28 июня 2016 28.06.16 19 14K

Неформат. Другое кино СССР

+38

Союз Советских Социалистических Республик.
Страна, где выросли наши родители, а, может быть, и вы сами.
Страна, которую президент США Рональд Рейган окрестил “Империей Зла”.
Страна, чье необъятное наследие одновременно может быть как и бременем, так и поводом для гордости.
Страна, которой больше нет.

В том, чтобы пускаться в долгие и пространные споры и рассуждения о целесообразности идеологии Страны Советов смысла не больше, чем в истошной ругани на футболистов в телевизоре. Каждый имеет право на своё собственное мнение – как и должно быть в нашем цивилизованном мире. Изучение событий дней давно минувших, а также взвешивание плюсов и минусов политической деятельности “народных вождей” не должно выходить за рамки компетенций профессиональных историков и подобным им ученому люду.
Я же, в свою очередь, хочу предложить вам краткую историю советского кинематографа: с чего все начиналось, чем мир кино обязан режиссерам этой эпохи, а также небольшой экскурс по тем деятелям, чьи фильмы вы вряд ли увидите на телеэкране.

Камера.

Хлопушка.

Начали.

Истоки

До начала революционного периода в 1917 г. будущая Страна Советов, а тогда еще Имперская Россия, практически не занималась выпуском собственных кинофильмов, так как толкового оборудования, а также специалистов-киномастеров в стране не было. В те времена крайне небольшой рынок кинопродукции был в основном представлен импортируемыми лентами – в частности киноэпопеями Дэвида Гриффита “Рождение Нации” и “Нетерпимость”, а также фантасмагорическими работами Жоржа Мильеса.

Кадр из киноэпопеии Гриффита «Рождение нации» (1915)

После прихода к власти большевиков большая часть кинопродукции была либо уничтожена, либо продана в частные руки. В тот не совсем спокойный период о кино думали в последнюю очередь да и о мерах предосторожности еще не ведали. Тогда мало кто знал, что содержащийся нитрат целлюлозы в кинопленках той эпохи придавал ей горючее, даже взрывоопасное свойство, и от любого неосторожного движения – например, от резкой перемотки – весь склад с катушками мог вспыхнуть в считанные секунды. Это уже потом в 1948 г. компания Kodak выйдет на рынок со своей улучшенной пленкой, которая позволит спать спокойно всем будущим монтажерам и операторам, а сейчас пока еще все “на ладан дышит”, как говорится.

На рубеже 1917/1918 гг. Владимир Ульянов-Ленин решает использовать кинематограф в качестве пропаганды, дабы завоевать доверие простого народ; в этот период происходит активная закупка оборудования из-за рубежа, а также приглашаются иностранные специалисты для обучения будущих советских мастеров.

И вот в 1918 г. по просторам нашей необъятной родины начинают колесить агит-поезда, в которых сидели киномеханики и проповедники идей марксизма-ленинизма. Останавливаясь во всех крупных поселениях, люди из поезда, воодушевленные коммунистической идеологией, рассказывали и показывали простому и малограмотному народу тщательно отобранные киноматериалы. Назревает вопрос: как за столь чрезвычайно короткий промежуток времени, не имея специальной аппаратуры, а также обученных режиссеров и монтажеров, удалось снять агитационные фильмы?

Ответ простой: никаких фильмов о коммунизме на тот момент и в помине не было. В самых первых агитпоездах под громогласные и красочные обещания о светлом будущем крутили небольшой набор кадров, заботливо вырезанных из зарубежных кинолент: в основном из тех же самых кинокартин Дэвида Гриффита “Нетерпимость” и “Рождение Нации”. Только спустя несколько лет в агитпоездах и на агитпароходах стали показывать первые работы Александра Медведкова, Дзиги Вертова и, конечно же, Сергея Эйзенштейна.

Наконец, 1 сентября 1919 г. на волне всеобщего интереса к необычному и ранее невиданному формату визуального искусства в Москве открывается самая первая в мире школа кинематографа – ВГИК, которая очень быстро стала Меккой для всех взыскующих творить и жаждущих преподавать.

Советские новшества в мировом кинематографе

От общего к частному мы плавно переходим к тем нововведениям, с помощью которых режиссеры Страны Советов смогли навсегда увековечить советский кинематограф в летописи истории кино. Благодаря им, “Броненосец Потемкин” и “Человек с киноаппаратом” до сих пор изучают во всех мировых вузах кинематографии и режиссуры, а без их участия не обходится ни один список величайших фильмов всех времен от самых именитых кинокритиков и серьезных киноведческих изданий.

1. “Интеллектуальный монтаж”. Сергей Эйзенштейн

Несмотря на то, что механическая склейка и подгонка кадров появилась практически одновременно с самим искусством кинематографии, изобретение того самого монтажа, с помощью которого режиссер доносит смысл и основную фабулу кинопроизведения до зрителя предписывают именно советскому режиссеру Сергею Эйзенштейну.
В одной из первых его картин “Стачка” (1924 г.) Эйзенштейн впервые в истории кино использует сопоставление нескольких монтажных кадров для передачи интеллектуального посыла зрителю. Сцены расстрела восставших против обнаглевших начальников заводских рабочих режиссер попутно чередует с кадрами реального забоя скота со всеми натуралистическими подробностями. Таким образом, во время просмотра фильма зритель испытывал не только шок от увиденной жестокости, но также ненависть к царизму и капитализму (действие картины происходит незадолго до начала революции).

 

Стоит так же отметить, что это первая крупная работу Эйзенштейна, в которой уже проявляется главная особенность всех его будущих фильмов: отсутствие главного героя, вместо которого повествование идет от лица “народа”. Сама же техника “интеллектуального” монтажа достигла своего апогея в следующей картине Эйзенштейна – “Броненосец Потёмкин”, который, к слову сказать, бесчисленное количество раз признавался лучшим фильмом всех времен.

2. “Эффект Кулешова”. Лев Кулешов

Льва Владимировича Кулешова по праву считают не только одним из самых именитых режиссеров и киноведов в СССР, но также “отцом-основателем” всей советской школы кино. Именем Кулешова был назван созданный им же особый метод монтажа, при котором сопоставление двух следующих друг за другом кадров порождает определенные ассоциации в голове у зрителя. Выглядит все это следующим образом: мы видим человека, который неподвижно смотрит на полуобнаженную женщину. Какая первая мысль приходит к нам в голову? Правильно, – этот человек испытывает влечение к данной особе.

Но если вместо обнаженной женщины в кадре будет стоять тарелка горячего супа, то мы подумаем, что этот человек хочет есть. “Эффект Кулешова” и по сей день изучают в киношколах по всему миру как один из основополагающих приемах при монтаже кинокартин.

3. Съемка скрытой камерой; документальное кино. Дзига Вертов

В мире кино основателем жанра “документального фильма” как такового считается советский режиссер-сценарист Дзига Вертов – он же Давид Абелевич Кауфман. Вообще, всех заслуг Вертова и не перечислишь: он снял одну из самых первых звуковых кинокартин на территории СССР; был первым человеком, который снял фильм на скрытую камеру (“Человек с киноаппаратом”, 1929 г.); стал основателем первого в стране киножурнала (“Кино-Правда”), etc…

Как вы уже, вероятно, заметили, заслуг у Дзиги Вертова действительно предостаточно. Но в мировую историю он вошел как создатель жанра документального кино, когда в 1929 г. снял один из своих главных шедевров – “Человек с киноаппаратом”, который в действительности являлся бессюжетной кинохроникой, записанной на улицах Москвы. Процесс съемки выглядел довольно бесхитростно: в кузов автомобиля поместили камеру, поставили за нее оператора и… все. В своей сути, весь фильм представляет собой безостановочную съемку уличной суеты – эдакий трибьют городской жизни.

Другое кино СССР

Не секрет, что Страна Советов в свое время по количеству снимаемых кинолент могла без каких-либо усилий соревноваться с Голливудом. И многие люди, выросшие в Советскую эпоху, да и те, кто родился уже в современной России, любят фильмы Рязанова, Гайдая, Данелия… Десятки картин разобраны на цитаты, и, даже те, кто с советским кинематографом знаком плохо, рано или поздно в своей жизни слышали фразы “Восток – дело тонкое!”, “Руссо туристо, облико морале”, ”Почем опиум для народа?” – всех и не перечислишь.

Но были и те режиссеры, чьи фильмы не устраивали руководство страны и могли пролежать на полках десятилетиями. Их не показывали в кинотеатрах. О них не писали в журналах и газетах. Даже сейчас, когда официально цензуры в стране нет, фильмы этих режиссеров вы вряд ли увидите на телеэкране. Ниже я представляю вам небольшую подборку режиссеров и по одному их произведению, на которые стоит обратить внимание, в случае если вам интересно советское авторское кино. Да и всем тем, кто под гнетом “попкорна” еще не разучился думать во время кинопросмотра, а также любителям хорошего творчества из категории “не для всех” крайне рекомендуется.

1. Генрих Габай (1923 – 2003 гг.)

Режиссер с очень сложной судьбой. Во время войны Генрих Саулович был стрелком-радистом, на своем бомбардировщике ПЕ-2 совершил 17 боевых вылетов. 25 Марта 1944 г. был сбит немецким истребителем и потерял в сражении левый глаз. Жестко приземлившись на территории противника, попал в плен, откуда позже сбежал. Только по счастливой случайности после окончания войны не попал в списки репрессированных.
После постоянных притеснений со стороны государственного руководства эмигрирует вместе с семьей в Израиль, а оттуда в США. Сразу же после отъезда Габая за рубеж все его фильмы были сняты с показа, некоторые уничтожены. На новом месте славы он не сыскал, оставшись никому не известным в СССР и никому не нужным в США.

Что стоит посмотреть?

“Лебедев против Лебедева”; 1965 г.

История скромного и нерешительного сотрудника НИИ, который видит себя в мечтах сильным и волевым красавцем. Постоянная борьба двух совершенно разных людей внутри главного героя приводит к постоянным конфликтам, и постепенно ему приходится выбрать, кем же ему все-таки быть.
Дуализм характера, поиск правильных решений жизненных проблем, тонкая аллюзия на советский антисемитизм и мерзкий сосед-стукач.

Фильм, чья прокатная судьба оказалась не менее печальной, чем судьба режиссера, разительно отличается от той массы кинолент, которые выходили в 60-е. Период оттепели, послаблений в искусстве – в фильмах того времени постоянно витал дух романтизма, порой даже откровенной наивности. В случае “Лебедева” все совсем иначе: хоть и не сложный для восприятия, но с вкраплениями сюрреализма и неореализма, этот фильм заставлял думать, а не впадать в дремотный экстаз, будто бы хорошенько надышался пропитанной эфиром тряпкой.

2. Алексей Герман (1938 – 2013 гг.)

Грузный человек с тяжелым, как наковальня, взглядом. Сняв всего шесть фильмов за свою творческую карьеру и отхватив целый ворох наград и премий, Алексей Юрьевич вошел в историю как один из самых требовательных режиссеров СССР (и России в том числе). Он мог снимать свои фильмы годами, постоянно перечеркивая сценарий, ссорясь с ведущими актерами и меняя технический персонал без остановки съемочного процесса.
Несмотря на то, что Герман был выходцем из очень интеллигентной и обеспеченной семьи, его фильмы, в особенности поздние, обладают свойством отталкивать неподготовленного зрителя не столько сложным для восприятия и максимально приближенным к кинохронике методом съемки, сколько натуралистичностью происходящего, что особенно заметно в его последней киноленте “Трудно Быть Богом”, которую режиссер снимал без малого 14 лет.

Что стоит посмотреть?

“Проверка на дорогах”; 1971 г. (вышел на экраны в 1985 г.)

Фильм, пролежавший “на полке” почти 15 лет, был вторым по счету в копилке отснятых фильмов у Алексея Германа. Еще во время съемок, режиссер получал угрозы от чиновников Госкино, что фильм с подобной фабулой необходимо переделать, иначе проката ему не видать. Но Герман настаивал на своем и по окончанию съемочного процесса одобрения, конечно же, не снискал.\
Чем же фильм так не угодил “слугам народа”?
Действие картины повествует о небольшом отряде партизан, действующих на оккупированной немцами территории Псковской области. Весьма неожиданно к ним сдается бывший перебежчик по фамилии Лазарев, который клятвенно божится, что осознал свои ошибки и хочет доказать свою верность родной стране. Конечно же, никто ему не верит, но так как отряд находится в затруднительном положении, командир вынужден довериться предателю.

Фильм разительно отличается от большинства военных фильмов, произведенных СССР. Никакой милитаристской бравады, никакой помпезности и пафоса. В кадре только усталые, голодные и утомленные войной простые люди (именно люди, а не солдаты без страха и упрека), которые каждый день проживают как свой последний. Нет ничего удивительного, что картине Германа закрыли путь в кинотеатры, ведь реалистично воссозданные на экране боевые действия и сложные моральные выборы никоим образом не способствуют поднятию духа населения. Того и гляди, начнут задумываться о вещах, о которых думать не следует.
Примечание: довольно трудно было выбрать фильм для рекомендации, так как у Германа, на мой скромный взгляд, каждая работа является в том или ином роде шедевром. Крайне рекомендую к ознакомлению со всем его творчеством, благо фильмов у него – по пальцам пересчитать.

3. Андрей Тарковский (1932 – 1986 гг.)

По неведомой причине Андрея Арсеньевича Тарковского на просторах бывшего СССР принято хаять и клеймить как полную бездарность, бессовестно изнасиловавшего одно из главных творений братьев Стругацких. Во всем остальном мире он признан гением и новатором, который сумел повлиять на развития всего кинематографа в целом. Какой позиции придерживаться, пусть каждый решает сам для себя. Неоспоримым же является тот факт, что Тарковский был в той небольшой горстке советских творцов, которые не собирались подстраиваться под массового зрителя и пытались донести свое творение в первозданном виде, всячески избегая холодный нож цензуры, даже несмотря на многочисленные запреты, лишения и критику.

До поступления во ВГИК Тарковский учился на арабиста в Московском институте востоковедения, однако бросил учебу из-за проблем со здоровьем. Вскоре отправился в научно-исследовательскую экспедицию в Сибирь, где прошел пешком сотни километров по безлюдной тайге. Вернувшись в Москву, с отличием окончил учебу на режиссерском факультете ВГИКа.
В 1980 г. эмигрирует в Италию и просит разрешения ему и его семье остаться там на три года, и, получив отказ, все равно решает не возвращаться, оставив сына в СССР. Всего 5 лет спустя получает диагноз рак легких и через год умирает.

Что стоит посмотреть?

“Сталкер”; 1979 г.

Пожалуй, одно из самых известных творений не только самого Андрея Арсеньевича Тарковского, но и всего Советского кинематографа в целом. Трижды переснимавшаяся “с нуля” картина, чей первый, уже готовый, вариант был по не осторожности уничтожен во время проявления пленки, сумела завоевать сердца и умы Западной публики, при этом заработав приз экуменического жюри в Каннах и ряд других наград калибром поменьше. Фильм, который довел до инфаркта – в прямом смысле – самого режиссера, который стоил тысячи нервных клеток братьям Стругацких и чиновникам Госкино, чьи бюджетные закрома худели с каждой новой попыткой заново проспонсировать многострадальную экранизацию.

Имея мало чего общего с оригинальной повестью “Пикник на обочине”, фильм повествует о трех путниках: разочарованном в жизни писателе, неразговорчивом профессоре и юродивом сталкере. Все вместе они идут к особому месту в “зоне”, где якобы исполняются любые желания.
Как и любой другой фильм Тарковского, “Сталкер” просто нужно смотреть, так как недосказанность, мрачная музыка, долгие панорамные съемки и огромное количество метафор и отсылок – все это нельзя описать словами, но это стоит того, чтобы дать кинокартине шанс.

Стоит ли говорить, что и по сей день этот фильм вызывает множество споров о глубине заложенного в ней смысла и о том, есть ли в ней смысл вообще. Как и в случае с отношением к самой личности Андрея Арсеньевича, решать исключительно вам.

4. Константин Лопушанский (1947 г.)

Один из самых закоренелых приверженцев авторского кино. Его фильмы вы сможете увидеть разве что на телеканале “Культура” в рамках ретроспективы советских независимых режиссеров, так как его работы слишком самобытны для показа в прайм-тайм. И ведь ничего в этом удивительного нет, так как Констанин Лопушанский был учеником Андрея Тарковского и активно помогал ему во время съемок “Сталкера”.
Почти все его работы можно охарактеризовать не столько как кинофильм, сколько как кинопритча. Блуждая по темным закоулкам человеческой души, Константин Сергеевич обнажает скрытые в людях пороки, глубокие личностные переживания и тоску, и все это происходит на фоне войн, катаклизмов и прочих, способствующих глубинной философии действий.

Что стоит посмотреть?

“Письма мертвого человека”; 1986 г.

Первая крупная работа Лопушанского представляет собой первую часть масштабной постапокалиптической трилогии “Письма мертвого человека” – “Посетитель музея” – “Русская симфония”, каждая часть которой была обласкана жюри на различных кинофестивалях и получила целый ряд престижных наград.

Первый фильм повествует о небольшой горстке выживших после ядерной войны людей, которые ежедневно ищут хотя бы малейший повод не сдаваться и жить дальше. Но, естественно, получается это не у всех. Среди вынужденных ютиться в подземке горстки людей живет ученый Ларсен, который отчаянно пытается обрести смысл всего происходящего и найти хотя бы крохотный лучик надежды, чтобы не обезуметь в этом более не дивном новом мире…
Картина очень депрессивная, и оставляет после себя горькое послевкусие. Поэтому лучше заранее настроить себя на просмотр достаточно тяжелого для восприятия материала.

***

Безусловно, я отметил лишь крайне небольшое количество советских творцов. В любом случае, я исходил, в первую очередь, из собственных предпочтений, и если вы не увидели в статье работ, которые так же достойны внимания, то не обессудьте.

А есть ли у вас любимые советские режиссеры?


Лучшие комментарии

Был бы смысл продолжать — что-то как-то не очень популярная тема, к сожалению, оказывается, судя по просмотрам/одобрениям)
Отличная статья. Много полезного узнал. Что ещё могли посоветовать из Тарковского? Увлёкся его творчеством.
Спасибо!

Если понравился Сталкер, то советую к просмотру Солярис.
Также если не отталкивает религиозная тематика и жестокое обращение с животными на экране, то обязательно стоит посмотреть Андрей Рублев.
Тогда советую посмотреть всю трилогию Лопушанского “Письма мертвого человека” – “Посетитель музея” – “Русская симфония”, она вся посвящена выживанию в пост апокалипсисе и поиску смысла и оправдания человеческой жизни.
Весьма тяжелые картины для восприятия
Кратко: Андрей Тарковский.
Отличный и качественный текст! Спасибо за ликбез)
Вот мой список фаворитов среди советских режиссеров:
1. Андрей Тарковский; 2. Элем Климов; 3. Михаил Калатозов.
P.S. Если интересует кино, читать и узнавать новое о советском и мировом кинематографе, то могу посоветовать энциклопедию Сергея Кудрявцева (российский кинокритик). Сейчас идет краудфандинг на издание второго тома энциклопедии. Предлагаю ссылку к ознакомлению)
planeta.ru/campaigns/kino2016
Хорошо и грамотно написано. Надеюсь автор будет продолжать данную тему. Отдельное спасибо за наводку на фильмы Лопушанского. Посмотрел «Письма мёртвого человека», действительно сильное кино. Из своих любимых советских нестандартных режиссеров (в дополнение к упомянутому Тарковскому) отмечу Абуладзе (картина «Мольба», в особенности) и Параджанова.
Отличный пост и шикарная рубрика. Плюсую и жду новых постов)
Надеялся увидеть «Сталинские кинотеатры», «Russian arm» и ещё какие-нибудь приёмы монтажа, но всёравно спасибо)). Будете ли продолжать?
Последний посмотрю, постапакалипсис, ядерные войны, всё это безумно интересно. Из советских режиссеров, которые нравятся вспоминаются банальные. Рязанов. Ростоцкий. Тарковский тоже, но его мало смотрел.
Читай также