зубок. Без этого здесь просто не выжить.
Причем, игра раскрывает вам себя очень неохотно. Даже на 50-м вояже вы можете увидеть в ней что-то новое. Новое оружие, новый модуль для корабля (играют здесь роль перков из ролевых игр) или даже новую расу.
И всё это так затягивает, что от игры не можешь оторваться несколько дней кряду. Ты не устаёшь разбираться в её деталях. И не просто не устаешь, у тебя нет желания и сил этому сопротивляться.
Боевой Дзен
Второе, что есть в этой игре — баланс. Тот самый, который и заставляет вас пользоваться всеми мелочами геймплея. Знайте вот что: вся игра затачивалась под средний уровень сложности. Легкий же уровень, предназначен лишь для тренировки и испытания тактик, но никак не для удовольствия. Потому что на нем вас постоянно закидывают деньгами. Можно, конечно, и игру пройти на нем, вот только удовольствия вы получите самый минимум. Вызов же, начинается только на среднем. На нем уже необходимо серьёзно думать над каждым своим шагом и просчитывать его последствия (и всё вышеописанное про геймплей, относилось именно к нему).
Баланс здесь уравновешен так же, как в DayZ. С одной стороны, исследовать местный мир опасно. С другой стороны, его не исследовать нельзя, иначе вы недоберёте денег и опыта экипажа. Да-да, здесь есть прокачка — восстановив поле корабля 50 раз, на 51-й ваш подчинённый сделает это на 10% быстрее, чем раньше. Моя фраза про тренировку на дронах не была фигурой речи: иногда, здесь разумнее намеренно растянуть бой, дав вражеским дронам пострелять по вашему кораблю и прокачать характеристики экипажа.
Всё это, конечно, хорошо: и геймплей, и баланс. Хорошо, но чего-то не хватает. Чего-то малого, но очень нужного. И оно здесь есть. Это… один слот для сохранения на всю игру. Понятия Save/Load здесь не существует в принципе — вы не можете ничего переиграть, последствия необдуманных поступков будут шлейфом тянутся за вами всю оставшуюся игру, а их цена возрастает в разы.
Впрочем, переживать об этом вы будете недолго — важи вояжи будут длится в среднем от 30 минут до часа, а при серьёзных ошибках вам не светит даже этого. Побеждать здесь, вам придется в идеальном часовом забеге, делая по его ходу немало выборов. В которых, не один из вариантов не будет выглядеть менее худшим, чем другой. И на которых вы будете постоянно учиться.
Не растрачивать боеголовки на слабых врагов, не вытягивать проигрышный бой, не сбегать к неразведанным маякам — уже ко второму дню игры, таких «Не» будет в вашей голове с десяток. А дальше произойдет нечто интересное — вы сконцентрируетесь и начнете действовать с холодной головой. Раж здесь не при чем — об удовольствии от процесса вам будет думать некогда. Эта игра рождает всего три эмоции: радость победы, горечь поражения и концентрация по ходу.
Главное ваше оружие здесь не корабль, не пушки, не экипаж, а ваш собственный ум. Дух, если хотите. Жалко лишь то, что вы осознаете это, только глядя в финальные титры.
Эпилог
Основная причина, по которой хочется поругать эту игру — её вопиющая низкобюджетность. Оно и понятно: деньги на игру собирались некогда модным «крайдфандингом» (по-русски — «с миру по нитке»). И разумеется, ни о каких бюджетах Crysis или GTA здесь речи не идет. С графикой, как я уже говорил, здесь очень плохо. Даже по меркам спрайтовой графики. За вычетом цвета, местные отсеки кораблей внешне напоминают фишки из Carcassonne. Сравните, к примеру, с Diablo II, и вы поймёте, что я имею в виду. Мало того, если вы измените стандартное разрешение (1280×720), то картинка растянется, покрывшись толстым слоем блюра. То есть, в игре предусмотрен ровно один вариант спрайтов. Неприятное зрелище, честно скажу. Единственное, что здесь радует глаз — отрисовка планет и кораблей.
Но это и хорошо. Потому что с большим бюджетом игра бы кое-что даже потеряла. Стеснённые в средствах разработчики, не отвлекаясь ни на что другое, положили все свои силы на главное — геймплей. И сделали абсолютно верно — через 5 минут на графику становиться плевать. FTL: Faster Than Light напоминает вам о том, зачем вы вообще приходите в видеоигры — за отточенным геймплеем с возможностью испытать что-то новое. За той самой сермяжной правдой игр, которую все знают, но которую никто не помнит. И это самое замечательное, что могло с этой игрой произойти. Именно этим она и хороша: тем, что FTL: Faster Than Light — это игровое, а не художественное произведение. А уж, хорошо это или плохо, пусть каждый решит для себя сам.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 95%
Геймплей: 9,0
Графика: 3,0
Звук и музыка: 6,0
Интерфейс и управление: 9,0
Дождались? Дзен-тренажер, работающий на чистом, как слеза, геймплее.
Рейтинг: 8.0 (Отлично)
Лучшие комментарии