Когда-то давно Джон Кармак сказал:
«Сюжет в игре, как сюжет в порнофильме. Он должен быть, но он не так важен».
Сегодня с ним поспорили бы не только Brazzers многие разработчики, не так ли? Особенно если дело касается инди, которые чаще всего «выезжают» именно на повествовательной части.
Но кое-кто (не считая самого Кармака, естественно) все же соблюдает это правило. Именно о таких играх и пойдет речь в этом посте.
Не баян, а классика.
Начать предлагаю с классического во всех смыслах Wolfenstein 3D. Это был первый шутер от первого лица, извиняюсь за тавтологию. Перед главным героем Уильямом Блажковичем встает задача бежать из замка Wolfenstein и свергнуть нацистский режим. Вооруженный огромным количеством оружия, он совершает геноцид нацистов и в конце убивает Гитлера, закованного в механическую броню. На этом сюжет себя исчерпывает. Немного, правда? Несмотря на это, игра стала прорывом в индустрии и была портирована на множество платформ, в том числе на SNES, Gameboy Advance и Amiga.
Тот самый DOOM.
Doom является одной из самых значимых игр в истории игровой индустрии. По крайней мере, так утверждает Википедия. Взяв в свои руки управление над безымянным и крайне неразговорчивым героем, игроку предстоит остановить армию Исчадий Ада, которые вырвались на свободу через врата, расположенные на спутнике Марса, Фобосе. Собственно, здесь сюжет опять-таки заканчивается, и начинается спинномозговой зубодробительный шутер, который, как и его «старший брат», Wolfenstein 3D, содержал огромное количество оружия и не менее огромное количество врагов. Кстати, Doom содержал в себе уровень из Wolfenstein 3D, где игрок мог отвлечься от истребления демонов и поистреблять нацистов.
Знакомьтесь — отец киберспорта.
Вышедший в 1996 году Quake стал тем шутером, которые сейчас носят звание «культовых» и «легендарных». Помимо этого, Quake так же заслуженно носит звание «отца киберспорта», ведь именно он стал первой игрой, по которой устраивались крупные чемпионаты. Quake был первой игрой, которая поддерживала карты, созданные игроками и поэтому это было одним из любимых занятий у фанатов.
Да, стоит упомянуть, что в игре был сюжет и одиночная кaмпания, состоящая аж из 28 уровней. Весь сюжет заключался в том, что на вашу военную базу напал неизвестный враг под кодовым именем «Quake», и нещадно пытается уничтожить ее и вас, телепортируя толпы врагов. Но разве нас это когда-то останавливало? :)
It’s time to kick ass and chew bubble gum!
В одном году с Quake вышел и Duke Nukem 3D. Первые две части серии были двухмерными платформерами, но третью часть разработчики из 3D Realms решили сделать в популярном в 90-х стиле Doom, с кучей спрайтов и коридоров. Игра является продолжением Duke Nukem II и повествует о том, как секретный агент Дюк Нюкем, возвращаясь в Лос-Анджелес, получает сигнал о вторжении инопланетян. Не долго думая, он берется за оружие и идет убивать пришельцев, пробиваясь к их лидерам.
Сам же Дюк Нюкем стал одним из самых колоритных персонажей в истории видеоигр. В отличие от молчаливого Думгая (главный герой Doom, если что) и такого же невыразительного героя Quake, Дюк постоянно шутит, а иногда даже ломает «четвертую стену», ругая игрока.
Ниндзя и демоны — что может быть лучше?
В 1997 году 3D Realms выпустили игру, названную Shadow Warrior. Главный герой игры, наёмник Ло Ван, проработав много лет «воином тени» на корпорацию «Зилла», узнает о планах корпорации призвать монстров из других измерений и с их помощью поработить человечество. А еще они его учителя убили. И он будет мстить. И мстя его будет страшна!
В игре большинство спрайтов было заменено на вокселы, хотя и не везде. Также движок позволил размещать одно игровое помещение над другим и ввести в игру управляемые транспортные средства, большинство из которых вооружены.
В 2013 году студия Flying Wild Hog выпустила ремейк игры, а уже совсем скоро свет увидит продолжение.
Сжечь его!!!
Отмотаем время на 3 года назад, когда Raven Software, посредством id Software, выпустила игру Heretic. Не совсем понятно, какое отношение это название имеет к игре, ведь управлять нам придется эльфом, сражающимся со Змеиными Наездниками во главе с Д'Спарилом… А, я понял, почему игра называется Еретик. Вы посмотрите на эту ересь, которая здесь вместо сюжета!
Несмотря на слегка упоротый странный сюжет, геймплейно игра не сильно отличается от Doom. Единственное нововведение — возможность смотреть не только по сторонам, но и вниз, и вверх.
Позже вышло «расширенное издание» — игра Heretic: Shadow Of The Serpent Riders, включающая в себя два дополнительных эпизода. А кто-то про третью главу в MGSV ноет. Тут люди вообще почти половину игры изначально не получили.
Первая игра на Unreal Engine.
1998 год, не за горами XXI век. Поэтому компания Epic MegaGames (позднее ставшая просто Epic Games) решила не использовать движок Quake, который использовали все, кому не лень, и везде, где только можно, и создала Unreal Engine. Над названием игры особо не заморачивались, и назвали ее в честь движка — Unreal. Или это движок назвали в честь игры…
Сюжет следует «канону по Кармаку» и не отличается особым изяществом. Вы — заключенный на космическом корабле, который упал на планету На Пали. Ну и все, собственно. Выбирайтесь с планеты, используя огромный (на тот момент — самый огромный) арсенал оружия и убивая огромное (самое огромное) количество врагов.
Так как игра была создана не на Quake Engine, то между ней и, собственно, Quake, разразились настоящие баталии. В технологическом плане она была совершенней Quake, но в Unreal не было мультиплеера, что и было исправлено в Unreal Tournament.
Supershotgun, мать его!
Снова искажаем время и вновь оказываемся в 1994 году, через год после выхода оригинального Doom. Именно в этом году свет увидела вторая часть серии — Doom II: Hell on Earth. Как можно догадаться из названия, действие игры будет происходить на Земле, куда DoomGuy вернулся после уничтожения всего потустороннего на Марсе и его спутнике. Но, как оказалось, Исчадия Ада каким-то образом попали на Землю и сделали ее своим новым домом. Угадайте, что будет делать DoomGuy? :)
Игра ни чем не отличалась от оригинала, кроме дизайна локаций (это теперь Земля, а не Марс). Геймплейно, графически и технологически это был все тот же Doom. Хотя, одно отличие все же было. ДВУСТВОЛКА!!! Именно в Doom II впервые появился supershotgun, который стал самым мощным оружием в игре (не считая ракетницы и BFG9000). Позже супердробовик появлялся во многих шутерах, и приобрел статус «легенды», наряду с BFG из Doom и RailGun из Quake III.
Крутой парень по имени Сэм
Вспоминая о спинномозговых шутерах, стыдно было бы не упомянуть о Serious Sam.
Первая часть, Serious Sam: The First Encounter, вышла в 2001 году и рассказывала о начале противостояния Сэма и Ментала, захватившего Землю. Позже следовали многочисленные путешествия во времени, а в 2011 году был выпущен приквел — Serious Sam 3: BFE.
Главным отличием Serious Sam от остальных игр подобного жанра было то, что на игрока постоянно нападали огромные толпы врагов, преимущественно на открытых пространствах. Также Сэм любит шутить, а игра наполнена различными пасхалками и отсылками.
Стоит отметить и саундтрек, который всегда был неотъемлемой и, безусловно, важной частью игры.
Был в Чистилище до того, как это стало Сверхъестественным.
Начался XXI век, и игры стали заметно хорошеть. Тут и Max Payne, и GTA 3, и еще куча всего, чего я не помню, в силу своего возраста. Но не об этом речь. В 2004 студия People Can Fly выпустила игру Painkiller. Как позже говорили разработчики, они заимствовали часть элементов из Doom, Serious Sam и Quake.
Главный герой — Дэниел Гарнер — умер 30 лет назад в автокатастрофе, и теперь находится в Чистилище, но его жена — в Раю. Тут появляется архангел Самаэль и предлагает ему сделку — Дэниел должен убить 4-х генералов Люцифера, дабы попасть к жене. Позже игрок узнает, что все не так просто и для того, чтобы узнать продолжение истории, будет вынужден пройти другие части игры.
Хоть в Painkiller и присутствует более-менее внятный сюжет, основной упор игра делает на геймплей и саундтрек — и с этим здесь все в порядке. Убивать демонов, ведьм и прочую нежить действительно весело и интересно, особенно под аккомпанемент польской метал-группы Mech.
Второе Пришествие случилось в 2002.
В 2002 Croteam, выпустившие за год до этого Serious Sam: The First Encounter, выпустили Serious Sam: The Second Encounter, которая была аддоном к первой части и помогала закончить историю, начатую в ней. Отличий от оригинала было немного: изменили дизайн уровней и добавили несколько новых видов оружия и врагов. Действие переместилось из Египта в тропические джунгли, что благоприятно сказалось на внешнем виде игры.
Саундтрек для игры был написан хорватской группой Undercode и главным композитором серии, Дамьяном Мравунацем.
В 2010 году было выпущено переиздание на движке Serious Sam 3: BFE.
Название — одно, игры — разные.
За 5 лет до Serious Sam: The Second Encounter (да, я люблю ломать хронологию повествования) Activision издала Quake II, разработанную все теми же id Software.
Вопреки логике и здравому смыслу, Quake II — не продолжение оригинальной Quake. Более того, это — две абсолютно разные игры.
Первоначально id не планировала дать игре название, связывающее её с Quake, но из-за того, что многие названия, которые им приходили в голову, уже где-то использовались, им пришлось остановиться на старом названии. Кроме того, присутствовал и корыстный момент, поскольку Quake уже превратился в раскрученную, хорошо продаваемую торговую марку.
Но игру по-прежнему делали id Software, поэтому сюжетом она не выделялась. Целью игры было закрытие портала, через который инопланетные захватчики попадают на Землю. В ходе игры нам придется убить не одну сотню этих самых захватчиков, при этом используя пусть и не самый большой, но все же внушительный арсенал оружия.
Главным отличием от первой части, помимо того, что игры абсолютно разные, было и то, что Quake II не имел мультиплеера, даже локального.
Кстати, в игре 10-м оружием является BFG10000 (BFG 10K) — улучшенная версия BFG9000 из Doom.
Кто-то украл нашу игру!!!
Спустя некоторoе время из офисов Epic Games была украдена альфа-версия игры, возможности которой были продемонстрированы на выставке E3.
Возможно, именно поэтому разработчиками Unreal II: The Awakening числится не Epic Games, а некая Legend Enterteiment, выпускавшая до этого только текстовые квесты.
Сюжетно игра более насыщена, чем оригинал. Нам придется взять на себя управление Джоном Далтоном, который со своей командой обнаруживает несколько могущественных артефактов. Ну, и естественно, ни ему одному нужны были эти артефакты.
От оригинала игру отличало использование движка Unreal Engine II, что сделало ее более красивой и позволило привнести частичку вертикального геймплея.
В игре был мультиплеер, который послужил основой для целой серии Unreal Tournament.
На моем движке до сих пор игры делают!
В 1999 году id Software выпустила шутер, ставший настоящей легендой в мире киберспорта. Что уж говорить, чемпионаты по Quake III: Arena проходят до сих пор.
Несмотря на то, что все играли в мультиплеер, в игре был и однопользовательский режим. И даже сюжет, заключавшийся в том, что мы, в роли гладиатора, должны были пройти все круги Арены, а в конце сразиться с ее Чемпионом.
Но кому нужен сюжет, когда есть мультиплеер? Четыре режима, ежегодные турниры и кучи модификаций, самыми популярными из которых были DeFrag и Challenge ProMode Arena, причем последний регулярно применялся на чемпионатах.
Серьезность превыше всего!
Наступил 2005 год. Началось долгое ожидание продолжения Half Life 2. Но были люди,такие как я которым было все равно. Они играли в Serious Sam II. И это была именно вторая часть, а не аддон, как это было в случае с The Second Encounter.
Как и полагается сиквелу, игра продолжала сюжет первой части. Теперь Сэму нужно было собрать все части «Медальона силы», с помощью которого можно раз и навсегда победить Ментала. Этим игрок и будет заниматься на протяжении всего игрового времени.
Добавлено несколько новых видов оружия и несколько видов врагов (хотя, казалось бы, куда еще больше?), благодаря чему поиски «Медальона» становятся не такими уж и простыми.
Возвращение к истокам
Спустя 2 Doom'a и кучу никому неизвестных Еретиков (ага, их было несколько, но каждая последующая часть скатывалась все ниже и ниже и в 1998 серию закрыли) id Software решила вернуться к истокам. Так, в 2001 году, совместными усилиями Gray Matter Interactive, id Software и Nerve Software, свет увидел сиквел легендарного Wolfenstein 3D — Return to Castle Wolfenstein. Из названия понятно (вообще, у id Software названия всегда понятные, это вам не Undertale какой-нибудь), что нам придется вернуться в замок Wolfenstein. Играть предстоит за все того же «BJ» — Уильяма Блажковича (существуют варианты: Бласковиц, Блажковиц, Бласкович и даже Блэскоу), перед которым стоит задача свергнуть планы Генриха Гиммлера по завоеванию мира с помощью армии собственноручно состряпанных монстров-нацистов. Наверняка вы уже догадались, кто будет главным антагонистом.
Благодаря движку id Tech 3 (на нем был сделан Quake III) игра стала намного красивее (глупо сравнивать ее с 3D, но все-же придется), избавилась от спрайтов и коридоров. Хотя насчет последнего не уверен. Благодаря ему же в игре появились летающие противники, большие открытые пространства и куча нового оружия.
Пора закончить начатое!
Нет, это не конец поста ахахахахахахахахахаха, просто в Painkiller: Battle Out Of Hell, главный герой, Дэниэл Гарнер, заканчивает то, что начал в первой части — добивает остатки армии Люцифера. Только не совсем понятно, почему игру назвали Битва вне Ада (перевод дословный и ни на что не претендует), ведь большую часть времени Дэниэл проведет именно там.
Помимо новых локаций, в игру добавлены два новых вида оружия — Bolt Gun, являющийся более мощной альтернативой коломету, и Rifle — винтовку, стреляющую очередями по 8 пуль. Интересен альтернативный режим стрельбы у винтовки — FlameThrower. Да-да, огнемёт. Painkiller всегда был богат на различные упоротые интересные комбинации оружия.
Убей толпу зомби из минигана, да так, чтобы было красиво!
Мне уже самому надоели эти прыжки во времени В 2009 году The Farm 51, образованная выходцами из People Can Fly показала свету свое новое (и первое, между прочим) творение — Necrovision. Игра вышла с багами и ошибками, плохой оптимизацией и устаревшей (ну как бы движок первого Painkiller'a) графикой. Но те, кто смог поиграть, высоко оценил ее и смог поведать Википедии про сюжет как будто вы не знаете, откуда я это все взял?, который, как водится, прост (иначе что бы она делала в этом посте?) — группа американских солдат времен Первой Мировой находит лабораторию немецкого ученого, в которой он делает жутких монстров из ничего не подозревающих немецких солдат.
Куча оружия, куча монстров, магия — все в одном флаконе и заправлено декорациями Первой Мировой. Что может быть лучше?
У него передозировка! Срочно в реанимацию!
На самом деле реанимация Painkiller: Overdose не требовалось — все было более чем хорошо. Да, игра получила смешанные отзывы критиков но меня это не волнует, но после выхода последующих частей все изменили свое мнение.
Играть нам придется не за Дэниэла Гарнера, а за Белиала.
За много тысячелетий до событий игры противоестественный союз ангела и демонессы породил уникальное существо — полуангела-полудемона — Белиала. Это существо обладало искусством создания порталов и управления временем. Однако оно было слишком могущественно. Оно происходило из обоих миров и не принадлежало ни к одному из них.
После того, как Гарнер убил Люцифера, Белиал вырвался на свободу и начал мстить. Всем. И всему.
Арсенал изменился, появилось несколько новых видов оружия и слегка поменялись старые. А вот враги остались те же. Кроме боссов — боссы другие.
Overdose является логическим мостиком между второй частью и ремейком — Painkiller: Hell&Damnation, и, по заверению авторов, события ее разворачиваются во время второго Painkiller'a.
А вот ему точно нужна реанимация!
Стоило People Can Fly отойти от разработки Painkiller, как с серией началось твориться что-то, что в Интернете принято называть «Awful RRR», то есть Resurrection, Redemption и Recurring Evil. Первой в списке значится Resurrection — про нее и расскажу.
Сюжет игры взял и вообще ушел от канона.
Сюжет игры разворачивается вокруг главного героя Уильяма «Билла» Шермана. Билл — элитный наёмный убийца, погибает от взрыва взрывчатки C4, которую сам же и заложил для ликвидации группы бандитов.
Элитный наемник, подорвавшийся на своей же взрывчатке… Сильно, ничего не скажешь.
Потом наш Илитный наемник попадает в Чистилище (оригинальность из всех щелей), где ему предлагает сделку ангел (где-то мы это уже видели, нет?), выполнив которую, Билл вернется на Землю (ну хоть здесь что-то свое придумали). И начинается то, что было раньше — уничтожение старых монстров из старого оружия.
Собственно, вся «Awful RRR» является фанатскими модификациями, которые были доведены до состояния полноценной игры. Сюжеты — под стать фанатским модификациям — тут и альтернативные концовки, которые в последствии окажутся каноничными, и внезапное появление Белиала и Дэниэла (а ведь еще не было Hell & Damnation), и постоянная смена властителей Ада…
Единственным плюсом являлось то, что игры запускались на любом ведре — даже в Recurring Evil, вышедшей в 2012 году использовался движок первого Painkiller'a (а вы еще шутите про COD и движок Quake III).
People Can Fly времени даром не теряли.
Пока фанаты и абсолютно неизвестные разработчики делали «Awful RRR», People Can Fly, вместе с Epic Games не сидели сложа руки и делали Bulletstorm.
Сказать, что эта игра хороша — ничего не сказать. После долгого затишья на фронте зубодробительных спинномозговых шутеров Bulletstorm стал глотком свежего воздуха для любителей убить кучу противников из кучи оружия, не особо вдаваясь в сюжет.
Одним из нововведений было то, что за особо изощренные и сложные (технологически) убийства давали дополнительные очки, за которые можно было прокачивать оружие и покупать патроны для него.
О Bulletstorm'e можно рассказывать часами, но проще взять, и самому поиграть в нее, тем более скоро начинается Летняя Распродажа в Steam просто устал писать уже.
Чего ты такой серьезный?
Serious Sam 3: BFE стал приквелом к первой игре, хоть и вышел значительно позже (в 2011 году, если что). Игра приобрела новый движок, новый саундтрек и новый сюжет. Теперь нам рассказывали историю того, почему именно Сэма отправили в прошлое, чтобы убить Ментала.
Было добавлено несколько новых видов оружия (либо я слепой и не видел их в прошлых частях), несколько новых врагов — в общем, все, как обычно.
Саундтрек в жанре heavy-metal только подчеркивает остроту всего, что происходит на экране (хотя его почти никогда не слышно из-за ****ых камикадзе). А на экране происходит то же, что и всегда — ураганный шутер с невероятным количеством противников и не менее большим арсеналом.
А давайте забудем про «Awful RRR»?
Именно так решили разработчики из The Farm 51, создавая Painkiller: Hell & Damnation. Игра являлась прямым продолжением Overdose, хотя Белиал здесь появится в самом конце (спойлеры!!1!). Дэниэл узнает, что сделка была фальшивой, и Раю просто нужен был кто-то, чтобы сделать за них грязную работу и убрать Люцифера. И теперь он идет к Жнецу, дабы заключить с ним новую сделку. Все вытекающие из этого последствия прилагаются.
Геймплейно игра не отличалась от предшественников вообще никак. Все тот же тир с миллиардами болванчиков, которых нужно убивать из огромного количества оружия.
А вот графически игра преобразилась — бывшие People Can Fly все же додумались поменять движок и за основу взяли Unreal Engine 3, благодаря чему ремейк заиграл новыми красками (всеми оттенками черного) и приобрел более или менее сносную физику.
Вот такими были игры, разработчики которых придерживались высказывания Джона Кармака о сюжете в играх. Да, со временем сюжеты становились все запутаннее и глубже, но все же своей главной особенности — ураганного геймплея с толпами врагов — игры не потеряли.
Прошу простить, если забыл что-то упомянуть (а я наверняка что-то забыл), ведь игр так много, а я — всего один. Напишите в комментариях, что бы вы добавили в этот своеобразный рейтинг. За сим откланяюсь.
Лучшие комментарии