Меню
StopGame  Блоги Блог Svolo4 Различия между книгами и играми «Metro 2033»

Самое актуальное

  • E3 2019. Мы видели неугасающий свет к игре Dying Light 2
  • E3 2019. Видеопревью игры The Outer Worlds
  • Обзор игры SpellForce 3: Soul Harvest
  • Блоги: «Transistor. Сказка о потерянном голосе»
  • Блоги: «Полный разбор лора Overwatch»
  • «Инфакт» от 14.06.2019 — Трансы в Cyberpunk, Фил Спенсер не хочет продавать Xbox, Watch Dogs без собак, Doom без дефматча…
  • Мы играли в Cyberpunk 2077! (ну, почти)
  • Обзор игры Reventure
  • E3 2019
  • E3 2019. Поиграли в Ghost Recon: Breakpoint
  • Обзор игры Dead or School
  • E3 2019. Уже поиграли в Watch Dogs Legion
  • Поиграли в Wolfenstein: Youngblood. Кооператив (не) лишний
  • E3 2019. Видеопревью игры Roller Champions
  • ЛЕТНИЙ ЛЕ-МАН 2019 — Записи стримов
  • Обзор игры Outer Wilds
  • Поиграли в Doom Eternal. Изменений на 5 минут
  • Обзор игры Blood will be Spilled
  • Превью по пресс-версии к игре Crash Team Racing Nitro-Fueled
  • Видеообзор игры Warhammer: Chaosbane
  • Обзор первого эпизода к игре Pathologic 2
  • Видеообзор игры Draugen
  • Блоги: «Вспоминаем «Мор. Утопия» и пытаемся понять что это вообще было»
  • Блоги: «Психология как ключ к идеальной игре»
  • Lost Ark. Убиватели потерянного ковчега
  • Code Vein. Попали в закрытую вену
  • Обзор игры Void Bastards
  • Total War: Three Kingdoms — советы и тактика
  • Blood & Truth VR. Плойка, виар, 2 дымящихся мува
  • Обзор игры Warhammer: Chaosbane

Различия между книгами и играми «Metro 2033»

+8
«Метро 2033» — это настоящий феномен (так, стоп, это уже было)…
Дмитрий Глуховский создал настоящую отдушину для русского читателя, а игры (нет, это больше похоже на вывод)…
Кароч, если насчёт преобладающей ценности и целостности игрового мира над книжным в случае Ведьмака большинство уже всё для себя давно решило, то споры о более удачном воплощении пост советского пост апокалиптического мира «Метро» не то чтобы не утихают, но к общему консенсусу мало кто пришёл. Доказательством этому для меня были комментарии под недавней (фигасе, уже почти полгода прошло) Историей Серии. Итак, почему бы мне (человеку, имеющему весьма поверхностные знания что о мире и деталях книг, что и о мире и деталях игр) не поведать никому не нужную и предельно субъективную истину, путём чуть более детального сравнения, нежели было в той самой Истории Серии, но тоже весьма поверхностно.

Начнём, пожалуй, с самого схожего: с сюжета, потому что в игру его перенесли весьма… канонично. Но книга, ожидаемо, даёт больше контекста. Она гораздо больше времени уделяет жизни Артёма на станции, его отношениям с отчимом, друзьями, его снам, переживаниям, рассказывает о его матери, которую заживо съели крысы, когда тот был совсем маленьким. Игра обхватить всё это за свой хронометраж не может, в результате чего ощущается Exodus'ным поездом на рельсах книжной фабулы. В книге Артёму придётся и на фашистском галстуке повисеть, и продаться в рабство разгребать помои на центровой станции, и с культистами поспорить, и философские речи от призраков послушать, и в плену у каннибалов побывать.

В общем, книга смотрится в разы насыщенней. Причём, события в ней последовательны, и ты наблюдаешь за ними не в ускоренной перемотке, а весьма размеренно… так размеренно,… что я в своё время забросил её на два с половиной года, как, думаю, сделал и Фен, и все остальные, что говорят о беспросветной занудности книги и отсутствии такого фактора у игры. И я целиком и полностью с ними согласен. Ну, не то чтобы целиком (и не совсем полностью), но моменты, когда книга довольно сильно проседает, видны не вооружённым глазом, и я даже смог их для себя выделить. Моменты, где не происходит ничего важного для сюжета, для раскрытия характера персонажей, а лор раскрывается очень натянуто — описание станций. То есть, то, что у игры получилось сделать лучше всего: показать атмосферу именно жизни простого народа в метро, когда ты слышишь, что какой-то ребёнок просит крысу на палке, другого ребёнка потеряла мать, какой-то мужик ссорится с женой, а кто-то орёт на всю округу о продаже какого-нибудь барахла — это же офигенно! Увы, в книге это самый скучный момент из возможных.

А вот когда дело доходит до какой-то неведомой грёбаной дичи, то Глуховский реально может нагнать жути. Несмотря на то, что такие сцены, опять же, никакой важной информации в себе не несут, а для восстановления цельного представления о лоре по таким сценам можно разве что составлять какие-то абстрактные теории, при должном состоянии, в котором я при втором прочтении находился, книга может погрузит в нормальный такой транс, и ты реально начинаешь проникаться здешним миром. К примеру, момент, когда Артём уже идёт по туннелю уже перед самим Полисом (местом, куда он шёл пол книги) он теряется, что-то слышит в голове, задыхается, спотыкается, три раза поворачивается, в итоге выбирает направление наугад, и тупо бежит по нему со всех ног, пока у него сердце не остановилось. Или вот момент с Библиотекарями, вокруг которых выстраивается какая-то жуткая интрига ещё за полторы главы до их появления. В итоге Артём встречает ОДНОГО Библиотекаря, ковыряющегося в этот момент в кишках всё ещё живого товарища Артёма, а потом эта тварь начинает повторять человеческие слова, будто бы понимая их смысл — это сильно. К сожалению, в игре такие моменты предельно стерильны, и прям атмосферную-атмосферную сцену я припомню лишь при самом первом выходе в туннель метро, причём даже не в оригинальной «Метро 2033», а в «Redux», где она сделана более грамотно по нагнетанию саспенса.

Настоящие расхождения начинаются в развитии концепции «Метро» в сиквелах.
«Метро 2034» гораздо локальней своей предшественницы. Более того, она не раскрывает ничего нового о мире вселенной, а тех самых трансовых моментов в ней либо нет совсем, либо настолько мало, что я про них забыл. Так вот, эта книга не про монстров, не про метро, не про атмосферу, можно было бы сказать, что она про людей, но с большой натяжкой, потому что она ПРО ЛЮБОВЬ, про человечность и про чудо, которое может придти, если того сильно захотеть. Я не прикалываюсь, про «последнюю романтическую историю погибшего мира» написано на обратной обложке книги, и об этом мы поговорим позже. Важно то, что здесь нет ничего того, за что полюбили первую книгу, а следовательно нет и развития концепции оригинала. Исчезли почти все шутки и ирония со стороны главного героя, коими пестрила вся вторая половина первой книги. Забавно, что всё это звучит, как брюзжание какого-то фаната, хотя я, во-первых, никаким фанатом не являюсь, и, во-вторых, у меня вообще ни разу не горит; прямо сейчас я это печатаю с таким покерфейсом, о каком я в 6-ом классе и мечтать не мог, но мы (я) отклонились от темы. Во всей этой книге есть для меня ровно один занимательный момент: в ней присутствует персонаж Гомер, который по ходу повествования пишет книгу обо всём том, что он переживает на своём пути по метро, книгу, которую все должны запомнить. Дело в том, что этот персонаж есть и в «Метро 2035», и по ходу тамошнего повествования до читателя и доходит, что всё «Метро 2034» и есть его книга. Это объясняет и локальность, и смещённые акценты на любовную линию, и Deus Ex Machin'у, поставившую меня в тупик в финале, и это ставит окончательный крест на надобности ознакамливаться с этой книгой.

В «Метро 2035» Глуховский решил развить идею мира за Москвой. Начинается всё это с того, что Артём в концовке первой книги в момент запуска ракет с башни на Чёрных боковым зрением седьмого чувства заметил какой-то потусторонний сигнал, и теперь он одержим идеей поймать его снова и обнаружить жизнь за пределами Москвы.
Снова поменялось направление истории, и на смену романтичной сказке пришёл сценарий кинематографичных заговоров. Дела постоянно крутятся вокруг какой-то тайны: тайны фашистов, тайны красных, тайны ордена, тайны жидомассонов, которые выливаются в потрясающие сцены, которые смотрелись бы в сто раз уместнее на большом экране. И сценарием я это назвал не спроста, потому что описание мира окончательно отошло на второй план, на смену чему пришло описание конкретных сцен, а местные диалоги больше походят просто на раздаточный материал актёрам на съёмочной площадке, чем на диалоги из книги. Порой доходит до какого-то абсурдного потока сознания по типу:
-Да как?
-Да так.
-Когда?
-Сейчас.
-Ах…
-Ох…
-Волосы…
-Яйцо…
-Конь в пальто!
И это может продолжатся страницы две, и читать это просто невозможно (благо это встречается всего раза три-четыре за книгу).
На этот раз автор натурально упёрся в политику (в определённые моменты культурные образы становились настолько выпирающими и настолько в лоб, что я аж начал беспокоиться о его физическом здоровье).
скрытый текст
Забавно, как по книгам Глуховского можно восстановить эволюцию его отношения к миру:
«2033»- первое открытие мира с его войнами, болезнями, разочарованиями и безысходностью.
«2034»- влюблённость, открытие для себя жизненных ценностей и обретение цели в жизни.
«2035»- борьба с ветряными мельницами и итоговый посыл всех куда подальше.



Как по мне, серия «Metro» — лучшая игронизация и экранизация из возможных, ведь нет ничего лучше, чем сделать начало на каноничных рельсах, а потом, следуя примеру ДНД'ологов, разломать эти рельсы к чёрту и начать развивать концепцию в противоположном направлении. Так получается не просто «Всё плохо», как было во всех книгах, а «Всё плохо, но иногда наступает весна». Поэтому «Метро» — это не «Ведьмак», потому что «Ведьмак 3» (да, да, имба, знаю) лучше ВСЕХ книг о Геральте (Цири я не читал). У CD Project была возможность впихнуть в игру на 300 часов всё, что было в четырёх книгах, и они это впихнули, у них была возможность проработать всё это на высшем уровне, и они это проработали: тут вам и политические интриги с заговорами, и пророчества Старшей Крови из последних двух книг в виде основного сюжета, и маленькие самодостаточные истории из первых двух в виде многочисленных квестов. Игры и Книги «Метро 2033» просто рассказывают о разном и могут работать на разную аудиторию. Для кого-то на книгах ставит крест занудство, мысли в лоб и депрессивный настрой, а для кого-то на играх ставит крест не выдающаяся шутерная состовляющая, кривизна отдельных геймплейных моментов и озвучка. Именно поэтому я не решусь утверждать, что лучше, книги или игры.
Комментарии (2 шт.)
Предлагаю к ознаКомлению!
Достойное эссе.
Считаю, что книга «Метро 2033», в жанровом определении, больше походит на хоррор — бродилку, чем на шутер с элементами хоррора. Помниться, в первоисточнике Артём вообще мало стрелял (и то для привлечения внимания во время галлюцинаций), ведь он не являлся по-сути военным или же иным человеком, хорошо обращающимся с оружием. И проходил сквозь трудности либо скрытным путём, либо при помощи вооруженных соратников. Но это всё лирика.

Серия «Metro» — лучшая игронизация из возможных.

Соглашусь с автором, надеюсь в следующих частях разработчики не растеряют свойственной самобытности и душевности.
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир «Блоги»
Модераторская [4]
Блог StopGame
Курилка страны Восходящего Солнца
Блог курилок и длинных разговоров
«Призрак в доспехах» 2017г. Киноразбор
Персональный блог ловегрудба
Всеобщая мысль
Блог им. Nikintosh
[ХАЛЯВА] Место раздачи халявы V11!
Официальный бложик халявщиков на СГ
[Игра ставшая мечтой] Chrono Trigger
Персональный блог Безумного Лиса
Шаурма
Кулинария на StopGame
Психология как ключ к идеальной игре
Персональный блог AbuseReviews
Наверх ↑