28 марта 2017 28.03.17 1 5328

Velvet Assassin [Обзор игры]

+9

Стеллс-экшен Velvet Assassin увидел свет в 2009 году, став второй и последней игрой, выпущенной Replay Studios. Критики заявили, что это не безупречное, но заслуживающее внимания произведение (всё равно со стеллсом беда) и пытались помочь проекту оценками (если мне не изменяет память, средний балл близился к четвёрке, хоть и с минусом). Но, продавалась игра плохо, и студия разорилась. В причинах неудачи Replay Studios, а также достоинствах и недостатках Velvet Assassin я и попытаюсь разобраться в этой длинной статье.

Оптимизация

Одной из главных причин коммерческого провала Velvet Assassin можно смело называть её «работоспособность». Половина негативных отзывов в стиме сводится к тому, что игра вообще отказалась запускаться. Не придётся проводить особое расследование, чтобы выяснить: причиной странного поведения является особенный PhysX, отказывающийся работать на некотором железе и некоторых системах. Прочувствовать это довелось и мне: запустилась игра лишь с третьего компьютера. А в чём заключается крутизна физической модели, я так и не понял.

Кратко о Виолетте Сабо, историческом прототипе Виолетты Саммерс

Виолетта Бушелл родилась в Париже, в 1921 году, в семье француженки и англичанина. О её молодости и юности известно мало. В тридцатых годах двадцатого века семья Бушелл переселилась в Лондон. Вскоре после начала Второй мировой войны Виолетта вышла замуж за капитана Иностранного Легиона (французское войсковое соединение) Этьенна Сабо. «Медовый месяц» продлился всего неделю, после чего Этьен был отправлен на фронт. Более года Виолетта не знала даже, жив ли её муж. Вернувшись, Этьен провёл дома десять дней, после чего снова уехал. На этот раз — безвозвратно. В 1942 году Виолетта Сабо родила дочь Таню и, не успев выписаться из больницы получила телеграмму: её муж погиб в бою.

Вскоре Виолетте предложили стать агентом SOE («Special Operations Executive; Управление Специальных Операций»), девушка согласилась. В 1944 году она отправилась на первую миссию. В оккупированной Франции Сабо занималась подрывной деятельностью и шпионажем, а после выполнения задания вернулась в Англию. Несмотря на возражения и уговоры, девушка настояла на новой командировке. Следующая миссия оказалась не такой успешной: Виолетту схватили, и она оказалась в гестапо. Пытки длились полгода, девушка выдержала их, не рассказав ничего. В начале 1945 года её, вместе с двумя другими агентами убили выстрелами в затылок, все тела кремировали.

Уже после войны офицер УСО (и одно из главных действующих лиц сектора Ф1) Вера Аткинс, проводя расследование военных преступлений, сумела найти и притянуть к ответственности гестаповца, застрелившего Виолетту Сабо. В 1947 году Виолетта и Этьенн Сабо были посмертно награждены медалями Сопротивления. Помимо этого, Виолетта была награждена Георгиевским крестом, а в последующее время в её честь на одном из лондонских домов была установлена мемориальная доска, в Лондоне воздвигнут памятник, в графстве Херефордшир открыт музей.

В 1956 году состоялась первая публикация книги Джеймса Минни (Rubeigh James Minney) «Carve Her Name with Pride». К сожалению, ни русского перевода, ни самой книги в свободном доступе, я не нашёл. В 1958 году вышел снятый по книге фильм «Carve Her Name with Pride» с Вирджинией МакКенна в главной роли. Фильм можно найти в интернете и посмотреть, что я и советую сделать всем заинтересовавшимся, кино хорошее.

Напоследок хочу сказать, что разные источники рассказывают историю Виолетты Сабо по-разному. Поэтому, в моей заметке могут присутствовать ошибки. Как правильно читается фамилия, я тоже сказать не могу. Даже в указанном мною фильме есть несколько разных вариантов произношения.

Главная героиня и сюжет

Боевая история Виолетты Сабо достаточно короткая, да и данных о выполняемых ею заданиях не так много. Возможно, именно поэтому протагонистом в игре выступает не она, а некая Виолетта Саммерс. Выдуманная шпионка, которая помимо Франции досаждала фашистам в Польше и Германии.

Сюжет начинается с того, что Виолетта… в коме. Большинство игровых миссий представляют собой её воспоминания о проведённых операциях. Начиная с самой первой «подрывной», и заканчивая той самой миссией, выполняя которую Виолетта была ранена. А в перерывах между разными «заданиями» девушка слышит отголоски внешнего мира. Иногда она может разобрать, о чём говорят находящиеся рядом люди.

Таким образом сценарий делится на «прошлое» и «настоящее». О втором я рассказывать не буду, узнавать судьбу главной героини интереснее из первых рук.

А вот на выполняемых миссиях стоит остановиться немного подробнее. По большому счёту мотивация главной героини всегда сводится к «выполнить задание» и «убить фашистов». Но благодаря хорошей постановке, придираться не хочется. Всё-таки, простота в данном случае ожидаема. Зато каждая отдельная миссия рассказывает свой шпионский мини-сценарий. Например, один из уровней поведает о трёх варшавских агентах, которых раскрыла контрразведка врага. Сейчас они прячутся, но Виолетта должна любыми средствами предотвратить возможную утечку информации. Помочь агентам уйти от преследования, или же помочь им уйти из жизни — покажет время.

Но даже более интересной, чем основная миссия зачастую оказываются диалоги и короткие «сценки», наблюдаемые на протяжении всей игры. Подобные вещи не имеют критического значения для понимания глобального сценария, вместо этого являясь мощным приёмом, усиливающим восприятие, и погружающим игрока в тягучую атмосферу Velvet Assassin. Двое солдат устали от войны, и хотят поскорее вернуться домой. Какой-то офицер заставляет солдата расстреливать невооружённых пленников, а тот радуется такому заданию. «Старослужащий» осаждает «молодого», слишком самоуверенно рвущегося в бой: такие здесь умирают первыми. Кто-то думает об оставшейся дома девушке, а кто-то ждёт возможности сыграть в извращённую «охоту на кроликов», где в роли кроликов военнопленные, а пули настоящие.

Вот так и получается, что одних врагов хочется непременно убить, других же — обойти стороной. И уже сам факт того, что разные противники вызывают разные эмоции — большой плюс, раскрывающий отличный в своей простоте сюжет.

Особенности дизайна

Все прелести местной графики я расписывать не буду. Отмечу только плавные движения и большое количество анимаций убийств, в которых главная героиня активно использует имеющееся в руках оружие. Для демонстрации же картинки по статье невпопад раскинуто несколько скриншотов.

К сожалению, картинка не лишена недостатков. Хоть и не особо значимые, они всё же бросаются в глаза. Так, первое, чем встретит нас игра — лестница. Виолетта забирается на лестницу, экран мигает, и вот — героиня слезает с лестницы, уже на втором этаже. Почему нельзя было сделать анимацию самого лазания, и зачем в условиях отсутствия той самой анимации показывать обрывок действия — непонятно. Да и вообще, преодоление препятствий может выглядеть немного странно, особенно в узких пространствах. К примеру, перелезая через забор, Виолетта порой умудряется просунуть ногу сквозь колючую проволоку, или вообще в стену. Впрочем, встречается подобное не так часто, и большого значения не имеет.

Второе, что бросилось в глаза — переход с локации на локацию одних и тех же текстур. Касается это разных мелочей вроде ящиков и бочек, что нормально. Но, на протяжении второй половины игры Виолетта то и дело натыкается на… труп маленького мальчика. Причём один и тот же труп можно встретить раз пять, если не больше. Могли бы хоть одежду в другой цвет покрасить, а то какие-то неправильные мысли нагоняет, и атмосферу портит. Впрочем это, как и раньше, придирки к мелочам, которые особой погоды не делают.

Занимательная география

А вот к самому построению локаций есть смысл придраться более основательно. Во-первых, абсолютная коридорность не предоставляет никакой свободы действий. По сути, у игрока есть только один способ прохождения: выбрать момент, и обойти этого врага справа, а вон того слева.

Во-вторых, разработчиками используется система «закрытых комнат». Вроде бы большая локация всегда поделена на несколько участков, перемещаться между которыми может только Виолетта. Максимум же, на что способны враги — услышать что-нибудь через дверь. Но даже тут ситуация несколько странная, и больше напоминает какой-то баг: на выстрелы немцы реагируют редко, зато находясь рядом с дверью, могут услышать топот подбегающей Виолетты. Поэтому приходится отказываться от быстрого бега, даже если все вокруг померли, и никакой угрозы не предвидится. Почему шаги легко выдают шпионку, а стрельба никого не волнует — вопрос, на который нет ответа. Неужели у Виолетты какая-то особая, известная на весь мир поступь?

Вообще, изолированность комнат порой создаёт забавные ситуации. Забежала Виолетта в комнатку с двумя немцами, а они давай стрелять с перепугу. А шпионка р-раз, и в другую дверь выбежала. Бедные немцы походили-походили кругами, да и успокоились. Подумаешь, женщина. Бывает… Думаю, о бессмысленности прятания трупов упоминать не стоит. Да, порой приходится утаскивать тушку мёртвого немца в ближайшую тень, но эта необходимость случается не так уж часто.

Имеет место и наплевательское отношение к технике безопасности. Не один и не два раза враг будет стоять в луже, к которой подведён оголённый провод. Да, электричество к проводу вроде как не подаётся, но достаточно дёрнуть рубильник, и… вы поняли. Пованивающий и сыроватый шашлык готов. Причём встречается подобное везде, даже в помещениях, принадлежащих гестапо. Неужели всем плевать?

Есть и ещё одна забавная штука — лужи какого-то топлива. Ходить по этим лужам враги любят. А Виолетта любит вовремя эти лужи поджигать. Ну ладно, тут я придираться не буду, ведь разлитый везде бензин всегда можно оправдать токсикоманией. Тем более, что немцы не только «нюхнуть» любят, но и уколоться. Морфием. Причём учитывая тот факт, что морфий можно найти везде, начиная с мусорки и заканчивая обеденным столом — наркоманов здесь немало. Конечно, это лишь игровые условности, и я их принимаю. Но…

Способы врагоубийства

Помимо упомянутых луж с бензином и оголёнными проводами, можно встретить ещё одну интерактивность — гранаты на солдатских поясах. Вовремя подкравшись, можно выдернуть чеку и, не поднимаясь с корточек (не палимся!), убежать.

Главная проблема всех этих методов — шум. Да, порой случаются весьма забавные ситуации. Стоял некий солдат в луже, получил удар током, а его друг уже бежит посмотреть, что там случилось. И оказывается в той же ловушке. Вот только в большинстве случаев нет никакого смысла поднимать тревогу раньше времени. Ведь крики зачастую приводят к перестрелкам, а умирает Виолетта очень быстро. Вот и получается, что при обилии «возможностей», оптимальным вариантом для решения большинства проблем является старый добрый нож. Тем более, что у Виолетты почти всегда есть с собой шприц с морфием, позволяющий остановить время и безнаказанно убить выскочившего из-за угла противника. «Узаконенным читом» можно воспользоваться примерно один раз на большую «комнату», и зачастую этого оказывается достаточно, чтобы выжить.

Усугубляет ситуацию и превращает игру в рутину уже упомянутая коридорность, предполагающая наличие «лучшего» пути. Из-за этого если пройти половину уровня (половину расстояния от чекпоинта до чекпоинта), а потом попасться, второе прохождение превращается в точное повторение совершённых ранее действий. Не могу сказать, что такие моменты радуют. К концу игры я всячески жалел, что выбрал повышенную сложность…

Несколько упрощают жизнь разбросанные по уровням бочки с чем-то ядовитым (не понимаю, зачем немцы разбрасывают по округе яд, но ладно), и топливом. Особенно полезны первые. Главное — не забыть надеть противогаз, и можно устраивать геноцид бедных болванчиков. Как показывает практика, они легко «ведутся» на провокации, и порой идут прямо в центр ядовитого «облака», чтобы проверить, почему это упал товарищ.

Кроме ножа в игре встретятся два вида пистолетов (с глушителем и без), сигнальная ракетница (сама по себе не очень шумная, но визг горящего немца обязательно привлечёт врагов), дробовик, и снайперская винтовка. Появляется всё это добро нечасто, но обычно к месту.

В последние полторы главы появляется штурмовая винтовка, а игра переходит от стеллса к экшену. И это — настоящий ад. Что такое плохой стеллс в экшенах все знают, а вот тут можно увидеть, к чему приводит не очень хорошая стрельба в стеллсе.

К слову, есть ещё «прокачка». Но, она совсем уж символическая, и на игру никак не влияет. По крайней мере, я не заметил разницы до/после.

Немецкая мода

Помимо бесшумного устранения противников, есть несколько уровней, которые нужно проходить посредством переодевания в форму офицерши СС. И эти уровни — чуть ли не худшее, что есть в игре (хуже лишь то, что выше спряталось под спойлер). Даже тот факт, что «подозрительным поведением» считается только взведение оружия, впечатления не портит. Просто потому, что есть другая вещь, намного хуже.

Изначально любопытная механика испорчена одной вопиющей недоработкой: когда игра вычисляет, сможет ли враг опознать под немецкой формой британскую шпионку, она учитывает только расстояние. При этом ни препятствия (стены, например), ни направление (которое может быть и вертикальным), не учитываются. Таким образом, враг может «узнать» шпиона в человеке, которого даже не видит. Один раз Виолетту вообще «вычислили» сразу по выходу из двери. Я долгое время не мог понять, что произошло. Оказалось — враг находился внизу, на первом этаже. Конечно, он просто бегал из стороны в сторону и орал, не понимая, что происходит, и не имея возможности навредить невидимому врагу. Но этот цирк никак не вписывается в общую серьёзную атмосферу.

Искусственный «интеллект»

Несмотря на абсолютно неадекватное поведение на уровнях с переодеванием (и «любовь» к ловушкам), в целом ИИ не так уж плох. Да, особым умом противники не отличаются, и сделай разработчики большие открытые локации, вряд ли вся немецкая армия могла бы справиться с одной-единственной британской шпионкой. Но того, что есть, вполне достаточно, чтобы бросить игроку какой-никакой вызов, и сделать прохождение игры занимательным процессом. «Тревожатся» немцы исправно, а стреляют очень метко.

Главный недостаток местного ИИ — в темноте солдаты ведут себя, как слепые котята. Да что там, даже тень от какой-то ветки они порой воспринимают, как непроглядную тьму. Один раз это привело к очень забавному багу.

Подкравшись, Виолетта зарезала одного из солдат, и даже успела поднять его тело. Увы, она плохо рассчитала время, и отошедший недостаточно далеко патрульный что-то услышал. Он развернулся, и в упор посмотрел на шпионку, держащую на руках труп.
— Ганс?! — удивлённо воскликнул немец. Ганс не отвечал, и вообще вёл себя подозрительно.
— Ганс?! — повторил немец, на этот раз сопроводив восклицание длинной тирадой на немецком. Ганс продолжал молчать.
Солдат понял, что дело нечисто. Попытался обойти Ганса, но Виолетта кружилась вокруг своей оси, постоянно тыча в лицо патрульному труп его товарища.
После недолгого хоровода Виолетта отступила в угол, всё так же прикрываясь трупом. Патрульный, так и не сумев ничего доказать, был вынужден вернуться на маршрут.

Подводя итог

По сути перед нами даже не стеллс, а скорее некая головоломка с упором на скрытные убийства. Сам по себе геймплей порой слишком уж монотонный, его неторопливый темп постоянно замедляется ещё больше, а для звания «хорошего стеллса» критически не хватает свободы действий (хоть какой-то). Velvet Assassin увлекает поначалу, поддерживает интерес во время прохождения, но ближе к титрам – мягко говоря, приедается. Поэтому я сомневаюсь, что для кого-то игра станет любимой. Впрочем, ознакомиться с ней я советую. Общая атмосфера и неплохой сценарий стоят того, чтобы пройти игру. Главное – сложность ставьте пониже, не то пожалеете о своей самоуверенности.

Любопытный факт: цена игры три бакса, что дешевле пары-тройки инди-поделок без сценария и геймплея вообще. Главное, чтобы заработало.

UPD. Были исправлены некоторые ошибки, касающиеся биографии Виолетты Сабо. За указание на эти ошибки отдельное спасибо пользователю NightEagle.


Лучшие комментарии

Про оптимизацию зря. Отзыв в стиме, как и неработоспособность в твоем случаем, обусловлено тем, что железо НОВОЕ, а физикс СТАРЫЙ. На момент релиза в далеком 2009м таких проблем не было, по вполне очевидным причинам.
Читай также