У высокого узкого окна стоял король. Седина в волосах, морщины на лице – самые глубокие прорезали вертикальными линиями лоб, отходили от уголков рта и крыльев носа, – подёрнутые мутноватой плёнкой глаза и бледно-жёлтая сухая кожа явно указывали на преклонный возраст. Заложенные за спину руки сминают бархатную ткань мантии. Оставаясь неподвижным и не отрывая взгляда от неба, король спросил:
– Скажи, советник: король – он кто?
Размеренный тон, расслабленная поза. Король не видел стоявшего в двух шагах позади него человека, но не сомневался, что вопрос будет услышан. Советник, ожидавший разрешения говорить, шевельнулся – скрипнули кожаные ремешки кирасы (перед прибытием в тронный зал он, согласно приказу, надел доспех), звякнули колечки кольчужного воротника. Тонкие ровные губы разошлись, и зазвучал хорошо поставленный голос:
– Король – лицо королевства, лучший его представитель и пример для подданных, Ваше Величество!
– Хочешь сказать, что без короля подданные не найдут ориентир, на который следует равняться, и приведут королевство к упадку? – спросил король.
Советник имел в виду совершенно иное, но он давно служил при дворе и по интонации понял, что его возражения не будут приняты. Помедлив, с некоторой осторожностью и чуть тише, чем обычно, сказал, пытаясь увильнуть от прямого ответа:
– Вероятно, Ваше Величество…
Король повернул голову. Советник увидел поднятую бровь, удивление в глазах правителя и тут же сказал:
– Так точно, Ваше Величество! Приведут к упадку.
– Королевство, за которое мы все готовы, не задумываясь, отдать жизнь? – спросил король и, не дожидаясь ответа, продолжил: – Нельзя допустить подобного исхода. Ты со мной согласен?
– Да, Ваше Величество! – сказал советник.
– А сколько рыцарей думают так же?
– Все, Ваше Величество!
– Вот и собери их, и объяви, что мы отправляемся за Чашей Жизни во имя и ради спасения королевства, – сказал король.
Щёлкнув каблуками кованых сапог, советник развернулся на месте и отправился выполнять приказ. Когда дверь за ним закрылась, король добавил:
– … и короля.
Последнее слово никто не услышал, да и не должен был. Король снова устремил взгляд к далёкому небу и принялся о чём-то размышлять.
«Жизнь продолжается» (англ. Life Goes On: Done to Death; примечание автора: официальный русский перевод отбрасывает вторую часть названия – вероятно потому, что Done to Death – не конкретные слова, а идиома; означает она: делать что-то настолько часто, что это становится утомительным, скучным и невесёлым, – и вместе с ней название будет звучать примерно так: «Жизнь продолжается – и это скука смертная») – головоломка о почти безымянных рыцарях. «Почти» заключается не в отсутствии имён и не в сложности титулования, а в том, что рыцарей в игре много и каждый из них предсказуемо смертен. Они будут умирать регулярно: первый, второй, десятый, сотый… Местная рыцарская братия похожа на сложный механизм, в котором необходимо заменять изношенные детали, чтобы он продолжал работать. И если имена первых её представителей имеют хоть какой-то шанс отложиться в памяти, то остальные сольются в вереницу безликих графов, герцогов, принцев – а потом исчезнут и титулы.
По факту, потери несколько завышены, поскольку автор боролся за получение достижения, которое он получил и не заметил, но общее представление о количестве рыцарских жизней «на квадратный уровень» изображение передаёт верно.
Жизнь у рыцарей яркая, но недолгая: едва они появляются на уровне, как в тот же миг отправляются в пропасть, на шипы, в огонь или ещё куда – способов умерщвления в игре хватает. Многочисленные смерти, однако, не напрасны. Решение задач подразумевает, что кто-то из рыцарей должен отдать свою жизнь, чтобы товарищи смогли продвинуться дальше. Иного варианта не предусмотрено, и любой уровень заберёт как минимум одного добровольца. При этом нет ни фонтанов крови, обмывающих экран, ни детально прорисованных и летящих по выверенной дуге конечностей. «Жизнь продолжается» – пусть и не самая обычная, но настоящая головоломка, а не симулятор садиста.
Одного рыцарского тела достаточно, чтобы открыть ворота и дойти до чаши.
Как и в других играх жанра, здесь бо́льшую часть времени придётся внимательно смотреть по сторонам, анализировать, думать, планировать, а также прослеживать последовательность выполняемых действий – и идти по ней к ответам, оставляя рыцарей именно там, где нужно. Игнорирование правил приведёт, скорее всего, к удерживанию и так не падающей стенки лбом и последующему перезапуску уровня.
Впрочем, обязательных количественных ограничений нет, и ничто не помешает усеять телами всё вокруг и перемещаться по ним, словно по песчаным барханам. Иногда это даже будет полезным – скажем, для получения достижения, – но в подавляющем большинстве случаев можно не изображать кукольного маньяка и обойтись минимумом жертв.
Если отправить под нож сотню рыцарей, то это никак не отразится на прохождении
уровня – разве что тела завалят проход, и придётся начинать сначала.
Персонажи, активные части уровней, фоны – всё выполнено с помощью трёхмерного моделирования, однако мир не открыт и не доступен для изучения со всех сторон. Существуют искусственные ограничения: персонажи и камера двигаются по двум измерениям – в результате общий ракурс аналогичен большинству платформеров – вид сбоку – и не меняется на протяжении игры.
Но не нужно воспринимать данное ограничение как нечто плохое или неуместное. Таков выбранный разработчиками стиль – и ничего более. Главное, о чём стоит сказать и на что обратить внимание – выглядит игра хорошо: нет явной халтуры (скрытая, к слову, тоже не просматривается), а есть внимание к общему качеству и к деталям и достоинства «трёхмерности» – честное освещение и тени, настоящий объём и правильная перспектива.
Только что советнику пришлось изрядно побегать – и теперь он стоял перед королём в согнутом положении, уперев руки в колени, и пытался восстановить сбившееся дыхание. Поза не из достойных, однако на фоне сожжённых и нанизанных на шипы рыцарских тел она не выглядела чем-то из ряда вон выходящим.
Войско двигалось по дороге, и каждый её метр усеивали ловушки – некоторые удавалось обезвредить или обойти стороной, другие – и таких было большинство! – срабатывали и забирали жизни первопроходцев. Советник в первые ряды не лез и испытал крайне неприятное удивление, когда на исследованном участке пути, по которому он возвращался после инспекции замка, раздался шелест, а затем вылетевшая из-под земли пила разрезала его лошадь на два неравных куска. И ведь здесь промаршировали тысячи рыцарей, а перед ними прогулялась разведка и перевернула каждый камень! Чудом оставшемуся в живых советнику пришлось вспомнить молодость и добираться до находящегося «в поле» короля на своих двоих. Но судьбу он не винил: лучше быть уставшим, чем мёртвым.
– Ваше Величество! – сказал советник. – Кузнецы не успевают ковать оружие!
Рыцари гибли быстро и часто. Находить новых успевали, а вооружать – уже нет. Со складов выгребли всю пригодную для ковки сталь, кузнецы работали круглые сутки – и если с доспехами дела шли хоть как-то – латали повреждённые и старые, нашивали пластины на кожу и плотную ткань, – то создавать пригодные для боя мечи за столь малое время не представлялось возможным. Именно перерывы в поставках оружия послужили основой для инспекции.
– Выдайте рыцарям что есть, – сказал король небрежным тоном – он изучал одну из поднесённых чаш и чем дольше смотрел, тем сильнее убеждался, что в его руках не Чаша Жизни.
– Но они не смогут воевать без мечей! – воскликнул советник.
– Их задача – умереть за своего короля! А повоевать они в другой раз успеют.
Короткий, как жизнь рыцаря. Совершенно не боящийся преждевременного раскрытия, поскольку отражён в самом начале игры. В некотором королевстве некий король решил заполучить артефакт – Чашу Жизни, но он не знал, где она находится, и приказал верным рыцарям найти и принести всё, что хоть отдалённо её напоминает. Сомнений никто не испытывал: мало того что рыцари – люди военные и привыкли подчиняться слову старшего по званию и должности, так ещё и король, поднаторевший в разговорном искусстве, сумел убедительно расписать грядущие перспективы для каждого, кто окажется причастен к поискам.
Забыть основное задание не получится: при переходе в главное меню
оно будет бросаться в глаза, напоминая о своём существовании.
С этого момента игра и начинается. Дальше, в процессе прохождения, появится ряд сюжетных вставок – они несколько дополняют историю, подчёркивают атмосферу, однако никаких глобальных изменений не вносят. Сюжет в игре «Жизнь продолжается» берёт не сложностью или глубиной построения, не проработанными характерами или трудным (с точки зрения морали) выбором в действиях, а юмором – здоровым, прекрасным, с лёгким оттенком черноты и трагичности.
Юмор проходит через всю игру – от названия и до финальных титров, затрагивает меню, анимации, уровни, механику. Нанизать рыцаря на шипы – не то чтобы весёлое занятие, но нанизать десяток рыцарей там, где, кажется, больше девяти не поместится, – совсем другое дело! Прямо на закрытых шлемах отражаются забавные эмоции – радость, грусть, торжество, решительность. Дополнительное обмундирование в виде шляп и разномастного вооружения (от мечей и топоров до садового инвентаря и живой рыбы) придаёт комичности.
На защите королевства – рыцарь в шапочке художника и с рыбой в руках.
Шляпы – приём не новый, встречался неоднократно, однако от этого он не становится лишним в игре, а наоборот, удачно вписывается в созданную атмосферу лёгкой безалаберности и некоторого пренебрежения устоявшимися правилами. С ним также приходит понимание, что в рыцари идут разные люди, и, получив доспех, они не теряют индивидуальности, остаются в душе́ художниками, пожарными, весельчаками и знатными воинами (иначе не объяснить шлем, надетый на шлем).
– Округлое? – спросил король.
– Да, Ваше Величество, – ответил советник, склоняя голову. – Похоже на покрытый шерстью валун.
– Отправь к нему отряд, – сказал король.
В его глазах играло предвкушение. Король то ли понимал, то ли просто внушил себе, что цель близка и что он обязательно до неё доберётся. Потери? По какой-то причине король давно перестал их считать и гнал поклявшихся в верности рыцарей вперёд – и только вперёд.
Советник оставался рядом, выполнял распоряжения правителя, а если и отдалялся, то исключительно в противоположную от ловушек сторону. Тем не менее, как он ни старался, травм избежать не удалось: с головы расплющенного каменными плитами рыцаря слетел шлем и врезался, словно снаряд, в лицо советника, сломав ему нос и оставив царапины и тёмные круги под глазами. Увы, но такого ранения было недостаточно, чтобы оставаться в лазарете.
– Ваше Величество, всё неизвестное – опасно, – сказал советник, – а мы и так потеряли немало людей. Целесообразно ли распылять силы по всем направлениям, когда можно сконцентрироваться на выполнении основной задачи?
– А если это существо принесёт больше пользы, чем вреда? – вопросом ответил король, помолчал и добавил: – Отправь одного добровольца. Если вернётся живым – отлично, не вернётся – что ж, нет для рыцаря большей доблести, чем погибнуть с честью.
Общий процесс прохождения имеет линейную структуру: для открытия второго уровня необходимо пройти первый, для открытия новой главы необходимо полностью завершить предыдущую. Дополнительные условия, вроде ограниченного времени, присутствуют, но выполнять их не обязательно. Результаты всегда можно улучшить при повторном прохождении – нужно лишь выбрать любой уровень из открытых ранее.
Уровни объединены в несколько тематических глав и в целом показывают движение рыцарей «от низов и до вершин» – как в прямом смысле, так и в переносном, – что и само по себе выглядит весьма символично, а в сочетании с названием – и подавно. Отличаются уровни внешним видом и возрастающей сложностью, которая заключается в добавлении новых типов головоломок и в их сочетании с уже существующими.
Уровни на карте мира.
Главная цель каждого уровня – получить чашу. Несмотря на разнообразие ловушек, сложной эту задачу назвать трудно: отдельные моменты заставляют напрячь мозги – и только. Но! Ситуация меняется при использовании упомянутых выше дополнительных условий. С их появлением возникает соревновательный стимул и сложность возрастает до вменяемой величины – когда уровень пройти всё-таки можно, но и глаза нужно держать открытыми, и думать чаще, чем через раз.
Определённое достоинство игрового процесса заключается в том, что эти условия не завязаны друг на друга. Их можно выполнить сразу все, за одно прохождение, а можно выполнять по отдельности, «побеждая» уровень ровно столько раз, сколько понадобится. Тут и ограничение по времени, и ограничение по количеству рыцарей, и тайные места, на которые ничто не указывает, и Семён – чудесное существо, достойное отдельного слова.
Да, он таков.
О Семёне можно сказать одно – он так любит рыцарей, что на знакомство и взаимодействие с ним выделены свои достижения. Небольшое, казалось бы, добавление вводит в игру два новых событийных пласта: во-первых, Семёна надо найти – а сделать это непросто, поскольку его местоположение редко бывает на виду; во-вторых, добраться до него – задача, не уступающая в сложности получению чаши. Появление странного зверька даёт больше загадок на квадратный метр и, в сочетании с остальными головоломками и условиями, наполняет уровни, не увеличивая их физические размеры. Итог: уровни выглядят полноценными, насыщенными активностью и без пустот, оставленных геймдизайнерской ленью.
Стемнело. Король уже не отвлекался на личный контроль и сидел в замке, обложившись добытыми для него чашами, кубками, стаканами и прочей посудой. Мимо шагали одетые кто во что горазд рыцари и исчезали в крутящемся портале – поиск Чаши Жизни продолжался. Света не хватало – король щурился, моргал, но различить надпись на ножке кубка не получалось. Ни факелов, ни фонарей – их унесли ещё первые отряды и сожгли в пещерах, а прислуга, отправившаяся за новыми, разводила руками: хранилища оказались пусты.
С той стороны портала проскрежетали механические шестерни, раздался приглушённый расстоянием и сломанным носом голос советника: «Заряжай!», за которым последовало громкое «Бах!» – и в небо унёсся ответственный за пополнение складов и хранилищ интендант, чтобы через секунду отразить доспехами лунные лучи и направить их в сторону замка. Прежде чем рукотворная звезда погасла, король успел прочитать: «Кубок умеренных боевых потерь».
Оттеснив рыцаря, из портала вышел советник и доложил:
– Запустили, Ваше Величество.
Король отбросил кубок, взял другой, пальцами нащупал похожие на слова узоры и сказал:
– Давай следующего.
Суть проста: использовать рыцаря, чтобы другой прошёл чуть дальше. Однако нельзя попросить его постоять «вон на той кнопке», быстро сбегать за распахнувшиеся ворота, взять очередную чашу и праздновать победу. Единовременно можно управлять только одним рыцарем, а это значит, что использовать придётся его не совсем живых товарищей.
Например, вспомнить о том, что доспехи сделаны из металла и хорошо проводят электрический ток. Да, их обладателю такое не понравится, но он совершит благое дело, закрыв телом опасную ловушку. Или отбросить сомнения и признать, что мёртвый рыцарь – отличная подставка, а два рыцаря – подставка в два раза выше. Или прокатиться на куске льда (стоит ли говорить, кто будет в него вморожен?), уберегая ценную жизнь от огня и бездонных ям под ногами.
Уровни заполнены не только смертоубийственными ловушками, но и не несущими угрозы точками появления рыцарей. Точки – не просто декоративный элемент, они активно используются в игровом процессе. Помимо очевидного применения – отсечения пройденных участков пути, чтобы при смерти рыцаря не приходилось идти с начала уровня, они могут перемещаться и тем самым позволяют отключать ловушки, пропускать их и попадать в недоступные ранее места.
Пробитая броня, подпаленные волосы, запавшие глаза, измазанные сажей заострившиеся скулы – рыцарь выглядел не просто уставшим – измученным. Он приблизился к королю, протянул пергамент и доложил:
– Трофей, Ваше Величество!
Король прикрыл глаза, выдохнул и дрожащим от напряжения голосом произнёс:
– Мне. Нужна. Чаша!
– Ваше Величество, а если это карта, показывающая путь к Чаше Жизни? – прошептал на ухо правителю советник.
Король, собиравшийся отдать приказ о казне неугодного рыцаря, замер. За последнее время муть из его глаз ушла, но здоровее он выглядеть не стал: теперь и глаза, и лицо светились странным лихорадочным оживлением. Казалось, он прыгнул из одной крайности в другую и жаждал действий, всё чаще проявляя импульсивность, горячность и непостоянство.
– Молодец, – сказал король, обращаясь к рыцарю. – Трофей оставь, а сам иди обратно. Служи с честью.
Рыцарь развернулся, посмотрел на крутящиеся зубья пил, острые кривые шипы, вырывающиеся столбы огня, увидел корчащегося в разрядах электрической ловушки Эрика Победоносного и негромко вздохнул. Возвращаться не хотелось. Но пришлось.
Тем временем король, насмотревшись на непонятные ему символы, передал пергамент советнику и приказал:
– Прочти.
– Если позволите, Ваше Величество, я велю привести Матиаса Мудрого – доблестного рыцаря, сведущего в языках, знакомого с диалектами три…
– Зови быстрее, – прервал советника король.
Спустя несколько долгих минут к королю подошли два рыцаря. Они удерживали Матиаса Мудрого под руки, поскольку передвигаться самостоятельно он не мог – его ноги влачились по земле, из-под забрала вырывались хрипы и клокотание.
– Готов служить Его Величеству! – произнёс Матиас и закашлялся.
Советник приблизился к раненому, протянул пергамент, удерживая его напротив рыцарского лица. Матиас помедлил и начал читать.
«Минимальные системные требования:
• ОС: «Виндовс Виста» или новее
• Процессор: «Интел Коре 2 Дуо» 2.4 ГГц
• Оперативная память: 2 ГБ ОЗУ
• Видеокарта: Поддержка шейдера 3.0, объём памяти 512МБ или выше
• ДиректИкс: Версия 9.0c
• Место на диске: 1100 МБ
Рекомендуемые тре… »
Чтение прервалось новым приступом кашля. На пергамент брызнули капли крови, Матиас уронил голову и обмяк, повиснув на руках рыцарей.
Минуточку! Это же мой пропавший лист с записями! Я тут обыскался, не могу написать заключительное слово, не упомянув перед ним системные требования, а записи, оказывается, рыцари спёрли! Вот так дела! Вот так благородные рыцари – тащат под шумок всё, что попадёт под руку. Слушай, раз вышел такой конфуз, может подвести итоги сейчас? История так и так близится к завершению, и нет смысла скакать от обзора к ней и обратно чаще необходимого.
Буду краток. Игровой процесс, загадки, графика, внимание к деталям – всё это есть и выполнено на хорошем таком, крепком уровне. «Жизнь продолжается» если и может чем отпугнуть, то разве что жанром: головоломки – вещь специфическая, любит их не каждый, – в остальном же она – достойный представитель игрового мира.
Дороги не было. Вместо неё открывался обширный провал, заполненный шипами. Обходной путь отсутствовал, протиснуться через шипы не получилось бы при всём желании – так плотно они стояли, идти по ним – самоубийство. Король приблизился к краю, посмотрел вниз и обратился к ближайшему рыцарю:
– Имя, мой доблестный воин!
– Лоранд Храбрый, Ваше Величество! – ответил рыцарь.
– Веришь своему королю?
– Разумеется, Ваше Величество!
– О храбрости твоей сложат легенды, – сказал король. – Шаг вперёд.
Рыцарь шагнул и упал на шипы – они пронзили его тело от пят до середины груди. Король осторожно надавил ногой на плечи мёртвого, затем на голову – держит.
– Ты, – сказал король, пальцем указывая на другого рыцаря.
– Августа Бел…
– Два шага вперёд.
Августа, так и не успевшая назвать полного имени, прошлась по трупу Лоранда Храброго и упала вниз.
– Советник, командуй! – крикнул король.
Советник отдал указания командирам – и рыцари пошли по трупам товарищей, телами выкладывая дорогу идущим следом за ними. И всё – ради обожаемого правителя. Впрочем, был ли король действительно столь любим – история умалчивает, но его слушались беспрекословно – это факт.
Иногда придётся идти по головам – в буквальном смысле.
Когда рыцари добрались до противоположной стороны провала, король крикнул: «Стой!» – и пошёл по импровизированной дороге. Ступив на твёрдую землю и не говоря ни слова, отправился дальше, к виднеющейся невдалеке пещере. Последнее неисследованное место. Если и там не окажется Чаши Жизни, то более искать негде.
Рыцари молча ждали приказа.
– Ваше Величество!.. – окликнул правителя советник.
Не оборачиваясь и не останавливаясь, король вскинул руку, так что кисть оказалась на уровне головы. Он не желал сопровождения. Советник смотрел в спину входящего в пещеру короля и гадал, чего же они в итоге достигли. С чем они вернутся домой?
Лучшие комментарии