Тема всемирного шпионажа в видеоиграх была актуальна всегда. Сами посудите: для многих из нас возможность оказаться в шкуре борца за справедливость, оснащённого всякого рода технологичными гаджетами, стала чуть ли не самой желанной мечтой детства. Некоторые во влажных снах видели и ощущали себя в роли международного шпиона — эдакой смеси Агента 007 по части соблазнения женщин и Агента 47 по части ликвидации врага. Но несмотря на то, что «наша служба по-своему важна», она, в первую очередь, «опасна и трудна». Суровые шпионские будни — это прежде всего не вечеринки с дамами в коктейльных платьях и шампанским, а несколько часов в затхлой вентиляционной шахте вражеской базы с прослушивающим устройством в обнимку. Да и если совсем углубиться в рассуждения о нелёгком поприще виртуального шпионажа, стоит вспомнить о том, с чего началась его популяризация — конечно же речь идёт о Metal Gear Кодзима Гений Solid! Но о нём поговорим в какой-нибудь другой статейке.
Перед началом детального разбора сегодняшнего пациента, стоит уделить немного внимания «родителям» этого самого пациента. Британская студия Swordfish Studios, расположенная в Бирмингеме, до выпуска Cold Winter ничем особенным не отличилась — в портфолио тогда ещё молодой команды были лишь невзрачные спортивные симуляторы, нацеленные на самую узкую аудиторию. По сути, для британцев «Холодная Зима» является пропуском в лигу AAA-проектов и, видимо, синдром «первого серьёзного тайтла» сыграл с ними злую шутку, поскольку их новое творение продалось невероятно скромно — всего лишь 100 тыс. с лишним копий на весь земной шар (если судить по немногочисленным источникам) для PlayStation 2. К слову, это единственная платформа, до которой игра дошла к обычным смертным — из-за столь неутешительного результата студии пришлось свернуть разработку версии для Xbox Original, так что Cold Winter, фактически, мог стать потенциальной мультиплатформой. Хотя, мы же оцениваем игры не по продажам, так ведь?
Агент в загоне
Под нашим чутким руководством оказывается бывший агент британской разведки Эндрю Стерлинг, и застаём мы его не в самом лучшем расположении духа. Он оказался захвачен на территории Китайской народной республики и был помещён в тюрьму Чанг, где над ним проводили жестокие пытки. Спустя шесть месяцев, накануне казни, на помощь внезапно приходит старая подруга по имени Ким и выручает изрядно потрёпанного Стерлинга. Но покой герою только снится — сбежав из Китая, он вновь оказывается втянут в клубок политических интриг вокруг некоего ядерного оружия, способного повергнуть мир в «бесконечную ядерную зиму». И кому, как не нашему протеже придётся проделать масштабную операцию по спасению от надвигающейся угрозы и вспомнить старые навыки шпионажа?
Будет не лишним отметить, что к сценарию Cold Winter приложил руку британский сценарист и автор комиксов Уоррен Эллис, известный своими работами для других игр, например Hostile Waters: Antaeus Rising и первой части Dead Space. Если уж кратко описать замес «Холодной Зимы», то выходит вполне характерная солянка из шпионского ремесла, предательств, злых дядек с русским акцентом и теорий заговора. Да и обязательные атрибуты любой среднестатистической «Бондианы» тут никуда не делись. Невозмутимый агент-одиночка — есть. Роковая красотка в качестве спутницы — на месте. Страшное орудие массового поражения — как по рецепту.
Тем не менее, к середине сюжетная подоплёка перестаёт выдавать клише за клише и раскрывается с другой стороны — повествование накаляется и щеголяет масштабностью, а характеры персонажей обрастают бэкграундом, объясняющим многие сюжетные непонятности, произошедшие в первой половине игры. Важно уточнить, что история преподносится без натужного пафоса и стремлений запутать игрока, как это бывает во многих высказываниях на шпионскую тематику, что однозначно прибавляет ей несколько очков к крутости. Да и стороны конфликта прописаны на удивление хорошо — однозначного «зла», равно как и однозначного «добра», здесь нет. Местный антагонист, в кой-то веки, не напоминает стандартного «засранца», которому хочется пустить пулю в лоб при первой же возможности — по ходу прохождения сценарист раскроет истинные мотивы плохого парня, а вскоре вы и сами начнёте задаваться вопросом, что есть настоящее зло.
И если повествовательной части уделили много времени и сил, то техническая оставляет желать лучшего — конечно, многого от железа PS2 не ждёшь при всём желании, но глядя на соседей по 2005-ому году, невольно задумываешься о том, что Swordfish Studios находились в каком-то производственном анабиозе и выкатили своё творение гораздо позже намеченного срока. Бедное на детали окружение, квадратные лица персонажей, излишняя «кубичность» некоторых локаций — неподготовленному игроку, избалованному фееричным пиршеством из взрывов и спецэффектов той же Black (думаю, что это за фрукт такой пояснять нужды нет), первые минуты в Cold Winter покажутся чем-то сродни поездки в старый склеп, ибо с визуальной стороны игра выглядит крайне неказисто даже по меркам ограниченных технических возможностей японской платформы. Но как вещает знаменитая пословица «Встречают по одёжке, а провожают по уму»…
Вот и Cold Winter прячет за старомодной внешней оболочкой довольно богатый внутренний мир, имя которому — Karma Physics. Несмотря на то, что разработчикам пришлось пойти на графические компромиссы, взамен они предлагают довольно детальную физическую модель. Большая часть игровых объектов полностью интерактивна, то есть игрок может взаимодействовать со многими окружающими предметами, будь то ящики, отломанные доски, столы и т.д. К слову, последние можно использовать и в качестве укрытия, достаточно лишь нажать одну кнопку на геймпаде — вскоре, Monolith Productions подсмотрят эту фичу и сделают в F.E.A.R. 2: Project Origin нечто подобное. Противники также не избежали законов виртуальной физики — они реагируют на выстрелы правдоподобно и не изображают из себя мешки с кровью, разлетающейся по стенке от точного попадания в голову. Приятным и неожиданным бонусом стало наличие расчленёнки — игра не скупится на смачные отрывания конечностей, которые выглядят брутально и оправдывают рейтинг 18+, указанный на обложке.
Такие мелкие детали значительно придают Cold Winter живости — на фоне него большая часть других шутеров, представленных на японской консоли (за некоторыми исключениями), перестаёт казаться впечатляющей и производит ощущение кукольного театра, в котором окружение является просто фоновым элементом. Разумеется, ни о какой технологической вершине уровня Source речи не идёт, но свою задачу Karma Physics отрабатывает более чем хорошо, да и не забываем о том, что ресурсы PS2 далеко не безграничны. К сожалению, все премудрости движка несут в себе лишь эффект «вишенки на торте» и на общую механику особо не влияют — физические фокусы с окружающими объектами вы будете проделывать исключительно забавы ради, а не потому, что так требуется по сюжету. Да и про хвалёную систему укрытий быстро забываешь, поскольку со здешним управлением гораздо проще отойти за угол, чем присесть за огороженным столом.
Что же до игрового процесса, то его основной костяк вполне зауряден и особой оригинальностью не блещет — протагонист добирается из точки A в точку B по относительно линейному маршруту с попеременным отстрелом негодяев. В редкие моменты дорогу может преградить неожиданная облава или террорист-смертник закрытые двери — в таком случае необходимо найти альтернативный путь или объекты, отпирающие эти самые двери, например ключи и карты доступа. Иногда Swordfish Studios подкидывают задачи поинтереснее, вроде расстановки скрытых камер, взлома систем защиты и прочего по мелочи. Британцы не поскупились и на небольшие второстепенные поручения, но к сожалению, никакого влияния на ход повествования они не оказывают, да и разнообразием не балуют — в основном это поиск записок или открытие запертых комнат с тонной боеприпасов. Такие «мини-сайды» призваны заставить хотя бы чуть-чуть заняться эксплорингом локаций.
Если уж вдаваться в аналогию и проводить параллели с другими представителями жанра, то по отдельным сценам можно заметить, что источником вдохновения выступал культовый FPS GoldenEye 007 для Nintendo 64. Однако если игровая адаптация «Золотого глаза» обладала бешеной по тем временам динамикой и являлась быстрым, в какой-то степени аркадным тиром, то Cold Winter — полная противоположность шутеру от Rare. Темп «Зимы» нетороплив и более вдумчив — никто не подгоняет героя бежать напролом, зато поощряется внимательное обследование локаций и трупов неприятелей, поскольку в их карманах нередко спрятана важная амуниция. К сожалению, игре не удаётся ничем развлечь, кроме как пострелушками по всему живому — несмотря на то, что часть внутриигровых диалогов недвусмысленно намекает на возможность скрытного прохождения, его реализация недалеко ушла от той же GoldenEye 007. Враги, ввиду своего примитивного искусственного интеллекта, при первой же возможности способны заметить игрока и поднять тревогу, независимо от дальности расстояния — и если в 1997 г. на это можно было с лёгкостью закрыть глаза, то в 2005 хочется только покачать головой. Создаётся впечатление, что на ранних стадиях разработки британцы взяли амбициозную планку, но ввиду спешки или неопытности не сумели осуществить задуманное до конца.
Но тем не менее, у них хорошо получилось главное — сами перестрелки. В этом плане Cold Winter способен посоперничать со многими приставочными аналогами — стрельба ощущается достойно, а оружие не производит впечатление пластиковой игрушки. Противники, как уже было упомянуто ранее, смачно разлетаются от превосходных попаданий. Арсенал стандартен для боевика, но достаточно разнообразен и каждый найдёт что-то себе по душе. Правда AI-болваны похвастаться сообразительностью не могут и предпочитают давить числом, а чудо-аптечка, которую носит с собой протагонист, не имеет каких-либо ограничений по использованию. И нет, вы не ослышались — если Эндрю находится на волоске от гибели, необходимо лишь укрыться от вражеского огня и применить лечебный шприц. Однако, злоупотреблять и пользоваться им где попало не стоит, ибо процесс далеко не мгновенный и занимает несколько секунд, за которые противник вполне может подойти в лоб и расстрелять незадачливого шпиона. К последним главам игра несколько накаляет обстановку, пусть и примитивным увеличением врагов на квадратный километр, но благодаря вышеупомянутой системе лечения перестрелки не вызовут трудностей на стандартном уровне сложности даже у тех, кто не сильно дружит с геймпадом.
Пожалуй, одной из самых отличительных черт Cold Winter стал «крафт» — да-да, идея сварганить «useful items» из обычного хлама присутствовала ещё задолго до того, как её начали пихать куда только можно. Хотя процесс создания «всякого полезного и не очень» перекочевал в достаточно упрощённом виде — на уровнях мы то и дело будем находить различные материалы, необходимые для создания тех или иных предметов. Отмычки, коктейли Молотова, бомбы — в общем, второстепенные и не всегда обязательные для дальнейшего прохождения приспособления, но иногда оказывающиеся вполне пригодными в безвыходных ситуациях.
И всё вроде бы здорово, как может показаться по первым впечатлениям… Но, увы и ах, Cold Winter не удерживается на плаву и падает жертвой главного недуга любого экшена — однообразия. Со временем геймплейные элементы, представленные на первых этапах, начинают повторяться из главы в главу, а финальные эпизоды хочется охарактеризовать не иначе, как замкнутым кругом из перестрелок, пусть и достаточно зрелищных. Для повышения реиграбельности, создатели прикрутили систему рангов и оценок, выдающихся по завершению миссии, но она никак не мотивирует достигать всё более лучшего результата — бонусный контент отсутствует, а ачивментов, пусть и внутриигровых, не наблюдается. Да и сама игра не всегда адекватно оценивает скилл играющего — как бы вы не старались разыскивать записки и выполнять побочные поручения, разработчики лишь ехидно поглумятся и покажут фигу, выставив самый низкий ранг «D».
***
Первая попытка начинающей студии выйти в сектор AAA-проектов получилась не идеальной, но как минимум достойной. В Cold Winter хватает проблем, а их причина кроется в стандартной для многих молодых разработчиков излишней спешке и банальной неопытности в проработке некоторых аспектов. Но на обратной стороне у британцев есть желание выделиться среди конкурентов, и у них это отчасти получилось. Сюжет пусть и изобилует некоторыми клише, свойственными боевикам на шпионскую тематику, но умело и равномерно подан — немногие игры в жанре FPS тех лет могут похвастаться хотя бы тем, что приковывают к экрану сюжетными страстями. Да и как шутер игра удалась на славу — пускай, последняя треть резко сбавляет заданный темп и старается давить безудержным «мясом», напрочь позабыв про что-либо иное, стрельба неимоверно доставляет, а качественная физическая модель только повышает градус «экшеновости» и добавляет щепотку реалистичности.
Собственно, в этом вся Cold Winter. За визуальной бедностью она скрывает качественную шутерную механику, а также парочку любопытных и неизбитых идей, которые в эпоху шестого консольного поколения встречались не так часто — по крайней мере, крафт и сама возможность лёгким нажатием крестика на геймпаде соорудить из подручных материалов что-нибудь эдакое тогда были в диковинку, особенно в жанре First-Person Shooter. Пройдя мимо данной игры, вы вряд ли что-то потеряете — это просто крепко сбитый и приятно играющийся середняк с добротным сюжетом на пару вечеров. Если душа тянется к консольным пострелушкам, а Black/Halo/TimeSplitters/любой другой приставочный шутер [нужное подчеркнуть] уже пройден неоднократно, тогда почему бы не потратить 7-8 часов своей жизни на спасение виртуального мира от холодной ядерной зимы?
Лучшие комментарии
Я уже неоднократно замечаю, что многим интересно то, о чём я рассказываю, но немногие проявляют желание оставить какой-никакой комментарий. Поэтому, ввиду недавних советов по ведению блогов, я искренне и с добротой прошу вас — оставляйте фидбэк. Положительный или отрицательный — не важно. Проявление активности в комментариях — вот, что по-настоящему греет души многих блоговчан. Не пропускайте это мимо себя.
Очепятку исправил. Спасибо, что заметили ;)
И да «мир повергнуть мир» — скорее всего очепятка.)
Но всё же несмотря на тишь в комментариях, тот факт, что мои работы аж пять (!) раз попали на главную — уже большой подарок. Это мотивирует меня продолжать заниматься расширением геймерского кругозора среди посетителей сайта и писать о том, что знают единицы.
Я поэтому и написал «неоднозначных», а не «плохих».)
Если присмотреться, добрая половина «Разбора полетов» — игры именно этого периода.
К последним уровням игра и вправду наскучивает, ибо основная механика никак не совершенствуется и не меняется, всё сводится к одному и тому же обстрелу врагов. Но небольшая продолжительность спасает.
Кстати, как вам TimeSplitters? Я вот положил глаз на эту серию и очень хочу попробовать.
Условно говоря, игры от PS2 запускаются на четверке, вот только либо эта четверка должна быть прошита, либо же остается довольствоваться тем, что представлено в PS Store.
Казалось бы есть эмулятор PCSX2, вот только под каждую игру его надо настраивать индивидуально и далеко не всегда удается добиться приемлемого результата (фризы, графические артефакты в зависимости от выбранного рендера и вот это вот все — неотъемлемая часть жизни пользователей PCSX2). Да и в целом, по-моему, личному мнению — эмуляция больших консолей то еще издевательство над самим собой, и в войне «Эмулятор vs Консоль» всегда побеждает консоль, по части стабильности, однозначно.
В связи с этим пришлось искать PlayStation 2, а у нас в городе, достать относительно «рабочую» консоль сложно. Поэтому, я в пламенном порыве к ретро-геймингу, собирал консоль по принципу «Я тебя слепила из того, что было».
И этот монстр инженерной мысли даже умудряется работать весьма стабильно.
Тут я и начал знакомство с классическими играми эпохи PS2, взахлеб пробежал Black (от Criterion), Urban Chaos (от, внезапно, Rocksteady) и Killzone. Ваш блог, кажется, подвигнул меня к прохождению очередного приставочного шутера. До вашей статьи об игре вообще не слышал, и в живую не видел, так что, будет интересно взглянуть на эту вещь. Большое спасибо за такой экскурс в неизвестное, получал искреннее удовольствие от прочтения, надеюсь, и сама игра не разочарует.
Очепятка (наверное) в первой трети статьи:
Благодарю за внимательность и за тёплые слова об обзоре ;)
Снова спасибо за совет ^_^
Искал себе что-то старенькое поиграть на комп, но тут понял, что Дуалшок под рукой, и надо бы его разминать не только на четвёртой плойке, а всё описание напомнило «бондовские» шутеры с интересными механиками, что вызвало приятные воспоминания из детства.
К комментарию выше про эмуляцию — это действительно настолько сильно ощущается? Пока не вижу смысла покупать консоли предыдущих поколений (PS4 — моя первая консоль, а девайсы от Майкрософт не вызывают огня в глазах).
Но если оно действительно того стоит — видимо, надо приобретать. :)
Для вас, как новичка в консольном гейминге, будет проще поиграть сначала на эмуляторе, а потом, если вдруг любопытство заиграет, обзавестись приставками прошлого поколения.
Спасибо за пунктик в списе «надо пройти» :)
Пройти стоит, ибо игра как минимум неплоха, пусть и не является чем-то выдающимся.
P.S: Чекпоинты в Black — та ещё заноза в заднице, согласен. Хуже только первый Resistance :D