9 января 2017 9.01.17 110 27K

О ролевых играх и DnD для тех, у кого есть личная жизнь.

+306

Конечно в названии шутка, ну что вы, ну :)

Матёрые ролевики ничего нового в тексте для себя не откроют… с чем их можно и поздравить, они кучу времени провели хорошо.

В воскресенье на “Кинологах” мы с Васей и Максом объявили, что начинаем новый проект — большую кампанию в Dungeons & Dragons, которой лично я хотел бы посвятить примерно год. Все детали ниже.

Я бы заставил всех играть в словесные ролевые игры.

Да, вообще всех отправил бы в это самое “пристанище титанов одиночества”, в “задротскую гавань” и “приют девственников”. “У меня настольные игры ассоциируются исключительно с кучкой прыщавых ботанов, сгорбившихся за столом и кидающих кубик”, — абсолютно стандартная ассоциация в массовом сознании. И знаете что? Справедливо. 80% игроков действительно такие и есть, и нужно приложить серьёзные усилия для того, чтобы найти партию “нормальных”, “социализированных” людей, от которых хотя бы не воняет.

Почему так получается — отдельная песня, и сегодня петь её я не собираюсь. Я сажусь за этот текст как адвокат, с целью оправдать словесные ролевые игры или хотя бы вызвать у вас разумное сомнение в стереотипах. Не только о DnD в частности, но о жанре в целом. Ведь имея ассоциацию, вы, в то же время, наверняка очень смутно представляете сам процесс игры. Не осуждаю, но и бросать дело так не хочу. Потому что искренне люблю словески — это одна из самых развивающих, высокоуровневых, сложных, азартных, смешных и захватывающих форм досуга, доступная человеку.

Чтобы начать, не нужно знать абсолютно никаких правил, не нужно думать ни о каких орках и эльфах, не нужно никаких фигурок и никакого поля. Нужен телефон со скачанным генератором случайного числа от 1 до 20. Или кубик с 20 гранями.

Что, если я скажу вам, что сейчас на вашем экране само собой открывается окошко с тем самым роликом из “Звонка”, и девочка с грязными чёрными волосами начинает идти по длинному коридору навстречу камере. Что вы сделаете? … Нажмете крестик? Перезагрузите систему? Разобьёте монитор? Может, лучше просто выключите его?

Допустим, сработало. Но вы случайно обращаете взгляд в окно, и видите, что к стеклу снаружи почти вплотную прислонился мужчина в синем пиджаке (даром что десятый этаж!). И как на это реагировать?! Кинете в него стулом или откроете окно и попытаетесь спросить, как эти два события связаны между собой? … Чё, серьёзно, всё-таки стул?!

Если ваша голова хоть немного заработала — добро пожаловать в ролевую игру. Она может строиться на абсолютно любом сюжете: разворачиваться в мире любимого фильма, имитировать падение на город атомной бомбы здесь и сейчас. Всё, что вам нужно, это человек, который держит в голове общую фабулу. Вы говорите ему желаемое действие, он в ответ описывает события в воображаемом мире. Если хотите сделать что-то сложное (найти предмет, ударить кого-то), вы бросаете кубик, который имитирует удачу.

Ваше приключение зависит в первую очередь от ваших желаний. Когда нападут пришельцы, вы можете сказать мастеру: “Я иду спасать выживших”, или “Я хватаю винтовку и начинаю стрелять”, или “Я пытаюсь наладить контакт”. Он не имеет права вам отказать, но может придумать пакостей на пути — и это будут три абсолютно разные истории.

Одна партия дварфов принципиально не хотела участвовать в стандартных фэнтезийных приключениях, а поэтому искала обходные пути. Сначала несколько месяцев кампании они путешествовали по заброшенным развалинам, и вся их игра сводилась к поиску реликвий, расшифровке древних языков, настоящей археологии. В другой раз они решили, что богатеть можно вообще не выходя из города, поэтому сформировали банковскую систему (предварительно разобравшись в настоящей) устроили торговые войны и уничтожали целые города чисто экономически.

Даже отыгрывая один сюжет два раза, вы получите разный итог: зависит от вашего настроения, от бросков кубика, которые могут кардинально поменять ход событий. К тому же, играется словеска обычно в партиях по 3-5 человек, так что другие люди тоже будут вносить хаос в ваши уютные стремления.

Конечно, первые разы проходят потрясающе весело: игроки, дорвавшись до абсолютной свободы, начинают драться в барах, домогаться эльфиек, пытаться засунуть меч в задницу дракону и так далее.

“Стоооп, я требую прокинуть кубик на размер пениса моего персонажа!!” …. “КАК ЭТО ЕДИНИЧКА?!”.

Подобные ситуации вызывают гомерический хохот, и в правильно подобранной партии к концу игры ржач, натурально, выматывает.

В основе приключения лежит мощнейший развлекательный аспект: вы каждый раз пишете историю, которая цепляет лично вас, но вам не подчиняется, ведь подвластна случайностям, желаниям окружающих и заготовленным глобальным событиям. С этих препятствий начинается главное: азарт, борьба, вызов.

Какую бы цель вы не поставили, достичь её будет сложно: любая ситуация в словесной игре это вызов вашему интеллекту. Пробраться во вражеский город? Извольте разработать настоящий, максимально реалистичный план, к которому мастер не сможет подкопаться. Анализируйте всю добытую информацию или решите, где добыть ещё. Исключите из плана случайности и всё, что может пойти не так, чтобы операцию не испортил один неудачный кубик. Продумайте варианты отступления, контратаки и подводные камни.

Процесс поиска творческих, точных решений очень прокачивает мозги. В замечательной книге “Идеальный персонаж” много подсказок по тому, как играть хорошо: “Всегда носите с собой воск, чтобы иметь возможность сделать слепок ключа или руны, которую можете забыть”, “Рассчитать время можно с помощью свечей: они горят с одной скоростью у всех, главное одновременно поджечь”.

Мне удалось превратить злого монстра в лягушку. Но с условием: если лягушка получит хоть маленькое повреждение, то превратится обратно в огромное чудище. Что делать? Мыслить нестандартно: засунуть лягушку в самую узкую расщелину в скале и тыкнуть её иголкой.
-Вы подходите к стенам замка и прямо перед вами приземляется огромный дракон!
-Я достаю огнненную волшебную палочку и шмаляю!
-Бендер, все знают, что драконы не боятся огня.
-Но я шмаляю в воду, чтобы создать паровую завесу, под которой мы и сбежим
-Ееееееееее!
Был у нас один игрок, который любил превращаться в люстру: по потолку проползал в помещение, устраивал засады, подслушивал, падал на голову для особого эффекта.

DnD и прочие словесные игры — не о бросках кубика. А об остроте ума, который с этим кубиком борется.

Не забывайте, с вами другие игроки: придётся уговаривать их помочь вам (все всегда выпендриваются), придётся думать об аргументации своих действий. Или — быть умнее и просчитывать всё наперёд.

Однажды в середине кампании (через несколько месяцев регулярных игр) добрейший волшебник, который до этого спасал принцесс и помогал бездомным, приходит в деревеньку, призывает туда своих наёмников и вырезает всех подчистую. Мастер ошарашен и возмущён: ты же добрый маг, какого чёрта?! Тогда игрок передаёт мастеру конверт. Мастер открывает его, и видит подробно расписанные “истинные мотивы” мага, которые игрок уже несколько месяцев скрывает и от сопартийцев, и от мастера. Помогал нищим? Пора создать сеть информаторов! Спас принцессу? В дальнейшем по плану ему понадобится жертвоприношение с девственной королевской кровью. Буквально в несколько сессий маг стравливает других игроков между собой, добивает выживших, и его бывшим сопартийцам приходится начать игру заново, новыми героями, имея бывшего друга в качестве главного антагониста.

Стоит ли говорить, что для осуществления подобных планов нужно мастерски оперировать огромными объёмами информации, сводить концы, находить подход к каждому персонажу и игроку. Мы с друзьями сейчас ведём крупную кампанию: смотрите, какое дерево информации мне приходится поддерживать и развивать, а ведь мы только-только выбрались в открытый мир. К тому же, параллельно с нами водится другая партия, которая со всей силы пытается нас убить, и нужно предугадывать ещё и их действия и козни!

Чем больше ты играешь, тем лучше становишься: голова начинает видеть больше вариантов, учится собирать решения из подручных средств, систематизировать информацию и правильно выбирать выражения в диалогах. Когда становится скучно играть себя — ты придумываешь образ и стараешься придерживаться его, меняешь характер персонажа и, натурально, можешь начинать работать “по станиславскому”.

Один из знакомых мне игроков (сейчас — актёр в питерском театре) очень любил перебирать образы персонажей и развивать их. Например, он отыгрывал дисциплинированного, холодного и сухого монаха, который ни с кем не общался. А потом встретил женщину и «влюбился» в неё, пытаясь в игре отразить неловкие любовные потуги своего персонажа, у которого первый раз в жизни появились чувства. Когда играть в это ему надоело, он сбросился (персонажем!) с моста и создал брутального варвара, который вызывал всех на дуэли. Огрёб через пять партий.

Конечно, чтобы отыгрыш был разумнее и сбалансированнее, к этому приплетается игровая система. DnD, Pathfinder, GURPS и куча других непонятных слов. Там много чисел, нужно долго разбираться в правилах — но всё это вторично, и хороший мастер может вообще избавить вас от этого, делая все расчёты сам. А со временем вы всё равно вольётесь в нюансы, и к работе ума прибавится чуть больше тактики, глубины и просчёта вероятностей. Тогда и начнётся настоящая игра: когда вы создадите персонажа с уникальным характером, умного и умеющего быстро реагировать на события. Когда с самого начала с вниманием отнесётесь к окружающим персонажам и привяжетесь к ним. Когда вы сможете строить долгосрочные планы и добиваться их. Когда вы привыкнете к тому, чтобы спасать принцесс и казнить богов. Вот тогда ролевая игра для вас только начнётся.

Я абсолютно уверен во всём сказанном, потому что не видел ни одного человека, который попробовал сыграть хорошую, интересную партию и остался бы недоволен.

Именно поэтому я сел за разработку нашего нового проекта.

В 2017-м году мы с парнями уводим “Кинологов” на второй план, а в авангард выводим Dungeons & Dragons. Это будет эпическое путешествие, на которое я хочу потратить примерно год, и которое находится в разработке уже несколько месяцев. Я бы рассказал больше деталей, но мы сами пока ничего не знаем, потому что выступим только игроками. Могу только обрадовать, что наш мастер писал кампанию *специально для StopGame.ru*. Там будет полно отсылок, внутряковых шуток и профильного, геймерского контента.

Несмотря на то, что у меня есть определённый опыт, ни Вася, ни Макс ни разу не играли в подобные игры, а поэтому шоу рассчитано на абсолютных новичков — можно будет совсем ничего не понимать в DnD и ролёвках. Все правила и сложности будут нагружаться в кампанию постепенно.

Кроме того, мы не хотим путешествовать в одиночку, а поэтому продумали и взаимодействие со зрителем. Вы тоже сможете влиять на игровой процесс прямо из чатика или донатами. Так что на протяжении всего приключения вы сможете как помогать нам, подкидывая зелья, так и отомстить за все неправильно выставленные оценки, натравливая драконов! Гарантируем — это будет самая интерактивная игра на Твитче, которую вы можете себе представить. Вы сможете участвовать в ней даже между эфирами — но это пока только планы и перспективы.

Из-за шквала недовольства мы пока перенесли время, и первый эфир состоится в эту пятницу, 13-го января, в 20:00 МСК.

DnD 5'й редакции, играть будем через Roll20, продолжительность партии 3-3,5 часа, мастер — мой друг, вам незнакомый, гости будут, но явно не в первые 2 месяца, в пати fighter, bard, wizard.

Welcome to the brand new show!


Лучшие комментарии

Очень интересный и ожидаемо весёлый проект. И статья хорошая. Но раз затронули тему ролёвок для новичков, то хотелось бы прочитать ещё статью о том как можно самому попасть в этот прекрасный мир историй и приключений. Со ссылками и большим количеством деталей. По тому как искать самому «не знаю что и незнамо где» достаточно сложно и вряд ли качественно.
Вот не понимаю почемууу? Люди, вы чо? Это же шикоз! Сам люблю и ролплей, и настолки, но в D&D никогда не играл, так то что буду ждать с нетерпением. Келебрыч, тебе большое большое спасибо за такой проект, хотя бы так познакомлюсь с D&D
Механика нуждается в корректировке, то есть что бы я сделал:
1) Донаты, по хорошему, должны быть видны только зрителям и ДМ-у и обеззвученны на время трансляции.
2) Систему свободных пожеланий в донатах — оставить, но у ДМ-а должно быть право игнорировать те или иные абсурдности.
3) Также были моменты невнимательности из-за чего возникала некоторая путаница… Но тут уж только и остаётся пожелать внимательности.
4) Перерывы и «в предыдущих сериях» — нужны. Было бы неплохо, чтобы после часа игры был небольшой 5-и минутный перерыв, после которого ДМ по быстрому обозначил предысторию, чтобы подошедшие тоже могли включится в процесс. А то думается мне, те пришли спустя час стрима — чувствовали себя несколько растеряно. Ну и то что перед каждым новым стримом обрисовывать произошедшее и текущую ситуацию — тоже нужно.
5) Ну и время можно перенести на пораньше, хотя бы на 19:00, а то для сибирских игроков — это может быть сложновато. Но это такое… Но опрос в любом случае надо бы устроить.

Короче, примерно такой список претензий у меня возник. Главная же проблема данного формата в том, что «подошедшим», а не сидящим с самого начала — сложно будет подключится(особенно если они вообще ничего не понимают в ДнД), что отчасти можеь исправить четвёртый пункт.

Ну, а в целом довольно клёво вышло. В записи, думаю, всем будет хорошо смотреться.
Забавно после стрима перечитывать все эти рассказы про истории, ролеплей, нетривиальные решения игровых задач…

Назвали ли бы «очередной пятничный трешострим», чего зря народ обманываете?
Очень ждала от вас этого проекта. Сама пару лет назад играла с друзьями, раз или два в неделю, где-то на протяжении года. И чертовски скучаю по этим вечерам. К сожалению, мои друзья эмоционально состарились раньше меня и заставить их играть со мной снова не выходит(( Но я очень рада что смогу посмотреть на ваши приключения. Несколько раз мы с друзьями были вынуждены играть в антикафе, и внимание всех людей было приковано только к нам, ведь наблюдать за игрой не менее интересно, чем играть самим)
Удачи вам) Надеюсь вы сможете хоть немного возобновить популярность этой замечательной игры)
Отсмотрел стрим от начала и до конца, читал все комменты. Что ж, я первый раз вижу, да и слышу подобное, я абсолютный новичок и не знаком с настолками и правилами D&D. Первое впечатление — не надо всей этой гейской хрени, мастеру следует за этим следить строже, комменты провоцировали конечно, но и вы начали с цитирую -«педика барда» — и неоднократно это повторяли. Сразу скажу, что герои, как мне кажется, задолбали мастера своей тупостью (это про топтание на одном месте и не желанием выполнять квесты любого рода, в частности преславутого подвала с крысами). Сразу несколько вопросов: почему не на каждое действие вы кидаете кубик, например: маг иногда заклинания кастовал с кубиком, удачно, но больше не удачно конечно — наверное карма, а иногда просто потому что кастую и сразу действие принималось мастером как выполненное? Дальше, я понимаю, что вникнуть в специфику новичку сложно, но даже я понимаю, в ролевки все-таки играю, что любой предмет куда то применяется, почему вы только кольцо попытались куда то применить (и то с подсказки мастера)? Очень сложные манипуляции с вызволением барда и я до сих пор не понимаю почему охрана не порубила в капусту таких наглых посетителей, но это уже вопрос к мастеру? Дальше по картинкам локаций, коли деревня/город заняла почти все время (возможно так не планировалось конечно), почему так мало локаций прорисовано, только таверна и дом мага, но ведь там была центральная площадь, кузня дварфов, рынок (как без него) — можно было их изобразить тоже, коли занялись этим? Да, кстати, замок в левом нижнем углу экрана закрывает кубик, когда тот попадает в то место. Дальше вопросы больше по специфике самой игры (напомню — я все таки новичок ). Почему разрешается одно и то же действие два раза одним персонажем (пример, зачаровать трактирщика барменом)? Есть ли какие то очки магии или что-то подобное у мага, которые уменьшались бы при каждом использовании, а то маг прям часто пытался колдовать и не пользовал никаких эликсиров — предусмотрено ли это правилами или он может колдовать бесконечно? Я так понимаю, что у каждого есть свои приоритетные способности (всех навыков у персов вроде не показывали, только у мага и то все разглядеть не успел), почему при совместных действиях никто не пользовался тем что для него будет иметь приоритет, ведь это должно влиять на результат броска кубика в лучшую сторону, как я понимаю? Есть ли количество жизненных сил у персонажей или все будет решать один удачный/неудачный удар, туда же вопрос вообще про всякого рода шмот — будет ли и влияет ли на показатели героев (и если будет, то кто дает характеристики тому или иному предмету)? Почему мастером разрешалось оставление группы, в частности магом, в угоду стирки одежды (проясню немного — это равносильно уходу домой до конца игры и узнать конец, бросок кубика, 20 — тадам), ну это так — мелочи, просто хочется, чтобы все участвовали, а то Макса ждали очень долго. вопросы сочиняю на ходу, так что простите за сумбур. Идем дальше — планируется ли какая то работа с чатом или только донаты, потому как, помимо гейских и порно направленных комментариев были и весьма годные(опять же пример, когда команда тупила где взять бабла, предлагали продать ухо мага, которое, благодаря донатерам, хотел преобрести некий персонаж за любые деньги, можно было попытаться хотя бы один раз — выпало бы меньше десятки, то и забыли бы про эту тему)? История с ухом и ослом получилось годной на фоне всего остального, спасибо донатерам, которые пытались внести действие в это топтание на одной локации. Также понравились донатеры, что вносили в игру новых интересных персонажей, например странный персонаж материализующийся перед героями в разных обликах (я думаю такие вещи вносят знакомые с системой игры люди) или когда окончательно тупили в таверне — выбежал эльф (не помню точно кто) из подвала с криками «пропустите меня», а в подвале были почти все крысы дохлыми и только две еле живыми, которых можно было зарубить и квест был бы пройден, но игроки как то не уловили данный посыл, а жаль. И да, донаты на +5 к кубику кажутся нечесными, если и давать такие вещи то максимум на один ход. Я наверное уже много понаписал, попробую закругляться, вообщем — первый блин комом конечно, но в целом интересно. Хочется развития событий и все таки завершения, или затыкания, всех дыр сюжета в каждой локации по возможности. Про описание характеристих и их накопление, здоровье и мана (о чем я писал) хотелось бы услышать где-то в начале следующего стрима перед первой боевкой, которую конечно хотелось увидеть в этом стриме, но крысы этого так и не дождались. Короче — все молодцы, дварф — достойный отыгрыш, бард шикарен — но мало разговорчив, маг- неудачник, но это приносило веселья событиям, мастер старался на славу — молодец. Удачи магу на следующем стриме.
Очень надеюсь что будет статья) Давно мечтаю поиграть в ролёвку но не имею друзей или знакомых которые которые могли бы приобщить меня. Думаю я не одинок и найдётся много людей которые тоже хотели бы начать играть.
Келебро, огромное тебе спасибо за эту инициативу. Как человек, знакомый с ролевыми играми (Играю в ролевки по Vampire: The masquerade) уже предвкушаю тонны вкусного и веселого приключенческого контента, и, конечно. советую тебе попробовать и другие сеттинги.
Удачи в пати и да пребудет с вами Латандер и его благословение!
80% игроков действительно такие и есть, и нужно приложить серьёзные усилия для того, чтобы найти партию “нормальных”, “социализированных” людей, от которых хотя бы не воняет.
Не знаю, среди моих знакомых полно вполне себе нормальных людей, которым интересны ролевые игры — как настольные, так и живого действия. С другой стороны, возможно, мне просто повезло.
Матёрые ролевики ничего нового в тексте для себя не откроют…
Но текст написан хорошо, тем не менее, много знакомых ситуаций, понастолгировал, спасибо) Проект ваш заценю.
Будучи игровым мастером, каждую партию я начинаю с того, что включаю нетбук, раскладываю микрофон и запускаю запись. И ведь каждый раз получившийся результат не уступает хорошему аудиоспектаклю!

Не сомневаюсь, что авторам экспрессок будет что собирать в насыщенные и фееричные нарезки.

Хочется верить, что ведущий найдется подходящий — как ни крути, в итоге всё будет зависеть главным образом от него. И история (вы ведь не в открытом мире планируете гулять? :/ ) подойдет формату стрима с участием новичков.

Словом, хорошей вам игры, яркого отыгрыша и памятных историй!
Смею надеяться, что проект «выстрелит» не хуже «Кинологов».
По поводу квеста с крысами — типичная ошибка новичков отыгрывать настольную ролевую игру как компьютерную. Здесь в настольной ролевой нет обязательных квестов. Не обязательно убивать всех, кого увидишь. Например человек, который предлагал продать ему ухо мага — в компьютерной игре нужно было именно ухо мага. В ДнД можно было найти алкаша, отрезать ему ухо и продать мужику ухо алкаша, как ухо мага. Можно проследить за этим торговцем, и устроить всей партией ему гоп- стоп в подворотне. Можно попытаться без грабежа, просто обворовать его жилище. Можно попытаться договориться с ним на поставку каких-нибудь еще артефактов. Можно было впарить помимо уха еще ему каких- нибудь поддельных артефактов, пытаясь обмануть. И эти варианты только с ходу.
Посмотрел я стрим… Ребята, вам бы зельями лечения закупиться, раз у вас хилера в команде нет, иначе с вашим везением перебьют вас в первом же бою) И поменьше тех самых шуточек.
Ну а так для первой игры неплохо было, хоть и трэш. Василий хорош в отыгрыше, и ГМу — респект.
Жду! Сам хотел приобщиться к подобному рода играм, но собрать компанию получалось разве что для простых домашних/компанейских игр (крокодил, экивоки, аллиас и т.д). А тут и поучаствовать (косвенно) можно будет и понаблюдать со стороны, как оно играется вообще.
маг иногда заклинания кастовал с кубиком, удачно, но больше не удачно конечно — наверное карма, а иногда просто потому что кастую и сразу действие принималось мастером как выполненное?
На это я отвечу, с позволения. Некоторые заклинания срабатывают автоматически и не требуют броска кубика на успех, другие, в основном атакующие, требуют броска на попадание, например луч холода. Это все описано в механике заклинаний в специальной «Книге Игрока».
не понимаю почему охрана не порубила в капусту таких наглых посетителей
Исходя из собственного игрового опыта, думается, мастер их с бОльшего пожалел)
Почему разрешается одно и то же действие два раза одним персонажем (пример, зачаровать трактирщика барменом)?
Это предусмотрено механикой игры, другое дело что вторую попытку на зачарование нужно кидать со штрафом -10.
Есть ли какие то очки магии или что-то подобное у мага, которые уменьшались бы при каждом использовании, а то маг прям часто пытался колдовать и не пользовал никаких эликсиров — предусмотрено ли это правилами или он может колдовать бесконечно?
По механике у мага есть определенное количество слотов заклинаний, которые он может использовать в день. Есть, кроме того, так называемые заклинания нулевого уровня, countrip'ы, они слабенькие, их всего три или четыре на первом уровне персонажа, и их можно использовать бесконечно.
Есть ли количество жизненных сил у персонажей
Есть, у каждого определенное количество хп.
И шмот влияет на показатели героев.

А вообще по-хорошему почитай вот это vk.com/doc-4534_437230311 тут книга 5-ой редакции правил по ДнД, она считается самой легкой и по ней ребята и играли. Можно ещё глянуть это, тут кратко основы всего того, что изложено в «Книге игрока» vk.com/doc-4534_439667633
Отлично! ДнД будет! Осталось дождаться стрима Dwarf Fortress от Келебро и будет вообще клево!
В те времена, в которых у меня не было даже малого представления об этой игре, мы с друзьями во втором — третьем классе школы играли в игру «две двери» (хотя существование официального названия под большим вопросом). Суть была в том, что один человек говорил: «ты идешь по дороге и видишь две (три, семь, сколько угодно) двери, какую выберешь?», при этом он уже представлял, что за одной, что за другой. Обычно там было что-то примитивное, например, «крутая» машина и какашки (дети, что с нас взять). Но если было желание, то за дверями могли быть какие-нибудь локации и развивался примитивный сюжет. Лучше всего за этой игрой проходили пешие прогулки до театра с каким-нибудь другом.
Да, Васян был на высоте, и Мерген (вроде же так его звали) отличный и стойкий к сему безумию. А на шуточки такие сами зрители провоцируют. Ну ребят, серьезно, давайте поменьше голубятни!
Читай также