Мазохизм в красе своей.
У людей разный эмоциональный отклик на все, что их окружает. Кто-то может смотреть на кровавую не цензурированную расчлененку без каких-либо ощутимых проблем, кого-то может стошнить от подобных откровенных кадров. Кому-то становится страшно за персонажа в кино, который погружается в глубокое морское царство. Становится страшно настолько, что зрителю хочется выключить фильм. Я отношу себя к последней описанной группе так как мой эмоциональный отклик на глубины сложно назвать нормальным. Мои «крепкие» отношения с водой начались с глубокого детства и продолжали развиваться до тех пор, пока я не научился плавать лучше, чем топор. Осадок с детских лет остался. Мне захотелось им воспользоваться и посмотреть на себя и свое восприятие глубины, но не при просмотре фильма, следя за неким персонажем, а в игре, где восприятие происходящего гораздо выше. И эта игра – Subnautica.
Батофобия. Личное восприятие.
Боязнь глубины (батофобия) заключается в том, что вам в голову влезают мысли о глубине, о тех неприятных и страшных гадостях, которые могут там обитать и просто страх перед неизведанной морской пучиной. Подобная реакция на дружелюбную водичку в большинстве случаев вызвана детской травмой при слишком глубоком знакомстве с оной. В некоторых источниках утверждается, что фобии могут передаваться наследственным путем без каких-либо психических повреждений, но мой случай связан именно с яркими детскими переживаниями. В отличии от одного своего родственника, который панически боится глубины, я не испытываю дискомфорта от просмотра, например, Челюстей или познавательных передач про подводный мир. Так же я не боюсь самих водоемов. Купаясь в местной речке, единственное, что я испытываю – небольшое напряжение в связке с легким страхом, когда пытаюсь доплыть до буйка. Задевая ногами водоросли, я не испытываю неконтролируемой паники. Бывает жутко и немного страшно, но я себя контролирую.
И вот недавно я узнаю о Subnautic’е. У меня загорается немалый интерес узнать, как я буду ощущать себя в игре, смысл которой в изучении морских глубин. Опыт был незабываемый.
Правило 150 метров.
Игра начинается с того, что вы попадаете на планету, покрытую океаном. Все, что вы видите в первые минуты — ваша спасательная капсула и невероятно огромный космический корабль, который подбили и он вот-вот рванет. Вы предоставлены самому себе так как все говорит о том, что вы единственный выживший. Изучайте, стройте, исследуйте и выберитесь отсюда. Первые потуги в изучении местной флоры и фауны интересны и безопасны. Без практических опытов понятно кто хищник, а кого можно и самому съесть, ведь ваш персонаж тоже испытывает голод.
Изучения подводного мира проходили неторопливым темпом. Не имея возможности и желания опускаться ниже 150 метров, я изучил практически все, что находится в этом пределе и узнал, что здесь есть сюжет. Нарратив как таковой отсутствует, но иногда игра подкидывает вам точки интереса, тем самым заставляя изучать мир вглубь и вширь. Со временем этот сюжет прямыми указаниями толкает вас на обнаружение странного острова и дает подсказку, что есть и второй такой же. Благодаря своей необычайной наблюдательности я определил, где он может быть, собрал решительность в кулак, взял с собой глайдер, для ускорения передвижения в воде, и отправился в путешествие в сторону неестественного тумана, не зная находится ли там искомая цель.
И вот я уже нахожусь в километре от своей уютной и безопасной базы, вижу перед собой неестественный туман, который никак не хочет приблизиться, батарейка в глайдере начинает заканчиваться и запасов провизии я не сделал. В такой неподходящий момент в мою голову приходит гениальнейшая мысль — посмотреть вниз в надежде увидеть там что-нибудь интересное или полезное… Без задней мысли я опускаю голову и понимаю, что дна я не вижу. Я совсем ничего не вижу! Только темнота. За пару-тройку секунд я обдумываю, плыть ли мне до острова борясь с надвигающимся страхом или вернуться обратно на уютную базу, подготовиться и со спокойной душой достигнуть цели. Не успев выбрать из двух зол меньшее, остров начинает себя проявлять сквозь злосчастный туман. Вздох облегчения. Вот-вот и я вступлю на сушу, но меня начинает одолевать очередное любопытство. Раз это остров, значит вокруг него должно быть неглубоко, но пару секунд назад я не видел дна. Хватило мгновения чтобы увидеть — он плавающий. Раз целый остров может плавать, то что может обитать под ним? Страх, который уже почти было пропал, начал резко нападать со всех сторон и все из-за неостановимых мыслей о том, какие существа могут быть там, внизу… Но как я вступаю на землю – все мысли вместе со страхами улетучиваются.
Возвращение обратно не вызывало особых проблем. Я понимал, что нужно преодолеть только лишь 400 метров и дальше начнется тот участок, который я исследовал. Там все спокойно, я знаю, кто и что там находится. Нечего волноваться.
Нет ничего страшного если...
Следующей своей придуманной целью было изучение морского пространства вокруг подбитого корабля под названием Аврора. Величина этого космического судна около 500 метров в длину и раз в десять меньше в ширину и высоту. Поскольку местность по левый борт Авроры была не глубже 150 метров, то я изучил ее за те первые десять часов игры, но самое интересное оставалось за двигателем и по правый борт. Из этой придуманной миссии получилась целая экспедиция. На этот раз я взял провизию, воду, батарейки и старый добрый глайдер. Подплыл к Авроре, еще раз прочесал левый борт и направился в сторону двигателя. Обзор там оказался ужасный. Будто постоянная песчаная буря только подводой, но я разглядел кратер и на первый взгляд решил, что там не глубоко и это входит в мои рамки 150 метров. У меня получится. И тут раздаются громкие страшные и предостерегающие звуки. Мною овладевает любопытство. Логично, что около корабля, который выдает небольшой радиационный фон, должен быть опасный и интересный хищник. Быть может даже босс. И вот передо мной является Левиафан метров пятьдесят в длину с большими и непонятными острыми хваталками перед челюстью в виде рук с одним острым пальцем, он выплывает откуда-то из глубины, дна которой мне не видно из-за песков, издает тот самый ужасающий и одновременно предостерегающий рев и уплывает от меня… В тот момент я испугался и восхитился, это было грациозно и красиво, но будто намеренно как по скрипту. Пытаясь понять эту приятную мешанину собственных ощущений, я заметил, что потихоньку пячусь назад в сторону своей базы и тех страшных звуков больше нет. Он действительно уплыл. Я так думал…
Даю себе время отбросить эмоции от первой встречи с левиафаном и поисследовать менее опасные закоулки и на следующий день, полностью успокоившись, повторить экспедицию. Порядок действий ничуть не меняется. Так же беру с собой воду, пропитание, глайдер и батарейки. Возвращаюсь к месту встречи с гигантом и слышу… Тишина. Больше предупреждающих криков нет. Он точно уплыл и это было видно по его анимации в прошлый раз. Я неуверенно начинаю спускаться в кратер и… Действительно. Ничего не происходит. Двигатель слева от меня. Я поворачиваю голову в его сторону чтобы понять расстояние и слышу крик. Тот самый крик, который залезает мне в уши и говорит «беги». Не слушая предупреждений, лезущих в уши, я тут же поворачиваю голову обратно, а это чудище уже передо мной буквально на расстоянии вытянутой руки. Оно тянется ко мне своими острыми хваталками, крича и угрожая, но паника, которая овладела моим сознанием, берет управление в свои руки и заставляет меня развернуться и плыть отсюда к чертовой матери. Не получается даже повернуться в сторону. Левиафан хватает меня, наносит два удара и отпускает ради забавы. Он хочет поиграть, но я — нет. Мне удается развернуться и я жму на проклятую кнопку W. Жму так, как в Need for Speed никогда не жал. Не оглядываясь, я добираюсь до базы и понимаю, что эта жуткая тварь даже не пыталась меня преследовать. Но это ничуть не сглаживает пережитое. Все это действо происходило за пару секунду, но на тот момент казалось, что все длилось целую вечность. После незабываемого рандеву остается некое жгучее ощущение вперемешку со страхом и я понимаю, что в памяти осталось только прибытие на место встречи и сама встреча. Что было после – не помню. Кажется, что я махал своей рукой пытаясь плыть быстрее, кажется я крикнул, когда появился левиафан, я уже не уверен действительно ли он меня схватил или просто проплыл мимо. Все это обрывочные воспоминания в виде вспышек, будто пережитый сон, а я пытаюсь разобраться в хронологии и начинаю что-нибудь придумывать, чтобы все совпало.
Следующий заход в игру был совершен только через неделю.
Чтобы убраться с этой мокрой планеты надо опускаться еще ниже. Речь идет не о 150 метрах, а о 1,5 тысячах километрах, но увы и еще раз увы. Я осознал, что когда персонаж защищен, например, в маленьком батискафе или большом и круто выглядящем роботе, ходящем по дну, то как бы грандиозно и жутко не было вокруг – плевать. Налетайте по одному. Совсем не страшно. Еще что-то больше и страшнее левиафана? Я в роботе с буром в руке. Подходи – поговорим. А ведь после незабываемой встречи с левиафаном моей смелости хватало только на изучение его с безопасного расстояния с помощью управляемых камер. И только после второго такого изучения я смог в батискафе поплавать рядышком и посмотреть на него также с безопасного расстояния. Правда левиафан, которого я изучал позже был другим, а к первому своему знакомому я так и не подошел попрощаться даже перед полетом прочь с этой чертовой планеты. И вообще туда не лез после того, что случилось.
Что было за двигателем и по правый борт Авроры я так и не узнал.
Лучшие комментарии
У меня есть батофобия, и в Subnautic'у с ней играть, безусловно, весело. В некоторые места я так и не смогла заставить себя залезть, потому что — темнота, давящая толща воды и пустота на километры вокруг. Т.е. реально, если бы она была более обитаема, было бы проще, а так ты наедине с водой. По-моему, автор не совсем верно передает суть явления, то, что он описывает, больше похоже на обычные условия ужастика — темно, фонарик мигает, туман, в котором что-то прячется… Но я тут опираюсь на собственные ощущения, понятное дело.
Я спокойно заплываю за буйки, ныряют как дельфин, но ощущения от игры все те же самые.
Вообщем кликбейтно как-то(
Про твою историю — интересный акт некого «мазохизма», если можно так сказать. Было очень занимательно прочесть, ведь я тоже испытываю боязнь морских глубин и существ, ну как боязнь, точнее сам себя больше накручиваю.
А что в итоге? Получилось полностью отделаться от этой фобии?
А в сабнотике я перестал боятся как появился батискаф. Прошло ощущение опасности для меня и персонажа и со спокойной душой исследовал все и вся. Это как раз обидный момент, ибо я рассчитывал, что чем глубже, тем будет страшнее
Иронично, что при этом одна из моих любимейших игр СОМА, которую я несколько раз смотрел на ютубе, но играть в которую так и смог из за той самой атмосферы, даже зная, что опасности нет меня бросало в дрожь от ощущения одиночества и атмосферы окружения.