2 сентября 2018 2.09.18 13 10K

Обзор игры Uventa — Почему жанр «Инди-Хоррор» умирает.

+24

Основная проблема инди-разработчиков последних десяти лет — отсутствие бюджета. Люди в чьих головах находится оригинальные идеи и свежие мысли, просто не могут воплотить их в жизнь из-за отсутствия денег. Обратной стороной медали, является, как раз-таки, наличие какого-никакого бюджета, но отсутствие уникальной идеи, когда свежеиспеченный инди-проект ударяется в самокопирование или в копирование братьев по цеху
В случае с инди-ужастиками конечно каждый второй пытается сделать игру не хуже Outlast или на худой конец Layers of Fear, стараясь во всем подражать авторам этих двух игр, разработчики совершенно теряют оригинальную задумку или она отсутствует вовсе.

Лично для меня, как я думаю и для всех вас, признаком хорошего хоррора является не сам факт наличия противника, его опасность, а наоборот, все что вокруг — атмосфера, страх главного героя, а не самого игрока.
Зомби, хищники, инопланетяне, кто угодно, в хоррорах, естественно, могут быть страшными и они должны быть страшными, но на сотый раз это уже не работает, когда на вас снова и снова вываливают одного и того же противника, заставляя убегать — это уже не пугает, а вот когда антураж локации, в которой происходит действие ужастика, действительно вселяет ужас, шорохи скрипы, тени — тогда игра действительно становится по-настоящему пугающей.

Давайте еще раз закрепим, признак хорошего хоррора — не сам факт наличия противника, а окружающее его пространство. Возьмем в качестве примера Amnesia: The Dark Descent от Frictional Games. Противников там было не так и много, но вот сама локация была просто жуткой.
Создатели пытались напугать не игрока через героя, а самого героя, чтобы он передал страх игроку, таким образом происходит слияние играющего с персонажем, а значит эффект присутствия и, непосредственно, испуг усиливается, кстати подобный метод использовали еще в 2005 году в Call of Cthulhu: Dark Corners of Earth от Bethesda, но об этом как-нибудь в другой раз.
Сейчас на повестке дня очередной инди-хоррор и на этот раз от русских разработчиков — Uventa.

История и место действия

Вернемся к тому о чем я говорил в начале, когда у разработчиков нет своей уникальной идеи и уникальной механики, то проект скатывается во вторичность. Назвать Uventa вторичной язык не поворачивается, однако, некоторые элементы подпадают под это определение полностью.
Сценарий повествует о буднях сторожа, который однажды, делая обход в старой советской школе, слышит странные звуки и решает проверить что же там не так. Естественно после этого двери заведения захлопываются, а наш незадачливый герой обнаруживает труп своего коллеги, который вот-вот должен был его сменить.

Наш сменщик с простым именем Саня. Видимо сегодня он на смену точно не выйдет...

Интересная история и сеттинг в котором происходит действие Uventa — пожалуй два главных плюса, которые можно выделить в этом проекте. Однако разработчики практически не умеют подавать нам главного героя, у нашего сторожа совсем нет предыстории. Да, финальный твист интересный, но перед ним нам совершенно никак не раскрывают персонажа.
Конечно по традиции на территории всей школы разбросаны записки, старые советские газеты, а из магнитофонов играют старые советские песни — это все прекрасно работает на атмосферу, но к примеру, создателей хватило лишь на одну-две кат-сцены за всю игру.
В проекте действительно интересный антураж, использовать в качестве локации старую советскую школу — отличная идея! Все эти обшарпанные лестницы, пустые классы, темная столовая, мрачные подвалы, решетки на окнах, портреты великих русских писателей в классе литературы — все это отлично работает на атмосферу, но основная игровая механика и весь игровой процесс в целом, который происходит на этой атмосферной локации, вторичен.

Игровой процесс

Чём же предстоит заниматься среднестатистическому игроку в Uventa?
Например, убегать от одного единственного противника на протяжении всей игры, причем анимации смерти у нашего героя нет. Супостат просто подходит, нежно касается вас кулачком, а вы видите надпись «Вас убили», вот и все. И это, кстати, главная «пугалка» Uventa, также вам предстоит решить три любопытных загадки, но в основном весь игровой процесс сводится к «Ищи ключ, убегай, открой дверь, ищи ключ, убегай, и снова открой дверь». Никакой смены ситуации или игрового процесса, смены сторон главного героя и противника не предвидится, кошки-мышки так и будут продолжаться до самого конца игры. Помимо этого, баги крайне неприятная вещь в Uventa. Застрять в досках в самом начале игры? Проще простого, пролететь сквозь текстуры, посмотреть что там за стенкой — все это обыденные вещи для этой игры. Конечно на данный момент разработчики работают над патчем, и он наверняка уже вышел, но на момент написания данной статьи ситуация такова.

Изучаем 3D-моделирование локаций вместе с BlackRat Studios!

Аналогично происходит и с графическим движком, используя прекрасную технологию Unreal Engine 4, которая выдает сочные виды, разработчики никак её не реализуют. Отсутствие физики предметов, отсутствие многих анимаций, а также посредственная оптимизация — это все с чем предстоит столкнуться каждому игроку в данном проекте.
При этом заставляя нас убегать, и возводя догонялки в основную фишку игры, разработчики не оттестировали эту механику. Иногда искусственный интеллект видит вас за несколько метров до того, как вы приблизились к локации, в которой находится антагонист, а иногда AI не замечает вас и в упор.

Телефон — не будет использоваться в геймплее никак, лишь только ради сюжетных СМС.

Явными источниками вдохновения для BlackRat служили Outlast и Layers of Fear, однако, до этих проектов Uventa не дотягивает. Этой игре явно не хватает чувства меры и отшлифовки. Нас постоянно заставляют искать бесконечные ключи, коды и записки, а также убегать-убегать и убегать — снова и снова, раз за разом.

Отдельно хочется отметить озвучку главного героя.

Дело в том что студия BlackRat отчего-то решила, что использование ненормативной лексики скрасит игру, а по итогу же получилось, будто наш сторож сталкивается с подобной ситуацией каждый день в девять вечера.

Итог

Видеть, что происходит с Uventa просто печально, у разработчиков явно есть бюджет, раз они позволили себе Unreal Engine 4, но они не позволили себе бета-тестеров, чтобы вы не застревали в текстурах и не пропадали сквозь доски в самом начале игры. Они также не позволили себе вкладываться в отточенность игровых механик.
Также они явно забыли сказать актеру озвучки, что он должен играть напуганного сторожа, а не Петровича из третьего гаража, прямо по дороге.
Но level-дизайн — это, однозначно, неоспоримый плюс Uventa.

Все же посоветовать свежеиспеченный проект, буквально, некому. Оценить level-дизайн, атмосферу, вы можете и в роликах на YouTube. Там же посмотреть сюжет, а подобная геймплейная механика использовалась уже не раз в игровой индустрии.
Очень жаль, что BlackRat погнавшись за своими амбициями, скорее всего, после выхода игры пойдет ко дну, как и многие другие инди-студии. Если же этого не произойдет, то я с удовольствием взгляну на их новые проекты, а пока, революции в жанре не случилось…

Видео-версия:

 

Лучшие комментарии

Почему жанр «Инди-Хоррор» умирает
Год или два назад я пытался разобраться в своём неприятии инди-хорроров (вроде бы даже наспор, но уже точно не помню). Пересмотрел почти все относительно популярные инди-хорроры из Стима, наверное, штук тридцать, если не больше (играл не во все, т.к. некоторые совсем уж хреново выглядели). При этом обошёл стороной упомянутые аутласт, LoF, Амнезию-Пенумбру, а также неупомянутые Dread Out, Soma и Night Cry (потому что эти игры знаю, отношусь к ним довольно-таки положительно, а ещё не был уверен инди это или нет). Так вот, с высоты своего опыта (я просто хочу пафосно звучать сейчас) могу заявить: инди-хорроры не сдохли. Они вообще не рождались. Пара удачных проектов, куча выпущенной хрени и прошедший хайп ещё ничего не означают. Ах, да, открыл для себя City Of Light, хороший инди-хоррор, о котором я раньше вообще не слышал. Хотя он и не очень хоррор.

Назвать Uventa вторичной, язык не поворачивается
Сейчас поспорю. А ещё тут запятая ненужная.

Сценарий повествует о буднях сторожа, который однажды, делая обход в старой советской школе, слышит странные звуки и решает проверить что же там не так. Естественно после этого двери заведения захлопываются, а наш незадачливый герой обнаруживает труп своего коллеги, который вот-вот должен был его сменить.
Ночь, сторож, непонятная хрень произошла. Звучит довольно банально. Хотя не буду говорить о сюжете в целом, так как твистов не знаю. Но честно, сомневаюст в наличии чего-либо интересного.

Конечно по традиции на территории всей школы разбросаны записки, старые советские газеты, а из магнитофонов играют старые советские песни — это все прекрасно работает на атмосферу, но к примеру, создателей хватило лишь на одну-две кат-сцены за всю игру.
из чего я делаю вывод, что сюжета в игре нет. Ну или он есть но уровня DayLight, а значит его нет.

Интересная история и сеттинг в котором происходит действие Uventa — пожалуй два главных плюса, которые можно выделить в этом проекте.
Про историю я уже говорил, а вот сеттинг… На словах интересно, вот только на скриншотах я вижу довольно типичную для инди-хоррора обстановку. Правда, здесь оговорюсь — меня вообще не сильно цепляет факт наличия «родной советской атмосферы», мне вообще побоку, америкаская там школа, японская, или русская. Если отличия сводятся к тому, что в русской на заборе написано «х--», а в американской «f---», отличий я не вижу. Хотя после сказанного мне интересно, что было бы написано в японской школе.

Ещё я сейчас вспомнил хоррор про японскую школу White Day, относительно неплохой. Но в школе там чистенько, а инди это или нет, я не в курсе. Вроде нет.

Чём же предстоит заниматься среднестатистическому игроку в Uventa?
Например, убегать от одного единственного противника на протяжении всей игры, причем анимации смерти у нашего героя нет. Супостат просто подходит, нежно касается вас кулачком, а вы видите надпись «Вас убили», вот и все. И это, кстати, главная «пугалка» Uventa, также вам предстоит решить три любопытных загадки, но в основном весь игровой процесс сводится к «Ищи ключ, убегай, открой дверь, ищи ключ, убегай, и снова открой дверь». Никакой смены ситуации или игрового процесса смены сторон главного героя и противника не предвидится, кошки-мышки так и будут продолжаться до самого конца игры.
Вот это прям типичное описание типичного дешёвого инди-хоррора)))

BlackRat погнавшись за своими амбициями, скорее всего, после выхода игры пойдет ко дну, как и многие другие инди-студии.
Простите-извините, но я тут амбиций не вижу. Скорее попытка запрыгнуть на ушедший поезд и заработать лёгких денег. Года два-три назад такой проект вполне мог бы окупиться, а вот сейчас интерес к этим штукам поугас. Хотя может просто я не интересовался.

у разработчиков явно есть бюджет, раз они позволили себе Unreal Engine 4
А вот это я хотел сказать ещё сначала, но решил дотерпеть. Так вот. Когда десять лет назад нам говорили «у нас есть Unreal Engine 3», это действительно означало наличие какого-никакого бюджета. Но ситуация изменилась. Сейчас UE4 насилуется кем попало почти наравне с юнити и рпг-мэйкер. Просто он стал то ли совсем бесплатным, то ли просто не недорогим для подобного использования. Я вот только что вбил в гугл «стоимость лицензии unreal engine 4» и… в общем, ещё раз убедился в своей правоте, наличие движка не означает наличия у разработчиков бюджета, или хотя бы желания сделать хорошую игру :)
Заметили ошибку или неточность в тексте? Пожалуйста, сообщите об этом в комментариях.
В остальном, Предлагаю к ознаКомлению!
Спасибо за хорошее видео, было интересно смотреть! Единственное замечание — к концу видео второй раз было отмечено, что у разрабов есть деньги на движок и т.д., на мой взгляд повторяться было лишним.
Ну на СГ не взяли, но «Обзор недели» второй раз подряд — уже маленькое, но весомое достижение. Спасибо за признание ;)
Иногда искусственный интеллект видит вас за несколько метров до того, как вы приблизились к локации в которой находиться антагонист, а иногда AI не замечает вас и в упор.

находиТСЯ и запятая перед «который» нужна.
В Итоге есть маленькая ошибочка. В предложении «Они также не позволили себе вкладываться отточенность игровых механик» пропущена В, как я полагаю. Прошу прощенья, но уж очень зацепился глаз.
Благодарю за отзыв, да повторение явно было лишним, но исключить его уже на стадии монтажа я не мог, так как изначально происходит озвучивание статьи, а уже потом обработка звука, монтаж и шлифовка финального продукта. К слову, там же под видео есть ссылка на плейлист со всеми вышедшими видеообзорами — кто знает, может что-то ещё приглянется.
Запятые пофиксил, спасибо. Про амбиции — зайдя на страничку игры в Steam нам заявляют следующее, цитирую:

Особенности игры:
— Сюжет по мотивам реальных событий
— Психологический хоррор без дешёвых скримеров
— Интерактивное окружение
— Оригинальный саундтрек ушедшей эпохи
— Интересные головоломки
— Непредсказуемый финал


Да и вообще, там много интересного прочесть, в итоге, почти все наглая ложь и пустые слова.

Про антураж, если играли в You Are Empty или ему подобное — то вселенная, примерно такая же, в других проектах этого жанра аналогичного по стилистике нет, поэтому я и отметил это как плюс игры.
Сюжет вполне неплох — концовка меня удивила, но в «реальность событий» я не верю. Если не xочется браться за это — можешь взглянуть на YouTube (само прохождение игры отняло у меня 2-3 часа времени). Только подачи у истории нет совсем. Какие-то смс, газеты, но толку нет. Сопереживать герою не хочется совсем…
Спасибо за комментарий, читать было столь же интересно, как и работать над этим постом.
Я без понятия про обсценную лексику, но в японской школе могло быть написано chin — это это они так мпх называют. И это вроде бы вульгарное слово, но я такой надёжный источник, но ничего не могу гарантировать
Спасибо, я упустил, а тут никто не заметил, но теперь все поправлено.
Про амбиции — зайдя на страничку игры в Steam нам заявляют следующее
Это не амбиции. Это маркетинг. Не напишут же они: «Мы тут решили сварганить на коленке какую-нибудь хрень, не тратить на неё денег и попробовать хоть что-нибудь заработать». Ну а раньше ещё могли про «выехать на хайпе вокруг хорроров» дописывать))

Да и вообще, там много интересного прочесть, в итоге, почти все наглая ложь и пустые слова.
Типичная ситуация :)

You Are Empty
играл, там прикольно. Одни куры-мутанты запомниться могут надолго))) Но там всё сделано намного лучше.

Возможно, я просто не вижу этого самого антуража на скриншотах. Как будет время гляну видео, вдруг там найдётся)) А пока что — стандартненькая блекло-серо-тёмная картинка, как в большинстве инди-хорроров))

Только подачи у истории нет совсем. Какие-то смс, газеты, но толку нет. Сопереживать герою не хочется совсем…
Вот это тоже ситуация типичная. В большинстве инди-хорроров что я играл есть прикольная идея (какой-нибудь элемент вроде того же антуража советской школы) и «неожиданный поворот» в финале. Поначалу мне это нравилось, но… Одна… две… три… семь игр с аналогичным подходом, и все эти повороты совершенно перестали казаться интересными. Сейчас я думаю, что лучше бы в этих играл был более предсказуемый сценарий, но чтобы его приятнее подали. А так — склоняюсь к мысли, что имеет место наплевательское отношение к своей работе (или к своему хобби, что даже звучит так себе) и невысокая заинтересованность в результате продукта.
Ха-ха, спасибо за пояснение)))
Читай также