Знакомы ли вы с творчеством Клайва Баркера? Это писатель, положивший начало такому направлению в жанре ужасов как сплаттерпанк. «А что такое сплаттерпанк?» возможно спросит кто-то из вас. Лучше всего на этот вопрос ответит игра, в разработке которой участвовал сам Баркер. О ней сейчас и пойдёт речь.
Jericho или Иерихон Клайва Баркера вышла в 2007 году. В то время я обошёл эту игру стороной. Не то чтобы я о ней ничего не слышал, совсем наоборот, однако вокруг неё сложилось стойкое мнение о том, что эта игра такая себе, проходняк и играть в неё совсем не обязательно. Что же я могу сказать теперь? Слухи оказались ложными, Иерихон игра достойная, и сейчас я расскажу почему.
Как известно, шутеры редко могут похвастать хорошим сюжетом. Clive Barker’s Jericho является именно шутером от первого лица, однако здесь история – это главная составляющая игры. Она повествует об одном из суровых будней спецотряда Иерихон, который испокон веков защищает человечество от зла, вторгающегося в наш мир из Преисподней. Бывший член Военно-оккультного Департамента, под крылом которого и находится команда Иерихона, Арнольд Лич, организовал и возглавил секту «Братство Тёмного Рассвета» и после череды террористических атак по всему миру направился в древний город Эль-Хали, находящийся где-то посреди пустыни на Ближнем Востоке. В этом районе произошёл всплеск паранормальной активности, который ощутил каждый из членов Иерихона. Команда направилась в Эль-Хали, чтобы не дать мерзавцу открыть межпространственные врата и предотвратить вторжение зла. На месте оказалось, что всё далеко не так просто, но, к сожалению, о большем я сказать не могу, ибо спойлеры.
Сюжет не сказать, что прямо-таки лихо закручен, но, тем не менее, он очень интересен и необычен. Оккультизм, демонология, околорелигиозная тематика – именно из этих составляющих был сформирован сюжет Jericho. И несмотря на то, что подобная тема довольно широко распространена не только в играх, но и в фильмах и книгах, Клайву Баркеру удалось создать уникальную историю, не повторяющую ни одно известное, по крайней мере мне, клише. Лично меня очень заинтересовала эта задумка с перворождённым существом, появившимся на Земле раньше Адама и Евы и очень понравилась концепция Пиксиса, такой пространственно-временной коробки, в которой будет происходить действие… Единственное, что может огорчить, это абсолютно невнятная и отчасти глупая концовка. Создатели даже не вставили после финала какого-нибудь завершающего ролика или хотя бы текстового эпилога, где бы описывалась дальнейшая судьба Иерихона и подводились хотя бы какие-то итоги. Но всё же на пути к такому концу вас ожидает много интересного.
Пиксис меняет людей… до неузнаваемости. Вот во что превратился давний знакомый Роулингса, Арнольд Лич.
Пробираясь по уровням Пиксиса ваша команда будет перемещаться во времени сначала к годам второй мировой, затем к крестовым походам начала XIII века, после попадёт в Римскую империю, и наконец в Древний Шумер. Но все эти времена и места предстанут не в первозданном виде, а в изменённом демонами Пиксиса. Всюду вас будет сопровождать баркеровская «эстетика», тот самый сплаттерпанк: реки крови, мясо, кишки; «изменения» постигли и обитателей Пиксиса: изуродованная плоть, содранная кожа, сращенные с телом инородные предметы. Вообще хотелось бы похвалить разработчиков за дизайн как монстров, так и уровней – это второй козырь Jericho, чувствуешь такое нездоровое удовольствие, наблюдая все эти вещи, которые, казалось бы, должны отталкивать. Атмосфера особенного баркреровского хоррора воссоздана очень детально и на высоком уровне. Если бы весь путь от начала и до конца нам предстояло пройти в одиночестве, то это было бы, как мне кажется, страшно до дрожи. Однако в нашем распоряжении целый отряд. Хотя парочка таких моментов в игре всё-таки есть, но уж слишком они кратковременны, и только ты начинаешь бояться, как снова вливаешься в коллектив и продолжаешь весело рубить и кромсать.
Каждый персонаж кроме того, что носит уникальное оружие, обладающее несколькими режимами стрельбы и альтернативным огнём, наделён и сверхспособностями. Симона может замедлять время, Чёрч обладает магией крови и может сковывать или поджигать противников, Роулингс «во имя Господа!» исцеляет соратников и так далее. Главный герой, командир Иерихона Дэвин Росс, так же обладал способностью лечения, однако уже в конце первой главы он погибает. На этом путь Росса не заканчивается. Его бестелесный дух отныне будет кочевать из одного члена команды в другого, тем самым передавая вам в руки их управление. Процесс перехода можно производить двумя способами: навести камеру на нужного перса и жмакнуть пробел, или же зажать клавишу, и тогда появится меню со всеми шестью героями. Второй способ более долгий, поначалу ты просто не запоминаешь у кого из персонажей какая способность, а в открывающемся меню указаны только имена. К тому же за время, пока вы ищете нужного героя вас легко могут убить. Кстати смерть здесь вовсе и не смерть как таковая. Получая определённое количество урона, персонаж припадает к земле, при этом его можно вылечить, и тогда он снова ринется в бой. Но если упадут все, камеру покроет рой жужжащих насекомых, и тогда наступит уже окончательная смерть.
Каждый персонаж обладает уникальным оружием и уникальными способностями, другое дело, что не все из них действительно полезны.
Отряд разделён на две группы по 3 человека, каждой из которых можно отдавать приказы – занять позицию или идти дальше. Впрочем, команды эти не особенно полезные. Они пригодятся лишь в определённые моменты, когда нужно одновременно наступить на несколько панелей, чтобы открыть проход и продвинуться дальше.
Также в отличие от многих других шутеров здешние герои, даже находясь под управлением ИИ, убивают врагов, а не просто создают видимость действия. Конечно, делают они это не так эффективно, как хотелось бы, но всё же мало-помалу легионы адских тварей они сокращают. При этом, как ни странно, персонажи не забывают использовать и свои сверхспособности, причём довольно успешно. К слову не все они вполне применимы. Некоторые использовать необходимо, как например способность Джонса переносить сознание в тела противников и заставлять их совершать диверсии или потянуть за рычаг, но происходит это только в заскриптованные моменты. Всё остальное время эта способность просто бесполезна. Сам я всю игру пользовался разве что только огненным демоном Дельгадо и управляемым выстрелом Блэк. Всех остальных я использовал редко или тогда когда это было необходимо по сценарию.
Несколько раз за игру эти двое в порыве спора наставят друг на друга стволы.
Касательно личностей персонажей можно сказать мало. Для мира это неизвестные, безликие солдаты, сражающиеся в тайной войне на грани сверхъестественного. Должны ли были создатели игры копаться в их проблемах и расписывать характеры каждого? Думаю, нет. Однако это не значит, что члены Иерихона просто деревянные поленья. Они злятся, боятся, не доверяют. Временами они вступают в конфликты друг с другом, доходящими даже до применения оружия.
Обитатели Пиксиса очень недружелюбные создания. Когда-то они были людьми, но затем их обработали тёмные силы, и они превратились в жутких тварей, которые по своей стилистике очень напоминают фильм Восставший из Ада. Врагов в игре очень много, все они разнообразны и требуют особого подхода. При этом они не глупы и могут расправиться с вами в считанные секунды. Даже верзила Дельгадо долго под их атаками не выстоит. Одни только схватки с боссами чего стоят! Поэтому приходится внимательно следить как за врагами, так и за союзниками и часто переключаться между последними. От этого шутер приобретает черты тактики, хотя до конца её так и не довели.
Игра хорошо сдобрена qte-вставками: они происходят не только в строго заскриптованных сценах, но и во время рукопашных схваток.
Уровни представляют собой небольшие петляющие коридоры с редкими и короткими тупиковыми ответвлениями. Заблудиться в них просто невозможно. Каждый уровень представляет собой череду арен и коридоров. С полминуты вы бежите вперёд, затем на вас насылают орду нежити, вы методично их отстреливаете, ещё полминуты бега, снова арена и снова пострелушки. И так до конца миссии. Иногда геймплей разбавляют quick-time eventами, которые происходят по сценарию, когда, например, нужно спуститься в колодец или же если вы схлестнулись врукопашную с врагом и таким образом вы отбиваетесь от его лап. Все миссии довольно короткие и поначалу меня это даже раздражало – слишком частые переходы от одной к другой, хотя это и не большой минус. Куда больше разочаровывает тотальное отсутствие интерактивности. Бог с ним с оружием. Всю игру вы пробегаете с одними и теми же стволами, патроны к которым будут появляться из воздуха, но в окружающем мире нет ни разрушаемости, ни каких-либо предметов, которые можно было бы собирать себе в помощь или даже просто для коллекции.
Но вот графика в игре хороша. Даже спустя 11 лет после выхода игры, я всё ещё получаю удовольствие от созерцания месива и обилия спецэффектов. Все чудовища отрисованы очень детально и красиво. Хотя можно ли здесь говорить о красоте… Локации также неплохо выглядят, однако не все, но встречаются и действительно радующие глаз.
Саундтрек подобран подходящий, но не сказать, чтобы запоминающийся. Из всех композиций я запомнил, пожалуй, только основную тему. Русская озвучка мне понравилась, местами случались казусы, к примеру, заключенный в замке тамплиеров узник, весь ободранный, пробывший в этой тюрьме вне времени уже сотни лет, истязаемый демонами, он почему-то говорит вполне обычным, спокойным таким голосом, будто он только что сытно поужинал.
Баркер не был бы Баркером, если бы не выливал литры кровищи на лицо игрока.
Я не считаю, что игра слишком коротка или излишне затянута, она длится ровно столько, сколько необходимо, чтобы понравиться и не успеть надоесть. При всех перечисленных недостатках Иерихон Клайва Баркера всё же заслуживает внимания. Плюсы с лихвой компенсируют минусы, и лично я от игры получал одно только удовольствие. Да она местами корявая, местами в ней чего-то не хватает и впервые запустив игру, как и я, вы, возможно, подумаете, «ну что за шлак», однако дав игре немного времени, позволив ей охватить себя щупальцами этой кровавой и неповторимой атмосферы, вы увидите и вкусите её положительные стороны. Я говорю так не на волне ностальгии, как это бывает у меня со старыми играми, а с совсем недавнего опыта. А это что-нибудь, да значит.
Напоследок стоит сказать, что это игра не для всех. Если кто-то из вас питает отвращение к подобному «искусству», то скорее всего таким людям эта игра не понравится. Всем остальным я бы очень посоветовал пройти Иерихон Клайва Баркера, впервые или же снова.
Лучшие комментарии
1) Сам геймплей, собственно. Автор правильно отметил: «Уровни представляют собой небольшие петляющие коридоры с редкими и короткими тупиковыми ответвлениями. Заблудиться в них просто невозможно. Каждый уровень представляет собой череду арен и коридоров. С полминуты вы бежите вперёд, затем на вас насылают орду нежити, вы методично их отстреливаете, ещё полминуты бега, снова арена и снова пострелушки.» И это невыносимо если провести в игре залпом более часа-двух. Стрелять в этой игре попросту скучно. Может я делал что-то не так, но большинство монстров легко выдерживали залп из автоматического оружия, на каждого уходило не меньше обоймы. При этом они не особо реагируют на повреждения, из-за чего выстрелы вообще не чувствуются.
2) Дизайн локаций. Если противники выглядят очень внушительно, хоть и немного однообразно (не считая боссов и ключевых злодеев), то локации, в большинстве своем, попросту серые, скучные и неинтересные. Опять же, возвращаясь к коридорам и аренам. Возьмем первую половину игры. Персонажи бегут по темному коридору какого-то бункера, он абсолютно не детализирован, глазу зацепиться не за что. Выбегают на серые развалины, с серым песком, серым небом, серым камнем. Проходит полчаса, и ничего не меняется. И через еще полчаса тоже. Потом игрок попадает во времена Второй Мировой, и если откинуть сюжетные катсцены, различить локации возможно лишь по появившимся окопам и колючей проволоке. Общая серая гамма остается неизменной, что в совокупности с геймплеем вгоняет в еще большее уныние.
3) Тупые союзники. Тут, возможно, мой косяк а не косяк игры, я мог чего-то не понять и до конца не разобраться, но эти мудаки, уж простите, просто дохли как мухи. Я, в основном, играл за дамочку замедляющую время. Захожу на арену, вижу монстров, использую спецсобность, забегаю в толпу, закидываю всех гранатами и бегу в укрытие. Пока я совершаю эти простые действия, часть моей команды умудряется как-то откинуть копыта. Еще секунд 30 я стреляю по монстрам и с удивлением замечаю, что полегли уже все. Приходится в панике бежать и поднимать их… А два приказа «идти» и «держать позицию» не помогают вообще никак.
Стоит упомянуть и плюсы, чтобы не только критиковать. Персонажи достаточно интересны, за их конфликтами действительно интересно наблюдать. Дизайн монстров божественен — лучшее, что есть в игре. Завязка сюжета тоже хороша, развитие было хуже, но на уровне. Так как не прошел до конца, остановлюсь на этом. Некоторые спецспособности эффектны и эффективны настолько, насколько остальные бесполезны.
Я не буду говорить, что игра мусор или проходняк. Она точно заслуживает более высокой оценки. Но лично я просто не могу играть в подобное, увы. Фильм с таким сюжетом и дизайном я бы глянул с огромным удовольствием. Книгу тоже бы почитал. Возможно даже глянул бы чье-то прохождение. Но вытерпеть около десяти часов подобного геймплея — выше моих сил.
Автору же спасибо за работу и заслуженный лайк. Так держать!
gregorrushgregorrushКроме того, игра подсажена на GFWL, который мёртв. A Codemasters не фиксит старые игры, а просто убирает их с полок магазинов. :(
Пойду на Авито куплю XD
вот бы кто взял и замутил ремастер на андаинга. чисто тестуры посвежее, чтобы поколение вырасшиее на недогавнохорорах без пушек симуляторах прятанья под лавкой с дешевыми скримерами увидели каким должен быть настоящий хоррор и какие ощущения он должен вызывать