Эволюция жанра «Вестерн» в видеоиграх | От Wild Gunman до Red Dead Redemption
В последние годы жанр «вестерн» перестал быть хоть сколько-нибудь популярным. Особенно это заметно по современным фильмам и книгам, однако в игровой индустрии в 2018 году произошло совершенно обратное явление. Вышедшая Red Dead Redemption 2 побила несколько рекордов, обогнала многие хиты и привнесла чуточку популярности давно забытому сеттингу. Сегодня я предлагаю пройтись по самым важным, на мой взгляд, видеоиграм в сеттинге дикого запада. От Wild Gunman до Red Dead Redemption.
Для людей, предпочитающих читать, а не смотреть
За последние двадцать лет жанр «Вестерн» перестал быть хоть сколько-нибудь популярным. Кто-то захочет мне возразить: мол, каждый год выходит минимум один фильм со стилистикой Дикого Запада. И да, в 2010 году вышел ремейк фильма «Железная хватка», в 2015-ом мне понравился «Костяной томагавк», вот и старина Тарантино два фильма подряд паразитирует на этой теме: «Джанго» и «Омерзительная восьмерка» — это не что иное, как дурачество поклонника спагетти-вестернов.
И всё бы хорошо, но если присмотреться, то окажется, что буквально все выходящие вестерны — либо ремейки, либо произведения, использующие Дикий Запад как обычную декорацию. Замени револьверы и индейцев в «Костяном Томагавке» на мечи и африканских каннибалов — и ничего не изменится. О Тарантино и говорить нечего: некоторые поклонники окрестили «восьмерку» вольным ремейком «Бешеных Псов», что ни в коем случае не плохо, но подобное «замкнутое» кино могло произойти при любой декорации — хоть в горах Манчжурии, хоть на отдаленной космической станции.
Удивительно то, что незавидная судьба жанра в кино не так сильно повлияла на игровую индустрию. В этом году вышла Red Dead Redemption 2, ей пророчат продажи в 15 миллионов копий до конца текущего года. В Великобритании, как в стране с самой играющей аудиторией, RDR2 не обогнала FIFA 19, но с легкостью обошла в рейтинге продаж Call of Duty: Black Ops 4. Правда, здесь нужно понимать, что игру разработали в Rockstar Games, а это уже лучшая реклама. Но факт остается фактом — вестерн-игра пользуется огромной популярностью у играющей публики.
Если задаться вопросом, чего ожидают от игр в сеттинге Дикого Запада, то на ум придёт несколько очевидных вещей. Должны быть аутентичные пейзажи, суровые законы в городах и полное беззаконие на дорогах, ну и, конечно же, ограбление поезда — куда без него? Персонажи обязаны обожать жестокость и люто ненавидеть друг друга, а главный герой будет либо самым подлым из всех, либо, напротив, справедливым и твердым в своих решениях. Эти качества лежат на поверхности, но если обратиться к классическому вестерну в кино и литературе, то он всегда был [выдержать небольшую паузу] об одиночестве. Одиночестве мужчины, который не только борется с врагами и покоряет просторы необжитого Запада Америки, но и принимает подчас сложные решения, за которые придется держать ответ. Однако то книги, которым помогает фантазия читателя, или кино с визуализированным видением автора — а как разработчики интерактивных развлечений воссоздавали для нас те ощущения? Давайте пройдемся по самым важным, на мой взгляд, произведениям.
Для начала определимся: передать образы, присущие вестерну, не так уж и сложно. Вот, например, игра Wild Gunman, вышедшая сперва для аркадных автоматов, а позже и на 8-битной системе Nintendo. Я думаю, если в детстве у вас дома стояла приставка Денди, то вы обязательно вспомните эту игру. Ничего необычного в ней нет, кроме необходимости играть в неё с Zapper’ом — световым пистолетом, который подключается вместо геймпада. Вы стреляете из Zapper’а в персонажей, появляющихся на экране, — и при вашем бездействии они начнут стрелять первыми, что приведет к проигрышу.
Wild Gunman вышел в 1984 году, поэтому глубины геймплея здесь искать не нужно. Успеваем прикончить врага, зарабатываем очки. И тем не менее атмосфера Дикого Запада здесь присутствует: просторы пустынь с кактусами и перекати-поле, скалы, виднеющиеся вдали, привычные декорации салуна конца позапрошлого века. Ну и, конечно, музыка, которая прекрасно передает атмосферу Дикого Запада.
Атмосфера отзывается и в единственной механике игры. Дуэли лишь подчеркивают выбранный жанр, ведь они стали визитной карточкой вестернов: герой на равных со злодеем, один на один, в висках пульсирует кровь и нужно успеть выстрелить первым. В наше время эта механика перекочевала и в Red Dead Redemption, и в Call of Juarez, потому что без неё в этом жанре — никуда.
Так как именно кинематограф сделал истории с Дикого Запада популярными, то неудивительно, что создатели игр многое передрали с фильмов. Это касается не только произведений о покорении Запада: игровая индустрия, особенно в начале своего развития, никак не могла тягаться с кино и постоянно ему вторила. Игра Mad Dog McCree, как никакая другая, может это подтвердить.
На старте своего творческого пути компания American Laser Games выпустила несколько аркадных игр, в которых совместила кинематограф с игровым процессом. Отсняв, разумеется, малобюджетный, но всё же художественный фильм, компания подарила возможность стать в нем главный героем. К нему напрямую обращаются, его пытаются убить, а игрок только и может, что молча всё это выслушивать, а затем крошить других актеров направо и налево. После выстрела, в зависимости от успеха игрока, включалось либо следующее сюжетное видео, либо экран с Game Over.
Появление Mad Dog McCree логично, ведь снять вестерн ничего не стоит: выехал в пустыню, поставил фанерку с вырезанными дырками а-ля окно, да снимай бомжей — чем тебе не ковбои? К тому же тогда считали, что игры должны производить по лекалам художественных фильмов, и даже не учитывали, что те — самобытны и дарят игроку возможность выбора, чего не может сделать ни фильм, ни книга. Впрочем, многие не учитывают это и сейчас.
Но чем ближе подбиралось новое тысячелетие, тем разумнее разработчики использовали свои ресурсы, конечно же, не забывая о трендах. В 1997 году на прилавки магазинов упала игра Outlaws — шутер от первого лица, представители которого в то время были очень популярны из-за успеха DOOM, Quake и Unreal. Но, в отличие от новейшей Quake с трехмерным движком, Outlaws бегал в 2.5D на движке Jedi Engine, который разработали для игры Star Wars: Dark Forces.
В ролик эта, мягко говоря, нишевая и даже вторичная игра попала не зря. Дело в том, что, несмотря на интересные формы подачи в предыдущих играх, именно Outlaws первой смогла подарить нам то самое погружение в мир Дикого Запада. Думаю, никто не станет отрицать, что вид от первого лица даёт больший эффект погружения, нежели когда персонаж виден из-за спины или прибит к экрану и не может передвигаться самостоятельно.
Сценарий же написан по заветам Джона Кармака — только вводное пояснение, почему нам нужно делать то, что делает главный герой. Джеймс Андерсон, шериф в отставке, возвращается домой и обнаруживает, что его жену Анну убили, а дочь Сару похитили два отпетых негодяя, которых теперь придется убить. Ранее я говорил, что вестерн — это жанр про одиночество главного героя. Именно в Outlaws можно почувствовать себя в шкуре одинокого волка, который борется за справедливость с пушкой наперевес, что дорогого стоит.
ЕЕсли переместиться немного в будущее, то можно заметить, как развивалась индустрия. Шутеры стали кинематографичней, по сути откатываясь к тому формату, который был показан в Mad Dog McCree. Он изжил себя ещё в 90-х, но, следите за руками, заменяем живых актеров на внутриигровых болванчиков и — ОПА! — уже геймплей. Тем не менее нормальные разработчики с творческой жилкой всегда пытались удивить: либо придумывали что-то новое, либо преподносили по-новому старое. Вот создатели Call of Juarez сделали классический шутер от первого лица, но добавили стелс и уже упомянутые ранее дуэли один на один. А самое главное, то, чем они и зацепили игроков — это колорит. Одним из главных героев здесь выступает престарелый святой отец, который, держа в одной руке Библию, а в другой дробовик, расстреливает негодяев без разбора, зачитывая им цитаты из святой книги.
При наличии таланта авторы способны не только добавить новое, но и полностью изменить изначальный подход. Одним из самых успешных и осмысленных экспериментов была Fallout 2 и её «как бы» продолжение Fallout: New Vegas. Западная часть Соединенных Штатов после ядерной войны резво отшатнулась в XIX век, что привело к войнам банд, рабовладельцам и прочим радостям жизни. Одиночество на пустоши, родной револьвер в руке и лишь одна цель — спасти родных или отомстить своим врагам. Не хватает только коня. Хотя во второй части он был, пускай и железный. В любом случае, разработчики отлично передали дух вестерна, пусть и работая в ином сеттинге.
В своем рассказе я намерено пропустил несколько достойных проектов: Desperados — клон Commandos, приправленный Диким Западом; свеженький Hard West, который тоже клон, но другой игры — Xcom; Gun, интересный шутер от третьего лица, да и Steamworld Dig, современная инди-игра — она тоже может встать с ними на один уровень, очень уютная и атмосферная. Однако с играми, названными ранее, этим проектам будет тяжело тягаться, как и с, безусловно, самым сильным представителем жанра вестерн от индустрии интерактивных развлечений.
О Red Dead Redemption, серии игр, которая буквально вопит о своей принадлежности к вестерну, рассказывать было бы глупо. Игра давно встала на своё место в истории и любима миллионами игроков по всему миру. Как никакой другой проект из перечисленных ранее, RDR дарит все те ощущения, что может подарить жанр вестерн. И если говорить так про первую часть не совсем правильно — там Дикий Запад хронологически окончен, а Джон Марстон предстает как пережиток прошлого, — то вторая часть как раз развивается во времена заката эпохи. В игре есть тягучая атмосфера, да и ограбление поезда нам спойлернули уже в трейлере – чего ещё желать?
Было бы ошибочно отрицать, что именно за Rockstar осталось последнее слово в жанре. Они единственные, кто не только создали отличную игру, но и попытались расширить нишевый жанр, тем самым открыв дорогу для других — не только игр, но и фильмов. И я бы очень хотел видеть больше произведений по этой теме. Я хочу ролевую игру, которая позволит мне вжиться в роль одного из жителей городка дикого запада, я хочу градостроительный симулятор, да даже продолжение Outlaws, но на современном уровне — от каких-нибудь id Software. Надеюсь, выход RDR2 принесет не только десятки часов приключений игрокам и миллионы долларов создателям, но и перестановку сил в индустрии. Сеттинг дикого запада слишком хорош, чтобы просто так оставлять его ещё на 8 лет.
Лучшие комментарии