У западных адаптаций японской продукции никогда не было легкой судьбы. В лучшем случае попытка выливалась в нечто похожее на американскую экранизацию франшизы Super Sentai, известную многим из нас как Power Rangers — сумасшедший гибрид жизни подростков в «обычном американском городе» и битв с монстрами на фоне горы Фудзияма. Иначе было никак: бюджета у американцев хватало только на копипаст батальных сцен из оригинального сериала. Впрочем, это не помешало результату стать своеобразной классикой западного ТВ.
Что такое настоящее дно этой ниши кинематографа, было показано во второй половине нулевых. Тогда большие боссы только начинали прорабатывать законы экранизации родных комиксов, и то из достойных примеров были только «Люди Икс» («X-Men») от Fox Studios, две истории про Бэтмена авторства Кристофера Нолана и первый «Железный человек» («Iron Man»). Куда уж тут пытаться разбираться в том, как показать японские заморочки на американский лад. Результат — блюющая радугой экранизация манги и аниме Speed Racer с одноименным названием от братосестер Вачовски 2008 года рождения, да общепризнаный эталон того, как не надо делать, под названием «Драконий жемчуг: Эволюция» («Dragonball: Evolution»), вышедший годом позже. 2010-е добавили в копилку весьма среднее, пускай и очень красивое, кинцо «Призрак в доспехах» («Ghost in the Shell»). Итак…
Что фильм грядущий нам готовит?
«Тетраль смерти» («Death Note») — классика качественного детективного аниме. Суть — игра в кошки-мышки между гениальным юношей по имени Ягами Лайт (напоминаю, у японцев сначала идет фамилия, а потом имя) и не менее гениальным детективом, скрывающимся за буквой Л. Первый обладает тетрадью бога смерти, с помощью которой убивает преступников по всему миру. Второй упорно идет по следу новоявленного вершителя судеб, устраивая ему хитроумные ловушки в попытках вывести на чистую воду. Выстроено противостояние невероятно увлекательно, так что культовый статус манги и аниме однозначно заслужен. Как вместил всю эту красоту в один фильм Адам Вингард, любимый мною за фильм «Гость» («The Guest»)?
Манга — 108 частей.
Аниме — 12 часов.
Фильм — 100 минут.
Так как?
А никак. Из оригинала взята лишь сама концепция тетради смерти вместе с некоторыми стартовыми условиями, во всем остальном сюжет фильма весьма свободно излагает историю игры в бога в американских реалиях. Что, в общем-то, правильно, и не только в плане творческой свободы, позволившей создателями показать свое видение. Разница между Западом и Востоком играет здесь большую роль.
В Японии образование имеет огромное культурное значение, которое не сравнимо с таковым в Америке и тем более России. Редкая битва с главным злодеем превосходит по пафосу и накаленности школьные экзамены, ярким примером которых могут служить соответствующие события в аниме «Убийство в классной комнате» («Assassination Classroom»). Пускай в жизни зачастую гораздо меньше драмы и эпичности, но важность данного события и связанное с ним напряжение не так преувеличены, как может показаться. Японский Лайт — воплощение идеала такой системы образования: умный, образованный, вежливый, пунктуальный, социально активный, физически развитый, привлекательный внешне… И в результате обладающий комплексом превосходства. Отец-полицейский наводит его на мысли о несении справедливости в массы, и тетрадь бога смерти оказывается инструментом, позволяющим ему воплотить свою мечту в жизнь.
Л является его противоположностью во всем, кроме интеллекта:
типичный задрот с мешками под глазами, предпочитающий проводить время в закрытых помещениях, нелюдимый и обладающий рядом вредных привычек и проблем со здоровьем вроде сколиоза. Кроме того, великий детектив является продуктом системы. Он гений, но не уникум: в мире «Тетради Смерти» существует отдельная школа для выявления и развития гениальных детей, которые, повзрослев, работают на правительство.
Этих двоих объединяет еще одно: таких персонажей крайне сложно втиснуть в американские реалии. Если существование Л еще возможно ввиду реалистичного сочетания в персонаже достоинств и недостатков, то оригинальный Лайт — не столько человеческий персонаж, сколько концепция, опирающаяся на четкий набор черт, имеющих не только сюжетное значение, но и социальный смысл. Проблема в том, что в американском социуме не развиты те основы, на которые опирается персонаж японского Лайта, и встроить его так, чтобы зритель соотносил себя с ним, видится очень неблагодарным делом.
Американский Лайт — в целом обычный старшеклассник: умный, но не гениальный; довольно привлекательный, но не эталон красоты; имеющий хорошие оценки, но не пользующийся хорошей репутацией у руководства школы; разговорчивый, но не душа компании; физически развитый, но получающий люлей от школьных хулиганов. Если бы в ходу было слово «недозадрот», оно подошло бы для описания данного персонажа больше всего. И тема школьных притеснений, так ярко раскрытая в еще одном творении канала Netflix под названием «13 причин почему» («13 Reasons Why»), является здесь спусковым крючком, побудившим Лайта использовать тетрадь в первый раз, просто в качестве эксперимента. Этот Лайт не ставит себя выше всех, поэтому реагирует на события вокруг более человечно, чем его японский аналог.
Л потерял монотонность, погруженность в себя и стал эмоционально неустойчив. В этом есть смысл с точки зрения построения фильма: в сценарий и так нужно было включить слишком много, чтобы хватило времени и места раскрыть персонажа, который упорно не хочет быть раскрытым. Будь данный проект Netflix хотя бы мини-сериалом — другое дело, но в данном формате такой вариант подходит, увы или нет, лучше. Ах да, еще сменился цвет кожи, что вызвало бурления в среде фанатов. С другой стороны, бурления там возникают постоянно, по поводу и без, так что на это можно не обращать внимание, благо актер Кит Стэнфилд неплохо справился с выданным ему материалом.
Кто тут очень сильно изменился — так это певичка Миса, ставшая в адаптации танцовщицей в группе поддержки Мией. Глупенькая девушка, по уши влюбленная в Лайта японского, обернулась томящейся со скуки девушкой без тормозов, заменителем комплекса бога для Лайта американского, этакой фемме фатале на современный лад. К сожалению, прогрессия ее интересов и манипуляций, ускоренная в угоду продолжительности фильма, является довольно предсказуемой. Собственно, это можно назвать одной из проблем персонажей этого фильма: в большинстве своем они слишком средние. В результате актерам достался материал соответствующего качества, и справились они тоже средне; впрочем, эмоциональные выбросы Л выделяются на общем фоне — Стэнфилд пользуется возможностью, когда таковая возникает.
Вот уж чья актерская игра не вызывает нареканий, так это Уиллема Дефо. Общепризнанный мастер выжал все, что мог, из роли бога смерти Рюука, сопровождающего главного героя, вкладывая душу в каждую фразу. Жаль, что досталось ему откровенно мало. В оригинале Рюук гораздо более многоплановый персонаж, чьи взаимоотношения с яблоками достойны отдельного описания, равно как и взгляд на жизнь, смерть и все, что их связывает. Пускай этот шинигами довольно неплохо вписывается в происходящее, но остается таким же средним.
Сюжет идет по стопам оригинала, и слава богу смерти, ибо в этом плане пациент скорее жив, чем мертв. Да, если вы смотрели аниме, вы сможете предугадывать сюжетные повороты. Но с точки зрения адаптации сюжетная линия построена достаточно крепко, несмотря на заметную местами поспешность. Отдельно хочется отметить саундтрек фильма. Великолепное сочетание музыки и визуального ряда, особенно ближе к концу, напоминает уже упомянутый «Гость». Треки 80-х и современная электронная музыка в ретро-стиле на удивление хорошо дополняет неоновые отблески ночного Сиэтла.
Чего здесь нет, так это глубины. Об этом можно было догадаться и так, но это все равно будет упомянуто. Тема справедливости, правосудия и черно-белой морали, а так же искажения человеческой натуры властью над жизнью и смертью не нова, но манга и аниме «Тетрадь Смерти» стали одними из классических произведений современной культуры, исследующих данную тематику. Так вот, от всего этого в фильме осталась пара фраз тут и там. Аллюзии на божественность и всесилие, возвышение над людьми и упоение властью, плавно переходящее в ожесточенную борьбу за выживание и последующее обнажение того, чем стало существо, зовущее себя богом. Ничего этого здесь нет. С другой стороны, откуда этому всему здесь появиться? Здесь нет того Лайта, только Мия, чья история перспективна в этом плане, но усилия создателей фильма по впихиванию происходящего в ограниченную продолжительность фильма лишили ее возможности реализовать себя.
Что мы имеем в сухом остатке? Средние персонажи; средняя (с проблесками) актерская игра; сюжет, который если и поднимается выше среднего, то только за счет оригинала; фильм хорошо выглядит и звучит. Если вы не являетесь любителем предыдущих воплощений «Тетради Смерти», можете смело пробовать. В ином случае все зависит от вашей терпимости к свободе изложения. Повторюсь, формат мини-сериала подошел бы гораздо лучше.
Лучшие комментарии
Настолько наши ожидания от фильма не совпали с увиденным.
Окей, L и Лайт не японцы, поэтому идентичных натуральным характеров от них я и не требовал. Хотя, конечно, когда спокойный и рассудительный L говорит, что ношение оружия лишь мешает, а немного погодя начинает гоняться за своим оппонентом по городу с пистолетом — это обескураживает.
Но Рюк! Рюк! Он что, тоже гайдзин в этом фильме? :D
Рюк в аниме — типичный пофигист, ни на чьей стороне, которому интересно смотреть за развитием событий. Он и пришёл знакомиться-то спустя две недели только, когда новый владелец во вкус вошёл. Рюк в фильме — какой-то чёртов маньяк. Сходу наезжает, пугает, провоцирует Лайта на убийства. Если Лайт не хочет убивать — говорит, что у того кишка тонка, предлагает отдать тетрадь обратно и намекает, что вместе с тетрадью заберёт и жизнь.
(Рюк) — Попробуй! Но предупреждаю: в моём имени 3 буквы, но никто не успел написать больше двух"
(я знаю, что в оригинале букв было 4)
Вместо того чтобы лениво объяснить, что на богов смерти вписывание в тетрадь не оказывает никакого влияния, Рюк решает поиграть в «самую быструю руку на Западе». Что окончательно губит его как того самого полюбившегося многим персонажа и превращает в обычного кичливого мудака со сверхспособностями.
И если бы всё ограничивалось лишь героями… Сценаристы/режиссёр, судя по всему, хер забили на правила тетради и вообще мира. Фиг с ним, что, согласно фильму, бога смерти видит только непосредственный владелец тетради, а не любой прикоснувшийся — проблемы и возможности данной фичи были раскрыты в аниме, здесь для них не нашлось времени, это нормально. Но ведь дальше идут серьёзные косяки: нам рассказывают, что жертвой можно управлять двое суток и приказать ей делать всё что угодно. Напомню, в аниме Лайт потратил несколько суток, экспериментируя с возможностями контроля. И там жертва а) Не могла сделать чего-то, о чём она не знает. б) Если в результате действий жертвы погибнут другие люди, жертва просто умирает от сердечного приступа. Это накладывало некоторые ограничения, одновременно давая возможности Лайту раскрыть себя в роли стратега.
Что же мы видим в фильме? Ватари просыпается и звонит Лайту на мобильный. Ок, я допускаю, что этот японец откуда-то уже знал номер (хотя нигде об этом не сообщается ни раньше, ни позже).
Однако в дальнейшем происходит несколько сцен со схемой «Я впишу А в тетрадь, чтобы А написал имена Б, В, Г, Д,… на листочек, а затем выпилился вместе с ними». Это что, блин, за ботнет такой? Мало того, что это выглядит довольно жирно (в аниме Лайт должен был совмещать учёбу, сон и вписывание имён — а ещё не выглядеть при этом подозрительно), т.к. достаточно вписывать пару имён в сутки, раскидывая по городу «закладки» с листами из тетради, а преступники дальше будут убивать друг друга со скоростью конвейера. Так ещё и порождает главную дыру этого фильма — если тетрадь позволяет жертве убить другого человека, Лайт мог бы приказать Ватари отравить/застрелить L даже не узнавая его имени. Вы видите, что это не просто придирки с моей стороны, а дьявол, кроющийся в мелочах, на которые решили забить?
Некоторые вещи в фильме попросту нелогичны. L, как и в аниме, вычисляет Лайта по трансляции с захватом заложников. Проблема заключается в том, что трансляция происходит не по телеку, а в Интернете. Лайт натурально печатает в поисковике «crime scene live» и убивает преступника. Ну и как, скажите мне на милость, с Лайтом можно связать интернет-трансляцию, доступ к которой имеет любой? Казнь убийцы матери — вот что выглядит как зацепка.
Далее L принимает решение выступить на публике и бросить вызов убийце. Разумеется, сыщика никто не убивает, из чего тот делает блестящий вывод, что теория «Кире нужно знать имя и лицо человека» работает. Я один вижу здесь проблему?.. Во-первых, Кира мог тупо не смотреть телевизор в это время. Работа, учёба, сон, дача, да мало ли. Во-вторых, Кира и до того не убивал правоохранителей. Удачным здесь мог бы быть только положительный результат, а не его отсутствие.
Что делал L в аниме? Он подставил вместо себя наживку, которую честолюбивый Лайт и убил (а анонимного детектива не смог), чем подтвердил догадку L прилюдно. Более того, трансляция шла только по телеку и только в одном районе, так что и примерное расположение Киры было раскрыто. Двойной вин! Чего добился L в фильме? Да ничего. Посветил глазами на трибунке, выкрикнул свой ультиматум и ушёл довольный. Негативный момент от подобного выступления тот же, что и в аниме — Лайт понял, что кольцо сжимается, и стал осторожнее.
Тетрадь и боги смерти по версии фильма обладают прямо-таки неограниченными возможностями, давая возможность управления не только живыми, но и неодушевлёнными объектами. Рюк, телекинетически швыряющий предметы и запирающий двери. Тетрадь, воплощающая в жизнь самые нелепые пожелания вроде
Сука, а пули она закручивать как в Wanted не умеет, а? Или, может, струйкой воды управлять, как в «Пункте назначения»?
Хоть я и не фанат, но мне безумно больно от того, что, обладая неплохим, в общем-то, материалом, создатели просрали все полимеры.
Проблема в том, что я понятия не имею, что там творилось за кадром и как. А я знаю, что твориться могла натуральная вакханалия, поэтому когда я понял, что чуваки делают один полнометражный фильм, я сначала долго пытался втиснуть свои ожидания в его рамки, а потом понял, что сделать это архитяжко без кучи допущений и упущений. Потому мне кино и зашло, потому что я сразу в курсе был, что это типа одноразовый фанфик. Или (в худшем случае) попытка выстроить серию фильмов, что означало бы, что первый фильм придётся закончить не то, что на полуслове, а на паре первых букв от слова. Большого и длинного. И это было бы гораздо хуже, как по мне. Понятное дело, что в идеальном мире «Тетрадь смерти» должна была быть сериалом серий на 12, чтобы можно было ввести персонажей неторопливо и обстоятельно, показать их, потом выстроить конфликт-противостояние и подробно его распутать, и композитора похитрее позвать, и бла-бла-бла. Но в грустном мире унылой реальности у них было только полтора-два часа, которые они пусть и не идеально, но смотрибельно нашпиговали. Так что да, я готов им простить некоторые нестыковки и косяки, сказать, что своё удовольствие я получил и забить )
«ГП и Дары Смерти» сняли в двух частях. Фильм получился не без изъянов, но хотя бы все события чётко прослеживались, основные моменты все присутствовали, и зритель не был вынужден читать книгу, чтобы понять что-здесь-вообще-происходит(видимо, отрезвляющие ушаты с говном после «Кубка Огня» сделали своё дело). Хоббита, ВК тоже никто в здравом уме не пытался запихнуть в двухчасовой фильм, разорились на три. Для кого снимался полный метр ТС? Для смотревших аниме? Так я плевался после просмотра. Для не знакомых с сериалом, новой аудитории? Здесь я могу лишь предположить, что после такого кинА смотрел бы на фанатов аниме как на говноедов и почитателей пустышки (то есть как на фанатов «Сумерек»), искренне не понимая, что такого хорошего они нашли, и где здесь хвалёные битвы двух интеллектуалов. Я ожидал психологического противостояния, взаимного оценивания противников, подлавливания на мелочах, проколах и всего этого «теперь я уверен на 78%, что он Кира». Взамен, увы, получил «Ба, да он же не убил шефа полиции только потому что это его батя. Уотсон, дело раскрыто!»
Нет, Ваня, формат видео объясняет и оправдывает торопливость сюжета: например, почему L так быстро открылся шефу полиции и встретился с Лайтом. Хронометраж поджимает, обидно, но момент ключевой, не выбросишь — это понятно. Логических же дыр, вроде «ботнета смерти» и выпавшего листка, это не объясняет вообще ни разу. Это чистая отсебятина и дешёвый фанфик, который работает «потому что потому».
Хоббит — малюсенькая детская книжонка на два часа чтения, ее надо было в 30-минутную короткометражку запихать (¬‿¬)
Ну не знаю. Едва ли к виску режиссёра приставили дуло пистолета. Уважающий себя от таких условий к съёмкам кинокартины отказался бы, вот и выходит, что снимал тот, кому карьера и личный достаток оказались дороже профессиональных амбиций или симпатии к первоисточнику.
А в целом — жаль. Просто жаль.
Знать бы ещё, что это за зверь такой. Ремонтаж оригинала в полнометражку?