Ну хоть официальный обзор и вышел, я все таки рискну выложить на суд уважаемой публики свою версию
Бывают игры, где ты встречаешь косяки и не испытываешь ничего кроме мрачного раздражения. А бывают такие, где провалы в геймплее вызывают расстройство и сочувствие, мол пацаны — ну как так то?
Приветствую соучастники, с вами Манул Гейминг. Отворяйте двери кузницы, сегодня по главной улице с оркестром к нам пожаловали гномы…
За появление игры на свет ответственны две стороны. Во первых это Маркус Хайц, написавший в 2003 году книгу, которая так и называлась Die Zwerge, то есть гномы. Книга имела смешанные отзывы, и в основном характеризовалась читателями как очередная попытка заигрывать с наследием мэтра Толкиена. Второй стороной выступила немецкая же студия King Art Games, которая собственно разработала игру по книге Маркуса. До этого King Art Games была известна в основном поклонникам адвенчур, так как за ней числились несколько неплохих квестов: две части The Book Of Unwritten Tales и The Raven. Но тут внезапно студия решила, что надо срочно менять профиль и перескакивать в смежный жанр ролевых игр. А, ну я забыл еще третью сторону, благодаря которой на свет в наше время появляется каждая третья игра — всеми любимый kickstarter. Там проект насобирал больше чем 300 кусков. Создатели Torment Tides Of Numeria, конечно поржут над таким результатом, но для маленькой немецкой команды выхлоп вполне достойный.
Немецкий наследник Толкиена собственной персоной
Итак, к сюжету. Начинается игра с коротенького ролика, где с вами делятся информацией, что гномы в мире игры не вылупились из валенка, а были созданы божественным кузнецом Вракасом. Причем не просто так, а для защиты мира и борьбы с орками. После чего действие переносится в режим игрового повествования где отряду гномов надо защищать ворота в горах. Оборонять родную хату приходится от назойливых орков, которых набралось какое-то неприлично большое количество. Руководит обороной король гномов по имени Гизельберт Железноокий. Меня всегда забавляла методика составлений имен для гномских властителей и богов в художественной литературе. Были и железнорукий и железноногий, теперь вот железноокий. Главное чтобы было железо и часть тела. Буду делать фентези игру там обязательно будет Дейн Стальной Апендикс. Но вернемся к сюжету. Под вашим руководством гномы бодро держат осаду, пока не появляется мерзкий темный эльф, или как он здесь называется альв и перебивает всех гномов подчистую, вместе с королем.
Враг пока торжествует, но мы, ясен пончик, отомстим!
Внезапно действие делает скачок вперед на 1000 лет и вы переноситесь в кузницу где орудует гном по имени Тунгдил, в котором даже слепые мигом узнают будущего главного героя игры. Тунгдил не просто какой-то там житель кузницы, а воспитанник мага по имени Лот-Ионан. Вашему престарелому наставнику срочно приспичило отправить мешок с артефактами своему бывшему ученику. Для выполнения этой важной миссии он выбирает именно Тунгдила, так как тот всю свою недолгую по меркам гномов жизнь провел в кузнице и ничего кроме нее не видал. Так достаточно буднично и начинаются ваши мытарства по сюжету.
Краса и гордость родной кузницы...
Перемещение ваше по Потаенной стране (а именно так называется место действия игры) происходит нехитрым способом — с помощью карты. На ней нанесена сетка маршрутов по которым вы можете держать путь, выбирая на развилках, то или иное направление. Вы являетесь не единственным участником движения, так как мир достаточно люден — помимо вас есть всякие торговцы, орды орков и так далее. Ясен пончик, что встречаться лучше не со всеми. Так как делать игру состоящую только лишь из перемещения по карте было бы немного тупо, то в разных точках местности вас ждут разнообразные энкаунтеры. Какие-то требуют только разговора, какие-то переносят вас через экран загрузки на саму локацию, где вам надо подраться или пройти немудреные квесты. Сами события происходящие в узлах карты изо всех сил стараются быть нелинейными, но получается у них не особо. Можно например при встрече с фермерами посоветовать им строить укрытие от орков, или помочь поселку укрепить ворота. Если вас судьба занесет в эту точку мира еще раз — вы можете посмотреть последствия своих решений. Но на самом сюжете это не скажется никак. Периодически процесс разбавляется недвижковыми мультиками вполне приличного качества, в которых повествуются важные игровые моменты. Само действие достаточно бодрое — вы быстро встречаете на своем пути напарников, которых со временем становится огромное количество. Ваши компаньоны неплохо прописаны и озвучены. Вы время от времени ведете с ними беседы на разные темы, которые разноображивают геймплей.
Далека дорога твоя, далека дика и пустынна...
Но тут надо понимать, что беседы эти стартуют автоматически и ничего подобного общению с сопартийцами из Тирании или Дивинити, здесь нет и близко.
Основным режимом игры конечно являются бои. И они оставляют крайне странное впечатление. Происходят зарубы в реальном времени, но с возможностью паузы. Сражаетесь вы не просто так, а выполняя то или иное задание. Сами задания можно назвать какими угодно, только не оригинальными. Обычно это либо вывести отряд живым и невредимым с карты от греха подальше. Либо убить каких-то особенных неприятелей, которые изо всех сил стараются от вас смыться. Все это приходится делать буквально пробиваясь через толпы врагов, которыми игра щедро вас одаривает. Иногда процесс немного разбавляется тем, что для того, чтобы уцелеть вам надо попутно как-то взаимодействовать с окружением — например обрушивать колонны на головы нападающим. Видов врагов не шибко много. Есть орки, огры, а также иногда попадаются альвы на своих кобылах смерти.
Пауза — лучший друг гнома
Для того чтобы уничтожать неприятелей было сподручнее у вас есть боевые скилы. И вот тут-то пришла пора поговорить о ролевой части игры. А она честно говоря небогата, а если уж совсем прямо, так крайне бедна. У вас нет каких-либо личных статов или инвентаря. Все что у вас есть это активные скилы, которые к сожалению у многих персонажей повторяются. Каждые два уровня вы получаете возможность выбрать один из двух умений на выбор. Например пробежать несколько метров раскидывая врагов или ударить по ближайшим неприятелям наотмашь. И как бы и все. То есть совсем все. Больше ролевого в игре ничего нет. Кстати я соврал, инвентарь то он присутствует. Он один на всю партию и перед боем вы можете распределить предметы между героями. Например, этот получит зелье здоровья, этот может взять зелье силы, а этому достанется защитный талисман. Оружие или доспехи менять нельзя. В схватку помимо главного героя можно взять еще троих товарищей, выбрав их из списка тех, кто путешествует вместе с вами. В общем ролевая часть несет сплошное расстройство и передает нам привет из приставочных игр середины девяностых.
Данный экран пытается всех убедить, что мы играем в РПГ
Сами скилы заточены в основном на контроль толпы — раскидать всех спереди, прыгнуть и раскидать всех вокруг, притянуть к себе и раскидать всех. Сделано это во-первых, потому что врагов тонны и ими надо как то манипулировать. Во-вторых, когда они падают их можно зарубить с одного удара и в-третьих, их можно таким нехитрым образом скидывать в разные пропасти и овраги.
Способности персонажа после использования любой из них становятся недоступными до тех пор пока вы не зарубите кого-нибудь или пока не пройдет определенное количество времени. Тогда вы снова получаете очко действия которое можете потратить на вызов скила. Причем если вы в хороших отношениях с персонажами из вашего отряда, то получение вами очка действия может распространиться и на них. Дополнительный момент заключается в том, что все ваши спец атаки отлично вредят вашим компаньонам, поэтому зашибить товарища в горячке боя проще простого. А это обычно вызывает провал миссии.
Таким образом комбат представляет собой судорожные перемещения толпы по экрану периодически прерываемые на паузу для того, чтобы дать новые указания своим подопечным. Сам процесс, как вы уже наверное догадались, не шибко богат тактически, хотя кое-где и приходится подумать. Например когда применить какой скилл персонажей и как использовать те или иные особенности ландшафта вам на пользу. Но честно говоря, нельзя сказать, что игровой процесс прямо завязан на тактические способности игрока. Часто достаточно просто без затей рубить мясо, которым вас закидывают.
Гномский вариант пословицы «Москва — Воронеж, хрен догонишь!»
Помимо скудности самого процесса у комбата есть еще две большие проблемы. Во-первых, это камера. Возможно кого-то это шокирует, но ей нельзя управлять. Прямо совсем. И возможно это не было бы так критично, если бы игра грамотно выбирала угол обзора. Но нет. Поэтому периодически возникают такие ситуации когда ваш персонаж и враги оказываются за каким-то препятствием и что они там делают становится совершенно непонятно. Возможно продолжают рубиться, а возможно открывают бутылку холодного пивчанского. Как вы понимаете эти операторские экзерсисы не делают вашу жизнь проще. Рука так и тянется повернуть камеру, а ее повернуть нельзя. И это бесит. Плюс до кучи камера не двигается если подтащить мышку к краю экрана. Поэтому если ваши ребята слегка разбрелись по карте, то чтобы посмотреть как у них дела приходиться кликать на иконку с их портретом. Это бесит еще больше.
Во-вторых, как написал один из ревьюеров игры — управление вашими героями напоминает нянчание с ясельной группой. И увы, это действительно так. Ибо самостоятельность ваших парней и девчонок настойчиво колеблется вокруг цифры ноль. Если кто-то из ваших подопечных убил последнего врага и рядом с ним больше никого не осталось, то он будет стоять с задумчивым видом и тихонько пускать слюну. Причем если неподалеку пяток орков будут насиловать его товарища, это не приведет его к мыслям, что надо бы как-то помочь. Герои как работники на малооплачиваемой работе. Если у меня задания закончились, то вот и здорово. А коллеги пусть угадятся — не царское это дело им помогать.
Редкий случай миссии где не надо тупо выживать
Вдобавок ко всему, игра еще и страдает от чисто технических багов. Самым раздражающим является внезапный немецкий. Язык на котором когда-то творил Гете появляется без всякого объявления, например посреди скриптовой сцены. Иногда он таким же таинственным образом исчезает, а иногда остается и все приходится перезагружать. Также иногда игра считает, что вы провалили миссию, несмотря на то, что вы ее выполнили и даже получили за нее награду. Такие моменты удовольствия от процесса также не добавляют.
Нихт, как говориться, ферштейн
Что же в таком случае в игре хорошего, что не заставляет удалить ее крестясь с компа через пять минут после инсталляции, ведь казалось бы описанного с головой хватит для того, чтобы по тихому закопать ее в лесу и никогда не откапывать? Ну во первых, и самое главное это сюжет и общая атмосфера игры. Я не могу сказать, что в игре есть какая-то глубинная проработка характеров или невиданные повороты повествования. Нету, но как бы это сказать… Она уютная, что ли. Гномы прикольные — они отлично ворчат и пикируются друг с другом. Во-вторых, графика симпатичная и при этом абсолютно не требовательная. Игра как будто переносит тебя в 11 лет, когда ты перед сном читал властелина колец. Можете меня считать малахольным сентементалистом, но как по мне игры, как и девушки делятся на две основные группы. В которых что-то есть и в которых ничего нет. И внешний вид тут абсолютно не при чем. В Гномах что-то есть.
Если возвращаться от душевных излияний к самой игре, то в ней также присутствует хорошая озвучка персонажей и достойного качества музыкальное сопровождение. А также, как я уже сказал, много веселых мультиков которое весьма неплохи.
Парень всем видом просит дать ему и ребятам шанс...
Короче говоря, игре нельзя дать однозначный вердикт. С одной стороны стоит ли она 30 с лихером евро, что за нее просят. Даже близко нет. Слишком в ней много недоделок. На мой взгляд отсутствие опыта в РПГ жанре у создателей видно с солидного расстояния. Плюс, мне кажется также имеет место быть ограниченность людского ресурса, так как я как программист точно могу сказать, что часть встреченных багов это банальный недостаток тестирования. С другой стороны видно, что игра сделана с душой и назвать ее хламом лично у меня не повернется язык.
Скажем так, если вы ищете игру, которая может потихоньку вводить в мир РПГ игр ваших родственников младшего школьного возраста, то берите Гномов уверенно. Мне кажется им должно понравится. Если же вы бывалый фанат жанра, то я думаю не стоит тратить время, так как кроме общей атмосферы гномы вам предложат только расстройство. Увы и ах.
Лучшие комментарии
atomgribТы назвал дварвоф гномами- за это в наших копях бьют не глядя в рожу.
Ну, все ты огребаешь… Какая расисткая, оскорбительная для каждого дфарва статья. Пойду пожалуюсь модератору за оскорбление гордых дварфов.
Таким образом что? Что русский язык слишком для автора, поэтому он сбился на родной, английский?
Правда тогда уж надо выбирать либо гномы и сражение либо дварфы и комбат :)