«Декаданс современного игропрома» или Что происходит с современными играми?
Мнение автора основано на его видении ситуации и может не совпадать с вашим.
История Римской Империи представлена в крайне упрощенном варианте.
В статье использованы материалы статьи «Всемирная история игровой индустрии» пользователя Bender77
Игра — высшая форма исследования. Альберт Эйнштейн
История компьютерных игр начинается в 1940-х и 1950-х годах и с этого момента рынок видеоигр пережил немало взлетов и падений. О развитии рынка видеоигр уже можно говорить не просто как о части поп-культуры, а как об отдельной отрасли человеческой деятельности. Время аркадных автоматов и приставок старого поколения уже прошло, они остаются только у истых приверженцев и становятся достоянием музеев. Компьютерные игры, имеющие популярность на сегодняшний день, логично начали свой путь с появлением массовых домашних компьютеров в 1970-х и 1980-х годах. Новое направление развития заставило разработчиков бросить все силы на попытки занять свое место на важнейшем рынке массовой индустрии еще на моменте ее становления и с этого момента игроиндустрия фактически только развивалась и расширялась. Однако за последние годы ситуация кардинально изменилась, что выражается в стагнации развития не только графической составляющей игр и начинки персональных компьютеров и консолей, но и в качестве и культурной составляющей выходящих игр.
Рассматривая это явление, мне почему-то приходит на ум сравнение происходящего в мире игроиндустрии с развитием целого государства, а именно Римской Империи. Многие процессы, которые происходили в этом государстве и привели к его распаду можно соотнести с процессами, происходящими на современном рынке видеоигр. Не будучи историком, я могу допускать опущения некоторых фактов, дат и событий, которые не соотносятся с указанной темой.
Период становления и первого кризиса
Итак, в периодизации развития Римской империи обычно рассматривают два этапа. Первый — это принципат, форма государственного устройства, сочетающая республиканские и монархические черты. Несмотря на формальность, в это время в государстве существовало республиканское устройство: действовал Сенат и народные комиции, регулирующие различные вопросы общественной жизни, а статус обладателей высшей власти, именовавшихся титулом принцепс, подчеркивался как первый среди равных. Становление Римской Империи началось с правления Октавиана Августа. Власть в этот период имела дуалистичный характер, развивается законодательная и финансовая системы, строятся как новые города, так и развивается сама столица. Параллельно поддерживались общественные интересы и происходило завоевание новых земель.
Аналогией в развитии видеоигр послужил период с 1970-х по 1980-е года, когда рынок видеоигр получил резкий толчок к развитию, появлялись как новые платформы, так и новые игры в огромных количествах. Ничего не сдерживало развитие, в свободную нишу хлынули сотни игр от Nintendo, Konami, Data East, Irem, SNK, Nichibutsu, Sunsoft, Jaleco, Tecmo, Capcom и других менее известных разработчиков. В США период с конца 1970-х до ранних 1980-х даже получил название — «Золотая эра видеоигр». Однако такой резкий переизбыток видеоигр мог привести к кризису перепроизводства, ибо молодая аудитория еще не была готова к таким масштабам, что и ожидаемо произошло.
Atari 2600 — доминирующая игровая приставка конца 1970-х — начала 1980-х.
Интерес аудитории к играм окончательно упал, и недавно цветущая индустрия, стала чёрной дырой для инвесторов. Многие, думая о временном характере кризиса, открывали огромные аркадные комплексы, предполагая, что индустрия выйдет обратно к уровню пика развития, однако практически все они разорились, лишившись основного источника игр – Atari.
Эта же судьба постигла многих дистрибьюторов и другие корпорации завязанных на игровую индустрию.
Похожая ситуация случилась и в истории Римской Империи. После смерти Августа, обнаружились недостатки государственной системы управления и началась длительная борьба за власть, которая вылилась в Гражданскую войну и в которой в течение года погибло несколько новоявленных императоров. Всем стало понятно, что власть, которая активно не взаимодействует с Сенатом не будет успешна, поэтому место императора досталось человеку из среды сената, который, усыновив Ульпия Траяна дал Риму одного из лучших его императоров и начал период, известных как «пять хороших императоров».
Красивый арт по игре Total War: ROME 2
Период расцвета и первые «звоночки»
Период «пяти хороших императоров» запомнился преобразованиями в администрации и в области права. Велось активное развитие провинций, как в области просвещения и развития земледелия, так и в плане защиты границ от набегов кочевников. Власть передавалась безболезненно, и последующие правители продолжали идеи предыдущих. Однако после этого периода престол опять достался по праву наследства юноше, и опять недостойному. Новый император жаждал славы и богатства, абсолютно не занимался государством и был вскоре убит заговорщиками. После этого опять воцарился кровавый хаос на престоле, в процессе которого сказалась ассимиляция римских и провинциальных элементов, в отдельных частях империи появлялись самоназванные императоры, и в итоге на престол взошел император, знаменовавший второй этап развития Римской Империи – Доминат.
В игроиндустрии кризис прервал успех легендарной Nintendo в 1983 году, она очень быстро захватила свыше 90% рынка, обеспечив себе монополию на ближайшие 10 лет. Nintendo установило фиксированные цены на свои продукты, а также запрет на разработку игр под их консоль без их согласия. Однако в это же время, ориентируясь на успех Nintendo, персональные компьютеры тоже готовиться к эпохе видеоигр. И в 1982 году в Великобритании, и далее везде, вышел знаменитый ZX Spectrum, на который за один год вышло 226 игр, сделанных в Великобритании. В 1983 это число выросло до 1188, а число компаний их производящих с 95 до 458. Опять начался период активного развития, однако не все шло так гладко, как хотелось бы. Новым бичом в развитии рынка видеоигр стало пиратство. Это явление фактически уничтожило сотни мелких компаний, только в 1984 году в Великобритании закрылось 474 студии, а к 1989 году их осталось всего 101. В других странах было ещё хуже. На плаву остались только гиганты индустрии и набирающие силу представители с внушительным финансированием. При этом внутри самих производителей игр начались конфликты с целью подорвать деятельность конкурента, преимущественно по вопросам насилия в играх.
Легендарная приставка NES
Период конфликтов и распада
К началу XXI века стали исчезать национальные европейские игровые индустрии. Глобализация не стоит на месте, и начали складываться стандарты игр, которые нравятся преобладающей массе населения. Первыми основоположниками стали американские игроделы. Никого не шокирует факт о любви американцев к оружию и именно от них пошла мода на шутеры и другие игры, связанные с агрессией и насилием. Противоположностью Америке служит японская и китайская культура видеоигр, где опорой индустрии всегда служила манга и местная анимация.
Полная аналогия этому разделению сфер влияния может представить распад Римской Империи. Рим теряет свой статус главной столицы, в Империи появляются два императора, разделяя территорию и власть. Возрастает бюрократизация двора императора, исчезает дуализм власти, законодательная власть перешла к сенату, но рядом с ним император издавал свои приказы; с течением времени он присвоил себе и власть издавать законы.
С этого момента фактически начинается современный этап развития игровой индустрии. После распада Римской Империи обе части довольно большое время самостоятельно существовали, так и формально выделенные части игровой индустрии существуют и взаимодействуют. Период с 2000-х по 2010-е стал знаковым для современной истории видеоигр. Я не побоюсь таких слов: все лучшие игры были созданы в это время, а современные издатели до сих пор паразитируют на их основе, как последние правители Рима паразитировали на теле умирающей империи. Выделяемые историками причины гибели Западной Римской империи тесно переплетаются с явью нынешнего игропрома.
1) Одной из важнейших проблем Римской империи было дробление территории и закономерный рост количества неподконтрольных земель. Так и количество студий и самостоятельных разработчиков на сегодняшний день растет, и их продукция редко оказывается качественной. Следовательно, рынок видеоигр переполняется бездарным хламом.
2) Последние императоры давали разрешение другим народам на проживание на территории своего государства, так и всем известная платформа Steam дает малоизвестным разработчикам возможность выпускаться на их территории. Хоть разработчики и не могут как те же дикие народы отобрать власть у компании Valve, но то что платформа превращается в помойку индиигр заметил уже, наверно каждый.
3) Земельные реформы братьев Гракхов в Риме повлекли за собой сокращение доли перерабатывающей отрасли, выросли цены на транспортировку товаров. Торговля стала переживать крайнюю степень упадка, что повлекло за собой прекращение отношений между некоторыми провинциями. Выросли налоги, которые отразились на платежеспособности населения. Мелкие землевладельцы стали просить защиты у крупных владельцев, что окончательно разорило их и создало прослойку крупных феодалов. Так и в индустрии видеоигр мелкие компании, не имея финансирования, часто поглощаются большими гигантами, которые диктуют им свои правила.
4) Отсутствие прогресса и паразитирование на прошлом также характеризовало последние вздохи некогда великой империи. Разработчики игр в последние годы выпускают исключительно продолжения старых игр, ставших классикой. Однако целью этих многочисленных приквелов и сиквелов является банальное выманивание денег у фанатов, эти игры не несут чего-то нового, потому что разработчикам это уже не нужно.
Разрушенный Рим на рисунках Джованни Баттиста Пиранези
Поставленные на поток современные игры приносят деньги, но убивают саму индустрию, как утопая в роскоши погибла Римская империя, забыв, как думать головой и как держать меч. Как в наше время погибли газеты и журналы, оставив жить только желтую прессу, такая же массовая культура для недалеких, готовых играть во все, что ему предлагает любимый разработчик, ведь альтернатив нет. Стоит заглянуть в статистику вышеупомянутого Steam, в топе одни игры-сервисы, которые не несут никакой информационной пользы, чья суть состоит в повторении одних и тех же действий с целью достижения никому не нужных рейтингов и топов. Я называю это деградацией, ибо если сравнить во что играло прошлое поколение и во что играет современное, это две противоположно разные вещи. И в настоящее время игры проходят период декаданса, упадка в культурном плане. И с этим кризисом надо бороться как компаниям, так и игрокам, иначе не за горами гибель качественной игроиндустрии.
Мы не потому перестаем играть, что постарели, — мы стареем, потому что перестаем играть. Джордж Бернард Шоу
Лучшие комментарии
А еще это был переизбыток игр весьма паршивого качества. Очень паршивого.
Бездарного хлама было хватало и в 2000-2010, просто тогда не было кучи информации по каждой выходящей игре.
Если бы Велв так не сделала, то мы бы не увидели кучу хороших инди-игр. Есть только одна проблема — человеку физически невозможно модерировать объемы того низкокачественного шлака, что выкидывают некоторые товарищи под видом инди. А до нормальной системы они так и не дошли. Что печально.
А за материал спасибо.
Как по мне сейчас происходит расцвет игропрома. Почему? Как минимум несколько реально крутых игр выходит каждый год. Игры есть в наличии для практически всех вкусов и сословий. Как неплохой коллекционер могу точно сказать хороших игр уже вышло достаточно, чтоб даже самому упоротому игроману играть с рождения и до конца жизни практически 24/7. Собственно, а что еще надо?)
Это утверждение верно если не проявлять сколь нибудь сильного интереса к играм. Все верно. Шлак на поверхности. Но так было, есть и будет всегда причем везде не зависимо от отрасли. Еще во времена активного стриминга отчетливо понял — массовому зрителю (читай — игроку) действительно нужно именно то самое, повторение одних и тех же действий годами. Однако если отойти от тезиса, что все тлен и, например, хотя бы месяц ежедневно поделать простое дело — отслеживать новинки Steam, то окажется интересное дело, что выходит УЙМА интересных, с какой-то изюминкой игр. Лично я в годы холостой жизни мог себе позволить концентрироваться на играх и открыл для себя СТОЛЬКО интересных игр только лишь в Steam (а ведь еще есть уйма всяких залипательных ММОРПГ! Играл годами — бомбовые впечатления, политика, интриги, расследования), что в них не переиграть за всю жизнь. Уже не говоря про то, что если играешь в режиме покипеть после работы, то тут вообще шоколад… Можешь позволить себе выбирать только бриллианты. Забегая заранее сообщаю — даже, так сказать, золотой фонд, самое-самое топовое, даже это одолеть бы к концу жизни. Плюс каждый год помним, что выходит как минимум несколько десятков интересных игр…
Сегодня смотрел по телеку как дети играют на Мадагаскаре. Нам вообще грех жаловаться)
Хорошая статья, надеюсь, её не заминусят просто так.
Я сам фактически попал в игровое сообщество с появлением первого компьютера году эдак в 2013, а играть во что-то помимо flash-игр и онлайн игрушек начал только с 2014-2015. С этого момента я впервые открывал для себя многие игровые вселенные, что-то лучше заходило, что-то хуже, но почему-то даже с появлением игрового компьютера не тянет играть в новые ААА-проекты. Последнее время вообще потянуло на 2D-игры и игры с пиксельной графикой.
Люди вообще могут играть во что хотят, но разработчики тоже получают средства с продаж, а если продажи упадут, в связи с падением интереса, то и развитие индустрии приостановится.
а) Технологический прогресс
б) Сама модель капиталистического производства требует постоянных инноваций и «инноваций» в производстве и конечном результате.
Но развитие в общем, бесспорно может и будет тормозиться. Но не становится.
Да они и при Гринлайте это поняли, ибо тогда сами пользователи стима зачастую голосовали за всякий хлам. Правда потом его почему-то не покупали.
Да нет, вообще ни разу не случайность. Сейчас игровые сайты очень активно продвигают хорошое инди, информации о них весьма много. Конечно же не все получают должного внимания, но тем не менее.
Согласен полностью.
Мы стареем, потому что появляется такой фактор как работа, который высасывает из человека все соки. Есть прямая зависимость между полной занятостью и проведенными в игре часами.
Зачем игрокам-то бороться? Сами игроки же и кормят этот декаданс, голосуя кошельком. Но вообще бороться не получится. Тут можно было бы поднять тему социализм vs капитализм, но мы живем в стране, которая пыталась построить первое и успешно на этом фоне провалилась, так что рая на земле, при котором не нужно думать о заработке, а следовательно можно и свободно творчески самореализовываться, не будет.
А так по поводу декаданса не согласен. Во-первых, в НАШЕ время большинство игр было таким же мусором. Просто мы были моложе и не искушеннее. Если сейчас сесть за игры золотой эпохи и откинуть эффект утенка, то вызывать они будут по большей части зевоту. Во-вторых, игры есть. У меня огромный список игр, в которые я хочу поиграть, но нет настроя из-за работы. Просто инди-игры сейчас находятся на уровне пк-игр середины 90-х, они не достигли даже уровня half-life 1. Лично для меня сейчас вершиной инди является игра dusk, а это конец 90-х. Думаю через годика три подтянутся инди-игры уровня пс2, а вот они уже будут представлять интерес, так как отход от текстового-скриптового повествования. Другое дело, что раньше все играли в одно и то же, а сейчас все играют в разные игры, потому что нормального ресурса, по которому можно было бы отслеживать инди, так и не появилось. В-третьих, единственное, в чем игровая индустрия деградировала по-настоящему, так это культура игры вдвоем-вчетвером. Ты приглашаешь в гости, но играть вам не во что, только в эмуляторы нес-снес и сега. Учитывая, что игры должны развлекать в первую очередь, это провал.
Но вот что до работы и локального кооператива, тут да, не поспоришь, всё очень плохо