11 января 2019 11.01.19 8 6486

Образы птиц в видеоиграх: ч.1 Вороны

+35
Всего лишь на миг
мелькнула поздняя птица,
туманную мглу пронзив…

Птицы и другие крылатые создания, бороздящие небесные просторы, издревле приковывали внимание людей и привлекали своей красотой, обликом и умением видеть мир с высоты. Закономерно, что за всю долгую историю существования разумного человека, птицы успели сыграть различные, в том числе и знаковые роли в фольклоре, мифологии, религии и массовой культуре различных народов мира. В этой серии статей я постараюсь раскрыть образ некоторых представителей птичьего мира, заложенный в них создателями видеоигр, и сравнить его с образами, заложенными в славянской и скандинавской мифологии. Первым представителем птичьего мира, который мы рассмотрим станут Вороны. Не будем заниматься биологической систематикой и примем всех воронов и ворон как единое целое.

Вороны в серии игр STALKER

Начинаем мы с той игры, где вороны являются одним из важнейших объектов антуража, чье присутствие и надрывный крик сопровождают нас по ходу прохождения всей игры. Известно, что в Зоне согласно лору выжил только один вид птиц – вороны. Другие пернатые не смогли перенести радиации и не научились избегать аномалий. Вороны — единственные птицы, которые смогли приспособиться к жизни в Зоне, они как-то научились чувствовать большинство аномалий и не попадать в них. Являются всеядными, но не охотятся на зверей или сталкеров. По своей природе эти птицы — падальщики. Ждут, пока монстры наедятся какой-нибудь добычи и, когда те уйдут, бросятся лакомиться мясом. В целом, они не отличаются от обычных ворон, разве что, более наглые и жизнеспособные.
В реальном мире вороны обладают терпением и имеют славу очень осторожных птиц. Отлично передвигаются по земле и превосходно летают. Являются одними из немногих птиц, способных выполнять маневры, аналогичные авиационным фигурам пилотажа: управляемую бочку и полубочку. В серии игр STALKER, как я уже говорил, вороны являются важным элементом антуража. Они олицетворяют собой саму Зону, всех людей, представляя их зловещие, хищные и нечистые стороны души, что характерно для славянских мифов. Их неприятный крик создает неуютную атмосферу, а мрачный черный цвет символизирует смерть и другие несчастья.

Вороны в S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat

Вороны в Long Dark

В этом симуляторе выживания ворон не является персонажем, с которым можно напрямую взаимодействовать (в серии STALKER их можно было убить, а в серии книг это даже спасло жизнь герою за неимением иной пищи). Является единственной птицей в игре, которую можно увидеть.
Вороны в The Long Dark активно демонстрируют свои инстинкты падальщиков, они обычно кружат стаей из трех-пяти особей над человеческими трупами или тушами животных, помогая игроку определить место нахождения возможного лута. Также случайным образом с воронов выпадают перья, полезные для создания стрел. Птицы также чутко реагируют на погодные условия, например, вороны не летают в плохую погоду и ночью. Также, можно увидеть, что вороны улетают от надвигающейся метели или тумана.

Ворон в Long Dark

Вороны в серии игр Ведьмак

В мире Ведьмака вороны (ориг. Wrona) распространены повсеместно. Они питаются разнообразной пищей, в том числе падалью. Эти птицы часто помогают ведьмам и лешим и имеют с ними тесную связь. К примеру, ведьма Пряха способна превращаться в стаю воронов, Регис общается с воронами и даже иногда просит их передать послания или что-нибудь разузнать. Ворона в славянской мифологии считают черным, потому что он создан дьяволом. В нем видят нечистую силу. Люди верят, что черти в виде ворон слетаются и кружат над домом умирающего колдуна, чтобы помочь выходу его души из тела, также в виде черных воронов или ворон представляют души злых людей. Считают, что ведьму можно определить по черному ворону, сидящему на ее доме.

Регис из Witcher общается с воронами

Вороны в серии Dark Souls

В Dark Souls Ворон представлен как огромная птица, живущая в Лордране. Она перелетает от гнезда к гнезду, перенося Избранного Немёртвого из прибежища в Храм Огня и обратно, являясь, своего рода, транспортным средством, между Прибежищем Нежити и Храмом Огня. В палеоазиатской мифологии и мифологии индейцев Северной Америки ворон наделяется шаманским могуществом и, в частности, выполняет посреднические функции между мирами — небом, землёй, загробным (подземным или заморским) царством, являясь, таким образом, медиатором между верхом и низом. Так и здесь Ворона является мостом между Прибежищем Нежити, куда нежить сгоняют томиться до скончания веков и Лордраном – землей Богов, где Избранная нежить узнает, какая судьба ее ждет.
Также Вороны представлены в этой серии в виде рядовых противников-демонов, продавших свои души в обмен на крылья.

Огромная Ворона, медиатор миров

Вороны в серии God of War

В God of War Вороны Одина — это вездесущие шпионы Всеотца, ловко сливающиеся с ландшафтом игры. В рамках дополнительного задания «Глаза Одина» персонажу предложат отыскать и убить их всех.
Ворон считался священной птицей разных богов разных мифологий. Замечен он был как в древнегреческой мифологии, где он был птицей Аполлона и Афины, с чем связана интересная легенда,

согласно которой у Аполлона был ворон с блестящим белоснежным оперением, которого он отправил следить за своей возлюбленной Коронидой и их сыном Асклепием. Однажды ворон прибыл к солнцеликому богу с известием, что видел его любимую в объятиях другого. Аполлон в гневе отправился к жене и убил её стрелой, однако вскоре пожалел о содеянном. Убитый горем бог окрасил ворона в чёрный цвет и лишил дара речи, оставив только картавое карканье,

сопровождал древнего Кроноса и ревнивую богиню Геру. Но самой известной является роль воронов как спутников скандинавского Одина, бога битв и колдовства. Имена двух его воронов — Хугин и Мунин — «думающий» и «помнящий» (или «мысль» и «память»). Вороны отражают вещую, провидческую, колдовскую природу Одина так же, как волки — его агрессивную и хищную сторону. В «Круге земном», своде скандинавских саг, крупнейшем памятнике скандинавской литературы XIII века сказано, что Один даже дал своим воронам дар речи, что очень соотносится с реальными способностями Воронов к обучению повторению человеческой речи.

Образ Воронов Одина в скандинавской мифологии

Вороны в Bloodborne

В этой игре представлены как очень агрессивные и опасные противники, сбивающиеся в стаи и пожирающие человеческую плоть. Их привлекает запах крови, и они отправляются за своей жертвой, только почуяв ее. Из-за большого количества добычи, эти вороны отъелись до неимоверных размеров и теперь с трудом поднимаются в воздух. Как и реальные вороны они сбиваются в группы, чтобы было легче одолеть своих жертв. Как и в средневековой христианской традиции Ворон становится олицетворением сил ада и дьявола.

Крадущийся Ворон в Bloodborne

Вороны в Life is Strange: Before the Storm.

Ворон Life is Strange: Before the Storm играет своеобразную роль второго плана, появляясь во время первого и второго эпизодов на заднем фоне. Однако он являет собой драматический, а иногда и пугающий образ во снах Хлои, и обычно его видно сопровождающим Уильяма Прайса. Ворона часто можно заметить при наблюдении за ней (и людьми, связанными с ней) в обоих эпизодах, а также можно заметить возможное влияние Ворона на ее сны, о ее отце к неизвестному концу.
В мифах индейцев Северной Америки и палеоазиатов (чукчи, коряки и др.) Ворон — получеловек — полуптица, культурный герой и плут — трикстер. Он любит коварные розыгрыши и злые проделки; он и мудр, и глуп одновременно. Все произошедшее по ходу сюжета обеих частей Life is Strange вряд ли можно назвать шуткой, но на то он и Ворон. О нем или его действиях говорят, что несмотря на то, что он не может изменить мир напрямую, в конечном итоге это оказывает глубокое влияние на мир.

«Ворона следует уважать, но никогда не доверять»

Также образ Ворона может в «Before the Storm» может символизировать Хлою или, может быть, Хлою и Рэйчел вместе, как персонаж или дуэт, действия которого будут иметь последствия, ведь Ворон и мудр, и глуп одновременно, следовательно, может совершать как правильные, так и в корне неверные поступки, что ярко характеризует персонажей Хлои и Рэйчел.

Образ Ворона в Before the Storm

Разбор полетов

По итогу можно сказать, что образ Ворона довольно часто встречается в видеоиграх, однако в западноевропейской традиции Ворон — птица, связанная с негативной символикой, но в остальном мире весьма почитаемая. Ворон символизирует пророчество, рассматривается как животное-оракул. В других вопросах его образ двойственен, ибо означает одновременно солнечное добро и мрак зла, мудрость и разрушения войны. Образ Ворона очень противоречив, но в играх заметно тотальное преобладание его негативных качеств, его представляют в качестве образов смерти, войны и разрушения.

Маленький бонус:

Raven Software — американская компания, разработчик компьютерных игр, расположенная в Мэдисоне (Висконсин). Компания была основана в 1990 году братьями Брайаном и Стивом Раффелами. В 1997 Raven заключила договор с Activision и в конечном счёте была ею приобретена. Ее символом является Ворон.

Ну и по итогу могу у вас поинтересоваться, какие еще есть игры, где ярко выражается роль Воронов? Стоит писать дальше по другим птицам при наличии достойного материала?


Лучшие комментарии

Мне вспоминаются вороны в Fahrenheit: и пролет в стартовом ролике под гнетущую музыку Бадаламенти, и дальнейшие появления непосредственно возле Оракула, а также в доме Агаты. Вообщем, мистический тон они там задавали отменный.
Чёрный ворон, что ты вьёшься
Над моею головой.
Ты добычи не дождёшься:
Чёрный ворон! — я не твой!

Как поётся в одной русской песне. Думаю, посыл отрывка понятен, для людей эта птица всегда была врагом. Отрицательный образ закрепили мифы.

На ум приходит Вальравн — бог-иллюзии в Hellblade. и Трёхглазый Ворон из Игры Престолов.
Писать стоит. Материал оказался любопытней чем я думал, напевая «в мире животных».
Но любопытно про кого из птиц можно ещё рассказать. На ум приходят только Совы, но где в играх они интересно реализованы… Боюсь прилично материала лишь в мистических созданиях. Уж больно вороны универсальные существа оказались
Да да да, чёрт, удивительная игра была, но управление…
Помню, там еще шикарный саундтрек был в квартире главного героя — группа Theory of a Deadman.
Добротный альтернативный рок)
Есть и положительные примеры, например, Ворон из The Longest Jorney.
Ворон одна из форм Медива в образе пророка из WarCraft и World Of WarCraft.
Читай также