Иннокентий нахмурил лоб. Хотя он мог пойти фидить на миде, он решил принять предложение незнакомца. Настольные ролевые игры? — подумал он, — Звучит интересно!
Пораскинув мозгой маленько, я решил оставить пока истории про то, как я пришёл к ролевым партиям и как мы, будучи ролевой партией, существуем сейчас. К ним можно вернуться в любой момент, и для лучшей выразительности им нужна содержательность, о которой стоит подумать подольше.
В предыдущую пятницу мы сыграли ваншот (партию одного дня) «Дневника Авантюриста» с ребятами со стопгейма, пришедшими к нам в дискорд. И эта партия, вкупе с возникающими вопросами под первой темой и некоторыми комментариями под постом паблика Стопгейма в вк заставили меня задаться вопросом: как людям, не знакомыми с ролевыми играми, но заинтересованными в них, начать играть?
И именно на этот вопрос мы и постараемся отыскать ответ в этой серии блогов. Мы пройдём шаг за шагом от организации партии до титров ролевой кампании. Так как всё это обязательно прочтут мои текущие игроки, позволить себе создавать их будущие проблемы на их глазах я не могу. Так что всё будет честно: мы с нуля попробуем разобраться, как да что. И ни в коем случае не будем соответствовать идеальному развитию событий. Наоборот! Пройдёмся по самым частым проблемам, чтобы ваша с ними встреча прошла, скажем так, в контролируемых условиях.
Предисловие.
Вначале было Фентези. И Фентези это было эпическое. Для того, чтобы создать свой мир наиболее правдоподобным, Дж. Р. Р. Толкин основывал свою работу на легендарных произведениях и устных сказаниях реально существующих народов. Таким образом ещё до выхода книг даже у хоббита, можно сказать изобретения самого автора, существовала своя история, которая планомерно развивалась от, собственно, детского романа Хоббит через Сильмарильон к Властелину Колец. К чему я это?
К тому что с сочинительством нам с вами придётся проститься ещё до того момента, как мы зададимся вопросом «А где искать людей?». Мы будем воровать. Плагиатить. Нещадно и хладнокровно. Так что тем из вас, кто к подобному относится с нескрываемым пренебрежением, придётся сделать над собой усилие. Будучи игроком или мастером, вы обязательно столкнётесь с тем, что собственные задумки и идеи редко оканчиваются чем-то хорошим. В ролевой игре каждому аспекту игры (отыгрышу отдельного игрока, отдельному неписю, отдельному сюжетному повороту) невозможно уделить достаточно времени, чтобы из всей этой вермишели получилась какая-то цельная картина. Значит каждый из этих аспектов должен быть самодостаточным. А лучше — проверенным временем. Тут-то нас и спасают персонажи, сюжеты, темы и стилистика уже придуманных произведений. И грех всего этого добра наши любимые ролевые игры лишать.
Я сам ворую внаглую и безо всякого стеснения. И даже после игр делюсь с игроками, какие сюжетные моменты с каким произведением связаны. И, как это ни парадоксально, основной мотив конечных отзывов, когда мы обсуждаем прошедшие игры, это своеобразность и уникальность получившегося мира. Как же так? А дело тут в том, что воровать мы будем не с одного какого-то произведения. Мы будем воровать откуда воруется. И, так как никто до вас ещё не сталкивал вместе любимые конкретно вами произведения, результат почти всегда окажется неожиданно оригинальным. Главное тут, как и при любом воровстве, постараться остаться не пойманным.
Глава 1: С кем играть?
Почему нас сначала должен волновать не выбор системы? Ну, потому что ты, дорогой будущий ролевик, пока совсем один. А с собой играть это даже не мастурбация, от мастурбации хотя бы получаешь удовольствие. Многие из тех, кто вырвались из своего новичкового лона, уже устали от начинающих игроков и мастеров в своих партиях. И, если начинающему мастеру найти себе людей не так уж и трудно, то вот игроку, не сыгравшему и партии, найти себе компанию для игры часто оказывается очень затруднительно. Чёрт, я сам не могу сдюжить эту задачу! Грустный факт в том, что на сотню игроков приходится дай бог десяток мастеров, которые часто ещё и своих друзей к себе в игры берут вместо уставшего в ожидании игрока. Что же делать?
Брать себя в руки, вот что. Или даже так: брать в свои руки. Для начала организацию процесса. Искренне тебе рекомендую первую партию набирать не в тематических группах по поиску сопартийцев, а среди заинтересованных ролевой темой в казалось бы не предназначенных для этого местах. Это может быть паблик или дискорд канал твоего любимого обзорщика игр, столовая у тебя на работе, гей-клуб, куда вы с друзьями по ошибке ворвались справлять день рождения, или даже *кхе* какой-нибудь *кхе-кхе* сайт, призывающий что-нибудь остановиться. В общем, любое место, с публикой которого ты объединён по общему увлечению.
Пока что не спрашивай их ролевую самоидентификацию! Ровно как и ты, большинство из этих людей не знают, что такое d6, и спрашивать их «Ты игрок или мастер?» пока что равнозначно вопросу «А ты верхний или нижний?» — могут неправильно понять. Сейчас задача попросту собраться всем вместе и определиться между собой, когда удобно было бы играть. И где. Если товарищи обнаружились в интернете, то вряд ли у вас будет возможность раз в неделю съежаться в каком-то одном городе ради игры, так что и играть вам придётся в интернете. Понимая специфику места, где я пишу, возьмём именно этот вариант. В комментариях ниже, у нас в дискорде ( discord.gg/63m55bz ), в чате стрима Васи Гальперова ты нашёл единомышленников и даже собрал их всех вместе в конфе вк или дискорда. Что теперь с ними делать?
Во-первых, как и во время свингер-вечеринки, дать себе наставление не стесняться. Тут все свои и никто твои желания осуждать не станет. Во-вторых собрать всех именно в войс-чате. Так ты добьёшься от людей большей искренности, поймёшь, кто может стать потенциальной проблемой (подсказка: сочетание слов «да я твою мать...», «я лучше знаю...», «ты п...» хороший индикатор токсичного пряника) и здесь и сейчас разберёшься со всей организационной мишурой. Впрочем, это не наш путь! Мы берём всех. Да, Иннокентий постоянно шутил шутки из доты, которые никто не понимал, а Анна Петровна добавляла «Это потому что я женщина?» после каждой фразы в скайпе. Заодно разберём, что делать, если такие куляши уже в нашей игре и уже её портят. И зачем досаждать людям неприятным разговором про конкретные дату и время? Ещё настроение у них испортится в мыслях об аврале на работе и тяге семейной жизни. А нам огурцы нужны зелёные, бодрые и вдохновлённые, а не наоборот!
Глава 2: Во что играть?
И тут мы снова проигнорируем вопрос системы. Бог с ней, пока что, сейчас нас интересует, кто чем увлекается и кому что нравится. Видишь синергию с прошлой главной? Мы взяли игроков не по общему увлечению ролевыми играми, которые от постели молодожёнов до текстовой ролёвки по яой-фанфику Наруто все очень разные. Мы взяли людей по общему увлечению. Согласитесь, что те же стримы Васи Гальперова смотрят люди, которые имеют хотя бы приблизительное созвучие с его интересами. В этом смысле вы друг на друга будете похожи. И вам будет проще найти друг с другом общий язык.
Определите жанры произведений (игровых, книжных, театральных, кинематографических — не важно), которые интересны вообще всем собравшимся. Да, Пётр неровно дышит к Звёздным Войнам и носит подушку с изображением чуббаки с собой на улице, Георгий выгравировал татуировку лица Клинта Иствуда себе на лицо, так ему интересны вестерны, а Йеннифер сменила себе имя в паспорте в дань уважения своему увлечению. Но так вышло, что все вы были в поросячьем восторге от трейлера Cyberpunk 2077 и недавно, так совпало, пересматривали Бегущего по Лезвию Ридли Скотта. Да, всем было бы прикольнее попробовать себя в том, что больше всего нравится, но, если вы выберете мир, который для кого-то одного из вас будет вообще не интересным, будет гораздо-гораздо хуже, чем когда каждый сделал некоторую уступку ради общего дела.
Упомяну здесь, что в ролевом сообществе существует жаргонный термин «Общее Воображаемое Пространство», которое можно увидеть то там, то тут. Не просто так его выдумали, скажу я тебе. Лучше всего начинаются и играются партии, в которых эта метафизическая ерундовина есть. А затупы и споры возникают в местах, где у каждого Своё Воображаемое Пространство, и почему-то у каждого оно получилось разным. Вы решили одну из проблем — выбранный вами жанр (и тут не пугайтесь, что выше я перечислил по сути сеттинги, мелодрамы, ужасы и экшены тоже имеют свою аудиторию и у вас есть какой-то общий любимчик) устраивает всех. Это первый шаг в формировании Общего Воображаемого Пространства. И он же поучительный — выискивайте компромиссы в каждый отдельный момент, когда надо синхронизировать происходящее между всеми головами.
Глава 3: Система?..
Эх. Система. Раз уж заговорили о Воображаемых Пространствах, объясним и для чего её вообще надо выбирать. Вопрос «Нафиг система вообще нужна?» задаётся редко, и очень зря! Потому что смысл систем не в том, чтобы задать ряд правил и принудить всех их соблюдать. Никто из Wisards of the Coast по домам с палкой не ходит, чтобы бить по рукам каждого, кто отходит от буквы правил D&D. Более того, в книге Мастера Подземелий (Dungeons Master's Guide) открыто призывают игнорировать или менять правила, если они плохо сказываются на игре. И речь не только про D&D: по любой уважаемой коммьюнити системе есть столько дополнительных материалов, написанных как разработчиками, так и фанатами, что можно их прочтением следующую свою пятилетку занять, отвлекаясь только на чаёк и поспать. И они порой серьёзно перетряхивают устоявшиеся каноны.
Думается мне, что сложилось так, потому что правила это лишь инструмент, которым… Которым разработчики системы создают у своих покупателей Общее Воображаемое Пространство. Да, снова оно. Дело в том, что понимание, как его устраивать на ходу, придёт со временем, а начинать с чего-то надо. Тогда и появляется Система. Она не просто задаёт правила, она объясняет или, в некоторых случаях, даёт интерпретацию того, как работают штуки. Как управляется автомобиль, как персонаж устаёт, почему начинающий герой не может выдавать каждым выстрелом хедшот, сколько нужно спать, с какой скоростью передвигается ездовая улитка и так далее и тому подобное. Каждая система решает проблемы объяснения подобных механик взаимодействия с выдуманным миром по своему. Некоторые более универсальны, некоторые рассчитаны на конкретный сеттинг, какие-то системы невероятно дотошны и подробны, какие-то всё обобщают и упрощают. Поэтому вопрос выбора системы надо формировать не как «Какой сеттинг мне больше нравится?», а «Какая система лучше всего решает наши проблемы?» или, если уж на то пошло, «С какой системой легче всего будет ознакомиться новичкам».
Мы новички. Играем по киберпанку. Нам нравится жанр ужасов. Хм… С чего бы начать? Конечно же с гугла! Мы просто забиваем «настольная ролевая игра киберпанк ужасы». Вот и подходящий запросу ответ — «Киберпанк-настолки: от GURPS до Shadowrun | Настольные игры». Смотрим перечисленные системы:
Вселенная Android это больше обычная настолка и карточная игра. Не подходит.
Cyberpunk 2020 вроде с одной стороны и прям в тему, а с другой — мы хотим больше про противостояние ужасам будущего, а не про смертельные столкновения Шварцнеггеров с Джобсами. К тому же система очень старая, собирающая в себе атавизмы старины, и на русском её трудно отыскать. Не пойдёт. Едем дальше.
GURPS Cyberpunk. Уже интереснее! Гурпса обновляется до сих пор, к тому же в ней предполагаются несложные варианты правил для новичков. Перевод на русском доступен в два клика по гуглу, а своей дотошностью авторы как системы, так и расширения приятно удивляют. У нас есть, впрочем, люди, которых многостраничные тома правил вгоняют в тоску. Поищем пока вариант попроще…
Воспоминание о Будущем. Нет, не культовая трилогия полнометражек от именитых японских режиссёров! Вполне себе настольная ролевая игра, даже переведённая на великий и могучий официально. Но тут и приходят ограничения — студия 101, сделавшая перевод игры, известна своей безжалостной борьбой с пиратством, и книги правил, похоже, придётся покупать. К тому же фишка системы — в отсутствии единого ведущего, то есть игра подойдёт больше тем, кто ищет необычного опыта, а не совсем новичкам. Что у нас ещё остаётся?
Shadowrun. Ууух, на русском его сыскать возможно, но вот запутанные и громоздкие правила явно подойдут больше тому, кто готов к трудностям подобных тяжёлых систем. К тому же Иннокентий забраковал фентези элементы — очень уж они ему надоели в дота 2.
Что ж, думаю выбор сделан. По Гурпсе ещё и правила под хоррор есть, а это прям что нам нужно! И обратите внимание: не пришлось особо копаться на форумах, лезть на реддит и заниматься в целом тем, что не свойственно среднестатистическому гражданину. Гугол — универсальный инструмент. Нашли и системы, и отзывы на них, и даже оценили, насколько просто будет достать правила на русском, что тоже для многих ключевой момент. Такой метод подойдёт для поиска систем для любого сеттинга и под любой жанр. Главное — начать.
Глава 4: Правила и выводы.
Да, их придётся прочитать. Правила, я имею ввиду, хотя выводы мои тоже прочтите, хуже не станет. Для игры-попытки, где мы лишь будем щупать основные механики, заморачиваться с сюжетами, персонажами и монстрами не стоит: мы возьмём готовое приключение и попробуем сыграть по нему. Героев создадим тоже по шаблонам; разве что все загорятся желанием распределить очки самостоятельно (за которые в Гурпсе и покупаются навыки, статы и прочее), но это, опять же, не наш случай. Многие прочитали правила бегло, ничего из них себе не стали выписывать и рассчитывают, что во время игры всё станет понятно (несчастные наивные чебуреки!). Оставим благоразумное решение не монстрячить сразу сходу крупный кэмпейн, это правда плохая затея, так как на быстрых партиях и по прохладным историям готовых модулей ошибки заметны лучше и исправлять их получится быстрее.
Что ж, сегодняшний объём работ мы выполнили! Нашли соглядатаев, нашли общий стык увлечений, нашли систему, скачали её перевод и спокойненько почитываем, ожидая партии в означенный день. Да, кстати, обязательно отведите на правила не меньше недели времени! А по Гурпсе с её объёмами я и вовсе бы все две недели куковал. Но это не наш путь — больше половины игроков, чем больше ты им времени дашь, тем меньше прочитают. К тому же в нашей конфе вконтакта уже возникают первые обсуждения по правилам — хороший признак!
Да, я не шутил, что подход будет самым настоящим. Игроки и мастер будут выдуманными, но все действия по созданию игры, прочтению правил и ходу игрового процесса я буду демонстрировать честно. Гурпсу я сам не трогал, по киберпанку ничего серьёзного не водил, так что буду таким же новичком, что и вы. Иннокентий, Пётр, Анна Петровна, Георгий и Йеннифер — наши, теперь, еженедельные друзья, чей путь мы и пройдём шаг за шагом. Публиковать блог я постараюсь каждую неделю в понедельник, так что и внутриблоговые задачи потребуют от вас не меньше недели для решения. Заодно будем в комментариях наблюдать и обсуждать путь тех, кто вдохновился этим блогом начать играть. Сегодня мы избежали темы выбора Ведущего, так как все абстрактные люди сами ещё не уверены, кто из них кто. Именно на следующей неделе мы этот вопрос обсудим плотнее. Советую вам не избегать опытных игроков или мастеров, но здесь мы будем разбирать самый несчастный вариант — когда оголтелые новички вообще все. Мы не ищем лёгких путей.
Спасибо за внимание, увидимся на следующей неделе! Ах, точно, не забывайте заходить в нашу конфу дискорда: discord.gg/63m55bz там уже немало людей со стопгейма, так что найти себе там партию тоже будет возможно. Мы стримим игры по Средам и Воскресеньям в 15:00 по Московскому Времени, они могут помочь вам лучше понять то, что будет происходить в ваших играх. Всё-таки у нас много людей с набитыми шишками, вот на их опыте и учитесь. Всё, всем спасибо, всем удачи, всем пока!
Лучшие комментарии
В настолки играл и игроком, и мастером. Пара каток мастером даже вполне норм вышли (хотя была и дичайшая муть и скука, длившаяся часов 6, ошибки свои понял).
А вот систему по киберпанку может сам даже заценю когда-нибудь.
Не знаешь систем с зомби-апокалипсисом? Ну то есть да, «лезь в гугл», это я сделаю, когда соберусь играть, просто вдруг тут кто-то знает вполне себе удобную, с выживанием и крафтом (ха).
atomgribНа, я сам не играл, и не знаю, но просто увидел ссылку в магазине. Может, хорошая штука ;)
Я понимаю, что надо вести так, чтобы игрокам нравилось. Но вести игру, где игроки просто вырезают все подряд неинтересно мне. Все-таки, мне кажется, надо искать такой компромисс, где и мастеру заходит, и игрокам. А найти золотую середину для гриферов я не смог х)
Что касается GURPS Cyberpunk, то вам стоит учесть, что эти книги выходили под старые редакции, и к текущей — четвёртой — редакции GURPS киберпанковские сурсбуки не выходили. То есть там есть всякие Ultra-Tech книжки со снаряжением, но и только. Не знаю, насколько легко будет портировать Cyberpunk из старой редакции в новую… Но новичкам в GURPS я бы такого не пожелал.
По GURPS Cybertech я, кстати, даже как-то играл, пусть и недолго. При всей моей нелюбви к ЖУРПСЪ как к игромеханике, сам сеттинг передаётся довольно неплохо, пусть он и ретрофутуристичный до невозможности. Да-да, я про подключение автопушки в нейроимплантант с помощью КАБЕЛЯ. ;)
Тут суть моей мысли не в том, что это делать не надо. Суть в том, что это не станет цельной картиной, потому что творишь в игре не только ты, но и твоя партия. Я, напротив, избегаю игр, где мастера не понимают, что каждый за столом может внести в историю свою лепту. Потому что в этом случае игры выходят по настоящему потрясающими, где каждый игрок включён в процесс с невероятной отдачей.
Подытожу свои слова, чтобы не звучало снова двояко. Цель игры — сам игровой процесс, взаимодействие живых людей между собой, поэтому те подробности, которыми ты снабжаешь свой игровой процесс должны выстреливать, каждый из них. Можно добиться этого своими силами, но на это либо не хватит времени, либо ты перестараешься и уведёшь игроков от того, что интересно им. Поэтому, дабы найти компромиссный вариант, мы будем прописывать элементы нашей истории с помощью плагиата чужих задумок и идей. Так мы справимся с одной стороны быстро, а с другой — получим сами необычный нарративный опыт.
Никакой другой цели, кроме как придания примерам большей наглядности и чуточки абсурда не стояло. Может, другие люди тоже руководствуются этим=)
Но я получаю не первое замечание на этот счёт, так что в следующих постах градус геесвингеров понижу, обещаю!
К сожалению, моё мнение о комьюнити форумов, двачей и пабликов не позволяет давать подобные советы для оставшихся, заинтересованных хардкорно игроков. Потому что споры о том, какая система лучше, назидательный и пренебрежительный тон, которые я и сам встречал и встречаю до сих пор то там то тут — скорее негативно повлияют на настроение человека поиграть. Пусть люди уколятся о сложную систему, это не страшно. Если их попрёт, новую они отыщут.
Спасибо в любом случае за отзыв, действительно проблема редакций стоит, я её увидел, но решил не затрагивать в посте, что, безусловно, ошибка. Я попробую пройти через третью редакцию, чтобы поделиться в том числе и подобным опытом. Для большей честности я изучу и четвёртую редакцию, и, по итогу первых мытрстваний, решу, в какую сторону выдуманная партия пойдёт. Возможно мы возьмём и савагу. В посте она не возникла исключительно потому что первые лучи гугла её не осветили, а мне хотелось быть именно наглядным, чтобы мой путь было возможно повторить.
atomgribПоэтому ты решил проводить ван-шоты с пользователями Стопгейма. А то и правильно. Потом, осознав ошибки, можно и с людьми проводить кампейны ;)
2. Вряд ли. Хотя сработать может что угодно. Людям, которые вынуждены через пассивную агрессию общаться, очень редко самим нравятся сложившиеся условия. Так что такая группа будет супер нестабильна и при первом же крупном конфликте просто развалится, потому что её ничего вместе не удерживает. Но если они сами включаться в процесс и начнут именно друг ко другу относится лучше — может и сработать. Тут вопрос в принципе не в том стоит, что человек какой-то не такой. Токсичным может стать кто угодно по любой причине. Это не какой-то интерес или стиль жизни, это таким образом сформированные условия + таким образом случившееся внутреннее состояние. Одно на другое и БУМ — человек рявкает на сопартийцев и ехидно отзывается об их идеяъ.