26 июля 2018 26.07.18 20 13K

Киберпанк куда глубже, чем может показаться

+40

Показанный на E3 2018 трейлер Cyberpunk 2077 вызвал бурную реакцию всех причастных к игровой индустрии. Многие возмущались слишком цветастой, для игры данного жанра, стилистикой. Данная статья родилась из желания автора доказать абсурдность возникших разногласий.

 

Введение

Появление электронных вычислительных машин — одно из самых значимых событий в истории. Уже сама возможность переложить на плечи машины такую трудоемкую и однообразную задачу, как арифметико-логическая обработка численных данных, открыла новые перспективы для развития науки и техники.

Последующий переход на полупроводниковую компонентную базу не только сделал компьютеры компактными, но также позволил инженерам примерно раз в 24 месяца выпускать на рынок процессоры с вдвое большим количеством элементов на кристалле. Что позволяет увеличивать вычислительную мощность — так-же примерно в два раза. Данная закономерность была отмечена Гордоном Муром и была названа в его честь — законом Мура.

Согласно этому закону мощность процессоров растёт экспоненциально. Если предположить, что данная зависимость будет соблюдаться в дальнейшем, то нас ожидает так называемая технологическая сингулярность. В реальности это конечно невозможно, поскольку предельный размер транзистора ограничен размерами атомов, применяемых для его конструирования, а предельная скорость передачи данных ограничена скоростью света. Однако, даже при этих ограничениях вычислительная техника развивалась и продолжает развиваться с головокружительной скоростью.

«Ну и день. *мм..* Тебе одиноко? Я могу помочь. Ты такой хороший, Джо.»

Blade Runner 2049 (2017)

Было понятно, что столь стремительное развитие информационных технологий обязательно станет причиной столь-же стремительных изменений в обществе. Притом чем быстрее будет развиваться техника, тем скорее внутрисоциальные конфликты достигнут критической точки. Точки, в которой общественные конфликты и противоречия обострятся настолько, что игнорировать их будет невозможно. И если фантасты докомпьютерной эпохи писали в первую очередь об удивительных машинах будущего, то с наступлением информационного века многих из них стали волновать социальные вопросы, которые неминуемо обострятся в будущем.

Именно из попытки спроецировать современные общественные отношения на высокотехнологичный мир будущего и родился киберпанк.

Киберпанк

Мир киберпанка — это мир достигший такой критической точки, когда нерешённые социальные конфликты стоят уже столь остро, что лишь разобравшись с ними общество сможет продолжить развиваться прогрессивно.

Если как можно более кратко описывать киберпанк, то это общество высокого уровня развития техники, с сохранившейся рыночной экономической системой. Прочие характерные черты киберпанка, такие как: мрачная атмосфера отчаяния, нищета, высокий уровень преступности, иллюминаты — являются производными от его основных признаков.

Далее предлагаю разобраться почему это именно так. Для этого попробуем проследить процесс развития нашего современного мира до такого состояния, которое можно охарактеризовать как киберпанк. И в процессе данного рассуждения сформируем более полное представление о киберпанке.

Становление киберпанка

Современный мир

Прежде всего определимся с начальными условиями, а начнем с основного, то есть с того, что лежит в основе нашего общества — с экономики. Современное общество немыслимо без современной экономической системы — экономика определяет чем человек питается, во что одевается, где работает, в каких условиях проживает, какие мультимедийные данные он потребляет и многое другое.

Ведь как ни крутись, но ты не будешь питаться исключительно печенкой страуса, если твой доход позволяет регулярно покупать только печенку курицы. Ты не сможешь ездить на работу на метро, проживая в небольшом городе, где строить метро будет попросту экономически не выгодно. В кинотеатрах ты будешь наблюдать по большей части те фильмы, которые сняты для заработка денег, а не те что рискнут сказать новое слово в жанре. Ты не сможешь получить высшего образования, если оно будет платным и если это будет не совместимо с твоим финансовым положением. Одним словом, экономика определяет значительную часть твоей жизни, если не определяет её всю.

Современная экономика связывает весь наш мир воедино — значительная доля потребительских товаров доступна в любой точке нашей планеты. Мы покупаем такую-же бытовую технику, что и жители, например, Канады. Одеваемся в ту же одежду (не буквально, конечно), что и жители Австралии. Разъезжаем на тех же автомобилях, что и жители Кубы. А на прилавках продуктовых магазинов мы можем найти товары со всего света по приемлемым ценам.

Уровень экономической связанности настолько высок, а процесс перевозки грузов настолько отлажен и оптимизирован, что порой доходит до абсурда — бананы из Эквадора, продаются в морозной России круглый год, при этом в расчете на килограмм стоят зачастую дешевле отечественных яблок.

Вслед за экономическими связями формируются культурные — снятые один раз фильмы, музыкальные клипы и рекламные ролики можно перевести на другой язык и показать другой аудитории. Попутно внедрить новые жизненные ценности в головы граждан другой страны, с целью коррекции их образа жизни, ценностей, интересов, списка потребляемых товаров, планов на будущее. И вот мы уже мечтаем об огромных внедорожниках, дорогих “ай-фончиках”, красивой жизни в “американском” стиле, курим “мальборо”, носим “армани”, обрызгиваемся “лакостом”.

Культурное влияние оказывается выгодным и оправдывает себя с экономической точки зрения. Поэтому экономическая связанность приводит к связанности культурной.

Реклама, реклама вокруг.

Ghost In The Shell (2017)

Притом интернет является лишь средством доставки культурных ценностей, а не коренной причиной объединения различных культур. Посудите сами, каким образом элементы иностранных культур распространяются в интернете, если не через высокобюджетные, а значит экономически заинтересованные проекты, вроде: YouTube, Facebook,* Twitter, Google, Yandex? Стоит ли говорить о том, что экономически заинтересованные компании предпочитают распространять выгодную для них информацию?

Конечно есть ещё “независимые” источники информации, но и они должны получать прибыль за счет чего-либо, например рекламы, поставляют которую все те-же интернет гиганты. В общем, культурное влияние распространяется прежде всего через контролируемые крупным бизнесом веб-площадки, а не через непосредственные взаимодействия носителей культур.

Важно отметить, что при всей этой кажущейся цельности мирового человеческого общества и информационного пространства, мир по-прежнему разделен на государства. Правда современные государства уже настолько срослись с мегакорпорациями, что порой очень сложно разделить государства и частный капитал.

Как сложилась такая ситуация — вопрос отдельный, притом настолько объемный и сложный, что рассматривать его в данной статье было бы неправильно. Возможно обсудим этот вопрос в другой раз, а сейчас стоит сказать, что мегакорпорации существуют уже сегодня, и существование так называемых иллюминатов, куда менее параноидальная идея, чем может показаться.

Вполне логично, что владельцы мегакорпораций, на долю которых приходится значительная часть экономики какого-либо государства, могут диктовать государству свои условия при решении некоторых вопросов. А если учесть что они выступают спонсорами избирательных кампаний крупнейших политиков (не с неба же падают эти деньги), глупо удивляться, когда чиновники принимают законы и издают указы выгодные корпорациям, а не народу. Поэтому такая знаковая черта киберпанка как мегакорпорации, сросшиеся с органами государственной власти, имеет место уже в современном мире.

Комната монтажа Picus TV — Эмблема иллюминатов нарисована на полу неспроста.

Deus Ex: Human Revolution (2011)

Другая характерная черта киберпанка — социальное расслоение, также существует уже сегодня. Думаю многие читатели знают, что 1% самых богатых, владеет ~50% мирового благосостояния. При этом беднейшие 50% взрослого населения земли, владеют 1% мирового благосостояния. Если усреднить благосостояние людей, входящих в эти 50%, то получается, что на каждый 1% из 50% приходится 1/50% благосостояния. То есть 1% сверхбогатых обладает в 2500 раз большую долю мировых благ, чем усредненный 1% из беднейшей половины населения земли.

Возникает вопрос: сверхбогатые работают в 2500 раз больше бедняков? Может они потратили в 2500 раз больше времени на образование, благодаря чему имеют, условно, в 2500 раз более высокую квалификацию и, соответственно, зарабатывают в 2500 раз больше? Или в их сутках в 2500 раз больше времени?

Вопросы эти для многих висят в воздухе уже сегодня.

Социальное расслоение достигло возмутительных масштабов — еще один признак киберпанка имеется налицо.

Подытожим: современный мир практически целиком охвачен экономическими связями, которые при помощи современных средств связи приводят к культурной связности; но мир все еще разделен на государства, уже сегодня ставшие инструментами в руках владельцев мегакорпораций, при этом имеется вопиющее социальное расслоение.

На пути от наших дней до киберпанка

К чему приведет научно-технический прогресс?
Развитие техники есть прежде всего развитие производственной техники, поэтому оно в первую очередь проявляется в экономике. Развитие производственных средств приводит к росту производительности труда, т.е. к росту количества выпускаемой продукции за один человеко-час работы.
Это означает, что:

  • за то же время, то же количество работников произведут больше продукта, чем ранее;
  • либо, что эквивалентно, то же число рабочих, произведут то же количество продукта за меньшее время;
  • либо меньшее число рабочих, за то же время произведет то же количество продукта.

Если учесть что увеличение выпускаемой продукции приведет к падению ее рыночной цены, то выходит что владельцу предприятия не вполне выгоден первый вариант. Второй вариант также невыгоден, поскольку означает сокращение рабочего дня. Какой капиталист пойдет на такой шаг, будучи в здравом уме? Поэтому наиболее выгоден либо третий вариант — увольнение “лишних” рабочих, либо совмещение третьего с первым — увольнение почти всех лишних рабочих при умеренном увеличении количества выпускаемой продукции.

Нетрудно догадаться что это приведет к росту безработицы. Конечно можно построить новые фабрики и заводы для этих безработных, чтобы с ростом производительности труда уволить их и от-туда. Бесконечно продолжать эту последовательность невозможно, поскольку максимально возможное количество предприятий ограничено ценами на сырьё и энергию, доступностью данных ресурсов и спросом на продукцию предприятия.

А что-же случится если (или когда) удастся сконструировать андроидов, способных заменить любого рабочего, занимающегося физическим трудом? Ответ очевиден — уровень безработицы резко вырастет. Куда деваться всем этим людям? Бежать учиться на инженеров? Но откуда у безработного деньги на высшее образование, когда даже при бесплатном образовании нужно на что-то жить?

Податься в творческие профессии? Кто-то наверное удивится, но рынок творческих профессий не резиновый. Как минимум, в силу того что люди не могут потреблять “творческих продуктов” больше определенного количества за единицу времени. Да к тому-же, не любое творчество людям интересно, всякий арт-хаус обречен быть невостребованным на рынке.

Получается многим безработным некуда переквалифицироваться. Вариантов остается немного — погрязнуть в депрессии, выросшей на чувстве личностной несостоятельности из-за несоответствия бытующим в обществе “стандартам” успешной личности. Впоследствии спиться, погрязнуть в наркотической зависимости или осуществить суицЧАСТИЧНАЯ ЦЕНЗУРА. Другой вариант — борьба за выживание любыми средствами, не считаясь ни с кем и ни с чем — одним словом, криминал. Не секрет что безработица подпитывает преступность, ведь чем выше степень отчаянья индивида, тем больше вероятность что он впутается в рискованную авантюру ради собственного выживания.

До чего-же жуткая сцена: неизвестный гонится с пистолетом за женщиной и несколькими выстрелами убивает её, а большинство людей на улице продолжают идти как ни в чём не бывало. Никто не знает кто этот мужчина, но никто не пытается помочь женщине, прохожие лишь уходят с линии огня и с любопытством наблюдают за происходящим — люди к этому привыкли.

Blade Runner (1982)

По понятным причинам группа преступников значительно сильнее преступника одиночки, а большая группа сильнее малой. Поэтому в криминальном мире образуются группировки. Появившиеся группировки растут в размере — как за счет появления новых членов, так за счет объединения с конкурентными организациями. Преступные организации растут, но растут до того тех пор, пока государственные органы не увидят в них угрозу устоявшемуся порядку. Слишком крупные группировки уничтожаются государством, для сохранения общественного порядка.

Итак, с техническим прогрессом, растёт уровень бедности и уровень преступности, появляются всё новые преступные группировки, которые увеличиваются в негласно установленных государством пределах.

Уровень преступности настолько высок, что не остается времени на формальности судебных процедур — судьи выносят приговор на месте и тут-же приводят его в исполнение.

Dredd (2012)

Как же складываются дела у сильных мира сего?
Рост производительности труда снижает издержки производства на единицу продукции, собственно это главная задача борьбы за увеличение производительности труда. Это означает что производитель может, сохранив рыночную цену своего товара, получать бОльшую прибыль. Либо же, капиталист может снизить цену, чтобы его незадачливый конкурент, который не сумел достичь такого же уровня производительности труда, не смог бы установить сопоставимую цену на свой товар. В итоге такой конкурент вскоре перестанет быть таковым, поскольку его товар не будет пользоваться спросом. А значит такой конкурент уйдет с рынка по причине банкротства, тогда более успешный капиталист станет монополистом и сможет установить любую цену на свой товар, ограничивая её лишь уровнем спроса на рынке.

Эта картина усугубляется ещё и тем, что масштаб, сложность, а значит и стоимость научно-технических исследований постоянно растут. Это означает, что лишь оставаясь одним из крупнейших капиталистов, вы сможете позволить себе оставаться на пике научно-технического прогресса. То есть, менее крупные капиталисты, не смогут поспевать за более крупными и вскоре перестанут быть капиталистами. А значит на рынке останутся лишь крупнейшие, причём чем выше уровень развития техники, тем меньше остается капиталистов, и тем большую долю рынка они занимают.

В их руках концентрируется мировая экономика, государства становятся все более зависимыми от немногочисленных капиталистов. В результате чего с некоторого момента государства превращаются в придаток частного капитала, становятся его марионетками.

Итак, с техническим прогрессом, мировая экономика концентрируется в руках капиталистов, среди которых таковыми остаются лишь немногие, а государства становятся марионетками немногочисленных крупнейших капиталистов.

С ростом сложности, масштабов и стоимости научно-технических исследований, все более выгодным становится промышленный шпионаж. Завладев новейшими разработками своих конкурентов, корпорация не только сэкономит время и деньги, но и лишит конкурента монополии на использование этих разработок. Разгораются настоящие корпоративные войны, которые в дальнейшем только обостряются.

Крупные капиталисты создают частные военные компании — самые настоящие личные армии. Причём чем крупнее капиталист, тем лучше оснащена его армия, и тем больше её численность. Если же нужно послать на задание кого-то, кого было бы не жалко в случае чего пустить в расход, тем самым скрыть свою причастность к данной операции, то можно нанять кого-нибудь из независимых наемников. Такие фрилансеры пригодятся в тех случаях, когда вероятность гибели исполнителей крайне велика. Такие фрилансеры, или как их иногда называют — раннеры (runner), это самые отчаянные люди из низших слоев населения. Именно отчаяние заставляет их браться за самые рискованные и грязные задания.

Итак, с техническим прогрессом, развязываются и все ярче разгораются корпоративные войны, инструментами которых становятся частные военные компании и фрилансеры из числа наиболее отчаянных уличных преступников.

Знакомтесь, это Джонни — типичный раннер.

Johnny Mnemonic (1995)

Приход киберпанка — О дивный новый мир

Итогом описанных выше процессов становится мир, негласно управляемый мегакорпорациями. Государства этого мира утратили свою значимость, превратились в своеобразные декорации, за которыми скрываются богатейшие капиталисты, реально управляющие миром. Мегакорпорации имеют в своих руках гигантские производственные мощности, контролируют средства массовой информации и владеют армиями — им могут противостоять только другие мегакорпорации. Между корпорациями идет война — война за природные, политические, интеллектуальные и человеческие ресурсы.

Простой человек в таком мире, по существу, уже не имеет гражданства и характеризуется скорее свой принадлежностью к той или иной корпорации. Но не всем “повезет” оказаться шестеренкой корпоративной машины — очень многие окажутся на улице и будут вынуждены бороться за свое существование. Все эти безработные с радостью займут должности уволенных сотрудников. Понимая это, корпоративные работники согласятся трудиться на любых условиях — лишь бы доход был стабилен. Поэтому, даже “успешные” люди живут немногим лучше остальных. Процветают лишь богатейшие, остальные-же могут претендовать лишь на роль пешки в корпоративной войне.

В нижней части Хэнша можно встретить эту пару. Из их разговора становится понятно, что мужчина был уволен из корпорации Tai Yong Medical за то, что пожаловался в профсоюз на невыносимые условия труда.

Deus Ex: Human Revolution (2011)

Воюют корпорации не только друг с другом, но и с армиями недовольных граждан или обнаглевшими бандитами. Люди недовольные тем, что корпорации выжимают из них все соки, а при удобном случае выкидывают их на улицу, наиболее многочисленны и потому представляют наибольшую опасность для мегакорпораций. “Хозяева мира” в ответ на выступления недовольных людских масс ужесточают государственный режим — законодательно сокращают количество гражданских прав и свобод; расширяют полномочия полиции и комплектуют её передовой военной техникой; поощряют лоялистов, порицают диссидентов, а в нейтралах поддерживают нейтралитет с помощью всевозможных развлечений. (Вам это ничего не напоминает?)

Эти меры, направленные на защиту интересов корпораций, закрепляют сложившееся социальное расслоение.

Основное в киберпанке

Мир

Такое, на первый взгляд, парадоксальное социальное расслоение, возникшее в процессе развития техники — есть главная характерная черта киберпанка, отличающая его от прочей научной фантастики.

Хэнша — аллегория социальной стратификации; люди здесь разделены на низших и высших буквально, одни живут в полумраке нижнего города, другие — среди зеленых садов верхнего.

Deus Ex: Human Revolution (2011)

Такой стратификации общества можно было избежать (каким образом — это другой вопрос), однако, построенный по современным принципам мир, в котором во главе угла стоит личная финансовая выгода, не может не породить киберпанковской химеры в процессе своего развития. Люди этого мира — не вполне люди, живущие не вполне жизнью, обреченные на полу-животное существование в постоянной борьбе с себе подобными за кусок хлеба. Положение этих людей постоянно усугубляется неумолимым техническим прогрессом. Люди этого мира — обречены на вымирание.

Итак, мир киберпанка — это мир, который в процессе технического развития не смог решить своих социальных противоречий, а лишь предельно обострил их, благодаря чему общество оказалось в историческом тупике: общество разделилось на касты, большинство людей вынуждены бороться за выживание, а мир охвачен охвачен войной.

Прочая внешняя атрибутика второстепенна: не имеет значения, какие дисплеи стоят повсюду — ЭЛТ, ЖК или голографические; не важно, много ли на улицах “неоновых” (галогенных) ламп; все равно как люди развивают свои организмы — с помощью генной инженерии, нано-машин или металлических протезов — все это лишь обложка, за которой важно разглядеть содержание.

Характерные черты произведений жанра

Практически каждое произведение в жанре киберпанка поднимает сложные морально-этические вопросы, возникающие и обостряющиеся в процессе технического развития.

Можно ли считать андроида полноправным человеком?
Сколько кибернетических модификаций нужно установить, чтобы перестать быть человеком?
Как быть с теми, кто остался без работы будучи заменённым машиной?
Что делать когда вследствие безработицы уровень бедности населения станет слишком высок для поддержания спроса на высокотехнологичные товары?
Не слишком ли много власти сконцентрировалось в руках сверх-богатых владельцев мегакорпораций?
Как простому человеку противостоять этой неудержимой власти?
Данный список можно продолжать долго…

Однако эти вопросы не являются отличительной чертой киберпанка, они характерны для всей научной фантастики. Но в киберпанке эти вопросы служат прежде всего для обострения сюжетных конфликтов, что отличает этот жанр от прочей научной фантастики.

Тем не менее, поднимаемые вопросы играют весьма важную роль — они проходят линией через весь сюжет; поиск ответов на эти вопросы позволяет главным героям “вырасти над собой”. Киберпанк весьма ценен тем, что поднимает столь сложные вопросы, а делает он это не спроста — нам необходимо ответить на них, ведь они рано или поздно прекратят быть гипотетическими и всецело войдут в нашу реальную жизнь.

Сегодня многие ограничивают свое понимание тех или иных аспектов нашей жизни лишь своим мнением, ведь так проще — не нужно ни с кем спорить, что-то доказывать и объяснять. Мнение у каждого своё, ведь наше видение мира ограничено несовершенным восприятием, а значит истина недостижима. Складывается этакая убогая псевдо-идиллия — каждый вправе иметь и высказывать свое мнение, при этом каждый вроде-как прав; никто не конфликтует, все остаются при своём и никому ничем не обязаны. Красота!

Друзья мои, если не удается с кондачка подступиться к сложному вопросу, то это не означает что истина в данном случае недостижима. Хотите вы или нет, на перечисленные выше вопросы придется дать твердые ответы. Вам не удастся оградиться от этих вопросов, не удастся увильнуть от необходимости дать четкий ответ, вы не спрячетесь в апатичной неге вашего мнения.

Киберпанк потому играет важную социальную роль, и потому обрел столько фанатов, что обращает внимание общества на столь сложные и неочевидные вопросы, показывая жуткие картины будущего, ожидающего нас, если мы эти вопросы не решим.

Герой — Stand alone complex

В центре сюжета обычно находится герой одиночка, который в процессе решения несколько нетривиальной ситуации вдруг обнаруживает себя в настоящей паутине интриг и заговоров. Паутина эта настолько велика и запутана, что герой в попытках разобраться в происходящем находит лишь еще больше загадок.

От количества новых фактов его голова идет кругом, он вдруг понимает сколь ничтожной величиной является; понимает, что мир который он знал есть лишь декорация, за которой скрывается нечто, о чем он не подозревал. Мир героя рушится, реальность словно обнажает свою чудовищную суть; как если бы рыбак, сматывая леску, вдруг вытянул не окуня, а огромного кракена. Герой понимает что помощи ждать не откуда и положиться нельзя ни на кого, даже не близких друзей. (Хотя и друзей у него зачастую нет, что является нормой в мире, где каждый борется лишь за свою жизнь.)

Одиночество главного героя — один из важнейших компонентов данного фильма.

Blade Runner 2049 (2017)

В этом отношении, киберпанк весьма похож на нуар; можно даже сказать, что это высокотехнологичный нуар. Герой одинок и растерян, но продолжает бороться за то, что считает верным, даже если это приведет его к гибели. Но что может противопоставить один человек огромной корпоративной машине? Одиночка в таком мире обречен на поражение.

И как правило, герой проигрывает в этой борьбе, но, понимая близость своего поражения, хватается за малейшую возможность оставить после себя хоть что-то — лишь бы вся его жизнь не затерялась “во времени, как слезы в дожде”.

Итог — Важность Предыстории

Основная часть данной статьи была посвящена предыстории и внутренним механизмам становления киберпанка, характерные особенности произведений жанра рассмотрены весьма поверхностно.

Сделано это было для того, чтобы:

  • во-первых, доказать, что внешние признаки киберпанка являются следствием его отнюдь не банального содержания;
  • во-вторых, продемонстрировать, что киберпанк — это не просто летающие машины, репликанты, иллюминаты, хакеры и железяки вместо рук.

Киберпанк намного глубже чем может показаться — он пугающе логичен и правдоподобен.

Хоть и маловероятно, что родоначальники жанра целенаправленно скурпулёзно и обстоятельно продумывали каждую мелочь изображаемого ими мира. Наверное, творческие люди творят по наитию, согласно внутреннему чувству правды. Но это же не означает, что результат творчества обязательно будет лишен того, что автор не вложил в него осознанно. Многое из того, что попадает в художественное произведение, витало в невербализованной форме где-то в подсознании автора и было внесено не целенаправленно. Человеческий ум потрясающая штука.

Но все-же, вряд-ли удалось бы снять Blade Runner(1982), не продумав, хотя-бы в общих чертах, истории этого мира. Вся предыстория мира киберпанка важна, поскольку позволяет нарисовать логичный и продуманный до мельчайших деталей мир. Благодаря чему этот мир получился весьма правдоподобным и целостным, что выделяет его на фоне других под-жанров фантастики и фэнтези.

Киберпанк — это не просто картинка пестрящая всяческими хай-тек диковинками.

Киберпанк — это предупреждение о жутких бедствиях будущего и призыв хотя бы задуматься над тем, куда движется наш мир.

Благодарю за внимание.

Ana de Armas

* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации


Cyberpunk 2077

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | Stadia
Жанры
Дата выхода
10 декабря 2020
6.9K
4.3
4 198 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Добротное введение в жанр для тех, кто с ним незнаком. Прошаренные любители вряд ли что-то новое отсюда вынесут, но основные черты и особенности выведены довольно хорошо. Хорошая статья!
От человека, написавшего «Памятку начинающему автору и его читателю», я ожидал длинного списка косяков данной статьи. :)
В производных от киберпанка сам не особо разбираюсь, но мне кажется, что они отличаются в основном внешней стилистикой. Но возможно есть более глубокие отличия.
Было бы интересно рассмотреть эти под-жанры, возможно в другой раз это сделаю.

Пока собирал в кучу всё что знаю о киберпанке, обнаружил, что по настоящему хороших работ не так уж много. Так-что хотелось бы также пройтись стимпанковским паровым катком по некоторым фильмам и играм жанра.
Благодарю за столь интересную статью!
Я вообще не понимаю, кому интересен киберпанк, когда мы живем во времена киберпанка. =D
*Поправка: под «работами» я имел в виду художественные произведения, а не другие статьи на данную тему.
я ожидал длинного списка косяков данной статьи.

Если бы он был, ты бы увидел его не здесь, а в лс: я стараюсь не тыкат носом при людно. Да и саму памятку написал, чтобы не повторять по сто раз одно и то же в разных темах.)
Понимаю такую позицию, но не вполне согласен с ней.

Противоречие между общественными отношениями и уровнем технического развития — штука давняя. Вся история человеческой цивилизации неразрывно связана с этим противоречием. Собственно, принцип исторического материализма обозначил этот факт.

Многие черты киберпанка действительно имеют место в современном мире, но, как мне это видится, главное отличие киберпанка от современности это закрепленность социальной стратификации.

Спасибо за комментарий:)
Это всего лишь шутка.

Сам являюсь поклонником данного жанра и с удовольствием поглощаю книги, фильмы и игры подобной направленности. =)
Последнее, что меня разочаровало это Detroit Become Human. Я не играл в нее, но судя по тому, что показал в стриме Глеб, этот мир не имеет предыстории.
Непонятно почему андроидам доверели всё домашнее хозяйство, но при этом армия комплектуется из людей. Когда любой вменяемый гос. деятель первым делом создаст роботизированную армию, а уже потом будет внедрять андроидов в другие сферы жизни.

Не знаком с Detroit Become Human, но рискну предположить, что причина в первом и втором законе робототехники.

По самому блогу — не ожидал настолько подробного описания… да всего. Особенно классной, как по мне, получилась часть, повествующая о трансформации современного мира в киберпанк. Да и читается блог сравнительно легко. Не знаю даже, к чему придраться, так что просто большое спасибо за проделанную работу.
А еще говорят, что блоги умирант. За 2-3 дня несколько годных обзоров и такая классная статья. Эх, еще бы от скверныначинающих видеоблогеров блоги СГ почистить.
хотелось бы также пройтись стимпанковским паровым катком по некоторым фильмам и играм жанра

Ну что ж, это сейчас актуально.
Будет интересно почитать.
Рад стараться)
Было интересно писать эту статью.
К сожалению, это действительно актуально, причем всегда. Хочется говорить о хорошем, а не заниматься заведомо негативной критикой, но может оказаться полезным обратить внимание на нелогичные места некоторых произведений.

Последнее, что меня разочаровало это Detroit Become Human. Я не играл в нее, но судя по тому, что показал в стриме Глеб, этот мир не имеет предыстории.
Непонятно почему андроидам доверели всё домашнее хозяйство, но при этом армия комплектуется из людей. Когда любой вменяемый гос. деятель первым делом создаст роботизированную армию, а уже потом будет внедрять андроидов в другие сферы жизни.

Непонятно почему так мало бездомных и безработных, ведь не могли же роботы заполонить весь мир в один момент. Перед показанной в игре стадии развития общества, обязательно должен предшествовать период технического развития. И к тому моменту, когда удастся создать первого андроида, более примитивные роботы уже отберут рабочие места очень многих граждан.

Я, возможно, что-то неправильно понял, но если все так, то мир получился неправдоподобным, и воспринимать всерьёз происходящее в игре не удастся. Ну а коль так, всем этим «эмоциям» грош цена — они будут восприниматься как фальшь, поскольку мир фальшив.
Отличная работа.
А авторы действительно наврядли ли придумывали устройство своих миров, просто шёпот призрака им подсказал сделать вот так.
оказаться полезным обратить внимание на нелогичные места некоторых произведений

Я бы сказал: «ОЧЕНЬ полезным». А то, в наше время, ужасающее количество людей предпочитает жить без собственного мнения, беря на веру стороннее. А потом идеализируют произведения (игры/книги/фильмы) просто «потому что».
шёпот призрака им подсказал сделать вот так

Хех) Ошибки некоторых авторов бывает сложно объяснить иначе:)
Эх, с твоим бы основательным подходом, ещё бы пояснить народу за производные от киберпанка.
А то многие до сих пор путается во все этих стим/дизель/атом — панках.
Внес несколько исправлений.
Наверняка добавил ошибок.)
Читай также