Берегите трафик!
Как часто вы играете с кем-то? С настоящими людьми, я имею в виду. И я не про батл рояли или обезвреживания бомбы на Б. Я про мультиплеерные приключения. И не столь громадные как WoW, а более камерные. Для «двух тире четырёх игроков».
Сегодня я хотел бы осветить (почти наверняка лишь поверхностно) такую тему как кооперативные игры. Поразмышлять о реализациях совместных игр, а также высказать свою позицию относительно некоторых сомнительных добавлениях кооп-режима. Если у вас есть свои кандидаты на хорошую и плохую реализацию кооператива в той или иной игре, то милости просим в комментарии!
Во-первых, дабы не путать гречку с рисом разделим весь объем кооператива на категории и подкатегории.
Кооперативная игра — режим в компьютерных играх, в котором два игрока и более сотрудничают друг с другом, совместно преодолевая препятствия, например, в виде сражения против управляемых AI противников.
Википедия
Также можно смело добавить сюда несколько современных аспектов, таких как решение головоломок, выживание и общий прогресс.
Википедия называет самой первой игрой с сетевым кооперативным режимом DOOM. Для него была сделана модификация позволяющая с другом проходить сюжетные локации, и она даже увеличивала количество противников на некоторых из них.
Однако до сетевого кооператива в играх был сплитскрин.
SplitScreen или же разделённый экран подразумевает игру на одной машине, будь то пк или приставки (однако есть и исключения, например игра ScreenCheat). Ярким примером является Road Rash 2 для приставки Sega Mega Drive. В ней была поддержка совместной до 5 человек.
Однако, можно ли назвать состязательный совместный режим кооперативным? Конечно, никто не запрещает работать сообща, вырубать всех соперников и делить первые два места в гонке. Ведь всё-таки вы и ваш друг сидите рядом за одной приставкой и состязание можно превратить в весёлый кооператив против AI. Всё как по книжке).
Примером общего экрана, пожалуй, можно считать Pong. Да-да, вы правильно подумали тот самый Pong 1972-го от Atari. Думаю суть игры объяснять никому не нужно, но для ясности картинки всё же скажу. Двое игроков с общим игровым экраном преследуют одинаковую цель – забить мяч в ворота соперника. Одно лишь НО – игроки соперники друг другу, что снова делает совместную игру состязательной, а не кооперативной.
На мой взгляд у кооперативных игр с возможностью играть вместе трём и более игрокам есть одна проблема. Но она скорее не в самих играх, а в нас.
Когда игра состязательная и единственный прогресс — это уровень или опыт, такой проблемы не возникает. Потому как вы со спокойной душой можете зайти и погонять пару каток без друга ничем его не обделив, собственно, как и наоборот. Прогресс в таких играх сугубо статистический и не так обидно, когда у твоего друга чиселки в профиле больше. Гораздо обиднее, когда в твоё отсутствие друг изучал некий контент, который вы могли изучить вместе будь то сюжетное задание или какая-либо локация. Благо, когда вы играете на пару с одним другом, такие ситуации сводятся к минимуму. Ни вам, ни вашему другу просто не хочется играть без напарника.
Последнее касается игр с совместным прогрессом развития, как, например, в играх жанра Survival, Здесь существует проблема, основанная на человеческом поведении.
Во многих выживалках разработчики так и норовят добавить игру по сети – Ark Survival, 7days to die, Raft, Minecraft, Don’t Starve и многие другие. С одной стороны, это выгодно и игрокам, и разработчикам. Одни могут веселиться с друзьями, а вторые получают увеличенную прибыль за счёт покупок на компанию друзей.
Если начинать игру в компании нескольких друзей, есть большая вероятность того, что кто-то может отстраниться и отстать.
Почему я, собственно, решил написать эту статью, так это по причине последнего обновления Stardew Valley.
В медитативную игру с атмосферной обстановкой в форме маленькой автономной деревеньки добавили мультиплеер. Теперь вы делите место на ферме со своими боевыми товарищами. Реализация многопользовательской фермы пока что спорная. Вы можете каждый заниматься своим огородом — сажать и строить. Но когда дело доходит до атмосферного повествования о маленьких персонажах, то весь этот опыт становится недооценённым многими игроками. У каждого свой ритм развития и сюжетные вставки о персонажах у каждого в своё время. Когда кто-то яростно борется с монстрами в шахте с криками о помощи, вам будет проще скипнуть или прокликать диалог. Я не говорю про всех, такие ситуации строго индивидуальны. Однако проблема имеет место.
Так же до кучи сюда закралась проблема многих подобных кооперативных игр — «Проблема 2+».
Если вас всего двое, то каждый занимается своим делом, НО при этом никто не чувствует себя более одиноким.
Если же вас больше двух, настанет определённый момент, когда вы невольно поделитесь на две и более групп. Тогда как некоторым обязательно не захочется делать то, что другим и наоборот. Так ваш игровой «кооперативный» путь разбивается на несколько. Да ещё и есть проблема собраться всем. Ведь чаще всего семеро одного не ждут…
Одному пришлось отлучиться на пару часов, а оставшимся ведь нужно что-то делать – интерес то к игре есть.
А по возвращению тот самый отлучившийся получает дозу демотивации и пытается вклиниться в прогресс большинства.
Но одно дело совместное выживание. А как же камерные и атмосферные сюжеты?
Разработчики атмосферного подводного выживастика Subnautica на вопрос о мультиплеере и кооперативе, в частности, отвечают однозначное нет, несмотря на неслабые расстройства фанатов. И аргументируют они это сохранением хрупкой атмосферы одиночества под толщей воды.
В игре нету других людей вообще, лишь огромное количество морских тварей, не находящих себе мечта от желания сожрать игрока. И согласитесь, здесь безумный смех и приколы с друзьями действительно были бы лишние.
Но бывают и случаи, когда атмосферу игры не портит наличие второго игрока, а наоборот. Например, Saint's row lll/lV.
Выходки второго игрока лишь увеличивают атмосферу безумия и беспредела. Дикое вождение, веселье в песочном городе с огромным арсеналом и трешово-туалетный юмор самой игры вполне гармонируют с такого рода кооперативом. Однако второй игрок не введен в повествование. Все сюжетные катсцены каждый игрок видит по-своему. В свете чего создается впечатление, что кооператив прикручен для удвоенных продаж игры…
А если взять изначально нацеленные на кооператив игры? Игры, в которых каждый пользователь играет за конкретного сюжетного персонажа, вплетённого в повествование.
Left4Dead это скорее мясной шутер, чем повесть с закрученным сюжетом. А кооперация заканчивается там, где заканчиваются зомби. Тем не менее стрелять с друзьями орды мертвецов это всегда весело.
Какая игра, на мой взгляд, идеально ввела кооператив, так это Portal 2.
Кооперативная кампания отделена от одиночной и является, как дополняющей для основной истории, так и вполне самостоятельной. Игра предлагает вам совместно решать головоломки с несложной мотивацией. Игра замечательно использует свои механики, чтобы вытягивать из кооперативного прохождения максимум кооперации (сори за масло масляное). Это и тайминги, и разделение обязанностей, и собственно совместный мозговой штурм.
Есть и игры, которые экспериментируют с мультиплеером, совмещая различные режимы. Игра Hunt Showdown совмещает PvP и PvE в кооперативный коктейль. Вам и вашему товарищу необходимо не просто выследить одно здоровое чудище, но ещё и не пасть под натиском орды трупов и главное – от пули вражеского дуэта. Такая комбинация дарит достаточно уникальный опыт, несмотря на то что это обычный шутер без нормального сюжета.
Это были мои небольшие мыслишки вслух и систематизация знакомых игр, потому статья не совсем передаёт какой-томэсседж.
На мой взгляд тема куда больше подходит для обсуждение короткими аргументами «за» или «против» конкретных игр, потому прошу озвучить ваше мнение внизу.
И вот парочка наводящих вопросов:
Как по вашему мнению, во всех ли сюжетных играх нужен кооператив?
Нужен ли он там, где есть? И нужен ли там где нету?
Лучшие комментарии