21 мая 2017 21.05.17 2 5492

Фантазм. История, которой не было

+9

В этот раз телега будет про совсем уж странное дерьмо. Если хотите почитать что-то познавательное и развивающее – вам не сюда. Если ищите фильм на вечерок – это тоже не для вас. Собственно, это просто непримечательная растянутая заметка про старые и, в общем, не особо-то и хорошие фильмы, про которые захотелось написать в виду некоторых событий. Но даже с того времени прошёл почти год, так что даже в этом плане актуальность стремится к нулю. Единственное, что вас тут может заинтересовать, так это то, что с данными произведениями вы уже были хоть сколь-нибудь знакомы.

Я обычно рассказываю о довольно старых и крайне странных и неоднозначных фильмах, которые, по моему мнению, всё же могут найти своего благодарного зрителя, однако в этот раз речь пойдёт о фильмах которые, пожалуй, смотреть уже не стоит. С чего же тогда надо было вообще заводить речь? Ну, во-первых, потому что эта эпохальная и весьма знаменитая серия фильмов закончилась только в прошлом году. И закончилась плохо, но всё же поставив, какую-никакую, но столь долгожданную точку. Во-вторых, потому что она же подарила нам парочку весьма колоритных киномонстров, к которым смело можно добавлять «культовые». А в жанрах тут ужасы с элементами фантастики и немножко постапокалипсиса. И это не считая всяких ништяков помельче. А ещё весь этот винегрет должен был закончиться эпичным махачем, к которому хотели подключить всея «Эша» — Брюса Кемпбелла, а сценарий написал сам Роджер Эвери (Бешенные псы, Криминальное чтиво)… но не выгорело. Один из потенциально самых крутых фильмов в истории так и не увидел свет. А заодно и куча игр по вселенной.

Пробежимся по некоторым ништякам.

Tall Man

Верзила или Высокий Человек. Главная жемчужина серии, это, конечно же, он. Как и следует из названия, это просто высокий пожилой человек в строгом костюме. Но одним только взглядом и мимикой он нагоняет страху, как не удаётся иному маньяку в окровавленных шмотках. А уж если заслышите коронное “Boy!” (Мальчик!), то у вас большие неприятности. Дядька, само собой, выходит непростой. Да и не дядька это вовсе. Бывший доктор, работавший гробовщиком, отправился как-то в путешествие между измерениями, и вернулся не совсем таким, каким уходил. Да настолько не таким, что прошедший через нечто похожее вождь Некромонгеров, чисто глупый, застенчивый паренёк на его фоне. Телекинез, огромная физическая сила, тайные знания и разнообразные подручные – далеко не все его козыри. Так же есть и уязвимости. Звук камертона, например, вводит его в ступор. А так же он смертен. Его не так уж сложно убить, что кажется довольно странным на фоне имеющихся у него способностей, но копия(?) из иного измерения тут же займёт освободившееся место.

Похожий на обычного человека, но с туманными мотивами, неясными пугающими способностями и c нечеловеческим интеллектом. Таков, несомненно, один из самых знаковых злодеев в фильмах ужасов. Просто повстречать его уже весьма жутко и опасно. Вдруг ещё задумает превратить вас в очередного своего подручного монстра. А уж если вы его серьёзно заинтересуете – всё, тушите свет.

Сыграл данного монстрюгу Ангус Скримм (Lawrence Rory Guy). Актёр, журналист и много кто ещё, но главное, просто отличный дядька. К сожалению, умер в начале прошлого года, так и не дождавшись премьеры Phantasm: Ravager. Впрочем, даже шестнадцатилетний пацан (Майкл) из первой части превратился в пожилого мужчину, чего уж говорить про Ангуса, которому уже тогда было за пятьдесят.

Явная отсылка к данному персонажу нашлась в Diablo 3. А неявных и просто неприкрытых упоминаний сего персонажа вы можете встретить великое множество.

Sentinels

Стражи, они же сферы, они же мозгососы. Гладкие и блестящие металлические сферы с набором весьма травмоопасных инструментов внутри. В самом простом варианте — летают на охране владений Высокого Человека, беззастенчиво кромсая нарушителей на куски. Излюбленный приём – вонзиться лезвиями человеку в лоб, просверлить отверстие до мозга и пропустить оную массу через себя. За что и получили заслуженное признание. Столь простая, но эффектная идея не могла остаться незамеченной. Джей Джей Абрамс заявил, что образ Капитана Фазмы из новых Звёздных Войн, навеян именно этими монстрами.

Но в сиквелах есть сферы и более разумные. Доподлинно известно, что внутри, по крайне мере некоторых из них, находятся обработанные Высоким Человеком мозги, которые он доставал из мертвецов. А так же встречаются сферы золотые, сферы-ключи, сферы внутри голов, сферы внутри сисек, сферы не подчиняющиеся Высокому Человеку и даже сферы размером с целую планету (уж на эти-то мозгов точно не хватит, по крайне мере, человеческих).

Reggie's quad barrel shotgun

Четырёхствольный дробовик. Горизонталка. Что тут ещё сказать. Его двуствольный собрат обладает некоей особой притягательной магией. Встречается в куче игр и фильмов. Не обделён вниманием и в реальной жизни. Обрезы — весьма популярное оружие всяких криминальных личностей. «Штабной писарь» Данила Багров и Doomguy эффективно применяли его против своих противников, а Гай Ричи заснял ажно целый фильм, где действо закручено вокруг пары таких двустволок. А теперь представьте, что монстров в играх можно валить не дуплетом, а… да как бы оно не называлось. В общем, в два раза больше фарша из противников за один выстрел. Фонарик бонусом. Добавьте к фонарику дуршлаг и получится своеобразный «лазерный прицел».

Chainsaw Duel

Дуэль на бензопилах. Опять же, сказать нечего. Уровень крутизны over 9000. К сожалению, выглядит не так зрелищно как могло бы, всё же года и бюджет разгуляться особо не позволили, но сам факт наличия такого в фильме уже делает его неимоверно круче. Да и в свои годы, и даже много лет спустя, сцена – просто отвал башки.

Phantasm Main Theme

Многие матёрые ужастики (да и в принципе фильмы) тех лет имели свою запоминающуюся заглавную тему. Заслышав которую вы сразу же вспомнили бы откуда она, и, вспоминая сам фильм, непременно вспомнили бы и мелодию. У Фантазмов таковая имеется.

Разумеется, это далеко не всё. Были ещё и особо мерзкие боевые карлики, сиськи (в каждом фильме), Plymouth Barracuda (тоже важная часть всей серии), порталы между измерениями, мальчик Тим – этакая особо злобная версия Кевина из «Один Дома». Этот грабителям и глотку перережет, и пулю в лоб пустит, даже глазом не моргнув. Да и много чего ещё. Авторы не стеснялись воплощать свои самые разнообразные и безумные идеи.

И конечно в фильмах полно всяких мелочей, которые можно высматривать и которые попали туда явно не случайно. Однако, для русскоязычного зрителя, абсолютное большинство из них пройдёт мимо.

Ну а беда этих фильмов в том, что в них не верили прокатчики и крупные киностудии. С того постоянные проблемы с бюджетом со всеми вытекающими. Эти фильмы получились настолько сумбурными, что прочитав статьи на википедии об их сюжете, вы поймёте много больше, нежели непосредственно их посмотрев. Хотя, отчасти в этом и есть некий шарм, заодно прекрасно переплетающийся с названием. Так до конца и не понятно, что же есть реальность, а что всего лишь порождение нездоровой фантазии.

После, как заявила студия Universal, «не очень хороших сборов» второй части, ни один фильм больше не выходил на большой экран. Массово не выходил. На фестивалях и в крайне ограниченном прокате, всё же, бывали. При этом сборы на DVD и VHS были неизменно высоки. Высоки настолько, что различные коллекционные издания выходят до сих пор и даже пользуются спросом. А всё тот же Джей Джей Абрамс занялся ремастерингом оригинальных фильмов. Остаётся только удивляться, как авторы не смогли собрать каких-то жалких 10 миллионов долларов на Phantasm’s End (Phantasm 1999AD).

Ну и немножко надо рассказать о фильмах.

Разумеется, никакой серии не было бы, будь первая часть плохой. Тут у нас классический фильм ужасов восмидесятых (именно так). Вполне самодостаточный. Изюминкой стала некоторая фантасмогоричность происходящего. Что-то явно происходило, но что конкретно было, а что нет – зрителю неведомо. Современный зритель, конечно, заметит пару моментов, которые на этот эффект списать не получится, но, в целом, фильм вполне бодр до сих пор. Ну а для своего времени, атмосфернейшая и крутейшая вещь. Сферы и Высокий Человек начали свой путь отсюда.

Начало конца. Поскольку это прямое продолжение, то история не могла топтаться на месте. Потребовалось некое развитие. Уже пуганых персонажей так просто не загонишь в угол. Поэтому, у нас тут намечается открытое противостояние. С того фильм стал скорее боевиком. Именно тут появился четырёхствольный дробовик, бой на бензопилах, расширился функционал сфер и к монстрам добавились особи похожие на людей.

Бюджет подрос аж в 10 раз (3 миллиона!). Сцены стали эффектнее, монстры уродливее, спецэффекты спецэффектнее. Но слишком уж перемудрили с наполнением. Видимо, должен был быть боевик напополам с ужастиком во всё той же атмосфере загадочности и сюрреалистичности, но не вышло. Фильм распался на две части. Вот тут у нас боевик, а вот тут непонятно что и сверху бантик. Да и ответов на поднакопившиеся вопросы фильм даёт мало.

И это единственный фильм, где в основном составе актёров произошла замена – Майкла сыграл другой актёр. Только вдумайтесь, на протяжении более 35 лет в этих фильмах снимались одни и те же люди.

На самом деле, этот фильм можно считать последним. Он продолжает линию второй части, но делает это куда грамотнее. Сюжет стал стройнее и понятнее. Теперь это всё воспринимается как цельное произведение. Но, к сожалению, особо эффектных моментов не замечено.

Это и стало, пожалуй, основной проблемой. Фильм неплох, но уж больно напоминает другие подобные ленты тех лет. Вот вам крутой странный молчаливый пацан, вот крутая бешенная боевая баба. Вот вам чисто киношные противники-панки из всё тех же восмидесятых.

Конечно, с нами всё ещё остаётся загадочный Высокий Человек и ништяки из второго фильма, но без какой-либо значимой изюминки. Впрочем, для своих лет, вполне себе бодро.

Этот фильм передышка между третьей частью и Phantasm’s End. Спонсоров на последний ещё не нашли, а фанаты просили продолжение. Ну так, получите – распишитесь. Львиную долю фильма занимают не вошедшие кадры из предыдущих частей. В остальном же – болтология Майкла с Высоким Человеком и лишь пара боевых сцен.

Впрочем, для такой мешанины, фильм снят очень даже хорошо. Казалось бы, отличный шанс расставить многие точки над «ё». Но нет. Фильм оставляет вопросов не меньше, чем даёт ответов. Да и зачем, ведь в следующем фильме Высокому Человеку надерут зад… или нет. Тем не менее, произведение получилось вполне смотрибельное и местами даже интересное.

Очевидно, что это всё ещё не Phantasm’s End. Это даже не что-то близкое. Уровень фильма таков, что не самые выдающиеся картины The Asylum, на его фоне, выглядят вполне себе ничего. Стафф сугубо для фанатов. Рассказывать о нём как-то помимо того, что он есть, не имеет особого смысла. В сюжетном плане он не несёт практически ничего нового.

Однако, всё те же актёры вызывают сильные эмоции. С одной стороны, это круто. За столько лет эти люди не сдались и продолжали поддерживать свою идею. С другой, видеть насколько они постарели – очень грустно.

Вот такой он – Фантазм. Хотя остаётся, конечно, весьма призрачная надежда, что это ещё не конец. Сам Коскарелли (собственно, режиссёр и сценарист) не отрицает возможности выхода в свет шестой части. Но актёры постарели, а Ангус – звезда всей серии, вообще мёртв. Оставшиеся старички вряд ли смогут в экшен серьёзнее чем в «Бабба Хо-Теп». Так что, что бы ни происходило с этой серией дальше, это уже точно своеобразная точка в истории этих фильмов, которые останутся в памяти миллионов фанатов.

 

Лучшие комментарии

Ух! Жутковатые фильмы. Смотрел в детстве на VHS 1-2. Мало какие фильмы вызывали такие эмоции (разве что Hellraiser 2). Но вот первые две части прямо вот ух! История очень хорошо подана, если можно так сказать. В смысле ничего не объясняют, не разжевывают. Интернетов не было, поэтому строили с друзьями какие то супернавороченные теории на базе двух фильмов. Потом случайно у еще одного друга нашел кассету с 3 частью фильма (первые 2 он вообще не видел). Обрадовался, думал сейчас тут все выяснится! Угу как же. Да еще кажется фильм был не до конца записан. Четвертый фильм вообще не помню, помню что там вроде сцена с Верзилой как он изменяется. Последнюю часть не смотрел.

И в целом при просмотре хотелось больше узнать о местной вселенной, истории. Там же вроде все потихоньку, но как то за кадром, скатывается от ужастика «барабашки в доме» к «некро-постапокалипсис». Блин, пойду рыться в этих ваших интернетах на тему лора.
Первые пару частей смотрел, но очень давно, помню что нравились. Но вот как сейчас отнесся, если бы пересмотрел — большой вопрос.
Читай также