28 октября 2017 28.10.17 15 21K

Обзор Final Fantasy X: время кардинальных перемен

+39

Если спросить одного, какая известнейшая jRPG, миллионы ответят –
Final Fantasy.

Японскими ролевыми играми в наши дни вряд ли кого удивишь: обширный их список можно перечислять не один час и все равно кто-то обязательно останется неназванным. Жанр столь прижился в народе, что подражать ему стали даже за пределами страны восходящего солнца. Однако есть то, что передать попросту невозможно – это культурный колорит, присущий только этому народу, он в jRPG особенный: с одной стороны, это красивая сказка, с другой, чистой воды философия, а еще это целая культура, пересказанная с размахом, достойным эпоса.

Золотым веком этого жанра по праву можно считать времена NES и PlayStation One. Именно тогда появилось большинство культовых представителей и взяло своё начало большинство серий. И хотя со временем популярность jRPG несколько поутихла, серия Final Fantasy осталась жить, вызывая искренний восторг у своих поклонников. Если вы готовы принять менталитет Японии, то перед вами распахнётся по-настоящему сказочная фантазия с захватывающими сражениями, летающими кораблями, жуткими монстрами и прекрасной магией. Да что-что, а магию в Final Fantasy любят все!

Один из известнейших символов на фоне живописного вида – добрый знак перед долгим путешествием.

За революцию! За светлое будущее!

Причин, по которым Final Fantasy X стала известна широкому кругу геймеров, хватает. Смена поколения консолей – это всегда событие в игровой индустрии, особенно, если речь идет о таких гигантах, как PlayStation One и PlayStation 2. Вот и компания, тогда еще просто Square, не могла упустить такой повод. Хоть последняя игра из серии – Final fantasy IX – разошлась уже не так хорошо, как предшествующие VII и VIII, выход X части установил новый рекорд продаж в серии. Всем хотелось оценить, как преобразилась самая красивая франшиза с помощью новых технологий и возможностей. А посмотреть там было на что!

С приходом новых возможностей PS2 локации стали не только более красивыми, но и смогли перебраться в полноценное 3D

Для начала, 10 часть стала первой игрой в серии, выполненная полностью в трехмерной графике. Если до этого публика могла довольствоваться лишь отрисованными задниками, то с переходом на новое поколение мечты об объемных локациях стали явью. Однако, даже не это было самым впечатляющим. При столь кардинальной смене подхода разработчикам удалось полностью сохранить красоту локаций, по которым героям предстояло пройти. Здесь присутствуют тропические пляжи, которые сменялись цветущими полями, уходящими в пустынные каньоны, заснеженные горные тропы, волшебные леса и сказочные храмы. Вот уж что по-настоящему можно считать прогрессом.

Помимо того, именно с этой части в последующих играх серии появилась озвучка всех основных диалогов между персонажами. Впервые стало возможно узнать о реакции персонажа на что-то не только по его нарочито ярким жестам, но и по тональности голоса. И хотя игру актеров не всегда можно считать мастерской, пожалуй, ей удалось добиться главного – полноценного отображения эмоций, от чего персонажи стали более многогранными, более глубокими, а сама история пропиталась настоящим драматизмом.

История по новым стандартам

Однако ошибочно было бы полагать, что на одних только технических изменениях все и закончится. Для несведущих вообще стоит пояснить, что серия Final Fantasy – одна из самых меняющихся от части к части игровых серий. Практически невозможно отыскать даже две игры, про которые можно сказать, что они сделаны под копирку. То механику боя изменят, то система прокачки станет другой, а то и еще того похлеще удумают, но до этого еще дойдем.

Sin собственной персоной – самая главная угроза для мира Спиры и для героев в частности, исходя из сюжета. Однако в этом мире есть монстры куда пострашнее.

На этот раз история происходит в вымышленном мире Спира, в котором главный герой Тидус, звезда местного вида спорта под названием Блицбол (вид спорта, сочетающий в себе футбол и водное поло), становится свидетелем последних мгновений существования своего родного города, а затем оказывается в неизвестном ему месте. Но самое страшное, что в это время над Спирой нависает колоссальная угроза – Sin, древнее и невероятно могущественное существо угрожает уничтожением всему континенту и только призывательница, прошедшая паломничество и собравшая всех Аэонов, способна это предотвратить.

Вся команда в сборе! Они не только отличаются по характеру, но и по внешнему виду – даже возраст очень сильно влияет на их поведение и взаимоотношения друг с другом.

Но не стоит сразу пугаться тривиальности сюжета. Он тут как раз неплохо закручен, просто раскрывать о нем хоть какие-то подробности, все равно что лишить остросюжетный триллер главной интриге – неправильно это. Потому ограничимся конкретными фактами. Если в предыдущих играх серии акцент делался на масштабных преображениях целей, от личной битвы героя до сражений мирового масштаба, то в Final Fantasy X история стала более личной: теперь очень многое строится на эмоциях персонажей. Они выступают и в роли мотивации, и палитрой, которая разукрашивает события в сопутствующие тона.

Теперь это не только история про спасение мира, но и произведение про простые человеческие эмоции. История, переданная с чувством, с заботой. Выросли дети – выросла и сказка!

Вместе с этим изменился подход, с которым создатели брались за персонажей. В результате характеры стали не только ярче выражены, но и максимально разведены друг от друга по всем возможным признакам. Эгоцентричный блицболист Тидус, которому не дает покоя юношеский максимализм; Скромная и сдержанная призывательница Юна, наделенная при этом по-настоящему несокрушимым духом; Неунывающий, рассудительный Вакка; Очаровательная и загадочная чародейка Лулу; Жизнерадостная воровка Рикку; Молчаливый телохранитель Юны – Кимари; Самый грозный, спокойный и хладнокровный боец – Аурон.

Всех их непросто спутать между собой, а из-за регулярно возникающих в команде конфликтов в связи с разными идеологиями и возрастами, они стали более человечными. Тидус, который всегда рвется охватить необъятное, обычно вынужден отступить перед рассудительным и непреклонным Ауроном, а Вакка не может найти себе места при виде общего неуважения к традициям местной веры. И вот из-за таких моментов и рождается настоящее сопереживание героям. Конечно, кого-то вы полюбите больше, а кого-то в тайне будете ненавидеть, но разве это не то, что делает историю такой прекрасной?

Один за всех и все за одного

Final Fantasy не была бы собой, если б не пыталась привнести изменения даже туда, где и так все хорошо. Вот и 10 (X) не стала исключением. Что если не бои считать основополагающим моментов в jRPG? С монстрами, с драконами, с роботами, с гигантскими осами – не важно, сражения должны быть. И последняя фантазия об этом прекрасно знает, а потому стремиться сделать этот фрагмент игрового процесса наиболее впечатляющим и уникальными. Так сказать, подарить «новый опыт».

Враги теперь требуют к себе определенного подхода, например, бомбочки справа взрываются после 3 ударов по ним. По началу игры с этим придется считаться и выбирать персонажей под сложившуюся обстановку

Кроме стандартных команд, таких как атака или магия, в игре появилась возможность, переворачивающая вес процесс вверх тормашками – теперь не обязательно формировать команду перед каждым последующим сражением, сопартийцев можно заменять прямо во время боя и это сильно сказалось на игровом процессе. Помимо возросшего тактического простора, герои обзавелись особенностями – каждый член команды имеет свои сильные и слабые стороны. Кто-то лучше сражается с вёрткими противниками, кто-то более быстрый, а кто-то способен и молнией с неба поразить, а если вдруг перед вами возник противник, против которого нужен кто-то определенный, что ж – это не столь большая проблема.

Но и это, как говориться, еще не конец. Так же изменения затронули и Аэонов. Юна обладает уникальной способностью призыва, которую трудно переоценить. Хоть теперь вызывать на поле чудищ способна лишь она, сами Аэоны стали полностью подконтрольными игроку. Теперь призванная Шива или Ифрит будут такими же игровыми персонажами, как любой из компаньонов, и им можно отдавать команды, не только общие, как атака, но и уникальные, обладающие стихийными эффектами или дополнительными свойствами. К тому же Аэоны невосприимчивы к отрицательным статусам, что не раз вынудит применять их в бою, сделав практически незаменимыми. Ну а если враг готовит особо сильный удар, то призванный союзник может гордо принять его на себя, сам он, конечно, погибнет, но зато это не будет Game Over.

Не стоит пугаться этого страшилища – хоть и драться против него не самое простое занятие, к концу игры вы сами научитесь его призывать, что невероятно облегчит вашу жизнь.

Нельзя так же не отметить и изменений, связанных с экипировкой персонажей. Теперь такого понятия, как более сильное или более слабое оружие попросту нет (в теории), так как у оружия нет характеристик. Все снаряжение отличается друг от друга количеством слотов и находящимся в них параметрами. Есть ставшие уже классикой увеличение урона на 5,10,20% и эффекты по типу отравления, окаменения,слепоты, а есть и несколько экстраординарных: First Strike, позволяющий наносить первый удар в каждой битве; Overdrive -> AP, переводящий очки шкалы в очки опыта; Break Damage Limit, позволяющий урону перешагнуть за отметку 9999 единиц.

Способностей этих много и помимо того, что их можно создавать в оружии самостоятельно, так еще и их комбинации просто жизненно необходимы в совершенно разных аспектах игры. Оружие помогает не только справляться с противниками, но и быстрее прокачивать персонажей или ловить монстров для специальной арены. Потому в вашем инвентаре скорее всего будет по несколько экземпляров для каждого персонажа, что вдвойне полезно, если учесть, что менять снаряжение позволяется прямо во время битвы.

Добро пожаловать в Паутину

Но что в Final Fantasy X стало с прокачкой? Ее в этой части изменили до неузнаваемости. Впервые запустив игру, узнают ее немногие, а полюбят… в прочем не будем забегать вперед. Теперь герои на полученные очки опыта зарабатывают не уровни, а AP – валюту, которая требуется для перемещения по сетке сфер. 1 AP – 1 шаг. В свою очередь в каждой такой сфере, если она не пустует, скрыт какой-то из параметров, например, сила, магия или какая-нибудь способность, которую игрок может получить в свое распоряжение.

Сетка сфер собственной персоной. Именно здесь произойдут все основные метаморфозы ваших персонажей. Но даже не думайте пройти ее полностью – это займет очень много времени!

Такой подход при учете значительного числа развилок на сетке сделал прокачку значительно нелинейной. Свернув на очередном повороте, можно из персонажа, полагающегося на скорость, сделать вполне приличного мага. К тому же стоит понимать, что сетка для всех персонажей одна, просто начинают персонажи на ней в разных частях, а потому к завершению игры все герои могут обучиться всем доступным умениями, магии и способностям. Потому незаменимых персонажей в игре нет… практически…

Для тех кому за 30

И, казалось бы, все хорошо, но сколько может продолжаться это удовольствие? Это зависит только от того, насколько основательно вы за игру засядете. Сюжетная компания со всеми диалогами, сражениями и прочим подобным проходится чуть больше, чем за 30 часов спокойного геймплея. Так что если не особо захотите исследовать мир, то и обиженным не останетесь. Но если вдруг, вы решите изучить все секреты Спиры – то готовьтесь – это занятие может затянуться на 100 часов и больше.

Одним из множества побочных квестов является гонка на Чокобо. Все бы ничего, только чтобы взять самый лучший приз, вам придется сломать геймпадов не меньше, чем за прохождение Dark Souls

Занятий за рамками основного сюжета хоть отбавляй: тут вам и возможность найти секретных Аэонов, не только полезных, но и крайне необычных; столкнуться с особо сильными противниками, сражения с которыми просто обязательны для любого поклонника игры, но, чтобы выйти из этих битв победителем, для начала неплохо бы разжиться легендарным вооружением. Множество сторонних квестов на любой вкус не дадут заскучать даже, если вы посчитаете, что видели все. Устали от путешествий? Отправляетесь в Calm Land, где сможете посоревноваться в гонках на огромных цыплятах Чокобо или подзаработать ценные сферы на арене. Если и от этого устанете, то в храме, все там же, есть призывательница, которая испытает ваших Аэонов на прочность. Ну а если и от этого устанете, то отправляйтесь в мрачную локацию Thunder Plains, где вам позволят заработать ценные призы уворачиваясь от бьющих с неба молний.

Еще одним нововведением в боевую механику можно считать специальные команды: в некоторых случаях вы просто поговорите с врагом, получив за это какие-то бонусы, а в некоторых сможете даже поуправлять кораблем, что возымеет свои эффекты.

Помимо сборов всяких бабочек и поисков кактуаров, тут есть целая игра в игре (эдакий Гвинт), под названием блицбол. По протяженности она ничем не уступает основной компании, вам мало того, что придется полетать по всему миру и собрать лучшую команду, так еще и заняться ее тренировкой и после участвовать в чемпионате и победить. Все это не только простое визуально растягивание времени, но и часть второстепенного квеста по сбору оружия, так как самые ценные призы в этих развлечениях – артефакты, позволяющие сделать то самое легендарное оружие.

А потому, если вы вдруг решите, что битва с темными Аеонами ваше призвание и Спиру нужно покорить от начала и до конца, то запаситесь терпением – это затянется очень надолго!

Ложечка дегтя

Однако, не смотря на все выкрутасы и кучу идей, с одной стороны, с другой — игрока ожидает вполне закономерный вопрос, а все ли из них так хороши? Ответить на это однозначно вряд ли получится, но тем не менее, предупредить о таких неоднозначностях святой долг.

Начать хоть с системы прокачки. Она, безусловно, новаторская и интересная, а еще в ней можно залипнуть не хуже, чем в любой другой мини игре, что делает ее к тому же увлекательной. Но вместе с этим столь поэтапное развитие персонажей лишает заветные LVL-UP’ы былой привлекательности. Из-за слишком уж размытых и плавных повышений характеристик трудно определить, что ваш персонаж стал сильнее, а это, кто не знает, одно из приятнейших чувств в jRPG! Помимо этого, иногда случаются конфузы, что вам необходимо улучшить лишь один параметр силы, но нужной сферы нет, не то что рядом в ближайших 15, а то и больше шагах, от чего перед игроком встает справедливый вопрос, гриндить или смириться.

Враги в Final Fantasy X, как всегда, впечатляющие, но не смотря на их грозный вид и размеры, против некоторых не обязательно сражаться честно – эта серия всегда поощряла творческий подход.

Не все так однозначно и с дополнительными развлечениями. Несмотря на большое их разнообразие, к сожалению, все они повязаны друг на друге. Чтобы, например, на равных сражаться с темными Аеонами, нужно заручится легендарным оружием, но в то же время, для его получения требуется достигнуть максимального результата во всех мини-играх (ну или в определенных, если хотите собрать это лишь для одного героя). Казалось бы, что здесь смертельного, но вы только вслушайтесь в сами задания: увернуться от молний 200 (!) раз подряд (!) или выиграть турнир в блицбол, после того как Вакка поучаствует в 450 (!) боях. Столь астрономические цифры вполне способны отпугнуть большинство игроков, тем более что не все из развлечений придутся вам по вкусу, а для продвижения дальше многие является обязательными.

Здешними красотами можно дивиться до бесконечности, хотя прошло уже много лет. И пускай в открытый мир тут отпускают лишь ближе к самому концу игры, его притягательность от этого только возрастает.

И вот так во всем – с одной стороны вроде и хорошо, но с другой, обязательно что-то огорчает. Отличная идея с оружием к середине игры из-за этого теряет свою привлекательность и, придя в новый город, вы вряд ли побежите к торговцу снаряжением. Вроде и хорошо, что все бойцы стали нужными, но после определенного этапа, вы выучите за другого персонажа все необходимые умения и забудете про остальных. Потому, не взирая на все инновации и безусловно значительные шаги вперед, кого-то эта часть вполне способна огорчить: изменением в сюжете, в персонажах, в боях. Не всем, кто любил старые игры серии, придется по душе та новизна, что появилась в 10 части, но как по мне, это делает серию лишь лучше, ведь если взглянуть на все Final Fantasy, то вы обязательно, благодаря такому подходу, отыщете что-то свое.


Final Fantasy X

Платформы
PC | PS2 | PS3 | PS4 | PS5 | PSV | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
19 июля 2001
588
4.2
277 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

10-я часть была первой финалкой которую я прошел от начала и до конца. Это было действительно настоящее приключение, которое, без преувеличений, довело меня до слез в конце. К сожалению сейчас я смотрю на серию не с таким восхищением как раньше. Может потому что нашел ту серию, которая мне понравилась больше, может потому что увидел те недостатки, на которые раньше не обращал внимания, та же озвучка, а может я просто мудак и ничего не понимаю. Но тем не менее, хоть я и не восхищаюсь серией как раньше, 10-ку я наверное вряд ли забуду. Хоть в сюжете и хватает моментов призывающих великий фейспалм.
А по поводу геймплея и сторонних активностей, вот они меня в финалках всегда раздражали. В них не было ничего веселого, а упомянутый выше блицболл, в Remastered версиях вообще угробили. Если в PS2 версии это было плюс-минус забавно и прикольно, то когда я проходил PS3 версию я чуть геймпад в стену не швырнул, такой дикий дисбаланс устроить, это надо постараться. Да и исследование мира не такое веселое, как например в какой-нибудь Tales of, в основном из-за рандомных стычек, которые порой случаются абсурдное количество раз.
Прокачка получилась забавной, но обычно редко получалось выбраться за границы основной ветки персонажей, а гринд в целом, и в серии в частности, это худшее что для меня может случиться, ибо интерес к игре может быстро угаснуть, если только игровой процесс не понравится настолько сильно, что будет просто в кайф этим заниматься. И увы ни в одной финалке заниматься гриндом ни разу не в кайф, тем более учитывая те конские цифры которые обычно требуются.
И вот так наверное во всех играх серии. С одной стороны ты понимаешь их достоинства, хочешь их любить и это даже получается, но порой как случится какая-то абсурдная хрень, хочется просто достать диск и выбросить его в окно. Желание конечно не такое сильное как после Star Ocean 4, но все же оно порой возникает.
Игра, с которой началось моё давнее знакомство с японскими играми. И аниме тоже, если уж на то пошло. По сей день эта трогательная и грустная история «десятки» остается для меня одной из лучших, а концовка…
В общем, незабываемо.

Кроме стандартных команд, таких как атака или магия, в игре появилась возможность, переворачивающая вес процесс вверх тормашками – теперь не обязательно формировать команду перед каждым последующим сражением, сопартийцев можно заменять прямо во время боя и это сильно сказалось на игровом процессе.

Не знаю, как там в HD-версиях, но в старой интернациональной был один… недочет, наверное. Дело в том, что получаемый в результате победы опыт не делился. Каждый сопартиец, проведший в бою хоть один ход, получал определенное количество опыта, и использовать всех семерых лучше, чем троих.
Это привело к закономерному итогу. Мне не нужен был сюжетный гринд. Два белых мага — второй на всякий пожарный — при втором прохождении, и за весь путь до финала я переиграл лишь два раза. Первый — бой с Анимой, второй — какой-то моб, швыряющий рефтектами (перед Zanarkand), что сбило карты в бою.
Текст отличный, молодец.
Мне сложно отвечать за рычажки и за «сейчас», я лишь помню свое прохождение на ps 2 в середине нулевых. И меня полчаса появления Бахамута полностью тогда устраивали, спешить было некуда)
Для сражения с темными Аэонами одних легендарок маловато будет. По идее, любой из них сильнее Немезиса из школы монстров. А для победы над тем (и его открытия) пришлось угробить часов триста на перекройку сетки сфер. Именно перекройку — удаляем слабые узлы, ставим сильные. В общем да, эта игра вне сюжета про длительные бои, в которых один только бахамут появляется на поле полчаса. Сидел я в свое время в ней месяца три кряду. Но во всем прочем игра волшебна. Ну если не придираться к тому, что у нас тут парень сражается волейбольным мячом :D
Я тебя от части понимаю — я когда садился за перепрохождение уже на PS4, тоже испытал много «испанского стыда», но в защиту, игра вышла в 2001 и тогда не все так сильно бросалось в глаза. Многое с тех пор в геймдезе поменялось и стало более захватывающим. Во времена PS2 у людей было гораздо больше времени :)

а упомянутый выше блицболл, в Remastered версиях вообще угробили

Вот тут не знаю, я прошел и выбил в нем все призы для Вакки, вообще без единого поражения :)

Да и исследование мира не такое веселое

Не возьмусь судить, но мне кажется из-за технических ограничений они этот аспект очень сильно пожали. Даже глобальную карту убрали, видимо чтобы не дисанировала, а ввели список. Тем не менее "no encounters" на броню и вуаля, бегай сколько хочешь — раздобыть эту способность не трудно.

Прокачка получилась забавной, но обычно редко получалось выбраться за границы основной ветки

Там очень много всяких сфер и переносящих к другому персонажу и открывающих ключи и просто телепортирующих куда хочешь. Если подойти к процессу креативно, то главное не потеряться.

И вот так наверное во всех играх серии. С одной стороны ты понимаешь их достоинства, хочешь их любить и это даже получается, но порой как случится какая-то абсурдная хрень, хочется просто достать диск и выбросить его в окно.

Каждому своё. Я тоже, перепроходя ее сейчас осознал, что гринд несколько утомительнее выглядит чем даже 10 лет назад. Все же не стоит забывать, что индустрия тоже в целом меняется и например в 15, в плане прокачки, я не испытывал вообще никаких проблем — все было быстро, задорно.
Если спросить одного, какая известнейшая jRPG, миллионы ответят –
Final Fantasy.

Если спросить одного, какой известнейший шутер, миллионы ответят –
Call of Duty.

Извините меня, не сдержался. :) А текст хороший и скрины красивые подобраны, всё очень грамотненько.
И меня полчаса появления Бахамута полностью тогда устраивали, спешить было некуда

эх, золотые времена…
Спосибо огромное за комментарий и
По сей день эта трогательная и грустная история «десятки» остается для меня одной из лучших, а концовка…
В общем, незабываемо.

Подписываюсь под каждым словом.

Не знаю, как там в HD-версиях, но в старой интернациональной был один… недочет, наверное. Дело в том, что получаемый в результате победы опыт не делился.

Согласен, дельное замечание. К середине я уже сформировал четкую команду, которой только и играл, а остальных уже после, прокачал хинтами, но в начале это вымораживает. Учитывая что до какого-то этапа нужны все персонажи (бороться с бронированными, с элементными, с верткими) — то постоянно приходилось не столько сражаться сколько вызывать сопартийцев и держать в блоке, чтобы они опыт получили. Не слишком удобно.

А так она «сюжетно» очень простая. Даже когда вынуждают играть за персонажей, которые ранее не использовались, обязательно есть «фишечки», как по легкому победить (Phoenix Down например на зомби кинуть). Зато за рамками сюжета, там есть где попотеть :)
Эх 10-ка последняя финалка Сакагучи, последняя классическая финалка. Диск с игрой купил раньше чем появилась ПС2. Впервые я её увидел, в магазине на опражке, продавец как раз в нее играл. Игра меня конечно поразила — визуально главным образом, тк в то время у меня была еще пс1, а пс2 стоила довольно астрономических денег.

Теперь что касается игры.

Да сюжет стал более линей и исчезли путешествия по карте мира (впервые я это встретил в grandia, legend of dragoon) и как в 7-й части вы уже не могли набрести на дополнительные квесты и локации. (практически) Плюс у меня была ванильная версия, без темных аенов.
Боевая система то же изменилась убрали АТБ и опят больше никто на халяву не получает. По началу это еще оправдывается набором мобов — Ваку бьет летающих, Аурон бронированных, Лулу — магических и тд. То потом сводится уже к тому что каждый персонаж должен тыкнуть босса хотя бы по разу -что бы получить опыт за его убийство.

Блицболл по своей механике напомнил игру — Капитан Цубаса с денди (фамикома)
Сейчас счетсчик в районе 66 часов и персонажи — 2 из 3 имеют фулл сетку сфер без перекройки. Однако, всегда есть Yojimbo — этот покемон-еврей со своим занмато рубит любого на раз, так что я дошёл до темной анимы, даже без полной прокачки. К тому же, там вроде если занимать пустые слоты, то только HP не выведешь в 99999, разве нет?
бахамут появляется на поле полчаса

В настройках есть чудесный рычажок который делает анимацию появление короткой :)
в защиту, игра вышла в 2001 и тогда не все так сильно бросалось в глаза. Многое с тех пор в геймдезе поменялось и стало более захватывающим.


Я в принципе понимаю что относительно ранние JRPG всегды были наивными и более фейспалмовыми из-за этого. Да и это скорее претензия исходящая из опыта, ну или проще говоря зажрался :)
Ну или просто теперь есть с чем сравнивать. И тем не менее назвать сюжеты FF полным мраком не получается, просто потому что очень много чего действительно крутого в них было.

Вот тут не знаю, я прошел и выбил в нем все призы для Вакки, вообще без единого поражения :)

Читор детектед

Не возьмусь судить, но мне кажется из-за технических ограничений они этот аспект очень сильно пожали. Даже глобальную карту убрали, видимо чтобы не дисанировала, а ввели список. Тем не менее «no encounters» на броню и вуаля, бегай сколько хочешь — раздобыть эту способность не трудно.

Проблема не столько в линейности мира, сколько в самой интересности его исследования. Вообще никогда не понимал всего хайпа по поводу открытого мира FF, потому что я всегда видел абсолютно пустую карту наполненную редкими сундуками и ультра-боссами. Смысла в этой открытой карте, кроме как показать масштаб, я никогда не видел, а потому никогда не понимал, почему более линейные игры серии так засерают, ибо игра не так отвлекает. Да и в той же FFXV я не считаю такой подход плохим, наигрался в открытый мир, надоело и пошел рашить сюжетку. Подход отличный, реализация хреновая просто. Та же серия Ys, которую я периодически в блогах расписываю, в этом плане показательна. Да, это немного разные жанры и в Ys тоже не все идеально в этом плане, но тем не менее мир этой серии действительно интересно и не влом изучать, в то время как в FF этот процесс не то чтобы плохой, он банально не увлекает. Именно в этом я вижу пробему, по крайней мере для себя.

Там очень много всяких сфер и переносящих к другому персонажу и открывающих ключи и просто телепортирующих куда хочешь. Если подойти к процессу креативно, то главное не потеряться.

Не, проблема с прокачкой не в том, что в ней легко потеряться, а в том, что того времени которое я на нее тратил, мне не особо хватало на огромное количество апгрейдов. Даже если я и перебирался на другую ветку, то сильно много я не качал. Но это уже не столько претензия, сколько просто личное наблюдение, т.к. в кач я не ударялся, а идти фармить было не так притягательно.
Каждому своё. Я тоже, перепроходя ее сейчас осознал, что гринд несколько утомительнее выглядит чем даже 10 лет назад. Все же не стоит забывать, что индустрия тоже в целом меняется и например в 15, в плане прокачки, я не испытывал вообще никаких проблем — все было быстро, задорно.

Потому что 15-я немного сменила приоритеты в плане геймплея. Это стала скорее Action RPG, как упомянутая мной выше Ys, нежели традиционная JRPG, и опять же мне кажется это не самый плохой вариант развития, просто реализация не лучшая. В 15-й части геймплей залипательный, но он абсолютно не бросает челлендж на той же нормальной сложности. Ты просто зажимаешь кружок, чтобы бить, даже долбить не надо, и периодически зажимаешь квадрат, чтобы уклоняться. Это было бы нудно, но благо боевка получилась достаточно яркой и залипательной, так что придираться к ней не так хочется. Но опять же все познается в сравнении, та же Ys VIII, да даже Memories of Celceta, в плане боевой системы получилась куда разнообразнее, динамичнее и сложнее. Я понимаю что я сейчас очень сильно перевожу стрелки в другую серию, но это просто потому что есть с чем сравнивать.
А традиционные JRPG очень редко когда могут предложить веселую механику при гринде. Даже всеми любимая Persona не спасается, если речь заходит о гринде. Поэтому будь это хоть FF старого образца, хоть современные JRPG, вряд ли они смогут развеять чувство утомления.
Я в HD-версии приучился всех сопартийцев хотя-бы на один удар в бой призывать, что-бы они тоже опыт получали. Даже если толку от их атаки уже не было.
legend of dragoon

Ох ты мне сейчас по ностальгии зарядил, как раз вспоминал ее садясь за финалки :)

Боевая система то же изменилась убрали АТБ

Не надолго надо признать, в X-2 уже вернули. К тому же учитывая сколько способностей тут доступно, не считаю что это плохо.
9 была последней финалкой Сакагучи, а сценаристы 10 были не очень известные Кашиваги Ноджима, Дайсука Ватанаба и ныне очень популярный Мотому Торияма, и благо хоть Ёсинори их сдерживал, особенно своего друга Мотому.
Читай также