Обзор содержит:
МНОГАБУКАФ
претензию на объективность
историческую справку по открытым источникам под спойлерами
мелочи по игре там же
несмешные шутки с зачёркиваниями и без
Трудночитаемые надписи на скриншотах (извините)
Приятного чтения
Да! Blades of shogun — это отличный тактический стелс, который определённо заслуживает «Изумительно». Он не идеален, и сюжет не главный его плюс, но это не умаляет достоинств игры. Можно сказать, что она копирует Commandos, но даже это трудно назвать объективным минусом, потому что это не бездушное копирование классики, а возвращение того, по чём мы скучали.
Тактический стелс-экшен — относительно редкий жанр. Из более-менее нового вспоминаются разве что Invisible, inc и Hitman и Deus Ex Go. Но в декабре 2016 года с криком «Ща ворвусь!» из подвалов Mimimi Productions выбегает Shadow tactics — blades of shogun и… врывается! Да так успешно, что привлекает к себе внимание любителей не только стелса, но и тактики вообще. Действительно ли мы получили реинкарнацию тех самых Commandos, или на безрыбье и рыбу и японский рак рыба? Разберёмся и начнём с…
… музыки и озвучки
Послушай:
Течёт струн река
В тишине
Задача саундтрека — погружение игрока в атмосферу произведения. Забегая вперёд, у OST в Shadow tactics это неплохо получается. Чтобы вы прониклись духом Востока, пока читаете, начнём обзор с обсуждения звукового сопровождения, предварительно включив местные композиции.
Музыку к игре написал Филиппо Бек Пекоз (Filippo Beck Peccoz). В ней явно слышны восточные мотивы, усиливающие обаяние городов, монастырей и трактов. Из-за специфического стиля мелодии могут и не попасть в ваш плеер, но как минимум треки из главного меню и с экрана загрузки вы запомните. Саундтрек погружает игрока в атмосферу японского средневековья, а именно для этого он и нужен.
Здесь вы будете постигать дзен в терпеливом ожидании первой загрузки. Ну хоть музыка хорошая
В игре доступна озвучка на английском и японском языках. Первый вы знаете с большей вероятностью, второй лучше подходит окружению. Раз уж зашла речь о языках, пару слов о локализации. В Shadow tactics на русский переведён лишь текст. Сделано это неплохо, но не без расхождений между речью и субтитрами. К сожалению, в надписях встречаются ошибки. Их недостаточно, чтобы настоятельно рекомендовать сменить язык, но некоторые критичные, а иногда и вовсе глупые.
Землю — крестьянам, качественную локализацию — играм! Если серьёзно, правильный перевод — «Освободите Хаято»
Отдельно хочется отметить «живость» реплик: речь персонажей во время миссий не воспринимается как назойливый шум. Этот эффект достигается не в последней мере благодаря изменению фраз в зависимости от ситуации или сюжетных поворотов. Снег? Вот вам жалобы на мёрзнущие ноги. Спойлер? Получите эмоциональный отыгрыш. Всё это положительно влияет на степень погружения.
С тем, что игрок слышит, разобрались. А как обстоят дела с…
… графикой?
Насладись штрихом
Рисовки местной: смотри
На все скриншоты.
У игры приятный визуальный стиль, который напоминает восточные гравюры. Благодаря ему картинка радует глаз, пускай она и нефотореалистична, к чему стремятся AAA-проекты. С учётом не очень жёстких системных требований Shadow tactics — красивый, хорошо нарисованный интерактивный мультфильм со сравнительно невысокой ценой (800 рублей в GOG и Steam). Но произведения судят не только по обложке, поэтому перейдём к…
… сюжету
Музыкант,
О героях ты
Спой ещё!
Действие происходит в Японии начала периода Эдо, в 1600-е годы. Безымянный сёгун — прототипом которого, вероятно, послужил Токугава Иэясу — завершает объединение страны, закончив эпоху междоусобиц. Но не все довольны установившимся миром. Среди народа ходят слухи о таинственном Каге-саме (Человеке-тени), который хочет развязать очередную гражданскую войну. Задача игрока — вычислить и устранить мятежника, управляя отрядом местных «коммандос».
Сёгу́н (яп. 将軍 сё: гун) (Если быть точным, сэйи-тайсёгун (征夷大将軍)) — титул фактического правителя Японии с 1192 по 1868 год, хотя формально император был главнее благодаря божественной сущности. Изначально сёгун — командир одной армии, а сэйи-тайсёгун — трёх. Позже сэйи-тайсёгуном называли начальника походов против северных варваров.
Во время межклановой заварушки в конце XII века Минамото-но Ёсинака захватил столицу, Киото, и вытеснил соперника в южные провинции. Ёсинака добился от императора титула сэйи-тайсёгуна, что дало ему монопольное право собирать и управлять армией. Несмотря на это, его убил двоюродный брат, который стал фактически единоличным правителем страны и тоже попросил у императора «должность главнокомандующего». С тех пор сёгунами называли военных правителей, де-факто главных лиц Японии, а сам титул передавался по наследству.
Токугава Иэясу — первый сёгун из рода Токугава, завершил объединение страны, начатое Одой Нобунагой
Shadow tactics — blades of shogun показывает Японию начала XVII века — времён становления сёгуната Токугава (он же период Эдо и Эдоский сёгунат). Род Токугава управлял государством с 1603 по 1868 год и был третьей и последней сёгунской династией.
Основная задача местного сюжета — связывать миссии между собой. Если в тех же Commandos фразы «бьём нацистов» хватало для объяснения происходящего, то в Shadow tactics из-за менее популярного сеттинга без повествования трудно понять, почему нужно убить этого самурая или украсть документы. Пускай история простенькая, а местами и предсказуемая, она выполняет свою функцию. А большего от неё не ждёшь, ведь в таких играх главное не сюжет…
Брифинг проходит в «Убежище»…
… или на поле боя
… а геймплей
Враг не спит,
Осторожным будь —
Победишь.
В этом аспекте Shadow tactics мало чем отличается от Commandos обзор закончен изумительно 10/10 всем спасибо до новых встреч. Как и предшественницу творение Mimimi productions можно рассматривать как набор задачек на скрытность. В одной нужно взорвать ворота замка, во второй — убить офицеров конвоя, в третьей — украсть документы… Вариативность целей — одна из причин, почему миссии играются по-разному, но не единственная. Не менее велико влияние ландшафта уровня, в том числе и погоды. Но прежде чем мы перейдём к левелдизайну, обсудим базовые механики.
Задачи миссии выполняются по-разному: побег из тюрьмы отличается от подслушивания и кражи
Поле зрения противника представляет собой сектор, который разделён на две части. В ближней, активной, игрока обнаруживают в любом положении, в дальней — только если он стоит. Как только неприятель увидит персонажа, поле зрения начинает заполнятся желтизной. Если она доходит до героя, стражник поднимает тревогу и его ближайшие товарищи идут жевать жвачку и драть задницы. «Коммандос» могут не только увидеть, но и услышать. Поэтому бегать по лужам или стрелять рядом с постовым — крайне вредно.
Stop right there, criminal scum!
Вернёмся к погодным условиям. Некоторые миссии проходят ночью, когда противники плохо видят вдали от источников света — костров, факелов и ламп. Последние можно погасить, тогда заметивший это стражник восславит солнце! попытается зажечь его вновь. Получится у него или нет, зависит от игрока.
День, ночь, снег, дождь — всё это влияет на тактику
В дождливую погоду на земле появляются лужи, которые громко хлюпают, если по ним ходить. В «зимних» миссиях персонажи оставляют следы на снегу, которые стражник захочет проверить. Это может привести как к обнаружению неудачливого разведчика, так и к гибели бдительного противника в ближайших кустах.
Интересная деталь. У персонажей разные следы: у кого крупнее, у кого мельче, а одноногий старик оставляет один отпечаток ноги и кружок от протеза. Геймдизайнерская мелочь, а приятно.
Как ни хитри, а на открытой местности долго таиться не получится. Спрятаться можно в кустах; в зданиях, если внутри нет противников; на крышах и этажом выше и, присев, за телегой или, например, большим камнем. Встревоженный неприятель обыскивает ближайшие дома, заросли и закоулки. Поэтому перебить обеспокоенных стражников, подманивая всех к одному кусту, не получится: уже второй или третий обнаружит игрока.
Ты не порти мой рассказ! Там работает спецназ
Как бы безалаберен ни был постовой, труп в активном поле зрения настораживает его. Поэтому для тихого прохождения котлеты тела нужно прятать в животе кустах, бочках для саке, зданиях, закоулках или бросать в пропасти и водоёмы. Иногда незаметно вытащить мёртвого противника не получается и приходится оставлять его в «заштрихованной» зоне видимости на авось.
У каждого диверсанта есть своё немаленькое кладбище
Из-за численного превосходства противника игрок может победить, только тщательно продумывая шаги. Координировать действия отряда помогает режим двойника — инструмент, позволяющий заранее отдать приказ каждому герою. Персонажи могут выполнять задуманное одновременно или по очереди. Поэтому режим полезен не только при убийстве патрулей, но и, например, при последовательном отвлечении постовых.
Вот девушка спрашивает у тебя дорогу, а вот ты вместе с мёртвыми сослуживцами лежишь в кустах
Blades of shogun явно ориентирована на реиграбельность. Методы выполнения заданий варьируются от тихих, в стиле Хитмана, до мясных, в стиле Хитмана. Хотя «каноничным» прохождением считается полностью скрытное, чего можно добиться и с первого раза, Shadow tactics не раскрывается полностью за одно прохождение.
Для привлечения игрока к повторным заходам добавлены нашивки, которые выдаются при выполнении определённых условий во время миссии. Некоторые — это ограничения по времени и отсутствие тревоги, но большинство связано с использованием или наоборот неиспользованием игровых механик. Получить все нашивки сразу не получится, хотя бы потому что при первом прохождении невыполненные задачи не отображаются. Взаимоисключающие условия можно выполнить во время одного прохождения с помощью save-and-load’а. Но даже с таким облегчением игра бросает серьёзный вызов игроку, особенно на высоком уровне сложности. Ах, да, уровни сложности…
Список нашивок можно увидеть как при выборе миссии, так и во время выполнения задания
С ними всё весьма очевидно: три уровня, один оху сложнее другого. «Игрок», по мнению разработчиков, самый подходящий для первого прохождения. На «Профессионале» у персонажей меньше здоровья, а стражники лучше видят. На «Новичке» всё с точностью до наоборот и нельзя зарабатывать нашивки. Зато на нём легче убивать…
… противников
Умелый
Слабости врага
Знает все.
В игре противостоящие силы представлены несколькими категориями. Виды неприятелей отличаются поведением, вооружением и, соответственно, подходящей тактикой борьбы с ними. Рассмотрим каждый в отдельности.
Враг
Большая часть недругов относится к этой категории. Они вооружены танегасимами (аркебузами (ружьями)), наносящими выстрелом одну единицу урона, или яри (лезвие на палке), которое отнимает два очка здоровья за удар. Их можно убить любым оружием. Враги олицетворяют принцип «Лох не мамонт, лох не вымрет». Они всегда готовы посмотреть, кто там шумит, что за бутылка стоит на лесной тропинке, куда ведут эти следы, поэтому легко умерщвляются в закоулках.
Фраер Враг проверил, куда ведут следы на снегу
Соломенная шляпа
Местные дневальные, никогда не сходят с тумбочки, проще говоря, не покидают пост. Как и Враги, убиваются любым способом. На приманки отвлекаются буквально на секунду. Впрочем, и этого времени хватает на перебежку или убийство.
И что это вы саке машете как шпион какой-нибудь? Я Шляпа, на меня эти штуки не действуют!
Асигару(яп. 足軽, букв. «легконогие», то есть «не прикрытые доспехами») — японская лёгкая пехота из неземлевладельцев, составлявшая большую часть феодальных армий. До второй половины XVI века основным оружием было яри — копьё с лезвием на конце. В 1543 японцы выкупили у португальских моряков два ружья, разобрали и собрали их выкинули лишние детали, слегка улучшили и пустили в производство.
Получившуюся аркебузу нарекли танегасимой по названию острова, куда приплыли европейцы. Она оставалась основным огнестрелом японской армии до середины XIX века.
Бронёй асигару был окаси гусоку (буквально «одалживаемый доспех»), считавшийся собственностью даймё. Он прекрасно иллюстрирует рыночную экономику, балансируя между минимальной необходимой эффективностью и максимальной дешевизной. Окаси гусоку состоял из тонкой кирасы, шляпы и ламинарной — сделанной из наложенных слоями полос — юбки. Если же феодал был слишком бедным или жадным, броня ограничивалась нагрудником и шляпой, куда ж без неё.
Самурай
Тренированный воин в крепком доспехе, вооружен пистолетом и катаной. В рукопашной для него опасен лишь другой самурай. Чтобы убить, его нужно сначала оглушить выстрелом. Но даже в таком состоянии он поднимает тревогу, заметив игрока. Как и Соломенная Шляпа, имунен к приманкам и шуму. Кроме того, Самурая нельзя обмануть переодеванием в гражданского.
Если Самурай возглавляет группу Врагов, приманить его подчинённых не получится
Самурай (яп. 侍, в японском также используется слово «буси» (武士)) — светский землевладелец в феодальной Японии. Главным в их жизни были следование Бусидо (яп. «Путь воина») и служение господину.
Классические самурайские доспехи делались из пластин, скреплённых шёлком, которого было так много, что за шнуровкой не было видно металлических деталей. Броня включала в себя кирасу, шлем с маской, защиту конечностей и наплечники, сползающие назад при активных движениях руками. В зависимости от обеспеченности владельца элементы удешевлялись или убирались.
Вооружены самураи были комплектом из двух мечей (дайсё). Один был длинным (дайто), а другой — коротким (сёто). Кроме того, буси были обязаны уметь стрелять из длинного лука (вакю или дайкю). С XVI века использовали и огнестрельное оружие.
Если буси не последовал за умершим господином (особое самоубийство называлось цуйфуку или оибара) или был выпихнут им на мороз, то самурай становился ронином — странником с катаной, моральным кодексом и профессиональными навыками убийства.
Альтернатива бродяжничеству — постриг в буддийские монахи. Буддийские храмы в Японии были обособлены от остального общества. Поэтому сохей («монах-солдат») при постриге умирал для социума как самурай и перерождался как монах. Сохеи были уничтожены во время сёгуната Токугавы.
Женщин из семьи буси тоже обучали военному искусству, но самураями они не становились. Если представительница прекрасного пола добровольно шла в армию, её называли онна-бугэйся (яп. «女武芸者», "женщина, обученная боевым искусствам").
Подкрепление
Солдаты, которые сидят в казармах — отмеченных флагом зданиях. По тревоге выбегают из домов и, если не могут найти нарушителей, встают на дополнительные посты. Первая волна состоит только из Врагов, но в последующих встречаются и Самураи.
При тревоге офицер из казармы побежит оповещать другие посты
Мирные жители
Добропорядочные невооружённые обыватели, сообщающие страже о подозрительных лицах. За их убийство нет штрафов, так что можно спокойно кидать в пропасть крестьянина, в десятый раз обнаружившего труп за домом. Не все гражданские бегут к охране, увидев игрока. Например, жители разграбляемой мятежниками деревни не выдадут шпионов сёгуна.
Если ближайшим постовым окажется Самурай, свидетеля пошлют куда подальше, чтобы не отвлекал от службы.
Самурай намекает крестьянину, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих
Курицы
Домашние птицы местных жителей породы “Скайримская серая”, бегают по дворам. Если к ним приблизиться, шумят и могут привлечь стражников. Убить нельзя, поэтому по опасности близки к Самураям, которых, слава богу, способны устранить…
Если бы рядом был противник, тревоги было бы не избежать
… наши герои
Шпион и ниндзя
Шагают во тьме, снайпер
Путь им проложит.
Местные коммандос
Отряд состоит из пяти человек, но чаще всего он действует в урезанном составе. Несмотря на различия в навыках и стиле игры, все разведчики умеют ходить вот так сюрприз; красться; бегать; лазать по лестницам; стрелять из фитильных пистолетов и пользоваться местным перевязочным пакетом и, за исключением дедушки-снайпера, убивать или оглушать в рукопашной и таскать тела.
Хаято
Наёмник-синоби (ниндзя), последний из клана. В ближнем бою орудует ниндзято — коротким мечом. Мечет сюрикен в противников и отвлекает их камнями. Умеет плавать, лазать по плющу, пользоваться крюком-кошкой. Геймплей за Хаято предполагает скрытность и отвлечение внимания, иногда — убийство одиноких стражников. Хотя никто не мешает устроить банальную зачистку.
Одна из фраз Хаято — «война никогда не меняется» — может быть отсылкой к серии Fallout. Ещё одна реплика, «снова в тылу врага», вероятно, поклон в сторону первой части серии Commandos — Commandos: Behind enemy lines (Коммандос: В тылу врага).
Ниндзя (яп. 忍者 — скрывающийся; тот, кто прячется) или синоби ((忍び кратко < 忍びの者 «синоби-но моно») — наёмный разведчик и убийца в средневековой Японии. В основном занимались диверсиями, шпионажем, терактами и саботажем. В отличие от самураев ниндзя придерживались принципа «на войне все средства хороши».
Кланы обитали в лесах и горах, обучение начиналось ещё в детстве. Ниндзюцу (яп. 忍術, «искусство скрытности») включало в себя использование окружения для маскировки, навыки шпионажа, разведки, борьбы.
Ночью, вопреки стереотипу, ниндзя носили не чёрные, а тёмно-коричневые, серые или жёлтые костюмы. Днём синоби одевались как обыватели: крестьяне, торговцы, монахи, проститутки или актрисы, если позволял пол. На заданиях использовали холодное, метательное, огнестрельное оружие и взрывчатку. Кроме того, носили собой крюк-кошку; принадлежности для письма, чтобы делать карты и записи; медикаменты; тлеющие угли; иногда средства для плавания и взлома.
Юки
Сирота, потерявшая родителей во время войны, после их смерти стала воровкой. Улицы научили её слышать вещи, «которые хотят уйти», и делать больно людям, которые «хотят её обидеть». Вооружена кинжалом, ставит ловушку, стреляющую гвоздём в горло, приманивает противников свистулькой. Как и Хаято, умеет плавать и карабкаться, из-за чего у них схожий стиль игры. Но Юки также выступает в роли инициатора убийств, так как ей легче завести противников в укромное место.
Связки режь,
В шею бей!
Муген
Самурай, преданный сёгуну. Неизвестно, сколько лет пролежал на печи, но сила у него богатырская. Муген способен бегать, неся два тела, бочку со взрывчаткой или тяжёлый камень. С помощью последнего подстраивает несчастные случаи, что позволяет оставлять трупы на виду без поднятия тревоги.
В рукопашной пользуется катаной, единственный член отряда, который побеждает самурая в честном бою. Способность «Буря мечей» позволяет одновременно убить до трёх Врагов или Шляп в небольшой зоне. С помощью пачки сигарет бутылки саке подманивает Врагов, кроме находящихся в патруле под командованием Самурая. Ручная мортира Мугена убивает любого с одного выстрела.
Ща ворвусь…
… и не вырвусь
Аико
Шпионка, действующая под носом у противников. Чихательный порошок временно уменьшает поле видимости неприятелей. Аико способна переодеться в сс-овца мирного жителя, что позволяет обмануть Врагов и Шляп и отвлечь их разговором. Последнее полезно, если нужно устранить патруль или проникнуть в зону, находящуюся под постоянным наблюдением. Аико использует заколку для волос как оружие ближнего боя, умеет плавать, лазать по плющу и пользоваться кошкой. По стилю игры отличается от Хаято лишь возможностью переодевания.
Хорошо замаскированный оперативник в кустах не нуждается
Такума и Кума
Выполняет роль снайпера в отряде. Во время первой миссии из-за френдли-фаера потерял ногу и попал в плен. Там сделал себе протез-ружьё с глушителем.
Не может атаковать в ближнем бою, таскать трупы и плавать; лазает только по лестницам. Основная атака — выстрел из винтовки. Если цель миссии — убить кого-то, Такума носит собой запасную пулю. Кроме того, в его карманах лежат гранаты: осколочные или с парализующим газом.
Хозяина сопровождает ручной тануки Кума, который воем и мимимишностью приманивает Врагов. Основной стиль «дедушки» — поддержка отряда издалека, убийство постовых, которые стоят на вышках или мешают героям пройти.
Плохого снайпера видно издалека, а хорошего — только на миникарте
И как оно играется? И к чему была эта простыня? И где многоточие между частями?
Мудрец не тот, кто
Пишет много, а тот, кто
не путается.
Два слова: возвращение Commandos. Перед нами снова тактический стелс про разведчиков-диверсантов. Это можно назвать копированием, а можно — возвращением к классике. Нельзя в очередной раз не похвалить вариативность как миссий, так и способов их прохождения. Задачу можно выполнить или без единого убийства, или подстраивая несчастные случаи, или как-то так:
Простите, по-другому без потери качества не встраивалось
К сожалению, Shadow tactics — это только игра, а значит, она обладает условностями. Активное и пассивное поля зрения, зацикленность действий стражи, отсутствие переклички, крови и прочего, что мешало бы сокрыть убийства… Последнее, к слову, не совсем верно. Некоторые противники замечают пропажу товарищей, но только если они с ними взаимодействуют. Например, офицер, обегающий вышки, заметит исчезновение постового, с которым он говорит каждые две минуты. Но патрульные, которые проходят мимо отдыхающего у костра Врага, ничего не предпримут, если его не окажется на месте.
Тем не менее, Shadow tactics — Blades of shogun — это отличный тактический стелс. Да, он не идеален, в чём-то консервативен, а не инновационен. В конце концов, да, это не та игра, которую покупают ради сюжета. Но иной оценки, кроме как «Изумительно», она не заслуживает.
Плюсы: классический геймплей в стиле Commandos, нет имбалансных и ненужных способностей (разве что аптечки, если идеально стелсить), разнообразные миссии, незаезженный сеттинг, высокая реиграбельность, приятный графический стиль, атмосферный саундтрек, приятное соотношение цена-системные требования
Минусы: некоторые геймплейные условности, ошибки в русском тексте и непереведённая речь, только одна миссия с полным отрядом
Спасибо, что прочитали, а я в сидж Blades of Shogun, нашивки выбивать.
Лучшие комментарии
Присядь и рассказ услышь
О самураях.
Замечательная статья. Написано в таком стиле, что многабукаф абсолютно не страшно + за историческую справку спасибо.