Привет, стопгеймовцы! Я как обычно буду втирать дичь про речь и поясню, почему дикцию полезно качать абсолютно всем, а не только тем, кто что-то кому-то втирает.
Как положено, полная расшифровка чуть ниже. Но предупреждаю, часть примеров надо именно слушать. «Говорить о музыке это всё равно что танцевать о литературе»
Для многих это будет неожиданностью, но вокал и речь — вещи не только малосвязанные, но зачастую еще и враждующие. Как минимум, в методичках по сценречи пишут прямо — при пении главная задача — взять правильные ноты, пропев нужный текст, а при произнесении текста — донести каждую букву текста до зрителя в самом дальнем ряду и вбить этот текст так, чтобы эта падла шелохнуться не могла, ну и сделать это красиво. Задачи разные, так сказать.
Всё, что мы фиксируем микрофоном и ушами, это звук со связок, которому мы придаём форму губами, зубами и языком.
Звук со связок можно условно разделить на тембр и высоту. Тембр — это наша личная характеристика, делать с ним толком нечего. Можно разве что осипнуть, но тому же DRZJ это не помешало. Привык к тембру и слушай без проблем. (Хотя меня до сих пор бесит, что стримы у него слишком тихие, но сейчас не об этом.) Другое дело, что с помощью правильного дыхания этот самый тембр можно вывести на полную мощность. Например, я научил одну знакомую правильно дышать, и мало того, что ей стало хватать воздуха на «подольше» во время чтения, так еще и какая-то серьезность в голосе появилась.
Интонируем мы, конечно, все в той или иной степени. По интонациям слышно очень много и сразу, особенно во всём, что касается эмоций. И певцы тоже интонируют и именно так они попадают в ноты.
Слуха может не быть. Это нормально. Главное, чтобы всё остальное работало насколько возможно хорошо.
Вообще рекомендую попробовать говорить на разной высоте, может оказаться и так, что есть более удобная тональность для речи. Например, в английском понижение и повышение тона имеют смысловое значение и мне проще начать говорить чуть выше, чтобы свободнее вилять голосом вверх и вниз. Вышеупомянутая знакомая, кстати, начала говорить наоборот чуть ниже и притом без напряга.
Как же связаны голос и дикция? Примерно как яркость и цветность в картинке.
Если я отключу голос, вы все равно сможете понять, о чем я говорю, хотя смотреться сие будет непривычно, хоть и терпимо.
А вот если я исключу дикцию, вы ни хрена не поймете, хотя какие-то неясные пятна дадут вам намек на происходящее.
Из-за этого, кстати, иногда бывает так, что вы слышите, что человек что-то говорит, но вы не понимаете его, вы просите говорить громче, он прибавляет громкости, но толку от этого нет. А всё потому что человеку лень напрягать язык с губами. Хотя казалось бы.
Это, кстати, полезно знать всем, кто треплется на парах или на работе, четкий, но тихий шепот будет понятен соседу и слабо слышен преподу. А невнятное мычание с намеком на всё с помощью интонации — ровно наоборот. А еще это будет гораздо палевнее, ибо тембр — штука индивидуальная.
Короче, если лично тебе, дорогой мой зритель, не всё равно, как ты говоришь с окружающими — внимай, если раньше не слышал об этом. Губы и язык надо качать!
Гантелей для губ и языка станет обычная винная пробка. Можно добавить грецких орехов, но это для тех кто по хардкору работает. Всё просто — зажимаете пробку зубами и начинаете говорить или что-нибудь читать, стараясь несмотря на нее проговорить всё максимально четко и разборчиво. Принцип тут как и с тяжестями — потаскал, привык, бросил — и тебе легко-легко. А силушка копится!
Регулярные занятия с этой фигней реально повысят четкость вашей речи. От дефектов это, конечно, не избавит, но как минимум, в родстве с брежневым вас точно не уличат.
Вторым же важным инструментом для контроля за собой станет обычный диктофон. Да, я об этом говорил и раньше, но смысл примерно тот же, что и в селфи из тренажерки. Хотя откуда мне знать, я туда не хожу… Короче, пишетесь, слушаете (или даёте послушать кому-то ещё), отмечаете косяки, гуглите, что с этим делать. Косяков бывает много и в некоторых случаях может потребоваться помощь специалиста. Но в большинстве случаев можно обойтись без скальпеля.
Но если вам из раза в раз говорят, что «так больше жить нельзя и сделай уже что-нибудь», то надо пойти сделать, а не сидеть и ныть в комментах о том, что челюсть не та и язык не тот. Поверьте, когда человек даже не пытался — это слышно. Прямо слышно. А кто пытался и не забил — того можно с удовольствием слушать несмотря на все косяки. Ноу пейн — ноу гейн, как говорится.
А на этом у меня на сегодня всё. Конечно, я коснулся лишь базы, но кому-то это могло и глаза открыть. Если я вам чем-нибудь помог или вы из-за этого видео взглянули на что-то под новым углом — напишите что-нибудь в комментах! Ну и вопросы никто не отменял, если буду компетентен — обязательно помогу. В следующий раз постараюсь рассказать поподробнее об эффекте поющего КВНщика. А пока — пока!
Лучшие комментарии
tare47Интересно еще послушать про дыхание, ты упоминал.