16 мая 2018 16.05.18 2 9267

«Красота в самоуничтожении» Разбор фильма «Аннигиляция» (Алекс Гарленд, 2018)

+1

ВНИМАНИЕ! В ДАННОМ РАЗБОРЕ ПРИСУТСТВУЮТ СПОЙЛЕРЫ!

Кинематографические представители жанра научной фантастики нельзя сказать, чтобы сильно радовали поклонников своим изобилием, разнообразием или глубиной проработки. В большинстве своем это не замысловатые боевики или приключения в футуристическом сеттинге, которые, хотя и сделаны качественно, зачастую не ощущаются, как самобытные произведения. Однако, среди них довольно легко, ввиду уже выше означенного отсутствия изобилия, можно найти и крайне приятные исключения. К однозначным фаворитам, разумеется, относится Денни Вильнев, облагородивший жанр своими работами: «Прибытие» (2016) и «Бегущий по Лезвию 2049» (2017). Теперь же в пантеоне фаворитов жанра довольно уверенно отвоевывает свое место и Алекс Гарленд, отметившийся своей работой в качестве сценариста на таких проектах, как «28 Дней Спустя» (2002) и «Пекло» (2007), а так же обезоруживший критиков своим режиссерским дебютным произведением, под названием «Из Машины» (2014).

Стоит прежде всего отметить, пока мы не погрузились в дебри последней работы Гарленда, что, как в случае и с фильмом «Из Машины», так и в «Аннигиляции» — Алекс Гарленд работал на позициях и сценариста, и режиссера, что напрямую влияет на целостность и восприятие данных кинокартин.
Но пришло время сфокусироваться на виновнике сегодняшнего торжества (а кроме как словом «Торжество» — это никак не описать) – на «Аннигиляции».
Очень важно знать, что бюджет картины составляет в целом 40 млн. долларов США. Таким образом, этот фильм попадает в ту категорию продуктов, где каждый потраченный цент важен и всеми ресурсами воспользовались максимально эффективна. Особенно заметна работа художника-постановщика и людей, ответственных за спец-эффекты. Визуальные решения в фильме, а, так же, выбор декораций создают крайне увлекательную, меланхоличную и, даже, жуткую атмосферу. Чего только стоят последствия мутаций, которые героини фильма находят в бассейне заброшенной военной базы.

Позволю себе наглость разрушить интригу вокруг названия фильма, поскольку, уже начиная с него, можно понять, что фильм крайне сильно опирается на интерпретации, субъективный опыт и двойственность восприятия. Аннигиляция (в русской и английской версии фильма используется одно и то же слово в названии и с идентичным значением) имеет как минимум два значения:
В первом значении слово аннигиляция непосредственно означает «уничтожение» в любой форме.
Во втором – это термин, которым обозначают процесс преобразования материи в энергию (в частности путем столкновения частиц и античастиц).
Однако в фильме предлагается рассмотреть этот термин в еще одном значении, где к «уничтожению» добавляют психологический подтекст, отражающий как стремление человечества к саморазрушению в целом, так и суицидальные тенденции отдельных личностей в результате пережитых психологических травм в частности. Другими словами, в фильме громко признают тот факт, что личность, потерявшая всяческие силы и мотивацию продолжать жить, склонна к самоубийству. Однако, есть и второй вариант, который можно назвать «пассивным самоубийством» или «аннигиляцией» — когда человек не способен убить себя, но, при этом, принимает участие в ситуациях, обрекающих его/ее на погибель. Именно такие тенденции проявляют члены отряда героинь, отправившихся в «мерцание».

«Мерцание» — это такая аномальная зона, образовавшаяся вокруг места падения метеорита. На момент начала событий фильма, хотя внутрь уже было отправлено несколько исследовательских подготовленных групп, никто не знает, что же на самом деле там происходит. В итоге, и по тону, и по стилистике и по целому ряду тем, фильм напоминает, как и роман Братьев Стругацких, так и фильм «Сталкер» Тарковского, и даже серию игры S.T.A.L.K.E.R. от украинской студии GSC Game World.

В преамбуле фильма даже с самого начала акцентируется аналогия с такой болезнью, как рак, механизмы работы которого популярно объясняет нам Лена в самом начале. Так, раковые клетки сами по себе являются мутировавшими клетками, клетками дублерами здоровых клеток, которые сбились со своей стандартной программы и вместо того, чтобы способствовать обновлению клеток, лечению, регенерации организма, пытаются его убить. И мутации, происходящие с флорой и фауной внутри мерцания, преобразующие казалось-бы знакомые ландшафты и из обитателей до неузнаваемости и «дублируемость», выраженная в итоге в финальной форме инопланетного организма, олицетворяют собой этот, к несчастью, довольно частый, и, от того, обыденный, но крайне необычный, и, даже, парадоксальный процесс, происходящий внутри многих живых организмов на нашей планете.

«Мерцание» по всем своим признакам в целом, и в частных проявлениях, является такой же аналогией раковой опухоли.

Собственно, события фильма являются непосредственным рассказом главной героини Лены о том, что же все-таки произошло. Многим рецензентам этот прием показался довольно избитым и лишающим саспенса, в то время, как, по моему скромному мнению, он не только не убавляет в драматическом накале, но еще и в полной мере отражает основную тематику фильма, смешивая рефлексию и ощущение обреченности, транслируемое зрителю персонажами, за которыми они наблюдают.

Проблема многих современных фильмов жанра «научной фантастики» кроется зачастую в том, что эта самая «научная фантастика» является исключительно «бэкграундом» — антуражем, на фоне которого разворачиваются довольно обычные события, которые не поменялись бы по своей сути, происходи они в другом мире, в другое время и в другом месте. Очень редко когда создатели фильмов, избрав в качестве сеттинга для своих картин – будущее, используют его максимально, делая важной частью повествования, и, тем более, центральной идеей всей картины. Например, фильм «Грань Будущего» (2014) года, хотя и является довольно не плохим боевиком и интересным обыгрыванием идеи, созданной в «Дне Сурка», все равно, при всем при этом, могла происходить в прошлом, на фоне любой из реально происходивших войн, или, даже, в фентезийном сеттинге, а способность героя переживать один и тот же день заново можно было бы обусловить любыми причинами – идея, развитие сюжета и последствия никак бы от этого ни идейно, ни сюжетно не изменились бы.

Аннигиляция, в свою очередь, полностью отдается своему жанру и сеттингу, опираясь в наибольшей степени именно на слово «научная», как и должна любая образцовая научная фантастика. Вообще, фильм имеет крайне много общих черт с такими работами Тарковского, как «Солярис» (1972) и «Сталкер» (1979). Эти работы в целом являются в меньшей степени приключениями, и в большей – рефлексивными психологическими исследованиями людей. Это отражается и в атмосфере, и в центральных темах, и в упоре на диалогах персонажей. Однако, в «Аннигиляции» сильно сделан уклон на визуальное восприятие. При всем при этом, во время просмотра, зрителя никогда не покидает «азарт» исследования, одновременно и трепетного ожидания, и опасения, перед тем, что может ему открыться. Именно это грамотное сочетание делает интересным не только изучение и обсуждение фильма, но и сам просмотр. Помимо всего прочего, визуальный ряд и цветовые решения крайне необычны и словно бы специально подобраны так, чтобы буквально контрастировать с тем, о чем фильм и что в нем происходит. Этот контраст и способствует той самой вышеупомянутой двойственности восприятия в момент просмотра. С одной стороны, эта красочная картинка словно бы убеждает зрителей в отсутствии некой антагонистичности и враждебности окружающей среды по отношению к героям. Но, тем не менее, это никак не означает, что никакой опасности нет! Опасность для героев ощущается более «естественно», если можно так выразиться, и понятно, при этом проявляясь в наиболее противоестественных условиях и необычных видах.
У фильма есть так же целый рад общих черт с раcсказами Говарда Филлипса Лавкрафта. В своих работах он рассматривает идею «древних», инопланетных существ, которым начинают поклоняться некоторые группы людей. Все представители расы древних абсолютно разные, но всех их объединяет одна единственная цель – обретение знаний и переход на более высокий уровень существования – превращение в энергию. Собственно, именно это и происходит с психологом, доктором Вентресс, в Аннигиляции. Она одна единственная из всей команды, хотя и была обречена ввиду своей болезни (рака), прежде всего хотела не умереть, а узнать, что же все таки находится в центре мерцания – в маяке. Собственно, ее стремление к знаниям и обреченность ее физической оболочки и приводит к финальному результату – она превращается в энергию. Игрокам эта тема может быть знакома по игре Bloodborne, где все, кто изучал Древних, изо всех сил стремились к знаниям, граничащим с безумием, и погружались в сны, в то время как те самые Древние стремились перейти на новую ступень существования, путем преобразования в энергию.

На этом, аналогии не заканчиваются. Лавкрафта считают родоначальником «Лавкрафтовского ужаса» или, как его еще называют – космического ужаса. Это такой жанр, в центре которого лежит не страх конкретно перед чем-то (вроде оживших мертвецов и прочих паранормальных существ, которые являются обособленными источниками страха сами по себе), а перед неизведанным, перед чем-то, что невозможно понять и объяснить. В центре работ этого жанра лежит психология, «сумасшествие» и потеря рассудка. Более того, «космический» ужас потому так и назван, поскольку он связан с мифами о Ктулху, который является одним из «древних», прибывших из далекого космоса. В основе Аннигиляции точно так же лежит страх перед неестественным, неизведанным и необъяснимым. В Аннигиляции точно так же лежит психология и пошатывающаяся психика действующих лиц. И так же, в Аннигиляции источником всех изменений является аналогичное создание, прибывшее из космоса. Создание, не имеющее определенной формы, основной цели и четко выраженных паттернов поведения. На самом деле, источником страха перед подобными существами, помимо непосредственной опасности, явлется так же и отсутствие возможности разглядеть мотивацию за действиями данных существ. Особенно, если их непосредственным стремлением не является желание убивать. Опять же, знакомые темы все потому же Bloodborne или по Call of Cthulhu: Dark Corner's of rge Earth.

Конечно, фильм «Аннигиляция» необычен как своим визуальным решением, стилем и спецэффектами, так и отличным актерским составом, отыгрывающим своих персонажей на крайне высоком уровне. Он необычен своим видением научной фантастики и темами, которые в нем затрагиваются. Но, еще одной важной чертой, которой примечателен этот фильм – является его непосредственное производство! Фильм полностью создан под флагманом Netflix и выпущен у них же. Помимо огромного количества качественных, разнообразных и интересных сериалов, выпущенных на базе данной платформы, вышел уже и целый ряд стоящих, качественно выполненных, необычных и интересных фильмов, таких как: «Наши Души По Ночам» (Ритеш Барта, 2017), «Основатель» (Джон Ли Хэнкок, 2016) или «Яркость» (Дэвид Эйр, 2017).
Все это доказывает одну очень важную мысль – кинематограф не просто развивается, но еще он больше уже и не привязан к лону кинотеатров, не от кассовых и в меньшей степени от маркетинговых компаний зависит успешность фильма и больше не на основе отзывов фокус групп или бездушной статистике основывается итоговое решение: «Снимать ли тот или иной фильм или сериал». Теперь же свобода творчества и реализации находится на беспрецедентном уровне, что позволит все большему количеству талантливых людей реализовать свой потенциал в сфере кинематографа, а зрителям по всему миру, с невероятной легкостью, насладиться результатами их трудов.


S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW | OnLive
Жанр
Дата выхода
20 марта 2007
4.3K
4.2
3 049 оценок
Моя оценка

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth

Платформы
PC | XBOX | X360
Жанры
Дата выхода
24 октября 2005
1K
4.2
649 оценок
Моя оценка

Bloodborne

Платформы
PS4 | PS5
Жанры
Дата выхода
24 марта 2015
2.9K
4.6
2 097 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Полностью согласен с вами, «Аннигиляция» — отличная фантастика.
Читай также